Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
Специальность050301.65Русский язык и литература Индекс цикла по ГОС ОПД
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 032900 Русский язык и литература, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2005 году, и на основании примерной программы дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку и литературе», раздела «Теория и методика обучения литературе», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 032900 - Русский язык и литература в 2005 году. Составитель рабочей программы: Наумова Т.А. к.п.н., профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Рабочая программа утверждена «7 » сентября 2009 г. на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания. Протокол № 1. ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
График учебного процесса (6 семестр)
График учебного процесса (7 семестр)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Образование человека есть путешествие… Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры… С. И. Гессен Предметом курса «Теория и методика обучения литературе» является многоаспектная подготовка будущего учителя литературы. Учитывая специфику курса, преподавание системно рассматривает связи теории, методики и практики литературного образования. Лекционный курс построен таким образом, чтобы последовательное погружение в круг вопросов литературного образования стало теоретической базой для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, посвященных обсуждению конкретных технологий и отдельных методик освоения предмета в школьной аудитории, индивидуальному и коллективному моделированию вероятностных учебных ситуаций, а также проектированию уроков литературы на определенную тему. Курс теории и методики обучения литературе помимо лекционных и практических занятий включает лабораторные занятия, коллоквиумы, различные формы текущего и итогового контроля (раздел «Контрольно-измерительные материалы по теории и методике обучения литературе»), а также выходы студентов в школы, знакомство с практической деятельностью учителя литературы. Для активизации самостоятельной творческой деятельности студентов разработана система индивидуальных заданий. Зачет и экзамен по теории и методике обучения состоит из двух частей: теоретической, предполагающей рассмотрение двух теоретических вопросов технолого-стратегического характера, и практической, заключающейся в демонстрации материалов, подготовленных по индивидуальным заданиям.
1) Цель изучения дисциплины: подготовка будущего учителя-словесника к профессиональной деятельности; синтезирование полученных знаний и приобретённых умений и навыков; формирование у выпускников филологического факультета профессионально-педагогических компетенций; профессионализация филологического сознания студентов 3-4 курсов, оформление его в педагогическое содержание, владея которым, будущий словесник должен быть способен развивать личность ребенка, используя средства литературы.
2) Задачи курса: создание у студентов чёткого представления о специфике литературы как учебного предмета и методике её преподавания в школе; ознакомление с методическим наследием и инновационными технологиями; обучение наиболее характерным видам профессиональной деятельности словесника; формирование умений педагогического конструирования в процессе изучения литературы, связанных с планированием работы, подготовкой и проведением различных типов уроков, форм и видов внеклассной и внешкольной работы по литературе; овладение на практике разнообразными методами и приемами, позволяющими самостоятельно определять технологию проведению урока и выстраивать определенную стратегию поведения; овладение аудиовизуальными технологиями, в том числе компьютерными, в преподавании литературы в школе; знакомство с традиционными и альтернативными программами по литературе с целью актуализации творческих возможностей; развитие творческих начал личности будущего учителя-словесника; формирование (теоретическое и практическое) навыков педагогического общения на уроках литературы; овладение формами и методами преподавания, при которых достигалась бы главная цель современного школьного литературного образования: формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству, а также формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и осознать нравственный потенциал русской литературы. В данной логике теория и методика обучения литературе трактуется как наука интегративная, предполагающая взаимосвязь с философией, социологией, культурологией, лингвистикой, литературоведческими дисциплинами, психологией, педагогикой.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ (УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ» Студенты после изучения данной дисциплины должны: иметь представление:
об общих концепциях и методологических законах современного литературного образования в школе; о возрастной психологии и этапах литературного развития школьников; об истории отечественной методической мысли, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы; о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя-словесника; знать:
теоретические основы литературного образования школьников, его содержания и этапов; историю становления литературы как учебного предмета и методики преподавания литературы как науки; дидактические и методологические основы обучения литературе в школе; методологию психолого-педагогических и методических исследований в системе литературного образования школьников; ключевые проблемы теории и методики обучения литературе: проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира; взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы; проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы; углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся; проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, но и как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников; историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные; формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий; вопросы взаимосвязей восприятия и анализа литературных произведений на уроках словесности в их родовой и жанровой специфике; специфику изучения истории и теории литературы в школьном курсе; методику проведения и анализа уроков литературы, внеклассной и внешкольной работы, факультативных занятий и элективных курсов; особенности содержания и технологий внеклассного чтения; теорию и особенности методики развития устной и письменной речи школьников в системе литературного образования; принципы и технологии создания авторских программ, учебно-методических материалов; нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе; современные средства оценивания результатов обучения литературе (тестирование, мониторинг, рейтинг, итоговая аттестация в формате ЕГЭ и др.); инновационные технологии обучения литературе;
уметь:
анализировать современный учебно-воспитательный процесс с использованием понятийного языка литературоведения и методики преподавания литературы; проектировать и практически реализовывать учебно-воспитательный процесс по литературе в условиях общеобразовательной и профильной школы; профессионально пользоваться традиционными и инновационными технологиями современного урока литературы; методами, приемами, формами обучения литературе; создавать новые технологии обучения литературе; осуществлять литературоведческий, лингвистический, культурологический, философский, искусствоведческий анализ художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; интерпретировать на основе анализа произведения разных жанров; давать объективную оценку произведениям художественной литературы; выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения; применять новые подходы к изучению литературы (сравнительно-сопоставительный, культурологический, аксиологический, проблемный, интеграционный и др.); интегрировать нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения на читателя-школьника; определять системные связи школьного курса литературы на разных этапах литературного образования; развивать читательское восприятие и интерес к чтению и изучению литературы у школьников; формировать их творческое читательское воображение и чувство прекрасного, эстетический вкус; учитывать и использовать разнообразные межпредметные связи при культурологическом подходе к преподаванию литературы; индивидуализировать, дифференцировать обучение; интегрировать предметы и конкретные методики; приближать уровень преподавания к уровню развития современной науки и культуры; обобщать опыт работы учителей-словесников; адекватно использовать современные средства оценивания результатов обучения литературе; формировать новый тип взаимоотношений между учителем и учащимися. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Многообразны взаимосвязи теории и методики обучения литературе, прежде всего с литературоведением, лингвистикой, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией, философией, искусствоведением, историей, историей религий, в частности с историей и культурой Православия С позиций современной эстетики и литературоведения методика изучения литературы сближает художественное творчество с наукой в характере точности постижения мира, искусства, в частности литературы (А. С. Бушмин, М. С. Каган, В. С. Соколов, Б. С. Мейлах, А. Н. Леонтьев), осмысливает проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения. Методика литературы, имея в кругу своих задач воспитание духовно-нравственных ориентиров школьников, постоянно соприкасается с этикой. Содержание литературного образования школьников определено в полном соответствии с фактами и явлениями истории литературы, теории литературы, литературной критики.Без глубокого и серьезного знания всего, что сделано в литературоведении, методика литературы не может существовать как наука. Задачи курса в значительной степени определяются своеобразием общекультурной ситуации общества с опорой на исследования в области социологии, культурологии. Философия дает возможность осмыслить новые подходы к преподаванию литературы: герменевтический, аксиологический, синергетический, культурологический; осмыслить с позиции философских исследований факты и явления искусства слова; расставить новые акценты исходя из оценок «возвращенных» религиозных философов ( И. А. Ильин, А. Н. Бердяев, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др.). В теории и методике обучения литературе определяющими являются концепции М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева и др. Психологиякак наука остается в значительной степени недостаточно изученной с позиций школьного литературного образования. Особое внимание отводится работам ученых-психологов: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, В. В. Давыдова. Многоаспектно исследована в психологической науке проблема восприятия художественного произведения. В трудах С. Л. Рубинштейна содержится глубокий анализ мыслительных процессов индивида. Л. С. Выготский исследовал отношение мысли к слову, «зоны ближайшего развития», психологию искусства; много писал о воображении и эмоциях. Важны в теории и методике обучения литературе теория установки, теория искусства общения, личностно-ориентированного обучения (И. С. Кон, И. С. Якиманская). В основе деления содержания литературного образования школьников на два концентра основано на теории развивающего обучения В. В. Давыдова. В основе теории и методики обучения литературе лежат общие принципы дидактики как теории обучения, учитывающие закономерности философии образования, теории воспитания, истории педагогики. Проблема методов и приемов изучения литературы в школе решается в курсе с опорой на исследования в области педагогики.Дидактические решения М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера легли в основу многих классификаций методов обучения литературы, прежде всего системы Н. И. Кудряшева. Идеи проблемного анализа литературного произведения адекватны многим педагогическим исследованиям, среди авторов – ученые : Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. С. Оконь, И. Я. Лернер. Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в теории и методике обучения литературе наряду с методическими и педагогическими решениями данной проблемы : постоянно обращение к исследованиям ученых : М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина. Одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы – развитие устной и письменной речи школьников – в теснейших взаимосвязях с исследованиями в области теории и методики преподавания русского языка (М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Н. В. Колокольцев, А. А. Липаев и др.). Ни один раздел в теории и методике преподавания литературы не существует автономно; принцип интеграции – основополагающий закон в обучении. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |