Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных

Произведений в их родовой специфике

(8 часов)

Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения. Чтение как социальная и методическая проблема. Специфика художественного восприятия и его возрастная динамика. Способы изучения читательского восприятия (анкетирование; письменные или устные ответы на вопросы, позволяющие выявить разные стороны читательского восприятия : сферу эмоций, воображение, осознанность содержания и формы, умение соотнести произведение с другими, близкими по тематике и жанру). Обусловленность выбора методов и приёмов анализа родовой спецификой произведения.

Изучение эпических произведений.

Особенности восприятия эпических произведений школьниками. Герои и события, авторская позиция и её постижение. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Изучение композиции и стиля писателя. Многообразие методов и приёмов работы над эпическим произведением в средних и старших классах: комментированное чтение; пересказы; составление плана, характеристик; выяснение функции пейзажа и интерьера; сопоставление эпического текста и его интерпретаций в других видах искусства и др.

Изучение драматических произведений.

Драма в школьном курсе литературы. Важность активизации воображения школьников при восприятии пьесы. Использование наглядности и ИКТ, театральных и телевизионных впечатлений школьников на уроках по изучению драмы.

Организация работы : создание установки на видение мизансцен, внимательное прочтение ремарок, обращение к речи персонажей как основному средству создания драматических образов. Постижение конфликта и элементов драматического действия: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Трудности выявления авторской позиции.

Приёмы анализа драмы: устное словесное рисование, мизансценирование, режиссёрский комментарий, чтение по ролям, соединение изучения пьесы с историей её сценического воплощения, просмотр спектаклей с последующим обсуждением, реконструкция внесценических эпизодов и др.

Изучение лирических произведений.

Восприятие лирических произведений учащимися средних и старших классов. Создание установки на личностное сопереживание автору, лирическому герою, развитие эмоциональной отзывчивости, образного, ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово.

Специфика анализа поэтического текста. Автор как непосредственный субъект лирического переживания, лирический мотив, образ-переживание, композиция лирических стихотворений, поэтическая речь, особенности ритмико-звуковой организации стихотворения.

Основные приёмы изучения лирики: выразительное чтение, оживление личных впечатлений учащихся, заучивание наизусть, составление лирических композиций, написание сочинений и др.

 

Тема 9. Методика изучения систематического

Курса литературы в старших классах. Вопросы истории литературы

В школьном изучении

(4 часа)

Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся. Историзм в преподавании литературы на разных этапах курса.

Значение и место историко-литературных знаний на уроках литературы в V–VIII классах. Характерные приёмы работы : историко-бытовой комментарий, сообщение необходимых сведений историко-литературного характера в связи с изучаемым произведением.

Специфика курса на историко-литературной основе в IX –XI классах. Историко-литературные сведения в монографических и обзорных темах.

Различный характер обзорных тем в старших классах по содержанию (краткие историко-культурные обзоры, обзорные характеристики литературы определённого периода общественно-исторического развития, концептуальные обзоры); по месту и роли по отношению к монографическим темам (вводные, итоговые). Типы обзорных тем, их содержание и структура. Сложности восприятия учащимися материала обзорных тем. Условия, способствующие более прочному их усвоению: чёткость постановки образовательных и воспитательных задач; определение центральной проблемы, принципов отбора и организации материала; тесная связь обзорных и монографических тем.

Особенности методики проведения обзорных занятий : лекция с элементами беседы; сочетание сведений обобщающего характера с конкретными примерами (элементы выборочного комментированного чтения; анализ отдельных эпизодов из художественного произведения; самостоятельно подготовленные доклады по одному из вопросов темы и т.п.); максимальное привлечение различных средств наглядности; составление плана, тезирование и конспектирование.

Овладение учащимися старших классов (IX – XI) историко-литературными знаниями при изучении монографических тем. Принципы изучения биографии писателя: связь мировоззрения с общественными событиями эпохи, чёткая концепция личности и творчества писателя, формирование личностных качеств учащихся в процессе изучения биографии писателя.

Методические приёмы работы : лекция учителя, заочная экскурсия, урок с использованием ИКТ, самостоятельная работа учащихся с учебными пособиями, документальной и мемуарной литературой. Литературно-краеведческая работа.

Методические приёмы знакомства с фактами биографии в V–VIII классах: слово о писателе, работа с портретами, применение наглядности, экскурсии, работа с учебниками и дополнительной литературой.

Задачи, содержание и методика изучения литературно-критических статей в школе. Роль литературной критики в развитии художественного вкуса школьников, расширении их культурного кругозора, выработке нравственных идеалов. Вариативность использования литературной критики в школьном курсе литературы (для характеристики литературного процесса определённого периода; творческого метода и стиля писателя и т.д.).

Уроки изучения литературно-критических статей. Знакомство с личностью автора-критика, историей создания критической работы; характеристика художественно-эстетической позиции автора.

Приёмы работы над литературно-критическими статьями в школе : комментированное чтение, работа над планом, конспектирование, составление тезисов, подбор цитат к ключевым положениям статьи, самостоятельная работа по заданиям учителя, проблемное обсуждение основных положений статьи с элементами дискуссии.

Стимулирование познавательной активности учащихся при изучении литературной критики (создание проблемных ситуаций, атмосферы размышлений о литературе, свободного поиска). Знакомство с различными трактовками программных произведений как условие формирования активного читательского чувства.

Роль критики в формировании навыков научного анализа текста художественного произведения, выработке критического мышления у читателей-школьников. Активное усвоение содержания критических работ, знакомство с логикой развития авторской мысли, приёмами её оформления, системой аргументации. Выработка в ходе работы над литературно-критическими статьями специальных читательских умений : устанавливать связь между эстетическими проблемами и социальными явлениями; соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом; исследовать историко-литературный материал под определённым углом зрения; аргументировать предпочтение той или иной точки зрения.

Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по литературе. Инвариантные и элективные курсы. Особенности организации элективных курсов. Учебники по литературе для профильной школы. Предпрофильная подготовка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...