Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ДЕЙСТВИЕ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСегодня уже всеми, даже артистами-любителями в глубокой провинции, твердо усвоено, что вне действия нет драматического искусства. Распространено также мнение, что действие определяется глаголом. И вот актер требует от режиссера: "Дайте мне глагол!" Поскольку глаголов, выражающих действие, не так уж и много, режиссер начинает перебирать одни и те же слова, в лучшем случае, используя синонимы: "Вмажь ему", "врежь", "поддай", "сделай втык" и т. д., и т. д.. Актер с радостью хватается за подобное знакомое, наработанное, заштампованное "действие" и с удовольствием выполняет его, не слишком заботясь о сложностях психологических процессов, происходящих в герое. Но если режиссер достаточно взыскателен, он пытается добиться от артиста еще "чего-то". Это "что-то" далеко не всегда выражается в точных словах, не всегда похоже на привычный и любимый набор "глаголов". Начинается нервный и мучительный процесс, в котором актер получает замечательную возможность уязвить режиссера (особенно, если тот не обладает жестким характером), а режиссер (прежде всего молодой) испытывает тягостные муки комплекса собственной профессиональной неполноценности оттого, что не может толком объяснить, чего же он хочет от исполнителя. Хорошо было Немировичу-Данченко! Он, со своим непререкаемым авторитетом, анализируя "Трех сестер", например, мог позволить себе, такое: "...из неясной, изломанной, запутанней жизни, где все превращается в усталость и неудачу, возникает не нытье, не хныканье, а нечто активное, не лишенное элемента борьбы, — тоска
Стр. 49 и о лучшей жизни" (разр. моя. — П. Я.), а в другом месте уточняет: "И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию, — это чувство долга. Долга по отношению к себе и к другим. Даже долга как необходимости жить. Вот где нужно искать зерно"1. — Где тут "глагол"?! Мудрые "старики" убежали так вперед от нас, что мы с нашими "глаголами" остаемся все еще позади них. В вопросе о сценическом действии, вопросе казалось бы давно ясном и решенном, прежде всего интересен момент приближения действия сценического (то есть художественного воспроизведения процесса) к реальному прототипу. Как добиться максимального вживания актера в характер, в ситуацию при предельно достоверном воплощении всех жизненных реакций? — Такое сценическое поведение, когда искусство становится трудноотличимым от реальности, становится все более насущной потребностью психологического театра. Мы до сих пор путаемся в терминологии, путаемся порой даже в таких понятиях, как "цель", "задача", "сверхзадача", "сквозное действие", "конфликт" и т. п. Дело, в конце концов, разумеется, не в том, каким словом назвать тот или иной элемент. Важно уяснить целостную картину того жизненного процесса, который мы воссоздаем на сцене, понять, что из существующего в действительности мы воспроизводим (можем воспроизвести или хотя бы можем стремиться воспроизвести), а от чего отказываемся сознательно или вынужденно. Однако и точность определений, конкретное содержание употребляемых терминов, имеют свое значение. Порой под одним и тем же словом мы подразумеваем весьма разные вещи. Поэтому обратимся к точной науке. "ДЕЙСТВИЕ — единица деятельности, произ-нольная преднамеренная опосредованная активность 1 Вл.И. Немирович-Данченко о творчестве актера. Хрестоматия. С. 290-291. Стр. 50 (разр. моя. — П. П.), направленная на достижение осознаваемой цели"1. Уже это определение дает чрезвычайно богатый материал для размышления. Получается, что действие — всего лишь часть значительно более обширного и емкого психического процесса, причем часть, основной особенностью которой является ее осознаваемость субъектом, а границы исчерпываются той конкретней целью, на выполнение которой направлена активность действующего лица. Таким образом, все процессы, относящиеся к области бессознательного, глубинные побудительные мотивы, все, что находится за пределами данной цели, — все это оказывается не охвачено действием. Разумеется, когда речь идет о действии сценическом — при его воплощении в спектакле — и режиссеры и актеры (в зависимости от одаренности, художественных устремлений и намерений) не могут обойти все эти сложнейшие моменты (хотя бы на уровне выстраивания "второго плана", "подтекста", "внутреннего монолога"), но решаются они большей частью интуитивно, в эмпирическом поиске чего-то смутного и малоосязаемого. Тем временем представление о деятельности человека как о процессе, имеющем вполне четкую структуру, определяемую столь же конкретно, как осознаваемое целенаправленное действие, дает возможность вести этот углубленный поиск вполне последовательно и рационально. Итак, как же объясняет психология понятие деятельности, какова ее структура и каково содержание составляющих ее элементов? "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ субъекта направлена на тот или иной предмет. Разные виды деятельности отличаются прежде всего своими предметами. Цель — предмет деятельности, который является ее результатом. Мотив деятельности — это предмет, побуждающий деятельность. 1 Краткий психологический словарь. М., 1985. С.77. Стр. 51 Введение двух разных понятий— цели и мотива— оправдано только в том случае, если возможно их несовпадение. Такое несовпадение возможно в человеческой деятельности и является ее специфической особенностью. Зачем человеку нужно нечто? Ответ о смысле предполагает указание на конкретный мотив. Смысл выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. (...) В смысле выступает не только знание человека о предмете, но и его личностное отношение к нему. Наконец, нижнее место в структуре деятельности отводится задач е. Под задачей разумеется цель, данная в определенных условиях"1. Картина, нарисованная психологом, заставляет как-то по-новому взглянуть на привычные, так часто употребляемые нами профессиональные термины, позволяет несколько по-иному подойти к анализу действия пьесы и роли. Но продолжим пока знакомство с основными понятиями, предлагаемыми психологией и, прежде чем делать собственные выводы, вчитаемся в рассуждения одного из основоположников теории деятельности, А. Н. Леонтьева, настойчиво возвращающие нас к проблеме соотношения деятельности и действия, мотива и цели: "...понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом"2. Далее читаем: "Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной цели. 11одобно тому, как понятие мотива соотносится в понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия"3. 1 Косое Б. Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. С.14. 2 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С.102. 3 Там же. С. 103.
Стр. 52 И,наконец: "Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам нетрудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив. Мотивы, однако, не отделимы от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершить те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме — форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика) выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоций и понятие личностного смысла" . Поскольку все дальнейшие рассуждения построены преимущественно на положениях приведенной выше схемы, необходимо достаточно тщательно и подробно разобраться в картине, предлагаемой психологией. На мой взгляд, эта психологическая структура обладает колоссальным творческим потенциалом, позволяет убедительно ответить на целый ряд вопросов, обязательно встающих в ежедневной работе артиста. Основа основ при таком подходе к анализу поведения героя и воплощению его в процессе репетиций — несовпадение мотива и цели. 1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность С. 14.
Стр. 53 Что такое мотив — "предмет, побуждающий деятельность"1,— как не сверхзадача роли, то, к чему стремится персонаж. Итак, если принять "сверхзадачу роли" как мотив деятельности, то получается интересная картина: сверхзадача, оказывается, может противоречить промежуточным целям и задачам, достижения которых добивается персонаж на протяжении своей сценической жизни. До сих пор это представлялось как бы иначе: промежуточные "малые" задачи, объединяясь более крупными целями, составляли некую единую цепочку", приводящую к обобщающей их сверхзадаче. Заметим, что такая ситуация совсем не исключается и с точки зрения психолога, — это тот случай счастливого совпадения цели и мотива, когда мы говорим о ситуации "осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели" или поглощения мотивов целями в результате "приобретенья целью самостоятельной побудительной силы"3, то есть подчинения природы опять-таки сознанию. Не отсюда ли и сценические герои наши столь "сознательны"; они бьются за достижение неких дальних, не вполне понятных для них и для зрителя целей, пребывая в гармонии с самими собой и в конфликте с чем-то внешним: с другими персонажами, с обществом, с предлагаемыми обстоятельствами. Однако, исходя из этого внутреннего благополучия, — которое в жизни нам свойственно скорее как исключение, нежели как правило, — мы не сможем понять ни загадочного "бездействия" Гамлета, ни "неспособность к поступкам" большинства героев Чехова. С другой стороны, приведенный нами пример режиссерского анализа "Трех сестер" свидетельствует о том, что понимание Вл. И. Немировичем-Данченко природы поведения чеховских персонажей абсолютно точно соответствует открытиям современной психологии: "Тоска по 1 Косое Б, Б. Проблемы психологии восприятия. С.14. 3 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 201.
Стр. 54 лучшей жизни" — мотив деятельности; "стремление выполнить свой долг" — цель, которая не может совпадать с мотивом, так как условия жизни героев таковы, что, выполняя свой долг, они только удаляются от своей мечты; конкретные задачи, подчиненные цели— стремлению исполнить долг, — уводят их от счастья, благополучия, от "Москвы". Здесь и заложено зерно конфликта спектакля, конфликта, состоящего в глубинной психологической борьбе мотивов и целей поведения героев. При этом персонажи чеховской драмы (как это почти всегда бывает в жизни) не вполне сознают свои мотивы. Но это герои и мы сами — в жизни. Другое дело режиссер и артисты: они должны проникнуть вглубь человеческой психики, понять побудительные мотивы, в которых герой далеко не всегда согласится признаться себе. Да и мы сами всегда ли бываем искренни в определении своих подлинных побуждений? Это трудная, подчас мучительная работа, требующая не только знания человека, его психики, но и предельной честности всех художников — и актеров, и режиссера. А вот обратный пример: психолог анализирует жизнь литературного героя: "Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, восстанавливающем реальную, хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. Вся жизнь Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение "державы золота". Эта цель достигнута (...), но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной"1. По-моему, это замечательный образец истинно режиссерского анализа, из которого следуют весьма далеко идущие выводы. Видимая цель, оказавшаяся бессмысленной, — жестокий самообман. Приняв этот самообман, эту "идею фикс" за сверхзадачу Скупого, мы, подобно самому пушкинскому герою, выхолостим подлинное
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 220. Стр. 55 жизненное содержание образа, лишим его той многомерности действительности, о которой говорит психолог. Остается только пожалеть, что ученый не сформулировал свое понимание побудительных мотивов деятельности Скупого рыцаря, что, правда, и не входило в его задачу. Ясно одно: если режиссеру и артисту не удается построить внутренне противоречивую жизнь роли — невозможно будет выйти на трагический момент осознания ошибочности цели. Здесь же уместно привести комментарий ученика Л. Н. Леонтьева: "Только когда деятельность субъекта и вообще ход событий развертываются в направлении реализации смыслообразующих мотивов, тогда ситуация является осмысленной, имеющей смысл. В противном случае она становится бессмысленной"1. Значит осознаваемая цель (субъективно осмысленная и даже представляющаяся субъекту единственно возможным содержанием его жизни) может не только не совпадать с истинным мотивом деятельности, но и быть столь далекой 41 этого мотива, что обнаружение подлинных побудительных стремлений полностью обессмысливает цель. Вот замечательный пример на эту тему; его приводит Л. Ф. Лосев, анализируя эпизод "Вечного мужа" Ф. М. Достоевского: "...Павел Петрович ухаживает за больным Вельчаниновым, который был любовником его покойной жены. Во время этого тщательнейшего ухода за больным он пытается зарезать спящего Вельчанинова бритвой, причем раньше никаких подобных мыслей у Павла Петровича не было и в помине. "Павел Петрович хотел убить, но не тал, что хочет убить"— думал Вельчанинов. "Гм! Он приехал сюда, чтобы "обняться со мной и заплакать",— как он сам подлейшим образом выразился, то есть он ехал, чтобы зарезать меня, а думал, что едет "обняться и заплакать ". Заплакать и обняться — это нечто противоположное. 1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. С.24.
Стр. 56 желанию зарезать" . — Как это сыграть? Или, по крайней мере, как проанализировать, чтобы артист мог попытаться сыграть подобную психологическую ситуацию? Что здесь является сверхзадачей? "Ухаживать?" — но как тогда артисту взяться за бритву? Может быть, — 'Убить"? — но тогда, если желание убить играть как осознанное, артист поневоле начнет лицемерить, ухаживая и играя ситуацию превращения. Значит, сверхзадача "Убить", отражающая несознаваемый Павлом Петровичем мотив, должна (будучи известной артисту) играться на уровне бессознательной психической деятельности персонажа. А как этого добиться? Картина деятельности подсознания может быть значительно осложнена в том случае, когда у человека нет одного ярко выраженного доминирующего мотива, а существует борьба нескольких, одновременно стремящихся к реализации мотивов, не определившихся по иерархии своей значимости. (В этом случае человек обычно говорит: "Сам не знаю, чего мне хочется".)2 Можно ли эти процессы воссоздать средствами актерской психотехники и в какой степени к такому воссозданию нужно стремиться в репетиционной практике? — Пока все эти вопросы во многом остаются открытыми. К. С. Станиславский придавал исключительное значение творческой деятельности подсознания, однако, у него речь идет о подсознательных процессах, происходящих в артисте-творце. Станиславский занимался преимущественно проблемой высвобождения творческой энергии интуиции художника. Специального же разговора о подсознательной (бессознательной) жизни роли, персонажа — он не ведет, хотя в ряде практических примеров и разборов совершает поразительные открытия. Сегодня, как мне кажется, стало актуальным целенаправленное и вполне 1. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 57. 2. По этой проблеме рекомендую замечательную книгу: Василюк Ф. Е. Психология Переживания.
Стр. 57 сознательное выстраивание режиссером и артистами процессов, не осознаваемых персонажами. Здесь же, на мой взгляд, и ответ на вопрос о причинах нынешней бедности актерской эмоциональной палитры: псе проявления эмоции персонажа решаются в плоскости "Я — ОНИ". Если "ОНИ" со мной в конфликте, если мир мне враждебен— рождаются злость, раздражение, стремление затеять скандал; если же "ОНИ" ко мне благосклонны, если мне удалось добиться того, что я поставил перед собой, как цель, — рождается радость, стремление "праздновать победу". Такое существование одномерно и плоско. Несовпадение же мотива и цели ("генетически исходное"), то что испытываем мы в жизни чуть ли не ежеминутно, шит в себе бездну эмоциональных возможностей: ведь эмоции — как уже было сказано — это особая форма "психического отражения" мотива деятельности1. Вполне сознательно используя в работе с артистом момент несовпадения мотива, побуждающего деятельность персонажа, и цели, на достижение которой направлено его действие, определяя характер и качество этого несоответствия, можно добиться необходимого (а порой — и неожиданного) эмоционального результата. Здесь мы подступаем к той области, где за теоретическими рассуждениями должен бы непременно следовать практический опыт. К сожалению, привлечение примеров из собственной практики (помимо бездоказательности слов, не подтвержденных демонстрацией реального результата) не может быть признано корректным уже хотя бы по той причине, что результат, убедительный для одних, другими может быть воспринят весьма негативно. Поэтому нам придется сознательно ограничиться лишь изложением общих теоретических посылок, рассмотрением примеров на уровне анализа драматургического материала, оставляя за рамками нашего разговора 1 См.: Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. С. 201. Стр. 58 самую значительную увлекательную сторону творческого процесса — работу с актером. Однако и при таком ограничении тема не становится менее существенной: ведь включение в сферу нашего профессионального обихода понятая мотива деятельности несколько меняет качество анализа пьесы и роли. Разбирая цепь событий и проявления в этих событиях (или конфликтных фактах) героев пьесы, мы должны, постоянно отвечая на вопрос "почему?", не только выяснять действенные цели и задачи, но забираться в несознаваемое самим героем существо его побуждений и устремлений. Мы уже давным-давно (к негодованию литературоведов!) приучились не доверять "словам". "Слова", — даже самые, казалось бы, искреннее, исповедальные признания героев — не что иное как мотивировка, попытка субъективного объяснения собственных намерений. "МОТИВИРОВКА — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы (группы лиц, мнение которых существенно для субъекта — 77. П.) обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами"1. Великие драматурги в своих прозрениях замечательно точно улавливают это свойство человеческой психики. Что такое большинство высказываний, монологов и признаний Гамлета, как не цепь мотивировок своей нерешительности, суть которых столь же далека от истины, как намерение отомстить за убийство отца далеко от подлинного побудительного 1 Краткий психологический словарь. М, 1965. С.101.
Стр. 59 мотива действия великой трагедии. В своих саморазоблачениях Датский принц то приближается к истине, то, лукавя даже с самим собой, бежит весьма далеко от существа проблемы. Нысказать всю правду не дано ни ему, ни одному из других персонажей трагедии; только режиссер, ставящий ее, и артист, играющий эту роль, должны для себя совершенно конкретно ответить на вопрос о тайном, несознаваемом мотиве поведения Гамлета. Собственно говоря, режиссура — это в первую очередь профессия мотивации поведения героев. Каков ведущий мотив — такова и трактовка пьесы. Все остальное — вторично и прилагательно! Не доверяя "словам" и самохарактеристикам героев, режиссура сделала серьезный шаг в освоении действенной сложности человеческого характера. Другой момент, определяющий поиск в том же направлении, — требование "второго плана" сценического действия, — как ни странно, почти не разработан в теоретическом аспекте. Мы просто привыкли к тому, что в психологическом театре наличие "второго плана" как бы само собой подразумевается. Примитивная, одноплановая игра актеров сегодня мало кого может удовлетворить. Режиссура (и — совершенно справедливо!) требует от исполнителей игры "второго плана"; более того, очень часто приходится слышать на репетициях, как речь заходит уже о "третьем", даже о "десятом" — планах. Такое стремление обнаруживает тенденцию режиссуры и актеров к достижению психологической глубины образа, сложной партитуры сценической жизни персонажей. Однако само понятие "второго плана" остается, на мой нзгляд, весьма аморфным и размытым. Как он возникает у актера, как добиться его появления в игре? И каковы его взаимоотношения со сценическим действием? Думается, представление о деятельностном, мотивооб-разующем содержании "второго плана" поможет во многом ответить на эти вопросы. Таким образом, сознательное и целенаправленное выстраивание внутренней противоречивости природы сценического существования,
Стр. 60 "игра на несовпадении мотива и цели — представляется следующим этапом, освоение которого становится насущной потребностью театрального процесса. Обратимся к драматургам. "Кориолан", по словам глубокого исследователя творчества Шекспира Л. Е. Пинского, "...с предельной строгостью мотивированная, классически ясная, величественно простая история"'. Эта пьеса до некоторых пор была для меня загадкой: почему величественный воин, преданно любящий отечество, позволяет по вполне ничтожному поводу спровоцировать себя на столь масштабный конфликт чуть ли не со всем Римом, что оказывается изгнан и принимает сторону своих недавних врагов — вельсков? Зачем ему понадобилось "баллотироваться" в консулы, если процедура "выпрашивания голосов" у плебеев так для него тягостна и отвратительна? Неужели по той причине, что консулом желает видеть его мать, что друзья и сторонники толкают его к этому избранию? Л. Пинский подчеркивает: "Шекспировский Кориолан не честолюбив"2. Сравнивая трагедию с ее "первоисточником", он пишет: "Плутархов Марций — надменный патриций, который презирает и плебеев, и популярность у плебеев, советует сенату во всех общеполисных делах не уступать плебеям, а сословная его вражда лишь возрастает, после того как плебеи отказали ему в консульстве, чего — не так, как у Шекепи-ра! — честолюбивый Марций всячески "домогался"3. При этом ненависть шекспировского героя к плебеям смущает ученого и он делает следующий вывод: "Страстная и единственная в Риме ненависть героя к римской "черни" — изнанка его заслуг, его пафоса... Болезненно-страстная форма чувства героя свидетельствует о болезни общественного целого, о кризисном состоянии римского "организма"4. 1. Пинский Л. Е. Шекспир. М., 1971. С. 99 2. Там же. С. 397. 3. Там же. С. 423. 4. Там же. С 402-403. Стр. 61 Вот, на мой взгляд, типичная сшибка литературоведческого анализа! Ученый попадает в плен "слов", доверяется мотивировкам, делает из них идеологические выводы, что ничуть не приближает нас к ответу на вопрос, почему все-таки Гай Марций согласился выйти на площадь и "одежде смирения" и просить у ненавистного народа поддержки в голосовании. Анализ же, основанный на учении о деятельности, позволяет иначе взглянуть на содержание трагедии. Оказывается, дело в том, что Кориолан Шекспира не менее честолюбив, чем Гай Марций Плутарха. Только честолюбие свое он не проявляет открыто, он сам себе, быть может, к нем не признается. Но возможность стать консулом отвечает его тайным побудительным стремлениям. Он сам хочет этого избрания. Поэтому-то столь легко он поддается на уговоры. Однако декларируемое пренебрежение к общественному мнению, бескорыстное служение Риму, провозглашенное им как цель, приходит в конфликт с этим подспудным стремлением. Отсюда и та болезненная страстность, в которой выражается скрытый мотив, отсюда и гордыня его, и дальнейшее предательство. Тогда совсем иначе чвучит свидетельство Брута: При мне он клялся, что когда захочет Быть консулом, то ни за что не выйдет На рыночную площадь, не наденет До нитки вытертых одежд смиренья И не покажет (как велит обычай) Народу ран своих, чтоб домогаться Его вонючих голосов. (...) Добавил он, что консульства искать Не станет вовсе, если не попросят Патриции его об этом сами. Шекспир во всем следует Природе, он никогда ничего не конструирует во имя "идеи". Подобных примеров можно привести без счета. Достоевский и Толстой, Тургенев и Чехов, Горький и лучшие
Стр. 62 представители современной драматургии — все они в своем творчестве не могут обойти сложность и противоречивость психической жизни своих героев. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |