Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усиление органов управления государственными служащими в XIX - начале XX в.

Однако сенатский департамент не смог обеспечить необходи­мый уровень руководства персоналом гражданской службы и оказался не в состоянии осуществлять целенаправленное регу­лирующее влияние на комплектование и деятельность корпуса государственных служащих. В 30-х гг. XIX в. правящие круги России были вынуждены принять дополнительные меры по упорядочению работы с чиновниками государственного аппа-


рата, усилить воздействие на развитие состава служащих, уста­новить, как говорилось в специальном правительственном до­кументе, «особенное наблюдение за всем гражданским служеб­ным персоналом в Империи». В этих целях было признано не­обходимым создать особый Инспекторский департамент Граж­данского ведомства как орган управления корпусом государст­венных служащих. Примечательно, что департамент создавался при Первом отделении Собственной е.и.в. канцелярии и квали­фицировался Николаем I как инструмент «собственного руко­водства Нашего всеми гражданскими чиновниками». Следова­тельно, руководство персоналом государственной службы все более развивалось в сторону усиления централизации и его со­средоточения в администрации субъекта верховной власти.

Задачи и функции нового кадрового управленческого органа были определены в указе Николая I от 5 сентября 1846 г. и По­ложении об Инспекторском департаменте. Согласно последне­му, в его ведение входило определение на службу всех классных чиновников и имеющих право на классный чин, производство в чины, назначение на должности определенных классов и долж­ностное перемещение. В полномочия департамента были вклю­чены перевод из воинских чинов в гражданские, прием на служ­бу принявших российское подданство иностранцев, оформле­ние отпусков, увольнение со службы или исключение из граж­данского ведомства вообще по различным причинам.

Инспекторский департамент должен был содержать макси­мально полными в информационном отношении формулярные списки на классных чиновников, вести общий список всего чи­новничьего корпуса, своевременно фиксировать изменения в его составе, следить за точным исполнением правительствен­ных постановлений относительно государственной службы. С учреждением Инспекторского департамента Собственной е.и.в. канцелярии верховная власть сконцентрировала в своих руках все дело подбора, распределения, служебного роста, професси­онального развития чиновников.

Этим актом она создала своего рода всероссийское управле­ние кадров гражданского ведомства, штат которого в общей сложности составлял 92 человека. Главноуправляющим депар­таментом являлся руководитель Первого отделения Собствен­ной е.и.в. канцелярии статс-секретарь А.С. Танеев. Деятель-

 

 

ность Инспекторского департамента получила положительную оценку правительства. По его заключению, практика управле­ния корпусом гражданских служащих показала целесообраз­ность учреждения специального департамента в канцелярии верховной власти.

Усилиями департамента имевшая место разобщенность в про­цессе формирования состава служащих и чинопроизводстве сменилась упорядоченностью. Устав о гражданской службе при­обрел должный общественный вес и стал признанным регла­ментом для всего российского чиновничества. Прием, назначе­ние на должности, повышение в чинах, карьерное продвиже­ние, использование квалификационных экзаменов и конкурсов при замещении вакантных должностей и др. производились на основе нормативной правовой базы о службе, в соответствии с общими требованиями в рамках единого механизма управления персоналом государственного аппарата. По заключению Нико­лая I, Инспекторский департамент оправдал свое предназначе­ние, способствовал упорядочению комплектования и развития корпуса государственных служащих, заметно сократил количе­ство нарушений Устава о гражданской службе.

Под влиянием объективных потребностей социально-поли­тического и социально-экономического развития России, об­щественного движения и рационально мыслящих администра­торов того времени конец 50-х - начало 60-х гг. XIX в ознаме­новались отказом правящих кругов от крайних форм бюрокра­тической государственной системы николаевской эпохи.

Известные либеральные перемены произошли и в управле­нии персоналом государственной службы, в том числе опреде­ленное ослабление жесткого централизма в руководстве служа­щими государственного аппарата. Наиболее заметным проявле­нием этого процесса стал указ Александра II об упразднении Инспекторского департамента Собственной е.и.в. канцелярии. С 60-х гг. XIX в. на основании данного решения персонал госу­дарственной службы вновь перешел в ведение Первого департа­мента Сената. Наряду с этим право приема на службу и назначе­ния на должности в своих структурах чиновников V, VI и других, более низких классов получили министерства и главные управ­ления. В этой связи в министерствах появились своего рода ка­дровые службы в лице департаментов общих дел.


 

Определенные права по управлению персоналом получили губернские органы. В их компетенцию вошли чиновники VII—XIV классов. Естественно, что решение кадровых вопросов в губерниях сосредоточивалось в руках губернаторов. В структу­ре подразделений губернского правления было так называемое Общее присутствие. Именно оно выполняло функции кадровой службы в губернии. Общее присутствие вело дела о назначени­ях, замещении вакантных должностей, производстве в чины, поощрениях, взысканиях, увольнении.

Замена централизованного делопроизводства ведомственным и губернским создала значительные трудности для составления общего банка данных о персонале государственной службы Рос­сии. Одновременно отсутствие правительственного управленче­ского кадрового органа делало практически невозможным про­ведение единой государственной политики в формировании и функционировании корпуса гражданских служащих.

Поэтому в начале 90-х гг. XIX в. правительство создало специ­альную комиссию для изучения вопроса о возможности восста­новления общероссийского административного органа по уп­равлению персоналом государственного аппарата. На основа­нии выводов комиссии 6 мая 1894 г. Александр III издал указ, согласно которому правительство возвращалось к централизо­ванному руководству составом государственных служащих. «Мы признали необходимым, — говорилось в указе, — подчи­нить непосредственному Нашему руководству и наблюдению все дела, касающиеся заведования гражданскими чинами Им­перии в полном их составе, сосредоточив делопроизводство по сим делам в Собственной Нашей канцелярии»1.

В качестве общероссийского центра по управлению персона­лом системы государственной службы был учрежден Комитет о службе чинов гражданского ведомства. Рабочим органом Коми­тета стал Инспекторский отдел Собственной е.и.в. канцелярии. В нем концентрировались, готовились и представлялись на рас­смотрение Комитета все дела о формировании и развитии кор­пуса государственных служащих. Несколько позднее в компе­тенции Инспекторского отдела канцелярии государя остались


 

чиновники IV—VI классов, занимавшие важные государствен­ные посты. Назначение, повышение, перемещение или уволь­нение чиновников первых трех классов являлись прерогативой лично государя, т. е. были сосредоточены в руках субъекта вер­ховной власти.

Наряду с этим особую группу органов управления персона­лом государственной службы в 90-х гг. XIX в. составляли депар­таменты общих дел министерств и ведомств, в сферу полномо­чий которых входили служебные вопросы чиновников VII—XIV классов. На местах право ходатайства о приеме на службу, на­значении на должность, производстве в чины, выдвижении на более высокую должность, представлении к наградам и т.д. бы­ло дано губернаторам и губернским правлениям. Подготовлен­ные в их Общих присутствиях документы направлялись в Соб­ственную е.и.в. канцелярию для последующего рассмотрения в Инспекторском отделе и Комитете о службе чинов гражданско­го ведомства.

Таким образом, российским правительством была создана единая система управления персоналом государственной служ­бы, которая включала кадровые институты общегосударствен­ного, регионального и губернского уровня, а также отраслевых министерств и ведомств. Эта система обеспечивала формирова­ние и развитие корпуса государственных служащих в соответст­вии с общими принципами на всей территории России, позво­ляла максимально сосредоточивать его управленческую дея­тельность на реализации общегосударственной политики.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...