Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературного произведения в школе

(2 часа)

Вступительный этап изучения художественного произведения, его особенности в средних и старших классах. Функции вступительного этапа : «создание установки» на чтение; актуализация жизненных впечатлений учащихся, связанных с проблематикой изучаемых произведений. Общая ориентация учащихся в объёме и характере предстоящей работы. Основные методические приёмы, используемые в средних классах: предварительная беседа, слово или рассказ учителя, работа по картине, сочинение-миниатюра по личным впечатлениям учащихся. Усложнение материала занятий в VIII–XI классах: историко-литературный и историко-культурный комментарии, связь литературного произведения с фактами жизни автора, история создания, место в творчестве писателя. Влияние родовой специфики литературного произведения на характер и содержание вступительных занятий. Основные методические приёмы, используемые в VIII–XI классах: беседа, лекция учителя с элементами проблемного изложения материала, комментированное чтение и др.

Чтение произведения и ориентировочные занятия. Организация чтения, создание установки на анализ. Виды чтения : классное и домашнее; индивидуальное и коллективное; чтение по ролям.

Выразительное чтение учителя и учащихся на уроках литературы. Роль выразительного чтения в освоении эмоционального содержания художественного текста. Ориентировочная беседа по тексту с целью выявления глубины и особенностей читательского восприятия (эмоциональная реакция, работа воображения, первоначальное осмысление содержания и художественной формы произведения).

Анализ как этап изучения литературного произведения. Литературоведческая концепция – основа анализа художественного произведения. Психолого-педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность как основные свойства школьного анализа литературных произведений. Формирование читательской культуры и читательских умений в процессе анализа.

Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе литературных произведений, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия школьников, родовой и жанровой специфике произведения, педагогическим целям учителя.

Различные виды анализа произведения: текстуальный, обзорный, выборочный.

Пути анализа литературных произведений в школе как последовательность разбора художественного текста, реализуемая в системе уроков. Анализ «вслед за автором» (целостный), пообразный, проблемно-тематический, проблемный.

Приёмы анализа. Комментарий учителя и его виды (историко-бытовой, лингвистический, историко-культурный, культурологический, философский, искусствоведческий, историко-литературный и др.).

Работа над планом. Методика составления плана. Виды планов : простой и сложный; цитатный; план повествования, описания, диалога; идейно-тематический, сюжетно-композиционный и др.

Устный пересказ как средство понимания учащимися художественного произведения и развития их монологической речи. Виды пересказа: краткий и подробный; пересказ-извлечение; пересказ, близкий к тексту; творческий пересказ. Цитирование как форма работы над текстом. Умение целенаправленно выбирать цитаты из текста, комментировать их, использовать в пересказе.

Приём сравнения. Виды сравнений: сравнение произведения с его реальной основой; сопоставление произведений, близких по тематике; сопоставление отдельных элементов художественного текста; сопоставление героев произведений разных авторов; сравнение вариантов текста; сравнение литературного текста с его интерпретацией в других видах искусства и др.

Приёмы активизации сотворчества читателя и творческой интерпретации текста: оживление жизненных впечатлений, выразительное чтение, творческие пересказы, словесное рисование и иллюстрирование, составление киносценария, инсценирование, мизансценирование и др. Игровые приёмы : читательские конкурсы и викторины; турниры знатоков, воображаемые путешествия и др.

Развитие и усложнение методических приёмов в зависимости от возраста учеников. Активизация познавательной деятельности школьников. Роль проблемных вопросов и заданий в совершенствовании школьного анализа произведения. Использование многообразных форм и видов фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся на материале литературной темы. Сочетание логико-понятийного и эмоционального восприятия программного материала, учет пси­хологических особенностей детей, создание нескольких режимов познавательной активности, формирование навыков самостоятельной работы над текстом.

Заключительный этап изучения литературного произведения.

Основные функции заключительного этапа: создание целостной концепции произведения; защита позиций, сложившихся в ходе анализа; открытие перспектив для дальнейшего освоения художественного мира писателя. Итоговый характер заданий. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формированием образных и понятийных обобщений. Практическое применение знаний и умений.

Объём, содержание и методика проведения заключительных занятий в средних и старших классах. Семинары и зачёты как форма проведения заключительных занятий в старших классах.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...