Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Внеклассное чтение по литературе. Внеклассная и внешкольная работа, факультативные занятия,Элективные курсы (2 часа) Взаимодействие уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Роль внеклассного (дополнительного) чтения в формировании разносторонних читательских интересов, совершенствовании читательского восприятия, развитии художественного вкуса, выработке личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Организация внеклассного (дополнительного) чтения по литературе. Стимулирование читательских интересов, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров. Пути сближения классного и внеклассного чтения: индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного(дополнительного) чтения; небольшие обзоры новинок литературы; организация самостоятельной работы над темой. Основные направления внеклассной работы по литературе: литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительская деятельность. Виды и формы внеклассной работы : кружки, школьные литературные клубы и литературные музеи; подготовка выставок, экспозиций, альбомов; проведение экскурсий, посещение спектаклей, концертов, выставок; организация олимпиад, конкурсов, викторин; подготовка литературных праздников, вечеров, спектаклей, литературных чтений. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации внеклассной работы по литературе. Роль факультативов в развитии творческой самостоятельности учащихся, обогащении их читательских и научных интересов, создании профессиональных ориентаций в гуманитарной области, расширении кругозора школьников, углублении их знаний. Связь факультативов и элективных курсов с основными курсами литературы, с внеклассной работой по предмету. Специфика факультативных занятий : бóльшая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий и т.д. Соответствие программы факультатива возрастным интересам учащихся. Тематика факультативных занятий: углубленное изучение творчества авторов, включённых в школьную программу, а также отдельных периодов историко-литературного процесса отечественной и мировой культуры; раскрытие проблем поэтики; рассмотрение вопросов взаимодействия литературы с другими видами искусства. Разнообразие методических форм проведения факультативных занятий. Анализ существующих программ факультативов и элективных курсов в системе профильного гуманитарного образования.
Тема 14. Организация учебно-воспитательного Процесса и учитель литературы (2 часа) Аспекты деятельности учителя-словесника : психолого-педагогический, художественно-исследовательский, социально-психологический. Высокий профессионализм учителя-словесника, основанный на знании теории и истории литературы, владении методами научного исследования. Организация общения с классом на основе чтения, поиска интерпретации произведений; установление контакта с учащимися; создание условий, благоприятных для решения педагогических задач. Влияние личности учителя на формирование ценностных ориентаций школьников. Конструирование учебно-воспитательной работы по предмету на разных этапах литературного образования. Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Научная организация труда учителя. Замысел урока и его реализация. Подготовка учителя к уроку. Связь урока с другими видами занятий. Учет и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи и стимулирования активной деятельности школьников. Характер труда учителя-словесника, его творческая лаборатория. Словесник как педагог-исследователь. Роль самообразования в совершенствовании идейно-политической и профессиональной подготовки учителя, в повышении уровня художественного восприятия произведений литературы и искусства. Школьный кабинет литературы как организационно-методический центр работы учителя-словесника. Требования к оборудованию кабинета. Школьное методическое объединение словесников. Тема 15. Инновационные процессы в теории и практике Преподавания литературы в школе (4 часа) Лекция-полилог Аудиовизуальные технологии обучения; типология аудио- , видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио- , видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы аудио- , видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения. Основные цели использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы. Информационные технологии как средство повышения качества литературного школьного образования. Методы и приёмы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы. Дидактические возможности электронных изданий на CD-ROM, поддерживающих школьный курс литературы. Компьютерное тестирование на уроке литературы. Преимущества и недостатки. Компьютер как универсальный источник информации. Возможности компьютера на этапе подготовки к уроку. Обзор литературно-методических Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними. Нетрадиционные уроки на основе использования сети Интернет (виртуальные экскурсии, уроки-конференции, чат-уроки, Интернет-игры, веб-квесты и т.п.). Компьютерные презентации-лекции на уроках вводного и обобщающего типов. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности по литературе. Методика создания мультимедийных и гипермедийных проектов по литературе. Приёмы работы с художественным текстом в сети Интернет. Использование гиперссылок. Возможности ИКТ при работе над поэтическим текстом. Темы для индивидуальных сообщений студентов на лекции 1. Преподавание литературы в контексте Национального образовательного проекта «Наша новая школа». 2. Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационныхформ методической работы учителей литературы. 3. Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты по литературе второго поколения: концепция, проблемы создания и реализация. 5. Использование информационных технологийв преподавании литературы. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по литературе. Опыт работы с мультимедийным оборудованием и цифровыми образовательными ресурсами на уроках литературы. 6. ЕГЭ, другие формы мониторинга, итогового контроля и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по литературе. Анализ результатов ЕГЭ по литературе последнего года. 7. Поиск и поддержка одаренных детей в системе литературного образования. 8. Компетентностный подход на уроках литературы. Особенности структуры современного урока литературы в рамках компетентностного обучения. 9. Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой, общекультурной, литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской компетенцийна уроках литературы. 10. Проблемы мотивациина уроках литературы и пути их решения. 11. Современные образовательные технологии на уроках литературы. 12. Обзор методических изданий, учебников, учебных пособий, электронных образовательных ресурсов о современных технологиях обучения литературе. 13. Аудиовизуальные технологии обучения литературе; типология аудио- , видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио- , видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы аудио- , видео-, компьютерных учебных пособий. 14. Интерактивные технологии обучения. 15. Информационные технологии как средство повышения качества литературного школьного образования. Основные цели использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы. 16. Методы и приёмы использования информационно-коммуникационных технологийна уроках литературы. 17. Дидактические возможности электронных изданий на CD-ROM, поддерживающих школьный курс литературы. 18. Компьютерное тестирование на уроке литературы. Преимущества и недостатки. 19. Возможности компьютера на этапе подготовки к уроку. Обзор литературно-методических Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Теория и методика обучения литературе как наука. Литература в школе как учебный предмет (основные компоненты, их взаимосвязь). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |