Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПО МЕДОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

(6 семестр, 7 семестр)

 

1. Определите сущность функций литературы как учебного предмета, наполните свои ответы конкретным содержанием.

2. Составьте анкету для учащихся 10 класса по выявлению их читательских интересов (не менее 5 вопросов).

3. Назовите основные пути развития и совершенствования литературного образования школьников, дайте конкретные рекоменда­ции.

4. Укажите общее и различное в ныне действующих программах по литературе. Определите концепции авторских программ.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

(7 семестр)

Вопросы и задания:

1. Раскройте сущность основных методических течений конца 19-начала 20 века: историко-культурная школа, психологическая школа, академическое направление, воспитательное направление и др.

2. Определите основные пути развития и совершенствования литературного образования в современной школе, дайте конкретные рекомендации.

3. Укажите общее и различное в ныне действующих программах по литературе. Определите концепции авторских программ.

4. Каким содержанием наполните урок внеклассного чтения в 6 классе по теме «Изображение зимней природы в литературе, живописи и музыке», если цели урока следующие:

1) оживить в памяти детей непосредственные наблюдения за природой и использовать их при чтении произведений;

2) способствовать развитию чувства любви к родной природе, желание оберегать её;

3) обострить у школьников восприимчивость к красоте природы, пробудить желание вглядываться в неё, любоваться ею.

Назовите принципы отбора учебного материала на уроке литературы, наполните ваши определения конкретным содержанием.

5. Составьте вопросы (не менее 6) к проблемному анализу в 11 классе стихотворения Шарля Бодлера «Альбатрос» в переводе Д.Мережковского:

 

Во время плаванья, когда толпе матросов

Случается поймать над бездною морей

Огромных белых птиц, могучих альбатросов,

Беспечных спутников отважных кораблей,

На доски их кладут: и вот, изнемогая,

Труслив и неуклюж, как два больших весла,

Влачит недавний царь заоблачного края

По грязной палубе два трепетных крыла.

Лазури гордый сын, что бури обгоняет,

Он стал уродливым, и жалким, и смешным,

Зажженной трубкою матрос его пугает

И дразнит с хохотом, прикинувшись хромым.

Поэт, как альбатрос, отважно, без усилья,

Пока он - в небесах, витает в бурной мгле;

Но исполинские, невидимые крылья

В толпе ему ходить мешают по земле.

 

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ

ПО «ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

I.

 

1. Посещение лекционных занятий

8 уч. пар (6 семестр) + 18 уч. пар (7 семестр)* 0,5 б. = 13 баллов

 

2. Посещение практических занятий

8 уч. пар(6 семестр) + 9 уч.пар (7 семестр)* 0,5 б. = 8,5 балла

 

3. Работа на практических занятиях

17 уч. пар * max. 0,5 б. = max. 8,5 балла

4. Посещение лабораторных занятий

8 уч. пар (6 семестр) *0,5 б. = 4 балла

 

5. Активная работа на лабораторных занятиях

8 уч. пар * 0,5 б = 4 балла

Всего: 38 баллов

II.

 

Выполнение 22 форм текущего контроля в 6 – 7 семестрах

За каждое выполненное задание (все задания указаны в Технологической карте дисциплины) – 2 балла

Всего: 44 балла

 

Зачётные работы в 7 семестре:

 

1.Описание Интернет-источников, необходимых учителю-словеснику в его профессиональной деятель ности. Указание позитивных и негативных сторон Интернет-информации.

Срок выполнения – до 01.10.09

Оценивание – max. 5 баллов

 

2.Анализ урока, опубликованного в сети Интернет (по ссылке, предложенной преподавателем)

Срок выполнения – до 2.11.09

Оценивание – max. 4 балла

 

3. Собственный конспект урока по теме, предложенной преподавателем.

Срок выполнения – до 1. 12.09

Оценивание – max.4 балла

4. Создание презентации в формате PowerPoint к разработанному уроку.

Срок выполнения – до 20.12.09

Оценивание – max. 5 баллов

Всего:18 баллов

ИТОГО: max. 100 баллов

 

Зачётные работы с обязательным указанием авторства составляются в формате RTF (кроме презентации) и высылаются прикрепленными файлами на электронный адрес преподавателя:[email protected]

 

Ссылка на частично рецензируемый урок и тема урока для составления конспекта высылаются студентам также по электронной почте по мере получения и оценивания предыдущих работ.

 

ВАЖНО:

 

 

Студенты, получившие за работу в течение двух семестров 90 –100 баллов, получают экзамен"автоматом";

80 – 90 баллов – отвечают на экзамене на один вопрос теоретического характера;

меньше 80 баллов – отвечают на экзамене на вопрос теоретического характера и выполняют практическое задание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ,

ВЕДУЩЕМУ КУРС «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

 

Творческий подход к изучению дисциплины «Теория и методика обучения литературе» дает возможность подготовить будущего учителя-словесника к реализации процесса изучения литературы в школе, к совершенствованию деятельности учащихся в постепенном движении от наблюдений над поэтикой художника слова - к обобщениям и углубленному пониманию художественного мира писателя и историко-литературного процесса в целом.

В настоящее время, в преддверии реализации Национальной образовательной инновации «Наша новая школа», приобретает большое значение совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей-словесников - формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, конкурентоспособного, с ярко выраженными профессиональными компетенциями.

Теоретико-практический курс теории и методики преподавания литературы входит в качестве составной части в программу методической подготовки преподавателя литературы. Овладение основами курса - это первый этап реализации задач данной программы. Следующие этапы - написание курсовой работы, участие в педагогических практиках, работа над дипломным проектом. Названные этапы являются этапами формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя литературы. Формирование профессионально-педагогической компетентности в области методики преподавания литературы является перспективной целью программы.

Преподавателю, ведущему дисциплину, важно помнить, что курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики, дидактики, истории литературоведения, истории литературы, теории литературы), а также на исторической основе; что взаимосвязи теории и методики обучения литературе многообразны, прежде всего с литературоведением, лингвистикой, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией, философией, искусствоведением, историей, историей религий, в частности с историей и культурой Православия.

В основу курса положены принципы диалогической методики, а также и в курсе рассматриваются в большей мере диалогические основания преподавания литературы.

В ходе реализации задач курса используются логические и эмоциональные формы освоения материала, различные методы (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; в соответствии с характером познавательной деятельности студентов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; на основе целостного подхода к деятельности: методы организации и осуществления, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности; с точки зрения обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования: когнитивные, креативные, оргдеятельностные; а также эвристические методы, методы проблемного обучения и др.; при работе с литературными произведениями: метод творческого восприятия, анализирующе-интерпретирующий, синтезирующий методы;) и технологии (информационные, игровые, активных методов обучения, проблемного обучения, модульные, коммуникативные).

Курс предполагает использование таких обязательных форм обучения, как лекции, практические, лабораторные занятия, консультации, контрольная работа, зачет, экзамен, курсовая работа, педагогическая практика. В качестве дополнительных, не обеспеченных часами, используются такие формы обучения, как самостоятельные и тестовые работы, выполненные в рамках разных технологий, коллоквиум, диспут, круглый стол, защита концепции школьного курса литературы, защита курсовых работ, терминологический диктант и др. Кроме того, преподаватель проверяет все выполненные студентами практические задания, что также не обеспечивается часами.

Для того чтобы преподавание курса было более эффективным, предлагается система работы по актуализации знаний и закреплению практических умений и навыков студентов. Используются такие способы актуализации знаний, как повторение, обобщение, систематизация, активные методы обучения, эмоциональные и логические формы освоения материала, творческие и исследовательские задания, коллективные, групповые, индивидуальные виды деятельности, закрепление теоретического материала выполнением практической работы, рефлексивные задания, задания на обнаружение интегративных связей курса с другими дисциплинами и др .

На вводной лекции вместе со студентами определяются цели и задачи курса, студенты знакомятся с учебной и методической концепциями курса.

Лекции проходят с использованием методов традиционного, диалогового, активного, проблемного обучения и др. На материале каждой лекции разрабатывается либо практическое задание на рефлексивной основе, либо формулируется проблемный вопрос или вопрос креативного характера. После каждой темы проводится зачетная самостоятельная работа. В ходе лекций предлагаются коллективные, групповые и индивидуальные задания для студентов. Также студенты готовят дома индивидуальные задания к лекциям. Устанавливается необходимая взаимосвязь между лекциями, практическими, лабораторными занятиями и другими видами занятий. Материал лекций используется при подготовке к занятиям, обсуждается в ходе занятий, используется при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену, педагогической практике. Один раз в семестр проводится контрольная работа. Создается банк контрольных работ. Также проводятся : работа по составлению тезауруса, терминологический диктант, тестовая работа на материале всего курса в целом.

Большая часть лекционных занятий по курсу «Теория и методика обучения литературе» имеет проблемный характер, обращена к логическому мышлению студентов, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы слушатели активно воспринимали информацию, участвовали в диалоге. Формой такого рода обучения выступает лекция-диалог, когда содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходелекции. Материал лекции-диалога включает обсуждение разных точек зрения на решение учебных методических проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки. Вовлечению студентов в диалог способствуют разнообразные задания. К примеру, после изучения темы «Методы преподавания литературы. Классификация методов Н. И. Кудряшева» с целью закрепления материала можно предложить студентам задание : «Определите, эффективность какого метода, эвристического или исследовательского проявится в большей степени на уроке в 11 классе по теме : «Романы Ф.М.Достоевского в оценке русских критиков и русских религиозных философов». Обоснуйте свой ответ». Подобного рода задания ценны не только в плане развития методического мышления, устной речи, но и целостного развития личности студента, умения интегрировать в своем сознании знания разных гуманитарных наук.

Эффективным приемом активизации учебно-познавательной деятельности студентов на лекции являются задания, нацеливающие на разработку методических рекомендаций к изучению тех или иных тем на уроках литературы в средней школе. Особенно целесообразна такая работа при рассмотрении проблем, связанных с технологиями обучения. Например : Составление методических указаний к проблемному анализу романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе; Определение путей анализа с опорой на принцип целостности при изучении Романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе; Обозначение содержания историко-литературного материала и философской информации на уроке, тема которого «Философская лирика В. С. Соловьева и Ф. И. Тютчева : сравнительный анализ» и т.п.

На лекции-визуализации основное содержание изучаемого материала представляется в образной форме (чаще всего в рисунках и схемах). На лекционных занятиях по теории и методике обучения литературе изложение информации можно сочетать с построением опорного конспекта урока студентами, с представлением различного рода схем : схема анализа урока, схема школьного комплексного анализа лирического произведения, схема разбора эпизода и т.д., включая таким образом студентов в исследовательский процесс. Так, при изучении литературных произведений в зависимости от их родовой специфики, можно предложить познавательную задачу : выявить несколько принципиальных отличий между эпосом, лирикой и драмой, заполнить таблички, придумать эмблему, символизирующую каждый из родов, и расположить известные литературные жанры в соответствии с их родовой принадлежностью, в том числе жанры, представляющие собой синтез родов. Более продуктивной будет работа при определении студентами наиболее значимых умений при анализе того или иного рода литературы : при изучении эпических произведений – умение проследить сюжет и определить смыслы наиболее значимых эпизодов; при анализе лирики – умение определять лейтмотив стихотворения; при изучении драмы – определять конфликт.

На практических занятиях активно используются игровые технологии, демонстрируются возможности разных методов и технологий. Все задания к занятиям предполагают рассмотрение изучаемого материала в историческом аспекте. В ходе занятий анализируются задания из практической части к экзамену. Широко используются открытые и рефлексивные задания (диалоги о методике и др.). Предлагаются коллективные, групповые и индивидуальные задания. Занятия проходят в разных формах: круглый стол, диспут и др. Студенты проводят уроки-презентации, урок-диспут, урок-салон, урок с инсценированием и др. На каждом занятии студенты могут задавать любые интересующие их вопросы. Подготовленные заранее вопросы студенты освещают либо с места, либо у доски. Практические занятия обеспечивают знакомство с методической литературой. Основное задание, которое выполняют студенты при подготовке к практическим занятиям - написание конспекта урока литературы, который может быть либо прокомментирован, либо проанализирован в ходе занятия. По возможности создаются условия для проведения уроков - либо в лабораторных условиях, либо в естественных.

Лабораторные занятия отличаются от практических тем, что они в большей мере сориентированы на выполнение практических заданий, овладение практическими навыками. Также в рамках лабораторных занятий студенты просматривают и анализируют видеоуроки. Не представляется реальным в рамках занятий предоставить возможность каждому студенту попробовать провести урок. Но некоторым студентам предоставляется возможность проведения урока по разработанному конспекту, проведения урока-дебюта. На лабораторных занятиях также широко используются игровые технологии. Каждому студенту предоставляется возможность выполнения различных видов практических заданий.

В ходе лекций. практических и лабораторных занятий студенты выполняют следующие задания:

6 семестр:

Изложить и обосновать свою концепцию образования; уметь рассказывать об одной из образовательных технологий, демонстрировать возможности ее практического применения; познакомиться с алгоритмом написания урока литературы, с вариантами анализа урока литературы, с конспектом урока литературы, выделить основные учебные ситуации урока, выполнить один из вариантов анализа урока; составить тест для определения читательских и литературно-творческих способностей учащихся; тест для определения общего уровня литературного развития учащихся (класс по выбору), протестировать учеников, представить результаты тестирования; разработать фрагменты уроков литературы, разработать конспект урока изучения лирического произведения в средних классах и конспект урока обучения анализу отдельного стихотворения; выполнить анализ программ, учебников, составить тематическое планирование, посетить и проанализировать 2 урока литературы в школе.

Кроме этого студенты пишут сочинения-эссе, творческие работы, выполняют самостоятельные работы на материале лекций, домашнюю контрольную работу, принимают участие в семинаре по истории методики преподавания литературы, коллоквиуме по трудам М. А. Рыбниковой, собеседовании по видам чтения и путям анализа литературного произведения, сдают зачет.

7 семестр:

Начинается семестр с работы по актуализации знаний, умений и навыков, полученных и сформированных в течение первого семестра.

Далее студенты должны: Написать конспект урока анализа эпического текста на уроках литературы в средних классах; составить тематическое планирование изучения эпического произведения в старших классах, написать конспект обучающего урока анализа эпического произведения в старших классах, составить хрию урока; написать конспекты по изучению драматургического произведения в средних (урок с использованием инсценирования и учебной ситуацией анализа речи драматургического персонажа) и старших классах (урок-диспут); конспект урока-подготовки к сочинению, написать сочинение на заявленную тему; разработать фрагмент урока: "Углубление понятия о сюжете"; составить вопросы для дискуссии по статьям о романе И. А. Гончарова "Обломов"; написать конспекты урока-лекции, урока изучения обзорной темы, урока-диалога.

Кроме того, студенты должны составить методический тезаурус (домашняя работа), написать терминологический диктант, выполнить самостоятельные работы на материале лекций, принять участие в работе круглого стола, принять участие в диспуте, выполнить анализ методической статьи, посетить два урока в школе, выполнить анализ урока; принять участие во встрече с учителем, частично по предложенной схеме обобщить опыт его работы, написать тестовую работу по всему курсу, провести занятие (участвуют все) и урок-дебют (индивидуально) самостоятельно, принять участие в собеседованиях по материалу курса в ходе подготовки к экзамену. Все задания проверяются.

Завершается курс защитой методической концепции курса литературы, это способ повторить, систематизировать материал курса, выбрать приоритеты. Также студенты сдают экзамен, который предполагает выполнение практического задания как обязательного. В 9 семестре студенты пишут курсовую работу и в 8, 10 семестре принимают участие в педагогической практике. С приказом по педпрактике студенты знакомятся заранее, узнают классы, темы уроков.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа по теории и методике обучения литературе является одним из видов учебной работы студен­тов, ориентированной на поиск, углубление знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов направлена на:

· развитие умений самостоятельно получать новые знания;

· осознанное, творческое применение знаний и способов деятельности в будущей профессии словесника ;

· осмысление и критический анализ литературы по проблемам будущей профессиональной деятельности;

· творческое применение знаний и углубленное изучение проблемы при разработке конкретных методических концепций, программ, уроков, внеклассных мероприятий по литературе.

Самостоятельная работа студентов выполняется под руководством и контролем преподавателя, читающего курс «Теория и методика обучения литературе». По освоению дисциплины СРС предусматривает следующие аспекты: аудиторную самостоятельную работу, подготовку к очередному практическому или семинарскому занятию; выполнение контрольных работ, семестрового индивидуального задания, различных видов текущего и промежуточного контроля, подготовка методического портфолио, написание курсовой, дипломной (выпускной квалификационной) работы.

Аудиторная форма организации самостоятельной работы студентов осуществляется и контролируется на всех видах учебных занятий, консультациях, коллоквиумах. При этом используются следующие формы контроля: тестирование, опросы, проверка конспекта, отчет по заданию, контрольная работа, доклад (сообщение), коллоквиум, компьютерный контроль, комплексная проверка знании, умений и навыков. Все формы контроля предложены в УМК.

Внеаудиторная форма организации самостоятельной работы студентов включает: выполнение домашнего задания, изучение программного материала, научно-исследовательскую и научно-методическую работу по заданной теме, выполнение программ практик и написание отчетов по практике, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовку к олимпиадам, разработку проекта по теме индивидуального задания. Формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы являются: собеседование, отчет по заданию, проверка конспекта, проекта, отчета, рефератов, практический контроль. Контроль за выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на этапе промежуточной аттестации в виде зачетов и экзаменов, а на этапе итоговой аттестации - в виде защиты курсовых и дипломных работ.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается методическими рекомендациями, разработками, указаниями, подготовленными преподавателя и обозначенными в разделах данного УМК. В них отражаются планы-задания к практическим занятиям, комплекты заданий для проверки готовности студентов к занятию, контрольные вопросы по темам и вопросы для обсуждения на занятиях. Используемые формы организации учебно-исследовательской работы студентов при выполнении семестровых заданий способствуют развитию познавательной активности и навыков самостоятельной работы у студентов-филологов, становлению профессиональной компетентности выпускников, усилению личной ответственности студентов за свое образование.

Преподавателю необходимо давать студентам четкий и полный инструктаж к выполнению самостоятельной работы. Указать:

· цель задания

· условия выполнения

· объем

· сроки

· образец оформления

Осуществлять текущий контроль и учет.

Оценивать, давать рецензию на работу, обобщать уровень усвоения профессиональных навыков самостоятельной, творческой работы студентов по теории и методике обучения литературе.

Использовать следующие формы:

· выборочная проверка

· разработка тем и проверка

· образцы аннотации и оценка

· разработка заданий, создание поисковых ситуаций,

· составление глоссария по теме

· собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации. Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции.

На лекциях ставить вопросы, стимулирующие самостоятельную работу студентов, давать указания на источник ответа предложенной в УМК литературе

В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» - выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана, например в темах «Основные этапы развития методики преподавания литературы», « Инновационные процессы в теории и практике преподавания литературы в школе».

Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и других источниках)

Также в задачи преподавателя входит рекомендация литературы, проверка заданий, разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата, разработка тематики самостоятельных, курсовых и дипломных работ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Преподаватель может использовать различные виды и формы контроля. Важно познакомить студентов в начале изучения курса со всеми видами и формами контроля его обученности на весь период ознакомления с курсом «Теория и методика обучения литературе».

Текущий контроль

тесты;

открытые вопросы;

разнообразные задачи и задания, в том числе работа с источниками

Текущий контроль успеваемости проводится на основе выполнения работ и заданий, указанных в графике учебного процесса (коллоквиум, контрольная работа, реферат, ответы на контрольные вопросы, тесты и т.п.)

1 группа – тесты с выбираемыми ответами, их разновидности:

Тесты опознания. Это задания, требующие альтернативного ответа: «согласен» или «не согласен», «да» или «нет» и т.п.

Тесты различения. Содержат варианты ответов, из которых надо выбрать один или несколько.

Тесты соотнесения. В них предлагается найти общее или отличное Тестовые задания могут быть представлены в различных формах – словесной, графической, табличной, символической и т.д.

Все эти тесты рассчитаны на проверку знаний-представлений и, отчасти, понимания материала (т.е. соответствуют I уровню усвоения). Такие тесты в наибольшей степени подходят для текущего контроля, а также для самоконтроля.

2 группа тестов не содержит эталонов (вариантов ответов).

Такие тесты используются для проверки понимания материала, а также некоторых умений, т.е. соответствуют II и, частично, III уровням усвоения.

Разновидности:

Тесты-подстановки. В таких заданиях, представляемых также в разнообразных формах, пропущены некоторые составляющие – слова, словосочетания, характерные для той или иной методической проблемы. Студент должен заполнить пропуски.

Конструктивные тесты не содержат подсказок и вариантов ответов. Они требуют от студента самостоятельного конструирования ответа: написания сочинения-миниатюры, представление аргументаций, определение условий или методических выводов, выполнения задания по предложенной схеме или составление методических рекомендаций по предложенной схеме и т.д. Эти тесты, в свою очередь, тоже делятся на два подвида:

Тесты-задачи. В такого рода методических тестах-заданиях не предлагаются варианты ответов, существует эталон, и оценка зависит от степени соответствия этому эталону. В этом, кстати, отличие тестов любого рода от обычных заданий.

Тесты-процессы. Они предназначаются для проверки подготовленности студентов к разработке содержания и последовательности различных процессов (скажем, процесса разработки управленческого решения).

Открытые вопросы представляют собой серии из 3–5 вопросов открытого характера (т.е. позволяющих студенту относительно свободно сформулировать ответ), охватывающими содержание темы. Они чаще используются там, где студент должен продемонстрировать понимание содержания (второй и последующие уровни усвоения) и предполагаемых технологий в решении методических проблем.

Обязательно должны быть представлены критерии оценки ответов (на открытые вопросы), например:

В ответе минимум пять полных предложений.

Полнота ответа, субъективность решений и оценок.

Ответ сопровождается примерами (минимум 2 примера).

 

Рубежный контроль

Как правило, рубежный контроль охватывает содержание крупного раздела (нескольких тем) или первой половины курса. Количество рубежей определяется учебным планом, вид рубежного контроля (так же, как и в случае с текущим контролем) определяет преподаватель по согласованию с методической службой

Это может быть тест, контрольное сочинение-эссе, проблемная ситуация, микропроект .

Контрольное сочинение-эссе – достаточно эффективный метод контроля, применяемый не только на рубеже, но и в качестве итогового экзамена (различие в объеме и охвате). Задание на контрольное сочинение может быть сформулировано в виде темы-вопроса, например – «Всегда ли необходимо обращение к комплексному, целостному анализу лиро-эпических произведений в старших классах». Может в виде темы-инструкции – «Докажите, что принцип интеграции в системе литературного образования способствует формированию общей культуры, эстетического вкуса читателя-школьника», а может и в виде перечня взаимосвязанных вопросов-тезисов, которые следует раскрыть. Обычный объем рубежного контрольного сочинения – 2–3 страницы, итогового – 6–7. В инструкции должны быть четко сформулированы требования к сочинению и критерии его оценки (они подобны тем, которые используются при оценке выполнения дискуссионных заданий).

Проблемная ситуация, используемая в качестве контрольного инструмента, содержит обычно описание некоего явного противоречия (столкновение мнений, логическая неувязка, несопоставимость фактов и т.д.). Студент должен объяснить, в чем проблема, и указать путь выхода из противоречия. Разумеется, в тексте курса или учебника именно эта ситуация встречаться не должна. Проблемные ситуации тоже можно использовать в итоговом контроле, но, скорее, как часть экзаменационного задания, потому что проблемную ситуацию, охватывающую проблематику всего курса, придумать весьма сложно. Объем решения проблемного задания – от 2 до 5–6 страниц (соответственно, на рубеже или на итоговом контроле).

Микропроект

Как понятно из названия, студенту даются некие исходные данные (параметры, схемы, рекомендации, условия, цели и задачи, предмет и объект исследования и т.д.), по которым он должен что-то спроектировать – технологию, процедуру отбора учебного материала на урок литературы, авторскую программу по литературе, тематическое планирование.

Выполненный проект обычно включает в себя сам проект и его описание, объем рубежного микропроекта – 3–4 страницы, итогового – 7–8.

 

Итоговый контроль

Проводится по окончании курса, его содержание охватывает весь курс (или, по меньшей мере, узловые аспекты курса).

Наиболее распространенные методы итогового контроля:

тестирование;

контрольное сочинение-эссе;

комплексный кейс;

групповой или индивидуальный проект.

Вообще-то, годится любой метод итогового контроля с одним ограничением – он никоим образом не должен предполагать пересказ или воспроизведение (пусть даже «творческое») текстов лекций или учебников. Но в итоговом контроле более предпочтительны нетестовые методы.

Комплексный кейс представляет собой набор логически связанных (вытекающих друг из друга) ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа проблемы и её методического решения.

Об индивидуальном проекте тоже было сказано. А групповой отличается лишь тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем студенты обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее на суд преподавателю. Поскольку предполагается процедура согласования и защиты, то такие работы делаются в рамках специальной страницы «Групповые проекты».

В качестве итога хотелось бы напомнить, что в рейтинговой системе успеваемости оценка по экзамену не становится оценкой по всему курсу. Если не делать из экзамена культа, а упор сделать на текущих контролях, заданиях, дискуссиях и письменных работах, то оценка, которую получит студент, будет вполне адекватна реальной степени освоения курса.

 

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация включает в себя сдачу

Экзаменов и зачетов,

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...