Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Специальность050301.65Русский язык и литература

Индекс цикла по ГОС ОПД

 

форма обучения очная всего часов по ГОС
аудиторных
семестр шестой лекций
    практических
    лабораторных
семестр седьмой лекций
практических
вид отчетности (по семестрам) шестой седьмой зачет экзамен  
  самостоятельная работа

 

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 032900 Русский язык и литература, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2005 году, и на основании примерной программы дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку и литературе», раздела «Теория и методика обучения литературе», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 032900 - Русский язык и литература в 2005 году.

Составитель рабочей программы: Наумова Т.А. к.п.н., профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания

Рабочая программа утверждена «7 » сентября 2009 г. на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания. Протокол № 1.

ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

График учебного процесса (6 семестр)

№ недели
ЛК(часов)                  
ПР(часов)                  
ЛБ(часов)                  
Межс.учет успеваем.                 х х              
Зачет                                 х

График учебного процесса (7 семестр)

№ недели
ЛК(часов)  
ПР(часов)                    
Межс.учет успеваем.                   х х                
Экзамен                                     х

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Образование человека есть

путешествие… Это есть путешествие

в стране духа, в мире человеческой культуры…

С. И. Гессен

Предметом курса «Теория и методика обучения литературе» является многоаспектная подготовка будущего учителя литературы. Учитывая специфику курса, преподавание системно рассматривает связи теории, методики и практики литературного образования. Лекционный курс построен таким образом, чтобы последовательное погружение в круг вопросов литературного образования стало теоретической базой для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, посвященных обсуждению конкретных технологий и отдельных методик освоения предмета в школьной аудитории, индивидуальному и коллективному моделированию вероятностных учебных ситуаций, а также проектированию уроков литературы на определенную тему. Курс теории и методики обучения литературе помимо лекционных и практических занятий включает лабораторные занятия, коллоквиумы, различные формы текущего и итогового контроля (раздел «Контрольно-измерительные материалы по теории и методике обучения литературе»), а также выходы студентов в школы, знакомство с практической деятельностью учителя литературы. Для активизации самостоятельной творческой деятельности студентов разработана система индивидуальных заданий. Зачет и экзамен по теории и методике обучения состоит из двух частей: теоретической, предполагающей рассмотрение двух теоретических вопросов технолого-стратегического характера, и практической, заключающейся в демонстрации материалов, подготовленных по индивидуальным заданиям.

 

1) Цель изучения дисциплины:

подготовка будущего учителя-словесника к профессиональной деятельности; синтезирование полученных знаний и приобретённых умений и навыков; формирование у выпускников филологического факультета профессионально-педагогических компетенций; профессионализация филологического сознания студентов 3-4 курсов, оформление его в педагогическое содержание, владея которым, будущий словесник должен быть способен развивать личность ребенка, используя средства литературы.

 

2) Задачи курса:

создание у студентов чёткого представления о специфике литературы как учебного предмета и методике её преподавания в школе;

ознакомление с методическим наследием и инновационными технологиями;

обучение наиболее характерным видам профессиональной деятельности словесника;

формирование умений педагогического конструирования в процессе изучения литературы, связанных с планированием работы, подготовкой и проведением различных типов уроков, форм и видов внеклассной и внешкольной работы по литературе;

овладение на практике разнообразными методами и приемами, позволяющими самостоятельно определять технологию проведению урока и выстраивать определенную стратегию поведения;

овладение аудиовизуальными технологиями, в том числе компьютерными, в преподавании литературы в школе;

знакомство с традиционными и альтернативными программами по литературе с целью актуализации творческих возможностей;

развитие творческих начал личности будущего учителя-словесника;

формирование (теоретическое и практическое) навыков педагогического общения на уроках литературы; овладение формами и методами преподавания, при которых достигалась бы главная цель современного школьного литературного образования: формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству, а также формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и осознать нравственный потенциал русской литературы.

В данной логике теория и методика обучения литературе трактуется как наука интегративная, предполагающая взаимосвязь с философией, социологией, культурологией, лингвистикой, литературоведческими дисциплинами, психологией, педагогикой.

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ (УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:

 

об общих концепциях и методологических законах современного литературного образования в школе;

о возрастной психологии и этапах литературного развития школьников;

об истории отечественной методической мысли, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы;

о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя-словесника;

знать:

 

теоретические основы литературного образования школьников, его содержания и этапов;

историю становления литературы как учебного предмета и методики преподавания литературы как науки;

дидактические и методологические основы обучения литературе в школе;

методологию психолого-педагогических и методических исследований в системе литературного образования школьников;

ключевые проблемы теории и методики обучения литературе: проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира; взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы; проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы; углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся; проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, но и как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников; историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные; формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий;

вопросы взаимосвязей восприятия и анализа литературных произведений на уроках словесности в их родовой и жанровой специфике;

специфику изучения истории и теории литературы в школьном курсе;

методику проведения и анализа уроков литературы, внеклассной и внешкольной работы, факультативных занятий и элективных курсов;

особенности содержания и технологий внеклассного чтения;

теорию и особенности методики развития устной и письменной речи школьников в системе литературного образования;

принципы и технологии создания авторских программ, учебно-методических материалов;

нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе;

современные средства оценивания результатов обучения литературе (тестирование, мониторинг, рейтинг, итоговая аттестация в формате ЕГЭ и др.);

инновационные технологии обучения литературе;

 

уметь:

 

анализировать современный учебно-воспитательный процесс с использованием понятийного языка литературоведения и методики преподавания литературы;

проектировать и практически реализовывать учебно-воспитательный процесс по литературе в условиях общеобразовательной и профильной школы;

профессионально пользоваться традиционными и инновационными технологиями современного урока литературы; методами, приемами, формами обучения литературе; создавать новые технологии обучения литературе;

осуществлять литературоведческий, лингвистический, культурологический, философский, искусствоведческий анализ художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; интерпретировать на основе анализа произведения разных жанров; давать объективную оценку произведениям художественной литературы; выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения; применять новые подходы к изучению литературы (сравнительно-сопоставительный, культурологический, аксиологический, проблемный, интеграционный и др.);

интегрировать нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения на читателя-школьника;

определять системные связи школьного курса литературы на разных этапах литературного образования;

развивать читательское восприятие и интерес к чтению и изучению литературы у школьников; формировать их творческое читательское воображение и чувство прекрасного, эстетический вкус;

учитывать и использовать разнообразные межпредметные связи при культурологическом подходе к преподаванию литературы;

индивидуализировать, дифференцировать обучение;

интегрировать предметы и конкретные методики;

приближать уровень преподавания к уровню развития современной науки и культуры;

обобщать опыт работы учителей-словесников;

адекватно использовать современные средства оценивания результатов обучения литературе;

формировать новый тип взаимоотношений между учителем и учащимися.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Многообразны взаимосвязи теории и методики обучения литературе, прежде всего с литературоведением, лингвистикой, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией, философией, искусствоведением, историей, историей религий, в частности с историей и культурой Православия

С позиций современной эстетики и литературоведения методика изучения литературы сближает художественное творчество с наукой в характере точности постижения мира, искусства, в частности литературы (А. С. Бушмин, М. С. Каган, В. С. Соколов, Б. С. Мейлах, А. Н. Леонтьев), осмысливает проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения. Методика литературы, имея в кругу своих задач воспитание духовно-нравственных ориентиров школьников, постоянно соприкасается с этикой.

Содержание литературного образования школьников определено в полном соответствии с фактами и явлениями истории литературы, теории литературы, литературной критики.Без глубокого и серьезного знания всего, что сделано в литературоведении, методика литературы не может существовать как наука.

Задачи курса в значительной степени определяются своеобразием общекультурной ситуации общества с опорой на исследования в области социологии, культурологии.

Философия дает возможность осмыслить новые подходы к преподаванию литературы: герменевтический, аксиологический, синергетический, культурологический; осмыслить с позиции философских исследований факты и явления искусства слова; расставить новые акценты исходя из оценок «возвращенных» религиозных философов ( И. А. Ильин, А. Н. Бердяев, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др.). В теории и методике обучения литературе определяющими являются концепции М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева и др.

Психологиякак наука остается в значительной степени недостаточно изученной с позиций школьного литературного образования. Особое внимание отводится работам ученых-психологов: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, В. В. Давыдова. Многоаспектно исследована в психологической науке проблема восприятия художественного произведения. В трудах С. Л. Рубинштейна содержится глубокий анализ мыслительных процессов индивида. Л. С. Выготский исследовал отношение мысли к слову, «зоны ближайшего развития», психологию искусства; много писал о воображении и эмоциях. Важны в теории и методике обучения литературе теория установки, теория искусства общения, личностно-ориентированного обучения (И. С. Кон, И. С. Якиманская). В основе деления содержания литературного образования школьников на два концентра основано на теории развивающего обучения В. В. Давыдова.

В основе теории и методики обучения литературе лежат общие принципы дидактики как теории обучения, учитывающие закономерности философии образования, теории воспитания, истории педагогики. Проблема методов и приемов изучения литературы в школе решается в курсе с опорой на исследования в области педагогики.Дидактические решения М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера легли в основу многих классификаций методов обучения литературы, прежде всего системы Н. И. Кудряшева. Идеи проблемного анализа литературного произведения адекватны многим педагогическим исследованиям, среди авторов – ученые : Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. С. Оконь, И. Я. Лернер. Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в теории и методике обучения литературе наряду с методическими и педагогическими решениями данной проблемы : постоянно обращение к исследованиям ученых : М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина.

Одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы – развитие устной и письменной речи школьников – в теснейших взаимосвязях с исследованиями в области теории и методики преподавания русского языка (М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Н. В. Колокольцев, А. А. Липаев и др.).

Ни один раздел в теории и методике преподавания литературы не существует автономно; принцип интеграции – основополагающий закон в обучении.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...