Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок литературы в современной средней школе

 

Требования к современному уроку литературы. Подготовка учителя к уроку. Критерии оценки урока литературы. Обдумывание темы, задачи, методики проведения урока, его структуры, организации деятельности учащихся. Основные этапы урока. Отбор и расположение материала. Различные классификации урока литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения (вступительные занятия, чтение, уроки анализа, заключительные уроки); от вида работы: урок-лекция, беседа, экскурсия и т.д. (В. В. Голубков); от содержания предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы, уроки развития речи (Н. И. Кудряшев). Анализ основных классификаций уроков, их сильные и слабые стороны.

Практически осваивается планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности школьников, а также организация урока групповой работы по подтемам и с использованием смежных с литературой видов искусств.

 

11. Развитие речи учащихся в системе литературного образования

 

Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого- педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию речи в связи с занятиями по литературе. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале. Развитие письменной речи школьников. Изложение в связи с изучением художественного текста. Текст как форма овладения основами письменной литературной речи. Сочинения различных форм - ОСНОВНОЙ вид письменных работ по литературе. Роль сочинения в формировании творческой самостоятельности, мировоззрения учащихся, в углубленном познании литературного произведения. Тематическая классификация сочинений: на литературные темы; по жизненным впечатлениям; по картине; сочинение о посещении музеев, об экскурсиях; отзывы и рецензии на прочитанные книги, на спектакли, их роль в воспитании читателя и зрителя. Жанровая специфика сочинений. Требования к сочинениям. Подготовка учащихся к написанию сочинения. Анализ и критерии оценки работ учащихся. Овладение письменной речи (письмо, дневник, воспоминание, эссе).

Виды сочинений по литературе: анализ эпизода, анализ образа. Сравнительная характеристика, анализ произведения в целостности, сопоставление произведении, сочинение по историко-литературной проблеме.

 

Работа в старшей профильной школе

Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по литературе. Инвариантные и элективные курсы. Особенности организации элективных курсов. Учебники по литературе для профильной школы. Предпрофильная подготовка.

 

Внеклассная и внешкольная работа по литературе, факультативные занятия

Взаимодействие уроков, факультативных занятий и внеклассной работы. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников, формы содержательного контроля. Читательские дневники, проведение читательских конференций, литературных композиций, тематических вечеров, межпредметных праздников; их роль в развитии творческой инициативы учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Виды и формы внеклассной работы учащихся.

Межпредметные связи. Кабинет литературы. Литературно-краеведческая работа.

 

Организация учебно-воспитательного процесса

И учитель литературы

Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Научная организация труда учителя. Замысел урока и его реализация. Подготовка учителя к уроку. Связь урока с другими видами занятий. Учет и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи и стимулирования активной деятельности школьников. Творческий характер труда учителя-словесника. Словесник как педагог-исследователь. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя, в повышении уровня художественного восприятия литературы и искусства.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

1. Программа «Методика преподавания литературы» /Отв. ред. О. Ю. Богданова, - М., 1999.

2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

3. Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

4. История литературного образования в российской школе: Хрестоматия для студентов / Автор-составитель В. Ф. Чертов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Буслаев Ф. Н. О преподавании отечественного языка. - М., 1844.

2. Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н. И. Кудряшева. - М., 1961.

3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М.,1962.

4.Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. - М., 1963.

5. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М., 1971.

6. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред.Т. Г. Браже. - М., 1977.

7. Рыбникова М. А. Избранные труды. - М., 1985.

8. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я.. Рез. - 2-е изд. - М., 1985.

9. Майман Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А. Д. Жижиной. - М., 1987.

11. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. СПб., 1864.

12. Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии.- СПб., 1868.

13. Развитие речи учащихся на уроке литературы. Под ред. Н. В. Колокольцев. - М., 1980.

14. Богданова О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. - 1\1:1980. .,

15. 3барский И. С.. Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе. - М., 1980.

16. Развитие речи учащихся 4-11 классов в процессе изучения литературы / Сост. В. Я.. Коровина. - М., 1984.

17. Леонов С. А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы: Учебное пособие к спецкурсу. ­М., 1988.

18. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М., 1995.

19. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. - М., 1997.

20. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: Пособие для учителей и учащихся: В 2 Ч. - М., 1999.

21. Русская литература ХХ века. 11 класс / Под ред. В. В. Агеносова: В 2 ч. - М., 2000.

22. В мире литературы. 10 класс / Под ред. А. Г Кутузова. - М., 2000.

23. Программы и учебники по литературе для 5-11 классов.

 

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебник для высшей школы;

Практикум для высшей школы; Программы и учебники для средней школы.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованные аудитории;

- различные технические средства обучения; - аудио-видеоаппаратура;

- наглядные пособия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И

ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольные вопросы:

1. Теория и методика обучения литературе как наука.

2. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения.

3. Задачи преподавания литература в школе.

4. Роль выдающихся методистов В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой в становлении и развитии методической науки ХХ века.

5. Вступительные занятия в средних классах. Цели, задачи, содержание, методы проведения занятий.

6. Восприятие и анализ литературных произведений в шко­ле. Воздействие художественной литературы на духовный мир школьника.

7. Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

8. Развитие устной и письменной речи школьников средних классов.

9. Внеклассная работа по литературе.

10. Развитие речи учащихся старших классов. Виды письменных работ.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дать анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой

2. Составить систему вопросов для анализа одного из рассказов, изучаемых в средних классах. Привести примеры проблемных вопросов.

3. Составить план одного из уроков по изучению повести М. Горького «Детство» (7 класс). Продумать пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов произведения. Указать общие, групповые и индивидуальные задания. Определить их характep и цели.

4. Дать анализ изложения школьника.

5. Спланировать уроки по изучению одной из сказок в 5 классе. Формы и приемы работы, способствующие развитию творческих способностей детей при изучении сказок.

6. Показать на конкретном примере, что и как Вы будете рассказывать о писателе в средних классах. Обоснуйте отбор материала и выбор оптимальных методов работы.

7. Составить план заключительного урока по одной из монографических тем в старших классах.

8. Разработать фрагмент урока с использованием различныx видов искусств.

9. Дать анализ опыта учителя-словесника.

10. Составить темы сочинений по роману А. С Пушкина «Евгений Онегин » (10 класс).

 

7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

 

1. Проблемы литературного образования и методики преподавания литературы на современном этапе. Межпредметные связи в преподавании литературы в школе.

2. Развитие методики преподавания литературы в России XIX -начала ХХ вв. Краткое изложение и анализ одной из проблем, освещаемых в трудах русских методистов (по выбору).

3. Анализ методической системы В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского (по выбору).

4. Составьте план изучения рассказа в 5-9 классах. Какие виды пересказов можно использовать в процессе изучения этого рассказа? Разработайте фрагмент урока по обучению пересказу.

5. Составьте план изучения одной из монографических тем в 10-11 классе. Определите тематику уроков, подготовьте опережающие задания по всей теме.

6. Значение трудов В. В Голубкова и М. А Рыбниковой для развития отечественной методики преподавания литературы. Анализ методических работ В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой (по выбору).

7. Спланируйте изучение одного из романов в 10-11 классах (по выбору). Разработайте варианты планирования, используя различные пути анализа.

8. Методы и приемы обучения литературе. Проблема классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и приемов обучения и выбор их оптимального сочетания на уроках литературы.

9. Виды наглядности в преподавании литературы в школе,ТСО и их использование на уроках литературы.

10. Составьте развернутый план рассказа о писателе в 5 классах (по выбору). Как будете использовать учебник?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Тематика рефератов.

1. Формирование мировоззрения и литературных взглядов учеников.

2. Идеи этико-эстетического воспитания в наследии В.П. Острогорского и их значение для развития методики преподавания литературы.

3. Перспективы развития школьного литературного образования.

4. Изучение художественных произведений в их родовой специфике как методическая проблема.

5. Чтение, восприятие и интерпретация литературного произведения.

6. Организация читательской деятельности учащихся.

7. Урок в системе уроков литературы в школе.

8. Структура урока литературы в школе.

9. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений.

10. Принципы изучения биографии писателя в школе.

Тематика курсовых работ.

1. Взаимосвязь обзорных и монографических тем в процессе изучения художественных произведений.

2. Спецкурсы и факультативы в школе.

3. Литературное произведение в школе.

4. Изучение литературно-критических статей.

5. Изучение зарубежной литературы в школе.

6. Реализация межпредметных связей в процессе изучения литературы.

7. Современные проблемы общения учителя и ученика на уроках литерауры.

8. Творческий характер деятельности учителя литературы.

9. Методическое наследие В.Я. Стоюнина и современное преподавание литературы в школе.

10. Методы и приемы изучения литературы в школе.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплины дает возможность подготовить будущего учителя к реализации динамичного учебного процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова - к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.

Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Прежде всего, возрождается целостная картина развития литературы, в читательский опыт входят «возвращенная» литература, литература русского зарубежья, произведения, не публиковавшиеся ранее. Разрушаются однозначные представления о литературе ХХ столетия, о творчестве многих писателей, изучаемых в школе. Вслед за литературоведением и критикой в школьное изучение литературы входят плюрализм и дискуссионность позиций, в том числе школьников.

В настоящее время приобретает большое значение совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей-словесников - формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, прокладывать новые пути в обучении и воспитании молодежи.

Помимо лекций, практических и лабораторных занятий, педпрактики студенты имеют возможность выбрать спецкурс и спецсеминар по одному из предметов психолого-педагогического цикла, включая методику преподавания литературы.

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература.

Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по русскому языку и литературе по специальностям педагогического образования от 28.06.04 г., протокол № 6.

 

Председатель Совета УМО

по специальностям педагогического образования член-корр. РАН, академик РАО

В. Л. Матросов

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зам. начальника отдела педагогического образования и образовательных технологий

Н. Л. Гунявина

 

Сотрудник, курирующий направление, ведущий специалист отдела педагогического образования и образовательных технологий

С. В. Васильева

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева»

Факультет филологический

Кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания

 

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно- Проректор по учебной работе

методического объединения

«____» _____200 г. «____ » ______200 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...