Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ1. Роль учителя-словесника в формировании духовного мира школьников. Современные, общественные и профессиональные требования к учителю-словеснику. Искусство педагогического общения. Изучение передового опыта учителей-словесников и использование его в практике школы. 2. Организация внеклассного чтения. Стимулирование читательских интересов школьников. 3. Методика преподавания литературы как научная дисциплина: ее предмет, содержание, методы исследования. 4. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Содержание и структура курса литературы. Модернизация литературного образования школьников. 5. Методы и приемы преподавания литературы в школе. Классификация методов обучения литературе. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. 6. Значение прогрессивных методистов XIX века в развитии отечественной методической науки (Буслаев, Стоюнин, Водовозов, Острогорский, Балталон и др.). 7. Методическое наследие М.А.Рыбниковой и В.В.Голубкова. Концепции методических исследований последних десятилетий. 8. Первый этап литературного образования учащихся. Задачи и содержание курса литературы в средних классах. 9. Основные этапы изучения литературных произведений в школе. 10. Виды работ по усвоению текста художественного произведения. Организация чтения, виды чтения. 11. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Принципы и пути анализа. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. 12. Работа над характеристикой в средних классах. Анализ образа-персонажа в старших классах. Заключительные занятия. Работа над обобщениями. 13. Второй этап литературного образования школьников. Методология и система курса на историко-литературной основе. Основные особенности и трудности преподавания литературы в старших классах. 14. Содержание и составные элементы анализа литературного произведения в старших классах. Соотношение школьного и литературоведческого анализа произведений искусства слова. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений. 15. Изучение эпических произведений в старших классах. Пути анализа. Приемы активизации работы учащихся и формы контроля на уроках литературы. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий учащихся. 16. Особенности изучения лирики в школе. Развитие творческого воображения учащихся. Место и роль обучения выразительному чтению на уроках литературы. Обогащение эмоционального мира учащихся. 17. Методика изучения драматических произведений в школе. Особенности восприятия учащихся. Виды работ над текстом. Использование сценической истории спектакля. Творческая деятельность школьника-читателя и школьника-зрителя. 18. Изучение композиции произведения и стиля писателя на уроках литературы. Задачи эстетического воспитания учащихся. Виды самостоятельной работы школьников, диалоги в аудитории. 19. Роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах. Структура и методика работы над темой. Организация деятельности учащихся. Наглядность в работе над обзорной темой. 20. Методика изучения литературно-критических статей в школе. 21. Этапы изучения монографической темы в старших классах. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Место уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-зачетов в структуре монографической темы. 22. Формирование теоретико-литературных понятий в средних и старших классах. Основные этапы работы над теоретико-литературным понятием в школе. Система и системность изучения теории литературы в школе. Использование интенсивных методов работы на уроках. 23. Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Работа над пересказом. Обучение сочинениям. Совершенствование речевой и литературной деятельности школьников в процессе подготовки к ЕГЭ. 24. Литературное творчество школьников. Цели и принципы литературного творчества учащихся. Основные жанры литературного творчества школьников. Методические пути, приемы и условия развития литературного творчества школьников. 25. Организация преподавания литературы в школе. Урок литературы.Рольуроков литературы в формировании духовного мира и нравственных принципов современной молодежи. Формы общенияна уроке литературы. Гуманизация литературного образования школьников. 26. Интеграционные связи в преподавании литературы, взаимосвязи урока литературы, внеклассного чтения и внеклассной работы по литературе. 27. Факультативные занятия по литературе и литературно-краеведческая работа. 28. Пути совершенствования литературного образования школьников. 29. Принципы и методика изучения зарубежной литературы в средней школе. 30. Формирование умений и навыков учащихся по литературе в профильных классах. 31. Определите пути и приемы ознакомления учащихся с системой образов литературного произведения, обозначьте их характер и цели. 32. Обоснуйте принципы отбора содержания и выбор оптимальных методов работы при изучении монографической темы в 10 классе (по выбору). 33. Составьте поурочный план одного из разделов программы по литературе в 10 классе с указанием целей каждого урока. 34. Прокомментируйте и проиллюстрируйте методические и дидактические принципы преподавания литературы. 35. Составьте систему вопросов для анализа «вслед за автором» одной из повестей, изучаемых в 5-9 классах. 36. Составьте систему вопросов для проблемного анализа одного из рассказов, изучаемых в 5-9 классах. 37. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) драматического произведения в старших классах. 38. Составьте вопросы и задания для анализа эпизода одного из романов в 10-11 классах. 39. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) лирического произведения в старших классах. 40. Составьте план урока по изучению лирического произведения в средних классах, укажите виды деятельности учащихся на различных этапах урока, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий на уроке. 41. Определите основные компоненты школьного анализа конкретного литературного произведения (по выбору). 42. Определите формы и приемы изучения литературы, способствующие развитию творческих способностей школьников. 43. Предложите методику обучения школьников выразительному чтению одного из стихотворений школьной программы. 44. Составьте развернутый план заключительного урока одной из монографических тем в старших классах. 45. Обозначьте виды работы по усвоению текста художественного произведения в старших классах и выявлению читательских восприятий. 46. Спланируйте анализ одного из хрестоматийных эпизодов русской литературы, изучаемой в старших классах. 47. Предложите систему уроков и методику анализа (пути, приемы) эпического произведения в старших классах. 48. Составьте развернутый план урока по изучению одной из обзорных тем и укажите виды деятельности школьников. 49. Дайте анализ одного из разделов программы в соответствии с содержанием учебника по литературе, укажите возможные технологии. 50. Составьте развернутый план урока по изучению биографии писателя в старших классах (очерк жизни и творчества - по выбору) обозначьте методику формирования знаний по истории литературы. 51. Составьте план урока внеклассного чтения в старших классах по одному из произведений последних лет. 52. Составьте развернутый план урока-семинара по одной из литературных тем в старших классах. 53. Дайте анализ одного из разделов программы для старших классов и соответствующего раздела учебника и методических рекомендаций (по выбору). 54. Спланируйте систему уроков по теме: «Современная русская литература. Обзор» в 11 классе. 55. Опишите и проиллюстрируйте способы выявления восприятия в зависимости от родо-жанровых особенностей текста. 56. Предложите методику изучения одной из литературно-критических статей в старших классах. 57. Дайте подробный анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой. 58. Предложите систему уроков и методику изучения одной из тем по зарубежной литературе в старших классах. 59. Интегративные связи на уроках литературы. Разработайте фрагмент урока любой темы с использованием различных видов искусств. 60. Наметьте систему письменных работ на первое полугодие в одном из старших классов.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Формирование мировоззрения и литературных взглядов старшеклассников. 2. Методическое наследие В. Л. Стоюнина и современное преподавание литературы в школе. 3. Идеи этико-эстетического воспитания в наследии В. П. Острогорского и их значение для развития методики преподавания литературы. 4. Вопросы анализа литературного произведения в трудах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова (по выбору). 5. Роль литературы в формировании мировоззрения учащихся, их нравственных убеждений, духовной культуры. 6. Современный урок литературы. 7. Изучение художественных произведений в их родовой специфике как методическая проблема. 8. Особенности драмы как рода литературы и своеобразие ее изучения в школе. 9. Специфика изучения драматургии в школе и воспитание зрителя. 10. Организация читательской деятельности учащихся. 11. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. 12. Формирование умений и навыков учащихся в процессе изучения литературы как методическая проблема и пути ее реализации. 13. Литературное краеведение как активная форма внеклассной работы с учащимися старших классов. 14. Литературные вечера и их роль в развитии у учащихся интереса к литературе. 15. Реализация межпредметных связей в процессе изучения литературы. 16. Особенности изучения литературных произведений с исторической основой. 17. Методика изучения обзорных тем в курсе литературы старших классов. 18. Урок-диспут, методика его подготовки и проведения. 19. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературы. 20. Изучение передового опыта учителей-словесников и его использование в своей практической деятельности. 21. Использование новых информационных технологий в преподавании литературы. 22. Мультипрезентации на уроке литературы. 23. Чтение и изучение произведений устного народного творчества на уроках литературы. 24. Изучение читателя-школьника. Организация внеклассного чтения (один из классов - по выбору). 25. Особенности урока внеклассного чтения в средних классах. 26. Использование различных видов пересказа в процессе чтения и изучения эпических произведений в средних классах. 27. Развитие устной речи подростков в процессе анализа литературных произведений. 28. Особенности анализа крупного эпического произведения в средних классах. 29. Методика вступительных занятий перед изучением литературного произведения. (Вступительные занятия как подготовительный этап изучения литературной темы). 30. Иллюстрация на уроках литературы. 31. Приемы работы, пробуждающие у подростков интерес к чтению и изучению художественных произведений. 32. Слово учителя на уроках литературы в средних классах. 33. Проблема нравственного выбора и анализа ситуаций нравственного выбора при изучении литературных произведений в средних классах. 34. Привлечение смежных видов искусства как прием анализа художественного произведения в школе. 35. Использование кинофрагментов при изучении эпических произведений (по выбору). 36. Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа эпического произведения. 37. Виды комментариев и их использование в процессе чтения и анализа текста. 38. Методика сравнительного анализа литературного текста. 39. Литературные игры как прием изучения и творческой интерпретации произведения. 40. Различные виды словарной работы в процессе чтения и усвоения художественных произведений учащимися средних классов. 41. Методика комментированного чтения литературного чтения в средних классах. 42. Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие навыков самостоятельной работы над текстом произведения. 43. Проблемное обучение на уроках анализа текста в средних классах. 44. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения. 45. Изучение произведений зарубежной литературы в 7 классе. 46. Обучение школьников работе над планом в процессе чтения и изучения литературного произведения. 47. Тема «Человек и природа» в курсе литературы («Мещерская сторона» К. Паустовского; «Кладовая солнца» М. Пришвина и других по выбору). 48. Усиление нравственно-эстетического воздействия произведений современной литературы на подростков. 49. Эмоциональное воспитание подростков средствами литературы. 50. Фронтальные, групповые и индивидуальные задания по литературе в средних классах. 51. Роль и место выразительного чтения в процессе изучения стихотворных произведений в школе. 52. Заключительные занятия как завершающий этап изучения художественного произведения и условия их эффективности. 51. Приемы и формы работы над литературно-критической статьей на уроках литературы в старших классах. 52. Изучение жизненного и творческого пути писателя в старших классах. 53. Пути анализа литературного произведения в школе. 54. Композиционный путь анализа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и условия его эффективности. 55. Особенности изучения русской лирики в старших классах. 56. Виды работы, способствующие развитию устной речи старшеклассников. 57.Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. 58. Анализ литературного произведения в единстве содержания и формы - один из принципов школьного анализа. 59. Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения литературной темы в старших классах. 60. Наглядность как средство активизации мыслительной деятельности и эстетического воспитания учащихся. 61. Работа над образом-персонажем в старших классах. 62. Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературных произведений. 63. Роль и место урока внеклассного чтения при изучении литературы в старших классах. 64. Особенности урока-лекции и урока-семинара в старших классах. Их место в общей системе уроков по литературной теме. 65. Методика опроса и условия его эффективности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа по теории и методике обучения литературе - форма самостоятельной исследовательской деятельности студента, выполняемая на завершающем этапе изучения курса. При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие умения: · определять актуальность выбранной темы; · анализировать существующие концепции в системе школьного литературного образования; · теоретически и экспериментально обосновывать содержание и технологии преподавания литературы в школе по заявленной теме. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Работа выполняется в 9 семестре по очной форме обучения, и в 10 семестре по заочной форме обучения. Апробация заявленной темы курсовой работы и методики ее выполнения осуществляется в ходе педагогической практики. Защита производится на заседании методической комиссии, срок защиты устанавливается на заседании кафедры. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Выбор темы.Темы курсовых работ могут определяться различными способами: преподаватель предлагает тему курсовой работы студенту; студент самостоятельно выбирает тему, соответствующую его интересам. Самостоятельно выбрать тему исследования можно на основе аналитических обзоров достижений науки о преподавании литературы в школе, сделанных известными, ведущими педагогами, психологами, литературоведами, учеными-методистами, учителями-практиками; в конце обзоров, как правило, указываются нерешенные проблемы. Выбор темы возможен к близкой проблематике ранее выполненных исследований; на основании одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями; анализа специальной методической литературы; после консультации с преподавателями курса теории и методики обучения литературе для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение. В названии темы отражается объект, предмет и проблема исследования. После выбора и согласования темы курсовой работы с научным руководителем составляется календарный план, в котором определяются сроки консультаций и выполнения этапов курсовой работы. Курсовая работа имеет следующую структуру. Титульный лист. Содержание. Введение. Основное содержание работы. Заключение. Список использованных источников. Приложение. Содержание - это перечень структурных элементов (глав, параграфов и т.п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т.д. Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Введение. Структурные компоненты введения могут быть определены в следующей последовательности: Актуальность исследования. Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Задачи исследования. Методы исследования. База исследования. Структура работы. Курсовая работа требует постановки актуальной для теории и практики преподавания литературы в школах разного типа проблемы. Проблема исследования формулируется после предварительного анализа литературы и практики школьного обучения. В качестве проблемы может выступать противоречие между сложившейся школьной практикой и теми результатами, которые не удовлетворяют современным требованиям развития, воспитания и обучения школьника; неэффективные методы, методические приемы обучения; организация учебного процесса; неразработанность того или иного методического вопроса; несогласие студента с определенными взглядами ученых и др. Актуальность определяется степенью исследованности выбранной темы, наличием различных концепций в отношении данной проблемы, отсутствием современных подходов в практическом решении поставленных вопросов. Цель, задачи и гипотеза исследования вытекают из проблемы. Цель определяется тем, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит. Задачи- что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Гипотеза - основание, предположение, прогнозируемый результат, предположительное суждение о закономерной, причинной связи изучаемых явлений. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект- это процесс, факт или явление, избранные для изучения. Предмет - это позиция автора, с которой он рассматривает объект исследования. Предмет находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Введение содержит указание на методы исследования: Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение школьной документации, метод диагностирующих контрольных работ, обобщение педагогического опыта, эксперимент. Теоретические методы: теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений), индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Основное содержание работы включает 2 главы: теоретическое обоснование проблемы исследования и описание опытно-экспериментальной работы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, показывать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал. В теоретической части раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы, определяется понятийный аппарат. При прочтении литературы следует обращать внимание на неизученность того или иного методического аспекта, на качество уже изученных проблем и их современность. В процессе анализа появляется возможность определить направление и те вопросы, которые нужно решить в предстоящем исследовании, с целью усовершенствования процесса изучения литературы. Анализ школьных учебников и программ по литературе направлен на определение эффективности содержания и методики ее изучения. В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования. Для теоретического обоснования темы необходимо использовать не менее 25 источников. Вторая глава состоит из психолого-педагогического обоснования возрастных и типологических особенностей восприятия школьниками предлагаемого историко- и теоретико-литературного материала, литературной критики в соответствии с выбранной для курсовой работы темой. Необходимо обоснование своей методики работы по заявленной теме; описание эксперимента. Эксперимент включает 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. На констатирующем этапепроводится срезовая работа, позволяющая выявить уровень филологического образования и развития школьников до реализации методики. На формирующем этапе осуществляется применение разработанной методики. На итоговом этапе эксперимента проводится контрольная срезовая работа. Для проведения эксперимента у студента должны быть разработаны своя методика обучения, конспекты уроков, дидактический материал для учащихся. Методика должна выстраиваться не только на частных, но и на общих концепциях. Одновременно определяются методики фиксирования хода и результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов проведенной работы с учащимися, заданий для проверки эффективности внедряемой методики. Центральный момент опытной работы - проведение уроков, на которых апробируется методика работы, разработанная студентом. Проведение уроков требует не только реализации методической системы, но и наблюдения за учащимися. В ходе урока необходимо фиксировать его результаты. Анализ полученных данных подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д., которые могут быть включены в основную часть работы или оформлены в виде отдельного приложения. В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы. В заключении даются общие выводы по работе, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. При этом подтверждается актуальность исследования. Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор? Заключительная часть также предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Список литературы включает 25-30 источников. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале и т.д.) и цитировались ли в работе. Цитируется 50% от заявленных источников. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Вспомогательные или дополнительные материалы помещаются в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии документов, программы экспериментов, образцы ученических работ, конспекты и фрагменты уроков, содержание анкет и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, иллюстративный материал.
3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 страниц компьютерного текста. Формат текста: Word for Windows - 95/97, формат страницы А4, через полтора интервала. Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, в строке - до 60 знаков (считая пробелы и знаки препинания). Шрифт: размер (кегль) - 14; тип - Times New Roman (Cyril). Поля: слева - 50мм, справа - 10мм, сверху - 20мм, снизу - 20мм. Все страницы текста, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы; нумерация начинается с той страницы, на которой напечатано содержание (стр. 2). Нумерация выставляется в середине верхнего поля страницы. Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, параграфы - в пределах глав и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом. Заголовки отделяются от основного текста. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Заголовки располагают симметрично тексту. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников, приложениям. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», например: «Приложение1» «Приложение 2» и т.д. С новой строки пишут название приложения. Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки по форме. Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, фотографии и т.п.) называются рисунками. Рисунки и таблицы размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Они имеют названия и последовательную нумерацию арабскими цифрами. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация источников. Работа должна быть написана литературно грамотно, научным стилем. Внутритекстовые ссылки оформляются в скобках. Например: [28, с.104], что означает: 28 - номер источника в списке литературы, 104 - номер страницы. 4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. На защите автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателя и студентов. Сообщение включает изложение состояния проблемы, результатов опытно-экспериментальной работы, выводов и предложений, перспектив исследования. Критерии оценки курсовой работы: Актуальность темы. Глубина изучения литературы. Объективность методов исследования и достоверность результатов. Обоснованность выводов. Полнота и четкость проведения экспериментальной работы. Самостоятельность выполнения курсовой работы. Стиль и оформление работы. По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО «ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»
Учебная дисциплина «Теория и методика обучения литературе» выносится на государственный экзамен «Литература. Теория и методика обучения». Он является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника филологического факультета специальности 050301.65 – «Русский язык и литература» к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО; имеет целью определить знания и профессиональные умения студентов, которыми они должны обладать, оканчивая филологический факультет педагогического института. Государственный экзамен по «Теории и методике обучения литературе» имеет целью выявить уровень профессиональных знаний, умений и навыков, а также степень сформированности методического мышления, необходимых для успешной работы в школе. Программы ГЭ составлены с учетом требований, изложенных в курсовых программах по «Истории русской литературы», «Теории и методике обучения литературе». Примерные вопросы и задания для государственного экзамена составлены в соответствии с программой дисциплины по государственному стандарту образования. Материал сгруппирован по основным проблемам курсов «История русской литературы», «Теория и методика обучения литературе» и требует хорошего знания теории вопросов, подкрепленной конкретными примерами (там, где это требуется) школьного курса литературы. В каждом билете для государственных экзаменов дается один теоретико-методический вопрос, задания включены в содержание вопросов по литературе и по методике её преподавания. В каждом вопросе экзаменационных билетов теория и методика обучения литературе интегрируется с историей литературы, теорией литературы и литературной критикой. Несколько примеров: 1. Особенности средневекового мировоззрения и художественное своеобразие древней русской литературы (монументальный историзм, церемониальность и литературный этикет; литературная иерархия жанров; абстрагирующие тенденции и символизм средневековой литературы). Связь с устным народным творчеством. Составьте развернутый план урока по изучению основных тем и жанров древнерусской литературы и укажите на необходимые литературные компетенции школьников. 2. «Повесть временных лет» как памятник общественной мысли: ее политические идеи, оценки современной действительности; публицистичность древнейшей русской летописи. Разработайте фрагмент урока, интегрирующий историю и литературу и сочетающий в «Повести временных лет» легендарные и документальные описания. 3. Традиции и инновации в современной теории и методике обучения литературе. Составьте план-конспект интегрированного урока литературы в 11 классе на тему: «Русские писатели – религиозные мыслители. Философские позиции Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. Лескова. Их связь с русской духовной традицией». Обозначьте цели и содержательные компоненты занятия, формирующего мировоззрение старшеклассников. 4. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции. Авторское начало в произведении. Предложите различные типы уроков в общей системе при пообразном пути анализа поэмы «Мертвые души» в 9 классе. 5. Творчество И. А. Гончарова. Разработайте карточки для общих групповых и индивидуальных заданий по одной из глав романа И. А Гончарова «Обломов» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. 6. Творчество И. С. Тургенева. Разработайте фрагмент урока школьного анализа текста (целостного, проблемного, пообразного) по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»«. 7. Авторская модель мира в системе осмысления духовно-нравственного и нравственно-экологического кризиса эпохи: В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Мать Ивана, дочь Ивана» и В. П. Астафьев «Печальный детектив», «Царь-рыба». Предложите систему вопросов к проблемному анализу одной из повестей В. Г. Распутина, изучаемых в 11 классе. 8. Творчество Л. Н. Толстого. Разработайте вариант тематического планирования уроков по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». 9. Этапы литературного развития читателя-школьника. Определите формы и приемы целостного анализа сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик») и в 10 классе («Пропала совесть») по программе В. Я. Коровиной. Предложите пять тем сочинений, представляющих М. Е. Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика. 10. Творчество Ф. М. Достоевского. Разработайте различные виды творческих домашних заданий при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 11. Творчество А. Н. Островского. Разработайте варианты тем и планы для исследовательских мини-проектов при изучении драматургии А. Н. Островского. 12. Проблема «положительно прекрасного человека» в творчестве Ф. М. Достоевского (роман «Идиот»). Предложите систему уроков и методику анализа (путь, приемы) романа «Идиот» в классе с углубленным изучением литературы. 13. Творчество Н. А. Некрасова. Разработайте фрагмент урока-повторения по творчеству Н. А. Некрасова. 14. Творчество Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Предложите варианты тем сочинений по творчеству Ф. И. Тютчева и разработайте фрагмент урока подготовки к сочинению по одной из этих тем. Экзаменационные билеты государственного экзамена «Литература. Теория и методика обучения литературе» разрабатываются выпускающей кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания на основе утвержденной Советом филологического факультета программы. Экзаменационный билет по литературе, теории и методике преподавания, составленный в соответствии с утвержденной программой экзамена, содержит два вопроса. Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена. Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания. На государственном экзамене выпускники филологического факультета должны проявить профессиональные компетенции читательские, литературные, коммуникативные, творческие, организаторские,что должно проявиться в их представлениях: о русской классической литературе как культурном феномене; о закономерностях литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса; о разных научных подходах к анализу отдельных художественных произведений и явлений литературного процесса конкретного периода; об исходных принципах филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик; об общих концепциях и методологических законах современного литературного образования в школе; о возрастной психологии и этапах литературного развития школьников; об истории отечественной методической мысли, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы. Выпускники должны знать: специфику художественной литературы как искусства слова; историю и состояние русской литературы в ее поступательном развитии и в персоналиях; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей, этапы их твор< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |