Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные исторические вехи в развитии дефектологии в России.

Предмет и задачи дефектологии

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

Школьного.

Основные концептуальные положения построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития и представлена концепция психолого-педагогической помощи детям изучаемой категории подкрепленная научным теоретико-методологическим обоснованием, содержащим базовые положения ряда теорий и исследований: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теоретическое положение о возрастных особенностях психического развития детей; теория деятельности; теоретическое учение о неразрывности психологии и педагогики (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин); положение о сложной структуре аномального развития, учение о зонах актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский); теоретическое учение об общих и специфических закономерностях психического развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).

Концепция психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития базируется на системном подходе, позволяющем оказывать комплексную, всестороннюю помощь детям со сложными нарушениями, включающую психолого-педагогическое изучение развития детей данной категории, и на основе полученных данных диагностики проектировать индивидуальный маршрут развития. Следуя основным теоретическим положениям отечественной специальной педагогики, специальной психологии, общим концептуальным позициям, определяющим гипотезу исследования, можно сформулировать ряд основных концептуальных положений построения системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, такими положениями являются: апелляция к личности, мультидисциплинарный подход, единство диагностики и коррекции развития, индивидуально-дифференцированный подход, деятельностный подход. Для развития ребенка, имеющего различные сочетания нарушений, и удовлетворения его потребностей необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с психическим развитием, обучением, социализацией. Чтобы данные процессы были вовлечены в виде специально организованных деятельностей, необходимо, чтобы жизнь ребенка была «пронизана» таким пространством, которое отражено в концептуальной модели системы психолого-педагогической помощи (рис. 2).

Доминирующие позиции в данной модели отведены психолого-педагогической направленности в связи с профессиональной ориентированностью специальных коррекционно-образовательных учреждений; медицинская поддержка и социальная служба осуществляется сотрудниками соответствующих ведомств во взаимосвязи со специалистами психолого-педагогической деятельности.

Разработанная концептуальная модель психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития представляет собой образовательно-развивающее пространство, где в разных формах сотрудничества происходит укрепление физического состояния ребенка, расширение границ коммуникации, развитие когнитивной сферы, становление и качественное изменение личности ребенка в целом.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития представляет собой комплекс психологических и педагогических мер воздействий, нацеленных на выявление, устранение или исправление имеющихся у детей недостатков развития психических процессов, личностных качеств, повышение социальной компетенции ребенка, способствующих адаптации и социализации в обществе.

Цель психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и через процесс воспитания и обучения адаптировать к социальной среде. Решаются следующие задачи: всестороннее психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями; построение комплексного специально организованного процесса развития и обучения детей изучаемой категории; реализация дифференцированного подхода в определении содержания и методов работы; укрепление социальной позиции личности ребенка с комплексными нарушениями в жизненном пространстве; активное привлечение родителей в образовательный процесс.

Предмет и задачи дефектологии

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики / Под. ред. В.А. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

Основные исторические вехи в развитии дефектологии в России.

X-XVII века

Первый период назван «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии». (996 – 1715 г. г.). Указанный период характеризуется началом проявления общественной заботы об этих людях, которая была связана с добрым отношением к ним народа и с пониманием необходимости призрения таких людей со стороны церкви. Об этом периоде пишет в своей монографии А.И. Дьячков . Он отмечает доброе отношение народа к этим людям: «По своей природе трудолюбивые, талантливые и смелые славяне, не прошедшие рабских форм эксплуатации, всегда проявляли чувство гуманного отношения к слабоумным и убогим, милосердие и участие в общественном призрении, оказывая посильную помощь приютам, богадельням и странноприимным домам» . В древней Руси долгое время забота о детях с отклонениями в развитии не являлась социальной проблемой. «Материалы свидетельствуют, что до княжения Владимира забота об «убогих детях» как самостоятельная социальная проблема не выделялась и, потому, не являлась предметом какого–либо особого изучения». Период начинается с того, что князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996 г.). В начале этого периода не выделялись отдельные категории людей с отклонениями в развитии. «В системе призренческо-приютских учреждений … все дефективные дети – глухонемые, слепые и т. п. выступали под одним именем «убогих» или «увечных»» . Принятые в этот период законодательные акты упрочили роль государства в жизни людей с отклонениями в развитии. «Постановления Собора, выраженные в «Стоглаве», более резко, чем это сделал Владимир, подчёркивают государственный характер общественного призрения, они по существу придают руководящую роль в общественном призрении государственной власти» . В семнадцатом веке происходят значительные изменения в отношении государства к рассматриваемой категории людей. «Семнадцатый век знаменует собой уже значительные сдвиги в развитии общественного призрения и воспитания … Создаётся специальный Патриарший приказ, а позднее Аптекарский приказ, которым поручается дело общественного призрения» .

XVIII век. Второй период назван «От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них» (1706 – 1806 гг.). Этот период начинается с выхода указов Петра I, запретивших умерщвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни и сиропитательные дома, запретивших нищенствовать и подавать милостыню. Важным этапом в осознании возможности обучения хотя бы части лиц с отклонениями в развитии является создание организованным по инициативе И.И. Бецкого государственно-филантропическим обществом Воспитательного дома. Сведения об этом мы находим в работе А.Г. Басовой. «В 1764 году … Государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве большой Воспитательный дом, рассчитанный на 1000 детей. – Мы находим далее следующие сведения о воспитанниках этого дома и домов, созданных в дальнейшем по его подобию. – Среди воспитанников Воспитательных домов было значительное количество детей физически неполноценных, в том числе глухонемых» . Сведения о системе воспитания и обучения в Воспитательных домах представлены в работе А.И. Дьячкова, который так характеризует эту систему: «Система воспитания и трудового обучения глухонемых в условиях воспитательного дома значительно сложнее, и построение её проходило на основе определённых педагогических принципов» . Далее мы находим сведения, характеризующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам Воспитательных домов: « … воспитательно-педагогические требования предъявлялись не только к руководителям воспитания и трудового обучения глухонемых детей. Выдвигались педагогические требования гуманного отношения к детям и со стороны надзирательского состава» . «Принцип любовного отношения к детям и педагогическое значение личного примера как основы воспитания стоял в центре требований, предъявляемых к надзирательному составу» . Вот что пишет автор о содержании воспитания и обучения в Воспитательных домах: «Физическому воспитанию «увечных» детей уделялось особое внимание т.к. физическое состояние этих детей всегда вызывало тревогу и требовало особенно заботливого отношения» . В процессе воспитания не ставилась задача воспитывать только послушных глухонемых детей, но стремились воспитывать у них некоторые черты активности» . В основном, система воспитания складывалась из следующих составляющих: «…физического и морального воспитания и трудового обучения» .

XIX век – начало ХХ века. Третий период назван «От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трёх категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых» (1806 – 1927 гг.). Начинается первый этап становления специального образования в России (по Н.Н. Малофееву). Начало периода связано с деятельностью выдающегося французского тифлопедагога В. Гаюи. В.А. Феоктистова пишет: «Начало систематического обучения слепых в России и развитие отечественной тифлопедагогики относится к концу 70 – ых г. г. ХIХ века. Но первый опыт обучения слепых детей возник уже в начале ХIХ века» .

В первой половине ХIХ века в обучении и воспитании глухонемых также произошли определённые изменения. При непосредственном участии В. Гаюи было открыто в 1806 г. Училище для глухонемых; в 1817 г. было открыто Варшавское училище; в 1843 г. в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек. Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В.И. Флери (1835) и работа Г.А. Гурцева (1838). А.И. Дьячков следующим образом характеризует цели, которые преследовались обучением и воспитанием глухонемых в первой половине ХIХ в.: «… воспитание глухонемого ребёнка для участия в трудовой деятельности на основе развития его умственных и нравственных способностей» . Как отмечает А.Г. Басова, обучение в училищах было платное и, несмотря на то, что имела место тенденция увеличения числа учащихся в Петербургском училище, тысячи глухонемых детей продолжали оставаться безграмотными. Учреждения для умственно отсталых появились позже других. Как отмечает Х.С. Замский: «Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1858 г. в Риге доктором Фридрихом Плятцем – лечебно–педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов» .

В первой половине ХIХ века проблемы помощи умственно отсталым интересовали в основном психиатров. Итак, можно сделать следующие выводы: 1.в России появилось небольшое число учреждений, в которых занимались вопросами лечения, обучения и воспитания названных категорий детей; 2.большая часть таких детей не были охвачены специальным обучением; 3.уровень научных знаний в области изучения, воспитания и обучения названных категорий детей не позволяет говорить о наличии научно обоснованного подхода; 4.систематизируются отдельные методы и приёмы коррекционного воздействия, особенно активно и плодотворно в области обучения и воспитания глухонемых детей.

Во второй половине ХIХ века произошли значительные изменения в воспитании и обучении этих трёх категорий детей. Это было связано с глубокими социально-экономическими изменениями в жизни страны: освобождение крестьян от крепостного рабства. Существовавшая система образования, ориентированная на воспитание и обучение небольшой части населения, уже не могла удовлетворять потребностям общества. В связи с этим произошла реформа образования. Глубокую разработку проблемы общественного воспитания и гуманизации образования получили в трудах К.Д. Ушинского. Именно он глубоко научно проанализировал и сформулировал дальнейшие пути развития отечественного образования и педагогики как самостоятельной научной отрасли. Вторая половина ХIХ века и начало ХХ века являются важным этапом в развитии обучения и воспитания рассматриваемых категорий детей. Как отмечает Н.Н. Малофеев, именно в этот период складываются национальные научные школы сурдо-,тифло– и олигофренопедагогики, начинают подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. В монархической России всё воспитание детей с отклонениями в развитии было общественным. Как известно, не было ни одного государственного образовательного учреждения для таких детей. Во второй половине XIX века на необходимость активного участия общества в организации образования детей с нарушениями слуха и зрения указывают К.К. Грот, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий. Г.Г. Дикгофу и К.К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюи в начале века. «Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. в России изменилось отношение государства и общества к слепым. … набрала силу светская благотворительность, образование начало осознаваться базовой общественной ценностью, а обучение слепых стало пониматься как реализация всеобщего права на образование. В таких условиях Попечительство о слепых ВУИМ сумело открыть более двух десятков учебных заведений» . В работе А.И. Дьячкова отмечается, что изменение отношения общества к образованию позволило улучшить состояние образования глухонемых. Он пишет: «Во второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России… произошли изменения в социальном составе учащихся училищ для глухонемых: принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих». В результате деятельности М.С. Морозова, М.П. Постовской, Н.П. Постовского, Г.Я. Трошина и др. удалось организовать новый социальный институт – вспомогательную школу и вспомогательный класс. Это позволило отстающим детям, обучавшимся в нормальных школах, получить адекватное Набирают силу общественные учебные заведения для глухонемых детей. Н.Н. Малофеев пишет о них: «Признавая небольшие размеры и очевидную финансовую нужду многих частных учебных заведений, не стоит недооценивать темпы развития и расширения географии сети в целом» . Большинство организаторов и педагогов общественных заведений для детей с отклонениями в развитии, созданных во второй половине XIX – начале ХХ веков, считали важнейшей составляющей воспитания детей подготовку их к жизни. В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И.В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И.В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог А.Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В.П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы» . Направленность воспитательного воздействия на подготовку детей к жизни просматривается в системах воспитания глухих детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, которые позволили принимать в учебные заведения детей крестьян и рабочих, что значительно расширило контингент учебных заведений и поставило перед ними иные задачи. Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям. А.И. Дьячков отмечает: «В течение второй половины XIX века цели воспитания глухонемых определяются как умственное и нравственное развитие и обучение техническим знаниям» . Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной адаптации. Оно «… по выходе же слепцов из этих заведений, поддерживает их в новой трудовой жизни, устраивает особые общежития, организуя сбыт изготовленных слепыми изделий и оказывая материальную поддержку тем из них, которые по болезни или другим уважительным причинам не могут зарабатывать на своё пропитание» .

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...