Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютное регулирование: понятие, задачи и принципы.

Под валютным регулированием понимается деятельность уполно­моченных государственных органов по регламентированию порядка со­вершения валютных операций. Ранее отмечалось, что в условиях пе­рехода к рыночным отношениям в нашей стране коренным обра­зом изменилась политика государства во внешнеэкономической сфере, изменился тип валютного режима, была отменена государст­венная валютная монополия.

В настоящее время целью валютного регулирования является поддержание стабильного курса национальной валюты по отноше­нию к курсам валют других государств. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики ва­лютного курса и официальных валютных интервенций; проведение ва­лютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных вшютно-кредитных организациях.

Реализация валютного регулирования подразумевает примене­ние целого комплекса различных мер, осуществляемых государст­вом по регламентации валютных операций резидентов и нерезиден­тов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Россий­ской Федерации и т.п.

Полномочия Банка России как органа валютного регулирования

В соответствии с законодательством органом государственного валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (ст. 54 Федерального закона «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»), уполно­моченный:

— определять сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранной валюты;

— издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

— проводить все виды валютных операций;

— устанавливать правила проведения резидентами и нерезиден­тами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

— устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной ва­люте в банках за пределами РФ;

— устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных опе­раций и выдавать такие лицензии;

— устанавливать единые формы учета, отчетности, документа­ции и статистики валютных операций, в том числе уполномочен­ными банками, а также порядок и сроки их представления;

— готовить и публиковать статистику валютных операций Рос­сийской Федерации по принятым международным стандартам;

— выполнять иные функции

В соответствии со ст. 4 Закона о валютном регулировании и ва­лютном контроле резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ. Возни­кающие при этом отношения регулируются, в первую очередь, нор­мами гражданского права. Поскольку объектом данных отношений является иностранная валюта как разновидность валютных ценно­стей, использование которых возможно лишь в пределах, установ­ленных валютным законодательством, данные отношения регулиру­ются и нормами финансового права.

Валютное законодательство предусматривает обязательное со­вершение операций по купле-продаже иностранной валюты только через уполномоченные банки. Сделки, заключенные вопреки на­званному правилу, являются недействительными. Все полученное по этим недействительным сделкам в соответствии с п. 1 ст. 14 того же Закона взыскивается в доход государства. Поскольку бесспорное списание указанных сумм не предусмотрено, они подлежат взыска­нию в исковом порядке: через арбитражный суд, если ответчиком является юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать ино­странную валюту от своего имени по поручению предприятий и кредитных организаций (за комиссионное вознаграждение), от своего имени и за свой счет.

По поручению клиентуры уполномоченные банки могут прода­вать средства в иностранной валюте другому предприятию на меж­банковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.

Право уполномоченного банка вести открытую валютную позицию (позицию валютного риска) означает право совершать сделки купли-продажи безналичной иностранной валюты за валюту Рос­сийской Федерации.

Размер открытой валютной позиции уполномоченного банка определяется как разница между суммой иностранной валюты, приобретенной банком за свой счет (т.е. не по поручению клиента) в течение одного отчетного года, и суммой валюты, проданной им также за свой счет за тот же период времени. Для операций упол­номоченного банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ за рубли устанавливается лимит валютной позиции.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществления ими текущих валютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Покупка валюты для осуществления плате­жей, связанных с движением капитала, возможна только с разреше­ния Центрального банка РФ.

Иностранная валюта, приобретенная юридическими лицами—ре­зидентами, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Граждане-резиденты вправе приобретать иностранную валюту в уполномоченных банках за счет своих личных средств. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, в том числе на­ходящиеся на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, могут быть ими беспрепятственно проданы уполномоченному банку за рубли.

Продажа иностранной валюты может осуществляться юридиче­скими лицами — резидентами добровольно и в порядке обязатель­ной продажи части валютной выручки.

В соответствии с законодательством предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностран­ных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валют­ной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интел­лектуальной деятельности) на внутреннем валютном рынке Россий­ской Федерации через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней после поступления указанной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время единый курс рубля устанавливается Цен­тральным банком РФ на основе результатов операций по куп­ле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже.

Предприятия обязаны продавать на внутреннем валютном рын­ке России 50% своей валютной выручки, образовавшейся от всех платежей в иностранной валюте, полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, за исключением случаев, специально установленных законодательством.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:

— средства, полученные в качестве взносов в уставный капитале (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;

— суммы, полученные в виде привлеченных кредитов (депози­тов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленны проценты;

— поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

— валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на о -новании лицензии Центрального банка Российской Федерации

Установлен порядок обязательной продажи предприятиями час­ти экспортной выручки. В этих целях в уполномоченном банке ка­ждому предприятию открываются два счета: транзитный валютньГ счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранн " валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающих°И в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспо ной выручки. Сначала все валютные поступления зачисляются н транзитный валютный счет.

После этого уполномоченный банк обязан не позднее следу щего рабочего дня известить об этом предприятие. Оно должно не­замедлительно дать поручение банку о продаже части валютной вы­ручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуще­ствляет продажу валюты, а если ее сумма не достигает минималь­ной суммы сделки, предусмотренной правилами проведения топго на соответствующей межбанковской бирже, покупает эту валюту счет лимита открытой валютной позиции. В случае если предпри­ятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 7 дней с момента ее зачисления на транзитный счет клиента банк как агент валютного контроля обязан продать 50% валютной вы ручки предприятия по своей инициативе.

Порядок совершения банками сделок купли-продажи наличной валюты урегулирован Центральным банком РФ. Для совершения указанных операций уполномоченный банк должен открыть и заре­гистрировать обменный пункт в Банке России. Курсы обмена лют устанавливаются банками самостоятельно. Обменный пунк может совершать сделки только с валютой, котируемой БанкоТ России.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валют­ном контроле (с изменениями и дополнениями) граждане-резиден ты имеют право иметь в собственности валютные ценности, полу­ченные или приобретенные на территории России в законном порядке. К ним относятся валютные ценности, приобретенные на внутреннем валютном рынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли; полученные в каче­стве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодатель­ном порядке; приобретенные в целях коллекционирования единич­ные иностранные денежные знаки и монеты в порядке, установ­ленном законодательством. Кроме того, гражданин может стать собственником иностранной валюты при разделе валютного вклада супругов в уполномоченном банке или в том случае, если на содер­жание российского гражданина, работающего за границей, перево­дятся валютные средства не в полной сумме, а по его поручению часть средств зачисляется в России на валютный счет в уполномо­ченном банке.

Средства граждан в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, могут быть про­даны за рубеж уполномоченному банку, переведены (вывезены) за границу с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу. При этом гражданин должен получить в уполно­моченном банке справку, являющуюся подтверждением для тамож­ни законности вывоза валюты за границу. При этом необходимо иметь в виду, что физические лица — резиденты могут единовре­менно вывозить из Российской Федерации при соблюдении тамо­женных правил наличную иностранную валюту в размере, установ­ленном законодательством.

Валютное законодательство регламентирует также порядок от­крытия российскими гражданами валютных счетов за границей на период их пребывания за рубежом.

Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполно­моченных банках и свободно ими распоряжаться.

Валютное законодательство регулирует порядок осуществления валютных операций нерезидентами. Так, нерезиденты имеют право:

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту Россий­ской Федерации в порядке, установленном Банком России;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос­сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен­ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с законодательством на­шей страны. При этом физические лица — нерезиденты могут вы­возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной на территорию стра­ны и зачисленной на его текущий валютный счет в уполномочен­ном банке.

Помимо регулирования валютных операций валютное законода­тельство предусматривает особый порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями. Правовую основу образует Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»1 и Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 г № 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов»2, а также-иные нормативно-правовые акты.

Под драгоценными металлами понимаются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.

Под драгоценными камнями понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также природный жемчуг в сыром и обработанном виде. К драгоценным камням при­равниваются уникальные янтарные образования в порядке, кото­рый устанавливается Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

В соответствии с валютным законодательством установлен осо­бый порядок совершения сделок с золотом и серебром:

— в стандартных и мерных слитках;

— с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;

— с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящи­мися к ювелирным и иным бытовым изделиям;

— с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и ис­пользуемыми для изготовления изделий, содержащих золото и се­ребро (включая ювелирные и другие бытовые изделия).

Сделки с названными объектами вправе совершать, в частно­сти:

— Министерство финансов Российской Федерации, к которому перешли функции Комитета Российской Федерации по драгоцен­ным металлами и драгоценным камням;

— Центральный банк Российской Федерации;

— уполномоченные банки;

— пользователи недр;

— скупочные предприятия;

— предприятия-заготовители и предприятия-переработчики;

— аффинажные заводы;

— промышленные потребители;

— инвесторы.

В целях предотвращения нарушений валютного законодательст­ва, совершения незаконных сделок с валютными ценностями и сокрытия средств в иностранной валюте государство осуществляет ва­лютный контроль.

 

 

Валютный контроль.

Под валютным контролем законодатель понимает деятель­ность государства, направленную на обеспечение валютного за­конодательства при осуществлении валютных операций. Валют­ный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Централь­ный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются ор­ганизации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частно­сти, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокуп­ность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функ­циональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внеш­не-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельно­сти» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подза­конные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении ва­лютного и экспортного контроля и о развитии валютного рын­ка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:

• определение соответствия проводимых валютных опера­ций действующему законодательству и наличия необхо­димых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валют­ном рынке Российской Федерации; обоснованности пла­тежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным за­конодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за ис­ключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обрабо­танном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других быто­вых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:

• представлять вышеуказанным организациям все запраши­ваемые ими документы и информацию, касающуюся про­водимых и проведенных ими валютных операций;

• в течение пяти лет сохранять всю документацию, касаю­щуюся каждой проведенной валютной операции;

• устранять выявленные нарушения валютного регулирова­ния немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стади­ях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля — кон­троль за поступлением в Российскую Федерацию валютной вы­ручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной вы­ручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномо­ченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государ­ственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...