Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Теория литературы в школьном изучении

(2 часа)

Теоретико-литературные понятия как научная основа анализа произведений. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных знаний учащихся: движение от художественной наглядности произведения к обобщениям теоретико-литературного плана, преемственность в овладении основными теоретико-литературными понятиями, непрерывность формирования, функциональное использование. Наглядно-образная основа историко-литературных и теоретико-литературных понятий в школе.

Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от первоначальных наблюдений над литературными явлениями к пониманию существенных признаков и формированию понятия (V–VII классы); дальнейшее развитие понятия, сознательное использование его в практической деятельности (VIII–XI классы). Изучение жанрово-родовой специфики литературных произведений в средних классах. Связь вопросов теории литературы с историко-литературными установками курса в старших классах. Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценки художественных явлений.

Критерии отбора сведений по теории литературы в школьном курсе: специфика изучаемого произведения, его родовая и жанровая природа; роль понятия в освоении конкретного материала; его значимость в формировании читательских и речевых умений.

Основные теоретико-литературные понятия, представленные в школьном курсе. Понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественная условность, содержательность формы, творческий метод, традиции, новаторство). Понятия, связанные со структурой художественного произведения (роды и жанры литературы, средства художественной выразительности, образность). Понятия, связанные с закономерностями литературного процесса (направление, течение, национальное своеобразие).

 

Тема 11. Урок литературы

В современной средней школе

(2 часа)

Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся.

Современный урок литературы: его содержание, структура, место в системе развивающего обучения. Требования к современному уроку литературы : целостность, проблемность, вариативность, творческий характер, воспитательная направленность.

Различные классификации урока литературы в школе : в зависимости от места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительные занятия, чтение, уроки анализа, заключительные уроки), от вида работы : урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия и т.д. – В. В. Голубков; от содержания предмета (уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи) – Н. И. Кудряшёв. Анализ основных классификаций, их сильные и слабые стороны. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Нетрадиционные виды урока : урок-диспут, урок-зачёт, урок – заочная экскурсия, урок – литературная гостиная, урок–литературный турнир и др.

Зависимость структуры урока от характера преподавания : четырёхэлементное построение урока – в условиях сообщающего обучения; многообразие учебных ситуаций в их взаимосвязи – в условиях развивающего обучения. Урок литературы как процесс общения учителя и учеников с искусством слова. Ориентация на многообразие видов деятельности учащихся на уроке, на сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы.

Подготовка учителя к уроку литературы. Основные принципы отбора и организации материала в средних и старших классах. Использование межпредметных и внутрипредметных связей на уроках литературы.

 

Тема 12. Речевая деятельность школьников

В процессе изучения литературы

(4 часа)

 

Развитие речи учащихся как социальная и методическая проблема. Взаимосвязь речевого развития школьников со всем комплексом работы по изучению литературы. Психолого-педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи в связи с занятиями по литературе. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале.

Принципы работы по обогащению речи учащихся : опора на жизненные и литературные впечатления, систематичность, практическая направленность, творческий характер заданий и упражнений, деятельностный подход.

Основные направления в работе по развитию речи учащихся на занятиях по литературе : обогащение словарного запаса, совершенствование связной речи, обучение выразительному чтению и выразительной устной речи, логике мышления, совершенствование речи в эмоционально-образном и стилистическом отношении. Соблюдение возрастной последовательности в овладении средствами художественной выразительности языка.

Критерии речевого развития :

· объём словаря (активный и пассивный) и осознанное его употребление в речи;

· практическое владение нормами литературного языка;

· оценка речевых высказываний собеседника;

· умение анализировать языковые средства художественного текста; овладение различными стилями речи и жанрами речевых высказываний;

· соотнесённость речи с характером аудитории;

· индивидуальный, личностный характер речи;

· соотношение устной и письменной речи.

Роль межпредметных связей курсов языка и литературы в формировании речевой культуры.

Работа по развитию устной и письменной речи учащихся как обязательный элемент каждого урока литературы.

Содержание и система словарной работы в ходе изучения литературной темы: лексический комментарий, составление словосочетаний, работа с синонимами, антонимами, выявление эстетической функции тропов и др.

Взаимосвязь развития устной и письменной речи на уроках литературы. Виды работ по развитию устной речи учащихся в V– VIII классах: устные ответы на вопросы, пересказы, устное словесное рисование, комментирование текста, развёрнутое устное выступление и др.

Виды работ по развитию устной речи учащихся в старших классах. Обучение старшеклассников устным выступлениям в различных функциональных стилях: сообщение, рассказ по учебнику, доклад на литературную тему, пересказ-анализ, выступление на семинаре.

Обучение выступлениям творческого характера: «слово о писателе», художественно-биографический рассказ, интервью и репортаж на литературную и искусствоведческую тему. Обогащение монологической речи учащихся.

Связь между устными и письменными видами работ; их преемственность, усложнение по годам обучения. Виды письменных работ в V- VIII классах; методика их подготовки и проведения. Списывание (выборочное списывание, выписывание цитат из текста и пр.). Различные виды письменных ответов на вопросы. Изложения. Требования к текстам для изложений. Работа над планом, опорными словами и конструкциями. Письменная характеристика персонажа: накопление материала в процессе работы над текстом, составление плана. Сочинения (по картине, на основе жизненных впечатлений и на литературном материале) в средних классах. Обучающие и контрольные письменныеработы.

Развитие письменной речи старшеклассников. Виды письменных работ в IХ -ХI классах. Проведение изложений на основе художественных текстов. Письменная характеристика персонажа, сравнительная и групповая характеристики.

Сочинение – основной вид письменных работ по литературе. Проблема классификации сочинений. Сочинения обучающие и контрольные; классные и домашние; сочинения на литературные темы и по жизненным впечатлениям. Методика обучения сочинению, теория сочинения; вопрос о плане и логике изложения материала.

Критерии оценки различных видов письменных работ. Требования к школьным сочинениям: владение речевыми стилями, полнота раскрытия темы, грамотность. Оценка сочинения. Рецензия учителя и взаимное рецензирование работ учащимися. Работа над ошибками: классификация, анализ, исправление.

Обучение школьников конспектированию, реферированию, составлению тезисов, аннотаций.

Литературное творчество учащихся как один из основных компонентов содержания литературного образования. Опыт развития литературного творчества школьников в трудах Л. Н. Толстого, М. А. Рыбниковой, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, В. Г. Маранцмана. Основные цели литературного творчества учащихся: развитие связной устной и письменной речи, индивидуального языкового стиля школьника, литературно-творческих и читательских способностей (творческого воображения, словесно-образного мышления, художнической наблюдательности и интуиции, способности к сопереживанию и постижению психологии человека, остроты восприятия человека и природы); практическое овладение основными жанрами художественной литературы, публицистики, критики и литературоведения.

Основные принципы развития литературного творчества школьников : принцип доступности, учёт возрастных и личностных особенностей школьников, свобода выбора жанра литературного творчества, практическая направленность.

Основные жанры литературного творчества школьников.

Жанры художественной литературы : сказка, загадка, стихотворение, басня, рассказ, небольшая пьеса, дневниковые записи, письмо, пейзажные и портретные зарисовки, претворение художественного текста в других видах искусства (инсценировка эпизода или небольшого по объёму произведения, киносценарий), переводы произведений различных жанров.

Публицистические жанры : заметка в газету, корреспонденция, интервью, репортаж; отзыв о книге, фильме, спектакле, произведении музыки, живописи; рецензия, очерк, статья, фельетон и др.

Литературно-критические жанры: проблемное сочинение по изученному произведению; характеристики литературных персонажей; предисловие (послесловие) к прочитанной книге; эссе, доклад, реферат на литературную тему.

Учебно-традиционные жанры : характеристики литературных героев – индивидуальные, сравнительные, групповые; сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение.

Методические пути, приёмы и условия развития литературного творчества школьников : создание литературно-творческой атмосферы в классе; изучение программного курса литературы как школы писательского мастерства; изучение литературно-критического наследия; систематическая публикация произведений учащихся в стенгазетах, альманахах с последующим обсуждением; организация литературно-творческих кружков, конкурсов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...