Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В регулировании банковскою кредитования принадлежит деловым обыкновениям и банковским обычаям

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с оп­ределенными принципами — основными положениями, закреплен­ными нормами права и отражающими его экономическую сущ­ность К этим принципам относятся срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» установлено, что банк имеет право от своего имени и за свой счет размешать привлеченные во вклады денежные средства фи­зических и юридических лиц на условиях возвратности, платно­сти, срочности Предоставление банковского кредита под различ­ные формы обеспечения возвратности кредитов предусмотрено в ст 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельно­сти», согласно которой кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государствен­ных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или до­говором

Реализация принципа возвратности банковского кредита озна­чает, что денежные средства, полученные в виде кредита, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или небанковской кредитной ор­ганизации

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает прин­цип его срочности Кредит подлежит возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определен­ных санкций

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредит­ными организациями при предоставлении кредита За предоставле­ние банковского кредита, как правило, взимается определенная плата в виде процента Размер процентной ставки устанавливается сторонами по кредитному договору самостоятельно В условиях ры­ночных отношений размер процентной ставки за банковский кре­дит в конечном итоге зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке

Налоговым кодексом РФ предусмотрена норма, существенно влияющая на размер устанавливаемых процентов за пользованием кредитами, в том числе и банковским В соответствии со ст 269 НК РФ к расходам кредитной организации, на сумму которых уменьшаются полученные ею доходы при уплате налога на при­быль, относится сумма от тех процентов, которые существенно не отклоняются от среднего уровня процентов, взимаемых по долго­вым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на со­поставимых условиях При невозможности установления среднего уровня процентов за предельную величину процентов, включаемых в расходы кредитной организации, принимается ставка рефинансирования ЦБ РФ1, увеличенная в 1,1 раза, — при оформлении кре­дита в рублях, и на 15% — по кредитам в иностранной валюте. При предоставлении кредитной организацией клиенту кредита за счет централизованных кредитных ресурсов процентная ставка для включения полученной платы за кредит в расходы кредитной орга­низации не должна превышать установленного размера (так назы­ваемая принудительная маржа2). Денежные средства, полученные кредитными организациями в виде процента за предоставленный кредит, служат источником образования их собственных доходов.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый блан­ковый кредит]. Бланковые кредиты, как правило, получают клиен­ты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банков­ские операции через соответствующие счета в данном банке.

Банковский кредит выделяется строго на определенные цели, использование его не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой приме­нение соответствующих санкций.

В юридической литературе к названным принципам банковско­го кредитования предлагается и дифференцированность кредитова­ния, что означает необходимость при выдаче кредита учитывать кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создаю­щее у кредитной организации уверенность в возможности заемщи­ка возвратить кредит в установленный договором срок.

Принципы банковского кредитования, закрепленные в нормах права, отражают экономическую сущность кредитных отношений, соответствуют объективным экономическим законам, действующим в сфере движения ссудного капитала.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида: крат­косрочный и долгосрочный.

При краткосрочном банковском кредите объектами кредитова­ния являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Устранена излишняя детализация объектов кредитования, существовавшая ранее. Банковский кредит выдается на совокупность материаль­ных запасов и производственных затрат, а не дифференцирован­но, как прежде: под запасы сырья, топлива, готовой продукции, расчетные документы в пути, незавершенное производство и т.д. Совокупность материальных запасов и производственных затрат как объект краткосрочного кредитования используется в промыш­ленности, на транспорте, в строительстве, предприятиями связи. Для торговых и снабженческо-сбытовых организаций объект крат­косрочного кредитования — это совокупность товаров текущей реализации, сезонного и временного накопления товарно-матери­альных ценностей.

Долгосрочный банковский кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного банковского кредито­вания обычно являются затраты на строительство новых предпри­ятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции; затраты по жилищному строительству и строительству объектов социально-культурного на­значения и т.д.

В условиях недостаточно высокого уровня производства, ин­фляции и других отрицательных тенденций в экономике России кредитные организации в основном предоставляют краткосрочный банковский кредит.

 

Центральный банк РФ.

Центральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защи­ту и т.п.);

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рын­ка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означа­ет, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди­ректоров Банка России. Банк России представляет Государст­венной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за­ключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих пол­номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления не имеют права вмешиваться в его дея­тельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специ­альной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кре­дитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Полномочия Центрального банка, направленные на предпри­нимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он име­ет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммер­ческие операции, предусмотренные законом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России об­служивает счета бюджетов и осуществляет функции генераль­ного агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностран­ным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов.

В соответствии с целями, поставленными перед Централь­ным банком РФ, его основными задачами являются следующие:

• активное участие в разработке денежно-кредитной и фи­нансово-бюджетной политики Правительства РФ;

• всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

• сокращение бюджетного дефицита;

• поддержание стабильного денежного обращения;

• обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

• обеспечение государственного фонда валютных резервов;

• расширение кредитования коммерческих банков, в основ­ном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

• расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

• максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей и задач Банк России выпол­няет следующие функции:

• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устой­чивости рубля;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и ор­ганизует их обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Россий­ской Федерации;

• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных ор­ганизаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных органи­заций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

• определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

• организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки;

• участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос­сийской Федерации и организации составления платеж­ного баланса России.

Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо­дательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключа­ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива­ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуще­ствляет по следующим направлениям:

• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов откры­той валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

• открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксирован­ной ставке;

• кредитование кредитных организаций;

• управление ликвидностью банковской системы путем по­купки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирова­ния банковской ликвидности — операции типа репо;

• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

• установление правил проведения отдельных банковских опе­раций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтер­ской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России ус­танавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтер­ской и статистической отчетности. В целях обеспечения устой­чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди­нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, яв­ляющиеся его филиалами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не­предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо­вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциа­циями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рас­сматривает предложения по вопросам регулирования банков­ской деятельности.

Одним из инструментов денежно-кредитной политики Цен­трального банка РФ являются кредитные аукционы, которые проводятся ЦБ РФ на основе решений Аукционного комитета ЦБ РФ при участии главных территориальных управлений (на­циональных банков) ЦБ РФ в форме аукционов заявок коммер­ческих банков. Валютой аукционов является рубль Российской Федерации. ЦБ РФ объявляет о дате проведения аукциона не позднее, чем за 7 календарных дней.

В аукционе участвуют: с одной стороны — Банк России (продавец), с другой — коммерческие банки и кредитные учре­ждения Российской Федерации (покупатели). Не могут быть участниками аукционов филиалы коммерческих банков.

К участию в аукционе допускаются коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности на территории Российской Федерации, внесенные в регистраци­онную книгу Банка России и проработавшие не менее года к мо­менту подачи заявки (см. Приложение 1) на участие в аукционе.

Обязательными условиями допуска коммерческих банков к аукциону являются следующие:

• наличие корреспондентского счета банка в соответствую­щем подразделении ЦБ РФ;

• отсутствие на корреспондентском счету дебетового сальдо;

• отсутствие просроченной задолженности по кредитам Банка России.

Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны вы­полнять установленные экономические нормативы в соответст­вии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. № 1, своевре­менно и в полном объеме перечислять средства в фонд обяза­тельных резервов, иметь аудиторское заключение по годовому отчету, не допускать нарушений в представлении бухгалтерской и статистической отчетности Банку России.

По итогам аукциона заключается кредитный договор между главным территориальным управлением (национальным банком) и коммерческим банком.

Банк России может осуществлять банковские операции по об­служиванию представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, их учреж­дений и организаций, государственных внебюджетных фондов, во­инских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю­щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Центральный банкРФне имеет права:

• осуществлять банковские операции с юридическими лица­ми, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случа­ев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 ука­занного Федерального закона;

• осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

• заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• пролонгировать предоставленные кредиты; исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен­ном федеральными законами.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со­ответствующую доверенность в установленном порядке.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...