Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Необходимость, сущность, определение управления

Вопрос Роль и место цели в управлении: определение, виды, критерии, иерархия.

Цель - это желаемое состояние объекта в будущем.

Цель - это понятие, выражающее идеальное предвосхище-ние результата деятельности, - это, как известно со времен Аристотеля, - «то, ради чего».Организационная цель - это идеальный проект будущего состояния организации. Я.B. Радченко определяет основные функции организационных целей: 1. Целевое назначение управления - выработка целенаправ-ленного воздействия. 2. Благодаря цели "управления можно уяснить категорию «закон управления 3. Организационные цели служат задаче легитимации. Легитимация есть узаконение, признание организации ее внешней средой.4. Цели выступают ограничителями организационного поведения людей.5. Цели выступают мотиватором организационного поведе-ния. Они побуждают организацию искать и находить средства их достижения.6. Цели организации способствуют сокращению уровня нео-пределенности в развитии и функционировании организации (упрощается процесс принятия управленческих решений. 7. Цели организации, в том случае если они не противоречат целям персонала помогают развивать в работниках чувство преданности и сопричастности к судьбе организации. 8. Цели помогают обучению организации и ее персонала. Миссия образует фундамент для установления целей всей организации, а также ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Для упорядочения всего множества целей организации при-меняют их группировку (классификацию) по определенным критериям.

20 вопрос Стратегическое планирование. Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды.

Стратегическое планирование — сущностная основа стратегического менеджмента.Стратегическое планирование представляет собой набор дей­ствий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

задача – обеспечение нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Общая модель стратегического планирования и стратегического менеджмента.

Миссия организации®цели организации®оценка и анализ внешней среды®управленческое обследование сильных и слабых сторон организации®анализ стратегических альтернатив®выбор стратегии®реализация стратегии®оценка стратегии®миссия организации

Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую из многих взаимосвязанных операций и процедур.

Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения интересов перспективы всей корпорации. Он должен обосновы­ваться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом инфор­мации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволет ей заниматься подбором кадров в соответствии со своей особенностью. Этот план направляет со­трудников, помогает продавать изделия или услуги. Для анализа тенденции изменения внешней среды фирмы используется техника анализа ПЭСТ, позволяющая более ши­роко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. Данная методика предполагает изучение четырех основ­ных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: полити­ческих, социальных, экономических, технологических. Но кроме этого, нельзя не учитывать такие факторы, как правовой, при­родный, демографический, культурный ит. д. Внешние обстоя­тельства порой приводят к образованию абсолютно новых рын­ков сбыта, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед компаниями. SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней сре­ды фирмы, а также внешних возможностей и угроз. Первый этап SWOT-анализа. На первом этапе исследова­ния компания составляет список своих слабых и сильных сто­рон. Второй этап SWOT-анализа. Компания составляет список возможностей и угроз, заключенных во внешней среде. На третьем этапе SWOT анализа определяется взаимоза­висимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется матрица SWOT. На четвертом этапе оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом.

Вопрос Требования, предъявляемые к менеджеру-профессионалу. Общая способность к управленческой деятельности

Фактор эффективности — движущая сила какого-либо процесса или явления. Изучение научных разработок в области менеджмента пока­зывает, что зарубежные авторы постоянно пытались найти фак­торы эффективности управления, чтобы дать менеджерам фирм практические рекомендации эффективного управления. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.а) Производительностьаппарата управления может опреде­ляться как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления ин­формации.б) Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование.в) Адаптивностьсистемы управления определяется ее спо­собностью эффективно выполнять заданные функции в опреде­ленном диапазоне изменяющихся условий. г) Гибкостьхарактеризует свойство персонала аппарата уп­равления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи д) Оперативностьпринятия управленческих решений харак­теризует современность выявления управленческих проблем и та­кую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости на­лаженных производственных и обеспечивающих процессов. е) Надежностьаппарата управления в целом характеризует­ся его безотказным функционированием.

Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К ним относятся: количество звеньев системы управ­ления, уровень централизации, принятые нормы управляемос­ти, сбалансированность распределения прав и ответственности.Важными требованиями являются способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансиро­ванность и непротиворечивость показателей. При оценке эффек­тивности отдельных мероприятий по совершенствованию систе­мы управления допускается использование основных требова­ний к их выбору — максимальное соответствие каждого пока­зателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полно­та отражения достигаемого эффекта.

Вопрос – ( стр307)

Вопрос Необходимость, сущность, определение управления

Необходимость управления обусловлена в первую очередь фактом разделения труда. Именно это сделало труд обществен­ным. Общественный труд — это деятельность людей, связан­ных разделением труда, т, е. это совместная деятельность, пред­полагающая кооперацию труда. Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой— социально-истори­ческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следовательно, как совместный труд людей составляет осно­ву всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, суще­ствования и развития общества. В любой организаций существуют две внутренние органич­ные формы разделения труда.
Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение груда. Вторая называется вертикальным разделение труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий.
В многообразии подходов к определению понятия управле­ния сложилось два основных, получивших наибольшее распро­странение.
Первый отражает представление о сущности управления как функции общественного труда и как специфического вида трудовой деятельности.
Второй подход к определению понятия управления связы­вает данную суть с целенаправленным воздействием на коллек­тивы людей, занятых в общественном производстве.
Понятие «управление» обозначает преимущественно внешнее целеполагающее воздействие на систе­му, воздействие, являющееся фактором сохранения и стимулирования определенной направленности саморазвития системы.
Под субъектом управление понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления, то есть тем, на что направлено вла­стное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-эко­номические системы и процессы.

4 вопрос Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управление - это всеобъемлющая категория. Характеризуя окружающий мир исследователи выде­ляют 3 компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать классифика­цию процессов управления по его основным классам: - процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук; - процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изу­чения естественных наук; - процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяемся на основных 2 подкласса: управление индивидуальной деятельностью и управление коллективной деятельностью, и на три вида; - административно-государственное управление - управление социально-культурной сферой - управление производственной сферой
Классификация видов социального управле­ния соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая, культурная, экономическая, Таким образом, объектам изучения в социальном управле­нии выступают социальные системы, а предметом – система управления ими.
Управление
— более широкое понятие, чем менеджмент. Во-первых, они различаются по объекту управления. Объекты социального уп­равления в человеческой истории многообразны — это племена, войска, государства. Объектом социального управления в менеджменте является организация, производящая товара или услуги в конкурентной рыночной среде. Во-вторых, менеджмент и управление различаются в исто­рической аспекте. Социальное управление является атрибутом всех человеческих цивилизаций, поскольку появилось в связи с разделением и кооперацией труда. В-третьих, менеджмент — это научный этап и управлении.
Менеджмент — это теория и практика уп­равления организацией (фирмой, предприятием) в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а первичная социальная организа­ций, производящая товары и услуги (фирма, учреждение, ин­ститут, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней. Менеджмент трактуется, как многозначимый термин, которым обозначаются раз­ные социальные явления: 1.Социальный и экономический институт.2. Совокупность лиц, занятых управленческим трудом в орга­низации. 3. Профессия. 4.Научная дисциплина. Таким образом, менеджмент — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные управленцы создают предприятия и управляют ими путем постанов­ки целей и разработки способов их достижения. Конечной це­лью менеджмента является обеспечение прибыльности и кон­курентоспособности предприятия. Важнейшая задача менедж­мента— создать условия для производства товаров и услуг с учетом интересов потребителей.

5 вопрос Характеристика управленческого труда. Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются, с одной стороны, целями и задачами, которые он решает, с другой, содержа­нием «простых» моментов процесса управленческого труда, то есть его предметом, средствами и самим трудом. При всем многообразии аспектов управленческой деятель­ности не следует забывать о том, что труд менеджера, является творческим: он самостоятельно создает новые оригинальные идеи в решения. Повседневный труд менеджера часто связан с поиском нестандартных решений, новых подходов, разработкой и использованием собственных приемов и методов, новых форм работы.
Работники управленческого труда играют особую роль в деятельности организации. Непосредственно не создавая матери­альных благ, они воздействуют на все стороны их производ­ства: - организационную, - техническую, - экономическую, - социальную.
Особенность управленческого труда в том, что он трудно под­дается количественной оценке (за исключением некоторых дол­жностных групп технических исполнителей).
Управленческий труд связан с постоянным анализом проис­ходящих событий, принятием решений, являясь мыслительной деятельностью по своей природе. Это означает, что многие про­цессы скрыты от внешнего наблюдателя; сами результаты этой деятельности заранее нельзя предугадать, часто они неопреде­ленны, жестко не фиксируемы.

6 вопрос Классификация управленческих работников. Типы менеджеров и уровни управления.Центральное место в управлении занимает руководитель — возглавляющий определенный коллектив работников, наделен­ный необходимыми полномочиями принятия решений по конк­ретным видам деятельности организации и несущий всю полно­ту ответственности за результаты работы возглавляемого им кол­лектива. Особое положение руководителя как субъекта управления определяется: а) наличием у него властных, пол­номочий для осуществления управляющего воздействия; б) сосредоточением в его деятельности практически всех ос­новных функций управления; в) большой психологической напряженностью труда руко­водителя. Кроме того, к управленческому труду относятся специалис­ты (инженеры, техники, экономисты) — работники, выполня­ющие определенные функции управления. Они анализируют со­бранную информацию и готовят варианты решений для руково­дителей соответствующего уровня. Служащие (технические исполнители) — работники, обслу­живающие деятельность специалистов и руководителей. Они при­званы выполнять информационно-технические операции. Это, например, секретари, машинистки, архивариусы и др. Разделение труда — это специализация управленчес­ких работников на выполнении определенных видов деятельно­сти (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер от­ветственности. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низшего, среднего и выс­шего. К низшему, техническому, уровню от­носятся менеджеры, имеющие в своем подчинении непосред­ственных исполнителей. Они находятся над рабочими и други­ми работниками в основном осуществля­ют контроль за выполнением производственных заданий, отве­чают за использование ресурсов, таких как сырье и оборудова­ние. Средний, управленческий, уровень — самый многочисленный, он включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделе­ниях, которые состоят из нескольких первичных образований. Высший, инсти­туциональный, уровень — это администрация предприятия, осу­ществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйствен­ными комплексами. Горизонтальное разделение труда — разделение всего объе­ма работы на многочисленные небольшие специализированные звенья. Выделяют пять подсистем такого разделения труда: пер­сонал, исследования разработки, маркетинг, производство, фи­нансы.

7 вопрос Функции управления: состав, эволюция, операции. Во-первых, функции управления организацией, их распре­деление по исполнителям определяют структуру и штаты, зак­репляют вертикальное разделение труда. Во-вторых, выделение функций управления помогает совер­шенствованию управленческого процесса, обобщению и переда­че управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управления дает понимание содержания управленческой деятельности. В.И. Рыкунов полагает, что это: - информационно-аналитическая; - планирование; - организация; - координация; - регулирование; - контроль; - руководство. А. Файоль выделил пять функций управления.К числу ос­новных функций управления относятся: планирование, органи­зация, координация, стимулирование и контроль. Планирование представляет собой форму проявления целенаправленного воздействия на объект управле­ния, предусматривающую выработку и постановку целей и за­дач в сфере управления организации, а также определение пу­тей и средств реализации планов для достижения поставлен­ных целей. Организация — это форма проявления целенаправленного воздействия на объект управления. Координация — это форма проявления целенаправленного воз­действия на объект управления, предусматривающая обеспече­ние необходимой согласованности их действий как элемента ре­ализации намеченных планов. Стимулирование — это форма проявления це­ленаправленного воздействия на коллективы людей путем по­буждения их к действию, предусматривающая обеспечение по­вышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации этих планов. Контроль — это форма проявления целенаправленного воздей­ствия на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации этих планов. По нашему мнению, в перечень основных (общих) функций управления входят:1. Планирование.2. Организация.3. Мотивация и стимулирование труда.4. Контроль.5. Маркетинг.6. Инновационная деятельность.7. Развитие человеческих ресурсов.8. Управленческое консультирование.

8 вопрос Роли руководителя. Виды и направления социальной ответственности менеджеров.

Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной дол­жностью или избираться членом группы самостоятельно. В управлении людьми руководитель выполняет ряд ролей. В отечественных исследованиях от­мечаются такие роли руководителя: 1) администратора; 2) организатора; 3) специалиста; 4) воспитателя; 5) коммуникатора 6) общественного деятеля; 7) предпринимателя.
Г. Минцберг сказал, что роль является «на­бором определенных поведенческих правил, соответствующих кон­кретному учреждению или конкретной должности». Он классифицирует эти роли в рамках трех крупных категорий:
1. Межличностные роли
2. Информационные роли
3. Роли, связанные с принятием решений:
По мнению Р.А. Фатхутдинова, роли менеджера сводятся к следующему: 1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе и умеющий работать с людьми; 2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть пробле­мы, докопаться до истины; 3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других; 4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны; 5) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела; 6) он хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь; 7) он трудоголик. Нравится всем прежде всего потому, что не стремится занять ничье место, зато способен выслушать кол­лег и ободрить их. В жизни он незаметен, но когда отсутству­ет — его не хватает.

В широком смысле социальная ответственность — это осознание своего долга перед обществом, коллективом, индивидом и др. Социальная ответственность в узком смысле — это обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей. Социальная ответственность и корпоративная этика оцени-ваются сегодня ведущими специалистами менеджмента как один из главных потенциалов компании. В связи с этим менеджмент просто обязан выполнять новую социальную функцию, и эффективность работы менеджеров не может определяться только прибылью. Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из монетаристской, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Е. Примаковым были сформулированы актуальные направления предпринимательской активности в части социальной ответственности: 1. Участие в решении проблем в сфере трудовых отношений, преодоление огромных «ножниц» в оплате труда, прекращение практики неформального трудового найма. 2. Борьба с бедностью. Адресная поддержка беднейших сло­ев населения. Целевое финансирование предпринимательскими структурами социальных объектов на территории. 3. Благотворительная помощь детям. 4. Борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. 5. Развитие человеческого фактора; создание центров по под­готовке рабочих кадров, поддержка талантливой молодежи. 6. Поддержка и развитие нравственной культуры, опирающейся на человеческую солидарность и социальную справедливость. 7. Ответственность за общую экологическую ситуацию.

9 вопрос Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента. Управленческое консультирование.Составные компоненты социально-хозяйственной системы, поддерживающей и обслуживающей ее развитие и функции.
Ранее: производственная, социальная. Сейчас: инфраструктура рынка менеджмента.
Инфраструктура рынка – это система, поддерживающая и обслуживающая функции менеджмента. Сеть горизонтальных связей и услуг.Инфраструктура менеджмента:
1. Широкая сеть ВУЗОВ
2. Законодательная база
3. Государственная поддержка на правительственном уровне
4. Консультативная база
5. Широкая Т.П.П.
6. Разветвленная система союзов
7. Рынок труда
Управленческая инфраструктура — комплекс услуг в области управления, обслуживающий как всю экономико-политическую систему, так и ее отдельные сегменты на микроуровне. На макроуровне — это консалтинговые и маркетинговые службы, бизнес-школы, бизнес-центры. На микроуровне — холдинги, промышленно-финансовые группы и др. Консалтинг — управленческое консультирование. В целом это услуги, осуществляемые высоко-профессиональными специалистами по рационализации управления, разработке организационных структур, совершенствование конторской работы.

10 вопрос Сущность и понятие механизма управления. Под механизмом управления понимается внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывает­ся управление как явление социальной жизни. Механизм является производной кате­горией по отношению к управлению в целом как социальному яв­лению и служит средством выражения его осуществления. Сущ­ность данного понятия состоит в том, что оно интегрирует основ­ные элементы управления, позволяет раскрыть их взаимозависи­мость и порядок реализации. Можно сказать, что механизм являет­ся связующим звеном между теорией управления и практикой. Механизм управления проявляется, прежде всего, посредством управленческих отношений, то есть взаимосвязей в ходе управленческой деятельности, которые должны исходить из фун­кций, осуществляемых в системе управления, составляющих его содержание, реализуемых в порядке, определенном процес­сом управления, путем использования соответствующих мето­дов на основе принципов управления.Процесс управления — это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организа­цией выполнения принятых решений. По мнению В.И. Рыкунова, в данной формуле отражается сущность механизма управления. Его компоненты не просто пе­речисляются, а показан порядок их реализации. Ниже будут раскрыты все компоненты в отдельности, их сущность, содер­жание, значение. Система управлениями управленческие отношения составля­ют основу механизма управления. Системой управления являет­ся совокупность элементов, функционирование которых обеспе­чивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть запланированного результата. Управленческие отно­шения — это взаимосвязи и взаимозависимости элементов.

11 вопрос Управленческие отношения в системе управления. Управленческие отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются в процессе выполнения функции управления между руководителями различных уровней, между руководителями и подчиненными, между всеми подразделениями в организации. Виды У.О.:Отношения субординации. Отношения реординации. Отношения взаимодействия.

Управленческие отношения представляют собой сложную со­циальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.

Управленческие отношения носят непреходящий характер Управленческие отношения выступают в более или менее развитой форме в качестве структурного элемента обще­ства на любой стадии. Они возникают с появлением человечес­кого общества и будут существовать до тех пор, пока существу­ют общности и объединения людей.

Управленческие отношения содержат в себе два начала: субъективное и объективное. С субъективной стороны они пред­ставляют собой результат сознательных действий участников управленческой деятельности, которые отражают отношения друг к другу субъекта и объекта, а также их морально-психоло­гическое состояние. С объективной сто­роны эти отношения находятся в причинно-следственной связи с естественным развитием.

Объективность управленческих отношений проявляется прежде всего в том, что они отражают уровень развития обще­ства, который людьми может быть достигнут только при усло­вии соблюдении законов и закономерностей социального разви­тия, а также сформулированных в соответствии с ними прин­ципов, которые одновременно отражают особенности этапа раз­вития общества и уровня развития науки. Нам представляется что управленческие отношения, являются стержнем механизма управления, представляют собой особенное социальное отношение в организации, Т. е. это отноше­ние, в которое вступают объекты и субъекты управления, по поводу подготовки, принятия, реализации и контроля управ­ленческих решений. Эти отношения складываются в разных плоскостях; между целью и средствами ее достижения; между управляющей и уп­равляемой подсистемами; между решением и исполнением. Это свидетельствует о множественности форм проявления данных отношений, составляющих основу управляемости организацией.

12 вопрос . Законы, закономерности управления.Всякая наука характеризуется присущими только ей зако­нами и закономерностями. Объективные законы управления - это описы­ваемые научной теорией существенные, необходимые и повто­ряющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, системой управления и социальной средой. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отноше­ний, которые исторически складываются, закрепляются и вос­производятся в структуре и функциях управления. Реализация законов зависит от многих условий (пе­ременных), прежде всего, от управляющего субъекта, его зна­ний, способностей, но также и от управляемого объекта. Роль законов управления выражается в том, что они: 1)образуют теоретический фундамент науки; 2)способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному; 3)позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; 4)позволяют анализировать зарубежный опыт; 5)выражают качественные свойства и связи процессов и яв­лений, характеризующих отношения управления и направле­ния их развития. Законы управления обнаруживают свои требования в реа­лизации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления. Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе научного осмысле­ния законов управления правомерно опираться на выводы ки­бернетики. Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых систе­мах: технических устройствах, живых организмах и человечес­ких организациях. Закон управления -зависимость «выхода» системы, или значения ее целевой функции, от «входа» систе­мы, или значения аргументов - независимых переменных, ха­рактеризующих состояние объекта управления и внешней сре­ды, то есть это связь целей управления со средствами и метода­ми их достижения. Категория «закон» относится к той же группе категорий. что и «закономерность». В теории управления понятие закономерность рассматрива­ется как первоначальная формулировка закона в начале его те­оретического исследования или как часть закона.

13 вопрос Основное отношение и основное противоречие в менеджменте
Формализованные управленческие отношения
могут превра­щаться в односторонние способы воздействия «сверху вниз»:
а) автократические, когда работники подчиняются силе (воле) руководителя, который единолично принимает управленческие решения;
б) технократические, предполагающие подчинение работни­ков производственному процессу;
в) бюрократические, при которых работники подчиняются исключительно организационному порядку.
Они могут выступать в виде отношений реординации и вза­имодействие. Вместе с тем они могут выступать как персонизованные управленческие отношения, которые являются:
а) демократическими, когда руководитель постоянно учи­тывает мнение работников в корректировке рабочего процесса, в том числе при разработке управленческих решений;
б) гуманистическими, когда он уважает человеческое досто­инство работников;
в),инновационными, когда руководитель, предоставляя сво­боду творчества работникам, организует внедрение инициатив­ных предложений.
Формализованное управление выполняет мобилизующую функцию, ибо включает работников в организацию на основе необходимых требований заставляя их подчиняться, персонизованное управление выполняет стимулирующую функцию, поскольку вовлекает работников самоорганизацию на основе раскрытия их способностей в деле. В этом смысле оно является вторич­ным, надстроечным.
Основное противоречие сис­темы управленческих отношений является источником разви­тия самой теории управления.
Выражая сущность закона единства и борьбы противополож­ностей, основное противоречие в своем развертывании прохо­дит несколько ступеней: различие, поляризация, столкновение, антагонизм. Высший момент в развитии основного противоре­чия в управлении - переход противоположностей друг в друга. Основным противоречием в менеджменте, выступает противоречие между формализованными (безличны­ми) и персонизовaнными (личностными) отношениями управ­ления. Форм разрешения основного противоречия может быть мно­жество: от применения жестких административных методов и санкций до широкого вовлечения персонала и процесс выработки уп­равленческих решений; от традиционных, реактивных методов, до стратегических, формирующих потенциал развития организации. Одной из форм разрешения основного противоречия являет­ся применение технологий управления.

14 вопрос

Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.Принцип: 1) основное исходное положение какого-либо учении, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение, нор­мы поведения и деятельности; 3) основная особенность устрой­ства какого-либо механизма, прибора. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования механизма управления и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Принципы работы с информацией: принцип объективности, Принцип адекватности,Принцип обогащения, Принцип перехода информации. Организационные Принципы :Принцип целеполагания - один из важнейших Принципов управления - можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и исполь­зования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Принцип основного звена. Принцип оптимальности и эффективности.Принцип регламентации задач и функции. Принцип обоснованности Принципы работы с персоналом: Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности Принцип создания благоприятных условий для работы.Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности. Принцип постоянного повышения квалификации. Принцип Обеспечения творческой инициативы.

15 вопрос Эволюция теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях. Научный менеджмент.Отправным пунктом развития научного менеджмента назы­вают 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924), президент мануфак­турной компании на ежегодном собрании Американского обще­ства инженеров-механиков. Объектом исследования Ф. Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого Ф. Тейлор выдвинул прин­ципы управления: - первым принципом является - разделение труда. второй принцип - соответствие типов работников видам работ; - третий принцип- измерение труда.- четвертый принцип - задачи-предписания. - пятый принцип - программы стимулирования.- шестой принцип - труд как индивидуальная деятельность. - седьмой принцип - экономические стимулы. - восьмой принцип - исключительная роль менеджеров. - девятый принцип: роль профсоюзов должна быть сведена к минимуму. Самым существенным вкладом школы научного менеджмента является открытие нормативного метода в уп<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...