Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос Необходимость, сущность, определение управленияВопрос Роль и место цели в управлении: определение, виды, критерии, иерархия. Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. Цель - это понятие, выражающее идеальное предвосхище-ние результата деятельности, - это, как известно со времен Аристотеля, - «то, ради чего».Организационная цель - это идеальный проект будущего состояния организации. Я.B. Радченко определяет основные функции организационных целей: 1. Целевое назначение управления - выработка целенаправ-ленного воздействия. 2. Благодаря цели "управления можно уяснить категорию «закон управления 3. Организационные цели служат задаче легитимации. Легитимация есть узаконение, признание организации ее внешней средой.4. Цели выступают ограничителями организационного поведения людей.5. Цели выступают мотиватором организационного поведе-ния. Они побуждают организацию искать и находить средства их достижения.6. Цели организации способствуют сокращению уровня нео-пределенности в развитии и функционировании организации (упрощается процесс принятия управленческих решений. 7. Цели организации, в том случае если они не противоречат целям персонала помогают развивать в работниках чувство преданности и сопричастности к судьбе организации. 8. Цели помогают обучению организации и ее персонала. Миссия образует фундамент для установления целей всей организации, а также ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Для упорядочения всего множества целей организации при-меняют их группировку (классификацию) по определенным критериям. 20 вопрос Стратегическое планирование. Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды. Стратегическое планирование — сущностная основа стратегического менеджмента.Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. задача – обеспечение нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Общая модель стратегического планирования и стратегического менеджмента. Миссия организации®цели организации®оценка и анализ внешней среды®управленческое обследование сильных и слабых сторон организации®анализ стратегических альтернатив®выбор стратегии®реализация стратегии®оценка стратегии®миссия организации Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных операций и процедур. Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения интересов перспективы всей корпорации. Он должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволет ей заниматься подбором кадров в соответствии со своей особенностью. Этот план направляет сотрудников, помогает продавать изделия или услуги. Для анализа тенденции изменения внешней среды фирмы используется техника анализа ПЭСТ, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Но кроме этого, нельзя не учитывать такие факторы, как правовой, природный, демографический, культурный ит. д. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед компаниями. SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы, а также внешних возможностей и угроз. Первый этап SWOT-анализа. На первом этапе исследования компания составляет список своих слабых и сильных сторон. Второй этап SWOT-анализа. Компания составляет список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде. На третьем этапе SWOT анализа определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется матрица SWOT. На четвертом этапе оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом. Вопрос Требования, предъявляемые к менеджеру-профессионалу. Общая способность к управленческой деятельности Фактор эффективности — движущая сила какого-либо процесса или явления. Изучение научных разработок в области менеджмента показывает, что зарубежные авторы постоянно пытались найти факторы эффективности управления, чтобы дать менеджерам фирм практические рекомендации эффективного управления. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.а) Производительностьаппарата управления может определяться как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации.б) Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование.в) Адаптивностьсистемы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. г) Гибкостьхарактеризует свойство персонала аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи д) Оперативностьпринятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов. е) Надежностьаппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К ним относятся: количество звеньев системы управления, уровень централизации, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.Важными требованиями являются способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта. Вопрос – ( стр307) Вопрос Необходимость, сущность, определение управления Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактом разделения труда. Именно это сделало труд общественным. Общественный труд — это деятельность людей, связанных разделением труда, т, е. это совместная деятельность, предполагающая кооперацию труда. Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой— социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, существования и развития общества. В любой организаций существуют две внутренние органичные формы разделения труда. 4 вопрос Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управление - это всеобъемлющая категория. Характеризуя окружающий мир исследователи выделяют 3 компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать классификацию процессов управления по его основным классам: - процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук; - процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук; - процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук. 5 вопрос Характеристика управленческого труда. Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются, с одной стороны, целями и задачами, которые он решает, с другой, содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, то есть его предметом, средствами и самим трудом. При всем многообразии аспектов управленческой деятельности не следует забывать о том, что труд менеджера, является творческим: он самостоятельно создает новые оригинальные идеи в решения. Повседневный труд менеджера часто связан с поиском нестандартных решений, новых подходов, разработкой и использованием собственных приемов и методов, новых форм работы. 6 вопрос Классификация управленческих работников. Типы менеджеров и уровни управления.Центральное место в управлении занимает руководитель — возглавляющий определенный коллектив работников, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. Особое положение руководителя как субъекта управления определяется: а) наличием у него властных, полномочий для осуществления управляющего воздействия; б) сосредоточением в его деятельности практически всех основных функций управления; в) большой психологической напряженностью труда руководителя. Кроме того, к управленческому труду относятся специалисты (инженеры, техники, экономисты) — работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Служащие (технические исполнители) — работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они призваны выполнять информационно-технические операции. Это, например, секретари, машинистки, архивариусы и др. Разделение труда — это специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низшего, среднего и высшего. К низшему, техническому, уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении непосредственных исполнителей. Они находятся над рабочими и другими работниками в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за использование ресурсов, таких как сырье и оборудование. Средний, управленческий, уровень — самый многочисленный, он включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Высший, институциональный, уровень — это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. Горизонтальное разделение труда — разделение всего объема работы на многочисленные небольшие специализированные звенья. Выделяют пять подсистем такого разделения труда: персонал, исследования разработки, маркетинг, производство, финансы. 7 вопрос Функции управления: состав, эволюция, операции. Во-первых, функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управления дает понимание содержания управленческой деятельности. В.И. Рыкунов полагает, что это: - информационно-аналитическая; - планирование; - организация; - координация; - регулирование; - контроль; - руководство. А. Файоль выделил пять функций управления.К числу основных функций управления относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Планирование представляет собой форму проявления целенаправленного воздействия на объект управления, предусматривающую выработку и постановку целей и задач в сфере управления организации, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей. Организация — это форма проявления целенаправленного воздействия на объект управления. Координация — это форма проявления целенаправленного воздействия на объект управления, предусматривающая обеспечение необходимой согласованности их действий как элемента реализации намеченных планов. Стимулирование — это форма проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей путем побуждения их к действию, предусматривающая обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации этих планов. Контроль — это форма проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации этих планов. По нашему мнению, в перечень основных (общих) функций управления входят:1. Планирование.2. Организация.3. Мотивация и стимулирование труда.4. Контроль.5. Маркетинг.6. Инновационная деятельность.7. Развитие человеческих ресурсов.8. Управленческое консультирование. 8 вопрос Роли руководителя. Виды и направления социальной ответственности менеджеров. Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно. В управлении людьми руководитель выполняет ряд ролей. В отечественных исследованиях отмечаются такие роли руководителя: 1) администратора; 2) организатора; 3) специалиста; 4) воспитателя; 5) коммуникатора 6) общественного деятеля; 7) предпринимателя. В широком смысле социальная ответственность — это осознание своего долга перед обществом, коллективом, индивидом и др. Социальная ответственность в узком смысле — это обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей. Социальная ответственность и корпоративная этика оцени-ваются сегодня ведущими специалистами менеджмента как один из главных потенциалов компании. В связи с этим менеджмент просто обязан выполнять новую социальную функцию, и эффективность работы менеджеров не может определяться только прибылью. Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из монетаристской, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Е. Примаковым были сформулированы актуальные направления предпринимательской активности в части социальной ответственности: 1. Участие в решении проблем в сфере трудовых отношений, преодоление огромных «ножниц» в оплате труда, прекращение практики неформального трудового найма. 2. Борьба с бедностью. Адресная поддержка беднейших слоев населения. Целевое финансирование предпринимательскими структурами социальных объектов на территории. 3. Благотворительная помощь детям. 4. Борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. 5. Развитие человеческого фактора; создание центров по подготовке рабочих кадров, поддержка талантливой молодежи. 6. Поддержка и развитие нравственной культуры, опирающейся на человеческую солидарность и социальную справедливость. 7. Ответственность за общую экологическую ситуацию. 9 вопрос Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента. Управленческое консультирование.Составные компоненты социально-хозяйственной системы, поддерживающей и обслуживающей ее развитие и функции. 10 вопрос Сущность и понятие механизма управления. Под механизмом управления понимается внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывается управление как явление социальной жизни. Механизм является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его осуществления. Сущность данного понятия состоит в том, что оно интегрирует основные элементы управления, позволяет раскрыть их взаимозависимость и порядок реализации. Можно сказать, что механизм является связующим звеном между теорией управления и практикой. Механизм управления проявляется, прежде всего, посредством управленческих отношений, то есть взаимосвязей в ходе управленческой деятельности, которые должны исходить из функций, осуществляемых в системе управления, составляющих его содержание, реализуемых в порядке, определенном процессом управления, путем использования соответствующих методов на основе принципов управления.Процесс управления — это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. По мнению В.И. Рыкунова, в данной формуле отражается сущность механизма управления. Его компоненты не просто перечисляются, а показан порядок их реализации. Ниже будут раскрыты все компоненты в отдельности, их сущность, содержание, значение. Система управлениями управленческие отношения составляют основу механизма управления. Системой управления является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть запланированного результата. Управленческие отношения — это взаимосвязи и взаимозависимости элементов. 11 вопрос Управленческие отношения в системе управления. Управленческие отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются в процессе выполнения функции управления между руководителями различных уровней, между руководителями и подчиненными, между всеми подразделениями в организации. Виды У.О.:Отношения субординации. Отношения реординации. Отношения взаимодействия. Управленческие отношения представляют собой сложную социальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления. Управленческие отношения носят непреходящий характер Управленческие отношения выступают в более или менее развитой форме в качестве структурного элемента общества на любой стадии. Они возникают с появлением человеческого общества и будут существовать до тех пор, пока существуют общности и объединения людей. Управленческие отношения содержат в себе два начала: субъективное и объективное. С субъективной стороны они представляют собой результат сознательных действий участников управленческой деятельности, которые отражают отношения друг к другу субъекта и объекта, а также их морально-психологическое состояние. С объективной стороны эти отношения находятся в причинно-следственной связи с естественным развитием. Объективность управленческих отношений проявляется прежде всего в том, что они отражают уровень развития общества, который людьми может быть достигнут только при условии соблюдении законов и закономерностей социального развития, а также сформулированных в соответствии с ними принципов, которые одновременно отражают особенности этапа развития общества и уровня развития науки. Нам представляется что управленческие отношения, являются стержнем механизма управления, представляют собой особенное социальное отношение в организации, Т. е. это отношение, в которое вступают объекты и субъекты управления, по поводу подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений. Эти отношения складываются в разных плоскостях; между целью и средствами ее достижения; между управляющей и управляемой подсистемами; между решением и исполнением. Это свидетельствует о множественности форм проявления данных отношений, составляющих основу управляемости организацией. 12 вопрос . Законы, закономерности управления.Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. Объективные законы управления - это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, системой управления и социальной средой. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления. Реализация законов зависит от многих условий (переменных), прежде всего, от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта. Роль законов управления выражается в том, что они: 1)образуют теоретический фундамент науки; 2)способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному; 3)позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; 4)позволяют анализировать зарубежный опыт; 5)выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития. Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления. Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться на выводы кибернетики. Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Закон управления -зависимость «выхода» системы, или значения ее целевой функции, от «входа» системы, или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды, то есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения. Категория «закон» относится к той же группе категорий. что и «закономерность». В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона. 13 вопрос Основное отношение и основное противоречие в менеджменте 14 вопрос Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.Принцип: 1) основное исходное положение какого-либо учении, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности; 3) основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования механизма управления и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Принципы работы с информацией: принцип объективности, Принцип адекватности,Принцип обогащения, Принцип перехода информации. Организационные Принципы :Принцип целеполагания - один из важнейших Принципов управления - можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Принцип основного звена. Принцип оптимальности и эффективности.Принцип регламентации задач и функции. Принцип обоснованности Принципы работы с персоналом: Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности Принцип создания благоприятных условий для работы.Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности. Принцип постоянного повышения квалификации. Принцип Обеспечения творческой инициативы. 15 вопрос Эволюция теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях. Научный менеджмент.Отправным пунктом развития научного менеджмента называют 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924), президент мануфактурной компании на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков. Объектом исследования Ф. Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого Ф. Тейлор выдвинул принципы управления: - первым принципом является - разделение труда. второй принцип - соответствие типов работников видам работ; - третий принцип- измерение труда.- четвертый принцип - задачи-предписания. - пятый принцип - программы стимулирования.- шестой принцип - труд как индивидуальная деятельность. - седьмой принцип - экономические стимулы. - восьмой принцип - исключительная роль менеджеров. - девятый принцип: роль профсоюзов должна быть сведена к минимуму. Самым существенным вкладом школы научного менеджмента является открытие нормативного метода в уп< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |