Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






География человеческой деятельности

География человеческой деятельности

Учебный курс

Программа, методические рекомендации, поурочное планирование
О.И. МОРГАЙКИНА, В.Н. ХОЛИНА

Планируемый переход школы на 12-летнее обучение, предполагающий возможность выбора учащимися (а также учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов. Предлагаемая программа и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии в классах гуманитарного, в том числе экономического профиля. Базовый учебник – «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» – вышел в издательстве «Просвещение» в 1995 и 2001 гг.

Женщины с острова Сан-Мигел (Азорские острова)
Гравюра из географической книги XIX в.

 

Программа курса

В профильном 12-м классе

по учебнику В.Н. Холиной
«География человеческой деятельности: экономика, культура, политика»

Место географии в системе наук. География как хорологическая наука (по классификации И. Канта). Пространство как объект изучения географии. Законы размещения. Методы географических исследований (экспедиционный, картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы). Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Политическая карта мира. Объекты политической карты мира. Формы государственного устройства и правления. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Колониальная структура экономики.

Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании).
Территория и границы государств. Территориальные споры.
Геополитика (традиционные геополитические теории и современные школы геополитики).
Международные политические организации. ООН.

Типы стран современного мира. Показатели уровня экономического развития стран. Показатели уровня и качества жизни – относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для межстрановых сопоставлений.

Типологии экономические и географические; многопризнаковые классификации. Типы стран современного мира (экономически развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой).
Анаморфированное картографическое изображение.

География населения и культуры. Источники данных о численности населения. Закономерности размещения населения мира. Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода).

Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Человек и природная среда.
География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь.
Этносы. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

География городов. Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель.

География мирового хозяйства. Экономическая и отраслевая структура мировой экономики. Динамика размещения хозяйства в историческом аспекте.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта.
География сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция.

Территориальные закономерности экономического и политического развития.Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Региональное неравенство. Пространственные закономерности экономического развития. Типы экономических районов.

 

Методические рекомендации

Главной целью обучения и воспитания в школе является формирование всесторонне развитой личности. География в этом процессе незаменима, поскольку эти знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. Именно на эти вопросы пытается дать ответы учебник «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика».

Старшеклассники, уже имеющие опорные знания по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и политики, среди них — эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, география выборов, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.

Каждый из разделов учебника («География и познание мира», «Политическая карта мира», «Типы стран», «География населения и культуры», «География городов», «География мирового хозяйства», «Территориальные закономерности экономического и политического развития») включает изучение принципов, закономерностей и моделей размещения, методов пространственного анализа.

В учебнике рассматриваются экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это наряду с фактологическими знаниями является неотъемлемой составной частью учебника. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Поэтому учитель при работе по данной программе выступает в большей степени как руководитель процесса познания и консультант, нежели как передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Целью каждого урока в большинстве случаев становится самостоятельный выход учащихся на фактический материал (в результате выполнения комплекса практических заданий), как на уроках, так и дома. Закрепляя ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.

В предлагаемой программе данного курса учитель может изменять содержание, виды деятельности как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Поурочное планирование (приведенное из расчета на 68 часов) может быть легко трансформировано в 34 часа. При этом учитель вправе или ограничиться самыми важными темами, или компенсировать недостающие часы несколько бо’льшими по объему домашними заданиями. Форма урока может быть предложена учителем по его личному усмотрению соответственно содержанию и характеру практических работ.

Изучение курса предусматривает максимальное использование в процессе обучения развивающих практических заданий, опубликованных как в учебнике, так и в рабочих тетрадях (А.С. Наумов, В.Н. Холина. Население и хозяйство мира. — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1997; В.Н. Холина. Рабочая тетрадь по географии человеческой деятельности. — М.: Просвещение, 1998). Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие навыков самостоятельного добывания знаний и информации: работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, с помощью школьных учебников и атласов по истории и экономике).

Развитие навыков отражается в умении применять их для решения конкретных практических задач данного курса:

· — оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;

· — оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе);

· — оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;

· — выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации;

· — построение демографических пирамид и оценка динамики демографической структуры населения стран;

· — оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);

· — оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;

· — оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер»;

· — анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам);

· — функциональное и экологическое зонирование территории города;

· — выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп;

· — оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

· — оценка факторов размещения промышленных предприятий;

· — анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира;

· — проведение многопризнакового и однопризнакового районирования;

· — выбор наиболее существенных признаков для районирования;

· — оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования;

  • — оценка распределения национального дохода между районами страны — построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.

 

Основные понятия курса

Раздел 2. Типы стран мира

Типы стран, наименее развитые страны, страны с переходной экономикой, новые индустриальные страны, типологии и классификации, МВФ, Мировой банк (отчеты о мировом развитии), ЮНКТАД, показатели уровня и качества жизни — относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала, анаморфированное картографическое изображение

 

Раздел 4. География городов

Урбанизация
Субурбанизация
Эксурбанизация
Реурбанизация
Ложная урбанизация
Уровень урбанизации
Агломерация
Агломерационный эффект
Мегалополис
Маятниковые миграции
Системы расселения
Агломерационная экономия
Цена на землю
Неформальный сектор в городской экономике
Нагрузка на природную среду
Предельно допустимые концентрации загрязнителей
Микроклимат больших городов
Линейная, агломерационная, равномерная системы расселения
Идеальные системы расселения
Центральные места
Дополняющие районы
Конус спроса
Периодические центральные места
Экистика, экистическая политика
Сектора городской экономики (базовый, обслуживающий, домашнего хозяйства)
Индекс базовой занятости
Индекс локализации
Территориальная структура города
Транспортная доступность
Функциональные зоны города
Центральный деловой район
Модели использования земель в городах (секторальная, концентрическая, многоядерная)
Плотность жилой застройки
Рента
Цена на землю
Этнические кварталы
Джентрификация
Трущобные районы

 

География человеческой деятельности

Учебный курс

Программа, методические рекомендации, поурочное планирование
О.И. МОРГАЙКИНА, В.Н. ХОЛИНА

Планируемый переход школы на 12-летнее обучение, предполагающий возможность выбора учащимися (а также учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов. Предлагаемая программа и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии в классах гуманитарного, в том числе экономического профиля. Базовый учебник – «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» – вышел в издательстве «Просвещение» в 1995 и 2001 гг.

Женщины с острова Сан-Мигел (Азорские острова)
Гравюра из географической книги XIX в.

 

Программа курса

В профильном 12-м классе

по учебнику В.Н. Холиной
«География человеческой деятельности: экономика, культура, политика»

Место географии в системе наук. География как хорологическая наука (по классификации И. Канта). Пространство как объект изучения географии. Законы размещения. Методы географических исследований (экспедиционный, картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы). Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Политическая карта мира. Объекты политической карты мира. Формы государственного устройства и правления. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Колониальная структура экономики.

Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании).
Территория и границы государств. Территориальные споры.
Геополитика (традиционные геополитические теории и современные школы геополитики).
Международные политические организации. ООН.

Типы стран современного мира. Показатели уровня экономического развития стран. Показатели уровня и качества жизни – относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для межстрановых сопоставлений.

Типологии экономические и географические; многопризнаковые классификации. Типы стран современного мира (экономически развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой).
Анаморфированное картографическое изображение.

География населения и культуры. Источники данных о численности населения. Закономерности размещения населения мира. Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода).

Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Человек и природная среда.
География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь.
Этносы. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

География городов. Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель.

География мирового хозяйства. Экономическая и отраслевая структура мировой экономики. Динамика размещения хозяйства в историческом аспекте.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта.
География сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция.

Территориальные закономерности экономического и политического развития.Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Региональное неравенство. Пространственные закономерности экономического развития. Типы экономических районов.

 

Методические рекомендации

Главной целью обучения и воспитания в школе является формирование всесторонне развитой личности. География в этом процессе незаменима, поскольку эти знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. Именно на эти вопросы пытается дать ответы учебник «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика».

Старшеклассники, уже имеющие опорные знания по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и политики, среди них — эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, география выборов, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.

Каждый из разделов учебника («География и познание мира», «Политическая карта мира», «Типы стран», «География населения и культуры», «География городов», «География мирового хозяйства», «Территориальные закономерности экономического и политического развития») включает изучение принципов, закономерностей и моделей размещения, методов пространственного анализа.

В учебнике рассматриваются экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это наряду с фактологическими знаниями является неотъемлемой составной частью учебника. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Поэтому учитель при работе по данной программе выступает в большей степени как руководитель процесса познания и консультант, нежели как передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Целью каждого урока в большинстве случаев становится самостоятельный выход учащихся на фактический материал (в результате выполнения комплекса практических заданий), как на уроках, так и дома. Закрепляя ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.

В предлагаемой программе данного курса учитель может изменять содержание, виды деятельности как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Поурочное планирование (приведенное из расчета на 68 часов) может быть легко трансформировано в 34 часа. При этом учитель вправе или ограничиться самыми важными темами, или компенсировать недостающие часы несколько бо’льшими по объему домашними заданиями. Форма урока может быть предложена учителем по его личному усмотрению соответственно содержанию и характеру практических работ.

Изучение курса предусматривает максимальное использование в процессе обучения развивающих практических заданий, опубликованных как в учебнике, так и в рабочих тетрадях (А.С. Наумов, В.Н. Холина. Население и хозяйство мира. — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1997; В.Н. Холина. Рабочая тетрадь по географии человеческой деятельности. — М.: Просвещение, 1998). Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие навыков самостоятельного добывания знаний и информации: работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, с помощью школьных учебников и атласов по истории и экономике).

Развитие навыков отражается в умении применять их для решения конкретных практических задач данного курса:

· — оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;

· — оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе);

· — оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;

· — выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации;

· — построение демографических пирамид и оценка динамики демографической структуры населения стран;

· — оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);

· — оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;

· — оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер»;

· — анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам);

· — функциональное и экологическое зонирование территории города;

· — выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп;

· — оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

· — оценка факторов размещения промышленных предприятий;

· — анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира;

· — проведение многопризнакового и однопризнакового районирования;

· — выбор наиболее существенных признаков для районирования;

· — оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования;

  • — оценка распределения национального дохода между районами страны — построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.

 

Основные понятия курса

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...