Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок литературы в современной средней школе
Требования к современному уроку литературы. Подготовка учителя к уроку. Критерии оценки урока литературы. Обдумывание темы, задачи, методики проведения урока, его структуры, организации деятельности учащихся. Основные этапы урока. Отбор и расположение материала. Различные классификации урока литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительные занятия, чтение, уроки анализа, заключительные уроки); от вида работы: урок-лекция, беседа, экскурсия и т.д. (В. В. Голубков); от содержания предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи (Н. И. Кудряшев). Анализ основных классификаций уроков, их сильные и слабые стороны. Практически осваивается планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности школьников, а также организация урока групповой работы по подтемам и с использованием смежных с литературой видов искусств.
11. Развитие речи учащихся в системе литературного образования
Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого- педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи в связи с занятиями по литературе. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале. Развитие письменной речи школьников. Изложение в связи с изучением художественного текста. Текст как форма овладения основами письменной литературной речи. Сочинения различных форм - ОСНОВНОЙ вид письменных работ по литературе. Роль сочинения в формировании творческой самостоятельности, мировоззрения учащихся, в углубленном познании литературного произведения. Тематическая классификация сочинений: на литературные темы; по жизненным впечатлениям; по картине; сочинение о посещении музеев, об экскурсиях; отзывы и рецензии на прочитанные книги, на спектакли, их роль в воспитании читателя и зрителя. Жанровая специфика сочинений. Требования к сочинениям. Подготовка учащихся к написанию сочинения. Анализ и критерии оценки работ учащихся. Овладение письменной речи (письмо, дневник, воспоминание, эссе). Виды сочинений по литературе: анализ эпизода, анализ образа. Сравнительная характеристика, анализ произведения в целостности, сопоставление произведении, сочинение по историко-литературной проблеме.
Работа в старшей профильной школе Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по литературе. Инвариантные и элективные курсы. Особенности организации элективных курсов. Учебники по литературе для профильной школы. Предпрофильная подготовка.
Внеклассная и внешкольная работа по литературе, факультативные занятия Взаимодействие уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров, межпредметных праздников; их роль в развитии творческой инициативы учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Виды и формы внеклассной работы учащихся. Межпредметные связи. Кабинет литературы. Литературно-краеведческая работа.
Организация учебно-воспитательного процесса И учитель литературы Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Научная организация труда учителя. Замысел урока и его реализация. Подготовка учителя к уроку. Связь урока с другими видами занятий. Учет и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи и стимулирования активной деятельности школьников. Творческий характер труда учителя-словесника. Словесник как педагог-исследователь. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя, в повышении уровня художественного восприятия литературы и искусства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ: 1. Программа «Методика преподавания литературы» /Отв. ред. О. Ю. Богданова, - М., 1999. 2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 3. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 4. История литературного образования в российской школе: Хрестоматия для студентов / Автор-составитель В. Ф. Чертов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Буслаев Ф. Н. О преподавании отечественного языка. - М., 1844. 2. Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н. И. Кудряшева. - М., 1961. 3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М.,1962. 4.Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. - М., 1963. 5. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971. 6. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред.Т. Г. Браже. - М., 1977. 7. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1985. 8. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я.. Рез. - 2-е изд. - М., 1985. 9. Майман Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. - М., 1985. 10. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А. Д. Жижиной. - М., 1987. 11. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. СПб., 1864. 12. Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии.- СПб., 1868. 13. Развитие речи учащихся на уроке литературы. Под ред. Н. В. Колокольцев. - М., 1980. 14. Богданова О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. - 1\1:1980. ., 15. 3барский И. С.. Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе. - М., 1980. 16. Развитие речи учащихся 4-11 классов в процессе изучения литературы / Сост. В. Я.. Коровина. - М., 1984. 17. Леонов С. А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы: Учебное пособие к спецкурсу. М., 1988. 18. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М., 1995. 19. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. - М., 1997. 20. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: Пособие для учителей и учащихся: В 2 Ч. - М., 1999. 21. Русская литература ХХ века. 11 класс / Под ред. В. В. Агеносова: В 2 ч. - М., 2000. 22. В мире литературы. 10 класс / Под ред. А. Г Кутузова. - М., 2000. 23. Программы и учебники по литературе для 5-11 классов.
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебник для высшей школы; Практикум для высшей школы; Программы и учебники для средней школы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: - оборудованные аудитории; - различные технические средства обучения; - аудио-видеоаппаратура; - наглядные пособия.
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольные вопросы: 1. Теория и методика обучения литературе как наука. 2. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения. 3. Задачи преподавания литература в школе. 4. Роль выдающихся методистов В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой в становлении и развитии методической науки ХХ века. 5. Вступительные занятия в средних классах. Цели, задачи, содержание, методы проведения занятий. 6. Восприятие и анализ литературных произведений в школе. Воздействие художественной литературы на духовный мир школьника. 7. Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся. 8. Развитие устной и письменной речи школьников средних классов. 9. Внеклассная работа по литературе. 10. Развитие речи учащихся старших классов. Виды письменных работ.
Задания для самостоятельной работы: 1. Дать анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой 2. Составить систему вопросов для анализа одного из рассказов, изучаемых в средних классах. Привести примеры проблемных вопросов. 3. Составить план одного из уроков по изучению повести М. Горького «Детство» (7 класс). Продумать пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов произведения. Указать общие, групповые и индивидуальные задания. Определить их характep и цели. 4. Дать анализ изложения школьника. 5. Спланировать уроки по изучению одной из сказок в 5 классе. Формы и приемы работы, способствующие развитию творческих способностей детей при изучении сказок. 6. Показать на конкретном примере, что и как Вы будете рассказывать о писателе в средних классах. Обоснуйте отбор материала и выбор оптимальных методов работы. 7. Составить план заключительного урока по одной из монографических тем в старших классах. 8. Разработать фрагмент урока с использованием различныx видов искусств. 9. Дать анализ опыта учителя-словесника. 10. Составить темы сочинений по роману А. С Пушкина «Евгений Онегин » (10 класс).
7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ
1. Проблемы литературного образования и методики преподавания литературы на современном этапе. Межпредметные связи в преподавании литературы в школе. 2. Развитие методики преподавания литературы в России XIX -начала ХХ вв. Краткое изложение и анализ одной из проблем, освещаемых в трудах русских методистов (по выбору). 3. Анализ методической системы В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского (по выбору). 4. Составьте план изучения рассказа в 5-9 классах. Какие виды пересказов можно использовать в процессе изучения этого рассказа? Разработайте фрагмент урока по обучению пересказу. 5. Составьте план изучения одной из монографических тем в 10-11 классе. Определите тематику уроков, подготовьте опережающие задания по всей теме. 6. Значение трудов В. В Голубкова и М. А Рыбниковой для развития отечественной методики преподавания литературы. Анализ методических работ В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой (по выбору). 7. Спланируйте изучение одного из романов в 10-11 классах (по выбору). Разработайте варианты планирования, используя различные пути анализа. 8. Методы и приемы обучения литературе. Проблема классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и приемов обучения и выбор их оптимального сочетания на уроках литературы. 9. Виды наглядности в преподавании литературы в школе,ТСО и их использование на уроках литературы. 10. Составьте развернутый план рассказа о писателе в 5 классах (по выбору). Как будете использовать учебник?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
Тематика рефератов. 1. Формирование мировоззрения и литературных взглядов учеников. 2. Идеи этико-эстетического воспитания в наследии В.П. Острогорского и их значение для развития методики преподавания литературы. 3. Перспективы развития школьного литературного образования. 4. Изучение художественных произведений в их родовой специфике как методическая проблема. 5. Чтение, восприятие и интерпретация литературного произведения. 6. Организация читательской деятельности учащихся. 7. Урок в системе уроков литературы в школе. 8. Структура урока литературы в школе. 9. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. 10. Принципы изучения биографии писателя в школе. Тематика курсовых работ. 1. Взаимосвязь обзорных и монографических тем в процессе изучения художественных произведений. 2. Спецкурсы и факультативы в школе. 3. Литературное произведение в школе. 4. Изучение литературно-критических статей. 5. Изучение зарубежной литературы в школе. 6. Реализация межпредметных связей в процессе изучения литературы. 7. Современные проблемы общения учителя и ученика на уроках литерауры. 8. Творческий характер деятельности учителя литературы. 9. Методическое наследие В.Я. Стоюнина и современное преподавание литературы в школе. 10. Методы и приемы изучения литературы в школе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплины дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова - к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом. Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Прежде всего, возрождается целостная картина развития литературы, в читательский опыт входят «возвращенная» литература, литература русского зарубежья, произведения, не публиковавшиеся ранее. Разрушаются однозначные представления о литературе ХХ столетия, о творчестве многих писателей, изучаемых в школе. Вслед за литературоведением и критикой в школьное изучение литературы входят плюрализм и дискуссионность позиций, в том числе школьников. В настоящее время приобретает большое значение совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей-словесников - формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, прокладывать новые пути в обучении и воспитании молодежи. Помимо лекций, практических и лабораторных занятий, педпрактики студенты имеют возможность выбрать спецкурс и спецсеминар по одному из предметов психолого-педагогического цикла, включая методику преподавания литературы.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература. Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по русскому языку и литературе по специальностям педагогического образования от 28.06.04 г., протокол № 6.
Председатель Совета УМО по специальностям педагогического образования член-корр. РАН, академик РАО В. Л. Матросов
СОГЛАСОВАНО:
Зам. начальника отдела педагогического образования и образовательных технологий Н. Л. Гунявина
Сотрудник, курирующий направление, ведущий специалист отдела педагогического образования и образовательных технологий С. В. Васильева
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет филологический Кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ Председатель учебно- Проректор по учебной работе методического объединения «____» _____200 г. «____ » ______200 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |