Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание: происхождение и структура.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

 

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы

не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных

процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент

практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего

способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их

посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой

гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел

голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки

, следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика

охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные

процессы.

 

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание

своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий,

мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей

жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т.

е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение

к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий

труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной свяая: в

процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и

учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам.

Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете

своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля

от предметов своей деятельности. Но т.к. труд всегда носит общественный

характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего

данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе

подобному. Важную роль в формировании «С» играет язык. с. возникает

одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на

значительно более высокой ступени развития человечества. Вначале человек

отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя

как субъект лишь в процессе практического действованяя е вещами. Затем С.

проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый

выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового

строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникаем

собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный

принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической. деятельности

человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассматривалось

нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С.,

будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как

результат практической общественно-производственной деятельности человека.

Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека

достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободного от всякого

социального гнета и создающего все возможности для полного проявления

жизнедеятельности индивида.

 

18: Понятие метода. Соотношение философского метода и методов других наук. Метод в социальном управлении.

Метод (греч. methods) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике или искусстве и т.п.);учение об этой системе, общая теория метода. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т.е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Однако недопустимо впадать в крайности:- недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм»);- преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»).Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь «метод расширяется в систему», т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования. Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критериям), - качественные и количественные; формальные и содержательные; методы естественных и методы гуманитарных наук.В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы:I. Философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика).II. Общенаучные.III. Частнонаучные (внутри- и междисциплинарные).

19: Диалектика и метафизика. Критика софистики и эклектики.

Диалектика – (греч. dialextice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом.

Объективная диалектика – это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика – это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) – отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) – это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их , а есть «гибкость понятий», примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий ( субъективная диалектика ), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия ( объективной диалектики ). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам – законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей между элементами которой образует структуру диалектики. Её элементы – это категории, законы и принципы, которые в своём единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики – формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно – материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории – материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

Связь и взаимодействие определённых категорий выражают законы диалектик, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).

Противоположности – это такие стороны, моменты предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определённых условиях – переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тождество) противоположностей образует противоречие ( диалектическое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или пресса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно оно происходит. Основные категории закона – качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета, к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома).

Закон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данного предмета, конец его развития; б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого. В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в конечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль», повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

Форма циклического развития – триада: исходный пункт – его отрицание – отрицание отрицания (тезис – антитезис – синтез; теория –практика – новая теория). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном процессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип (начало, основа) – фундаментальное теоретическое положение (в диалектике – наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей детерминизма.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные.

Основные функции диалектики:

Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

Методологическая: разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

Праксеологическая (социально – преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении – опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.

Метафизика

Сущность, характерная черта метафизики как философского метода мышления – односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания – или шире – любого элемента целого.

Термин «метафизика» был введен в I в. до н.э. Андроником Родосским.

На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика».

Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательного для всех наук.

Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

Определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Представляется целесообразным разграничивать метафизический способ мышления как целостное образование и его отдельные стороны, элементы, которые появились по времени раньше его как целого и были тем самым его предпосылками. Так, в рамках стихийно-диалектической древнегреческой философии элементами метафизического способа мышления выступали: раздувание софистами изменчивости вещей вплоть до полного релятивизма.

Метафизика (как и диалектика) изменялась, выступала в различных исторических формах, имела различные виды.

Примерно до середины XIX в.преобладающим методом в философии и науке была главным образом была старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами (и их мысленными отражениями).

Софистика и эклектика – формы метафизического способа мышления. Сущность софистики и эклектики заключается в том, что всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества противоположностей, они применяют субъективно, произвольно. Основное различие софистики и эклектики (при всем их сходстве) состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и их произвольное механическое соединение чисто внешним образом. Гибкость понятий должна соответствовать движению, развитию самого объективного мира. Поэтому критерий объективности и есть прежде всего то, чем отличается диалектика от софистики как субъективистской диалектики. Последняя есть внешняя, поверхностная, «пустая диалектика», которая вследствие своего произвола и субъективизма не доходит до диалектики в самом реальном предмете.

Для софистики и эклектики характерны предельное раздувание релятивного, относительного и полное исключение абсолютного.

Таким образом, софистика (и ее постоянный «попутчик» – эклектика) – это такой способ мыслительной деятельности, главная цель которого – искажение истины (как правило, сознательное, преднамеренное), субъективистски извращенное представление действительности.

Софистика и эклектика обычно находятся на вооружении у представителей тех социальных групп, интересы которых не совпадают с объективными закономерностями общественного развития, и поэтому их «логика идей» расходится с «логикой вещей».

Метафизический метод мышления при всей своей ограниченности оказал серьезное влияние на развитие науки – особенно в период ее возникновения и формирования (XVI – XVIII вв.). В это время преобладающим был процесс дифференциации научного знания и каждая из возникающих наук делала своим предметом отдельные части, фрагменты действительности с целью изучения их качественного своеобразия – механические, химические, физические и другие явления.

Основное внимание было направлено на решение вопроса о том, что такое данный предмет? А для этого последний надо было вычленить из других предметов и явлений, рассмотреть исследуемый предмет в «чистом виде», вне его взаимосвязи с другими предметами и отвлекаясь от его изменения (развития). Эту задачу и выполнял метафизический метод мышления, с помощью которого была построена механическая картина мира, ставшая – при всей ее ограниченности – долгосрочным концептуально-методологическим образцом для всех (в том числе гуманитарных) наук, и на основе которой было открыто большое число законов.

По этому поводу Гейзенберг писал, что в период своего становления наука обратила свой взор исключительно на одну часть божественного действия и тем самым «возникла опасность утери из виду великого целого, всеобщей связи вещей». Но опять же здесь-то и лежала причина громадной плодотворности нового естествознания. Тем более что мысль устала от схоластических рассуждений, господствовавших сотни лет.

Новометафизическая методологическая концепция, которая уже не отвергала ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, даже при одностороннем их истолковании, способствовала выработке всесторонней, глубокой и последовательной концепции развития (эволюции). Так, даже односторонне понимая развитие (как только количественные изменения) английский геолог Ч. Лайель сделал немало открытий в этой науке. Также исходя из одностороннего истолкования развития (но уже как «цепи сплошных скачков», «катастроф»), французский естествоиспытатель Ж. Кювье внес большой вклад в развитие сравнительной анатомии и палеонтологии.

Что касается такой разновидности метафизического способа мышления как софистика, то она, при всем своем релятивизме, содержала в себе целый ряд продуктивных идей, которые были выдвинуты прежде всего в древнегреческой философии (V – IV вв. до н. э.). К числу таких идей можно отнести следующие: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления «разъесть как щелочь» все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка. Сосредоточив внимание на субъективной стороне диалектики, показав гибкость, текучесть, взаимопревращаемость понятий, софисты тем самым подготовили почву, на которой античная диалектика достигла высшего расцвета в лице Сократа, Платона и Аристотеля.

«Софистика, – пишет Вригт, – была проявлением бурного восторга по поводу открытия языка как логоса, т.е. как инструмента спора, убеждения и доказательства. Дисциплины логики и грамматики возникли как двойной плод этой установки». Нарушая еще не открытые законы мышления, софисты тем самым способствовали их открытию.

Диалектика как наука

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. Meta ta phiysika - «после физики») - противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений.

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов - черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

К ним относятся также понятия, такие как:

· причина и следствие;

· сущность и явление:

· необходимость и случайность;

· и ряд других.

Исторические формы диалектики

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая,

Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека. Второй формой диалектики, особенно близкой как раз немецким естествоиспытателям, является классическая немецкая философия от Канта до Гегеля. Здесь уже кое-какое начало положено, ибо также и помимо упомянутого уже неокантианства становится снова модой возвращаться к Канту. С тех пор как открыли, что Кант является творцом двух гениальных гипотез, без которых нынешнее теоретическое естествознание •не может ступить и шага, - а именно приписывавшейся прежде Лапласу теории возникновения солнечной системы и теории замедления вращения Земли благодаря приливам, - с тех пор Кант снова оказался в должном почете у естествоиспытателей. Но учиться диалектике у Канта было бы без нужды утомительной и неблагодарной работой, с тех пор как в произведениях Гегеля мы имеем обширный компендий диалектики, хотя и развитый из совершенно ложного исходного пункта.

У Гегеля в диалектике господствует то же самое извращенно всех действительных связей, как и во всех прочих разветвлениях его системы. Но, как замечает Маркс, "мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".

 

В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

· субъективная диалектика детерминирована объективной;

· первая отражает вторую;

· субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

· их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

 

22 Понятие закона Категория "за

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...