Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение философии и науки

 

В Греции VII- VI вв. до н. э. возникает новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. Как следствие, возникает быстро развившаяся в замкнутую культурную форму - философия и наука. Именно греки стали создателями науки, основанной на принципах рациональности. Попытаемся дать ответ, что такое наука и почему греки являются ее создателями, ведь нам прекрасно известно о высоком уровне развития научных знаний в Египте, Вавилоне.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки - познание ради познания, т.е. постижение истины. Научная деятельность по производству знаний не может быть направлена только на решение практических задач.

Отсюда следует, что в древних цивилизациях, обладавших налаженным механизмом хранения и передачи информации, где отсутствовала отчетливо выраженная деятельность по получению новых знаний, не было науки в подлинном смысле этого слова. Основная социальная прослойка, ответственная за хранение знаний, - жрецы, в числе их задач трансляция, но не развитие и обогащение знаний. На протяжении многих веков происходило медленное изменение объема и состава знаний, но совершалось это скорее всего стихийно и не носило характера сознательно направлявшейся деятельности. Кроме того, египетские и вавилонские научные знания носили прикладной характер, мы никогда не встретим постановки вопроса об устройстве мира в целом астрономом или математиком, всегда решались конкретные практические задачи.

Прямо противоположная картина в античной Греции. Отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была теоретичность, стремление к познанию истины.

Вплоть до V в. до н. э. наука не отделима от философии, существовало единое знание, включавшее в себя все сферы, - натурфилософия (основная проблематика - происхождение и устройство мира). Философские размышления о первоначалах изначально были связаны с естественно-научными наблюдениями и математическими расчетами. В недрах этой науки выкристаллизовался способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое, - логика.

Античные мыслители остро ощущали разницу между практическим смыслом знаний – знаниями, основанными на искусстве ("техне" - ремесло, искусство), и знаниями теоретического характера, знаниями ради самого знания, ради постижения истины. Приоритет разума, культ Логоса обусловили безоговорочное первенство теории.

Высшей точкой развития и в то же время завершающей стадией натурфилософии была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля. Но в это время обнаруживается распад единой науки на отдельные дисциплины, каждая из которых обладает своим предметом и методом исследования.

В отличие от современной древнегреческая наука не знала эксперимена, который имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное положение. Тем не менее, возникновение науки было величайшим революционным переворотом в способе осмысления человеком мира, себя самого и своего места в мире.

Сколь бы значимыми и глубокими ни были последующие научные революции, они происходили уже в рамках существующих науки и философии.

Первый уровень освоения материала (тест)

1. Два основных природных фактора, характерных для Греции:

1) степь и лес;

2) пустыня и горы;

3) горы и море;

4) равнина и реки.

2. Полис – форма социального устройства в античной Греции являлся:

1) городом с прилегающей сельской округой;

2) семьей с домашним хозяйством;

3) гражданской общиной с демократическим управлением (самоуправлением);

4) бюрократическим государством с сакральной властью правителя.

3. Наряду с полисной демократией в античной Греции существовало:

1) крепостное право;

2) рабство;

3) гаремы;

4) касты.

4. Принцип состязательности, который древние греки вносили во все сферы культуры, называется:

1) вагон;

2) фургон;

3) агон;

4) загон.

5. Созданная в древней Греции особая сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности, познание мира ради постижения истины называется:

1) наука;

2) техника;

3) религия;

4) магия.

6. В восприятии времени античные греки больше всего ценили:

1) загробное существование;

2) настоящее;

3) будущее;

4) воображение.

7. К олимпийским богам греческого пантеона относятся:

1) Зевс;

2) Аполлон;

3) Ра;

4) Кришна.

8. Главная действующая сила греческой трагедии, которой не могут противостоять даже боги:

1) юмор, ирония;

2) судьба, рок, фатум;

3) любовь, страсть;

4) сила и храбрость.

9.Душевная разрядка, возникающая в процессе сопереживания, которую испытывал зритель в греческом театре, называется:

1) катарсис;

2) кайф;

3) стресс;

4) невроз.

10. Античная культура Греции относится:

1) к культуре вины;

2) к культуре стыда;

3) к смеховой культуре;

4) к религии спасения.

 

Второй уровень освоения материала

Контрольные вопросы

1. Чем отличается античная культура от культуры древневосточного типа?

2. Что такое наука? Почему Греция является родиной науки?

3. Что такое полис? Какова роль полисного устройства в формировании системы ценностей древнего грека?

4. Назовите доминанты античной культуры. Какие особенности мировосприятия отразились в древнегреческой скульптуре, архитектуре, музыке?

Библиографический список

1. Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.

2. Иванов Вяч. Вс. Дионис и прадионисийство. - СПб., 1994.

3 .Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. - М., 1986.

4. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

5. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

6. Ницше ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.

7 .Петров М. К. Язык, знак, культура. - М., 1991.

8. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.3. - М., 1972.

9 .Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - Т. 1. – Минск, 1998.

 


7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

7.1. Культура западного Средневековья как традиционный тип культуры.

7.2. Корпоративное устройство средневекового общества

7.3. Средневековая картина мира.

 

Ключевые слова: Средние века, традиционный тип культуры, «картина мира», корпорации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...