Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. С. 136.

Стр. 188

Но и актерам, которые начинают путь к образу через постижение внутреннего его начала, внешняя характер­ность не заказана не только как средство воплощения, но и как путь проникновения в существо своего героя. М. О. Кнебель в статье о Михаиле Чехове отмечает, что, работая над ролью Мальволио в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира в пору самого сильного увлечения и глубоко­го понимания "системы", отталкиваясь "от понимания ха­рактерности, которое ему было раскрыто в Художествен­ном театре", он был одержим задачей "найти связь между внутренним содержанием роли и наглядным, физическим выражением человеческого существа".

Разрабатывая свои приемы соединения внутреннего содержания и "видимости" роли М.Чехов помнил рассказы о жесте, открывшем Штокмана Станиславскому, перерабаты­вал впечатления от характерных ролей Москвина, Леонидо­ва и других корифеев-художественников.

Вводясь в "Двенадцатую ночь" после Н. Ф. Колина, со­храняя все мизансцены Станиславского для Колина, к пе­реживанию роли, к проникновению в роль он шел, по сви­детельству М. О. Кнебель, через поиск характерности. "В роли Мальволио он особенно упорно искал посадку голо­вы, движения шеи. Голова этого Мальволио была гордо закинута, а шея как будто застряла между узенькими, под­тянутыми вверх плечиками. Найдя эти как бы чисто физи­ческие особенности образа, Чехов пошел дальше. Ему от­крылась манера говорить, тембр голоса, общая пластика... Контрастность актерских красок была феноменальной. Зрители хохотали до стона, до изнеможения. Но когда Мальволио появлялся обиженный и оскорбленный, в зале смолкал смех. Возникала горячая волна сочувствия к уродливому, странному человеку, который при всем том умел глубоко и искренне любить"1.

1 См.: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. Т. 1. С. 17.

 

Стр. 189

В. Я. Виленкин приводит в статье о Москвине его рас­сказ о поисках внутреннего образа штабс-капитана Снеги­рева—- "Мочалки" ("Братья Карамазовы" Ф.М.Достоев­ского) через жест: "Достоевский писал о нем, что этот че­ловек "сотрясается", а это означало, что он должен быть болезненным и нервным. Тут надо было найти три-четыре жеста, определяющих военного, загнанного судьбой, ушиб­ленного навеки. Широких жестов у Снегирева не может быть, у него не может быть раскидистости. Вся его харак­терность мне казалась в нервных тонких пальцах и в нерв­ном блеске глаз... Жест скупой, мелкий... в работе это так"1.

Почерпнутые из творчества великих артистов примеры проникновения в суть образа посредством поисков харак­терности убеждают в том, что, разрабатывая внутренний мир — отправную точку на пути к созданию нового качест­ва на сцене, — артист должен устремиться и к вопросам внешнего, идти в своей работе над образом широким фрон­том. Ибо "...не всегда внутренняя жизнь так благодетельно подсказывает внешние формы для своего выявления. Большею частью приходится изобретать наиболее удобные и характерные внешние формы"2, — писал М. Чехов в 1919 году.

И тут тоже внешняя характерность может стать по­следней точкой, которая подведет артиста к диалекти­ческому скачку в другое качество, которая поставит на ме­сто все наработанное, все заложенное в подсознание в про­цессе репетицией.

Знаменитая роль Михаила Чехова— Фрэзер в "Пото­пе" Ю.Бергера— фактически окончательно родилась в момент выхода на сцену на генеральной репетиции от воз­никшего неожиданно даже для самого артиста акцента. М. О. Кнебель со слов М. Чехова и Е. Б. Вахтангова описы­вает этот выход на сцену и скачок артиста в роль: "На

1. Виленкин В. Я. Воспоминания с комментариями. С. 160.

2 Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. С. 46.

 

Стр. 190

генеральной присутствовал Станиславский. Вахтангов за кули­сами увидел Чехова уже в гриме, смертельно бледного, трясущегося. Еле выговаривая слова, тот произнес: "Женя, не сердись, я не знаю, как играть Фрэзера". (Генеральная была после длительных, серьезных и трудных репетиций -Д. Л.). В это время на сцене уже прозвучала реплика, после которой должен появиться Фрэзер. Вахтангов говорил нам, что такой степени гнева он никогда не испытывал. Именно в гнев перешла, переплавилась его растерянность. Чехов же рассказывал, что глаза у Вахтангова были страшными. Кончилась эта безмолвная схватка тем, что Вахтангов по­вернул Чехова лицом к сцене и с силой его туда вытолкнул. После секундной паузы он услышал первую реплику Фрэ­зера — и замер в изумлении: Чехов — Фрэзер заговорил с явным еврейским акцентом. "Почему вдруг этот ак­цент?", — спросил Вахтангов Чехова в антракте. "Не знаю, Женечка", — отвечал уже спокойный и счастливый Чехов. Действительно, на репетиции не было речи о подобной ха­рактерности. "Это подсознание", — объяснил Станислав­ский. Чехов и Вахтангов долго обсуждали происшедшее" . Не наитие, а подсознание, сработавшее в результате долгой подготовительной работы сознания на репетициях. Здесь внешняя характерность все-таки была рождена подсозна­нием в результате большой работы и стала внутренним оп­ределяющим моментом становления образа. Но раз это возможно, то значит еще и в процессе подготовки спектак­ля возможен поиск внешнего, которое подтолкнуло бы уже готового к перевоплощению артиста, если что-то мешает обрести ему свободу существования в практически выстро­енном и проживаемом на репетиции образе.

Формула взаимодействия характерности и внутреннего характера точно выражена М. Чеховым в статье "О системе Станиславского" в 1919 году: "Но и изобретая их (внешние формы — Д. Л.), необходимо сроднить их с внутренней

1 Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. Т. 1. С. 13.

 

Стр. 191

жизнью, необходимо как бы оправдать их. Играя, напри­мер, человека застенчивого и скромного, я могу взять в ви­де характеристики легкую, неслышную походку. Походку эту я должен сроднить с внутренним характером роли. Я должен найти, как образовалась такая походка, должен найти такие сцены или изобрести такие этюды, которые позволили бы мне совершенно оправдать, усвоить и почув­ствовать задуманную походку. Найдя таким способом про­исхождение и смысл характерности, нужно упражнять ее до тех пор, пока она станет не механической, но станет на­столько привычной и легкой, что не потребует большого внимания для своего выполнения. Характерность должна в конце концов настолько слиться с актером, что как только он заживет чувствами роли, то характерность появляется сама собой, и обратно: при выполнении характерности ак­тер тотчас же аффективно заживет чувствами роли" .

Создается ли внешняя характерность интуитивно, из­нутри или привносится в роль от выдумки артиста, режис­сера и потом "сроднится" с внутренней жизнью—питает ее в любом случае сама жизнь, происходящая в артисте и во­круг него. Будь то реальность, его окружающая или суще­ствующая в его воображении, наблюдения над собой или друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, житейский опыт, произведения искусства, литературы, происшедшие с артистом случайности, то, что ему рассказывали и т.д. Опыт выдающихся мастеров подтверждает, что это так. "Никогда не знала—случай ли даст волю фантазии, наблю­дательность ли фиксирует обстоятельства, не обращающие на себя внимание никого другого, кроме актера",— пишет С.В.Гиацинтова, рассказывая о том, как в работе над ро­лью Марины Мнишек в буффонно-комедийном, подчерк­нуто театральном спектакле по пьесе К. Липскерова "Митькино счастье" (МХАТ Н-й), выражение своего пони­мания сути образа она нашла, подробно разглядывая

Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. С. 46-47.

 

Стр. 192

высокопоставленную иностранную даму, отвечающую на при­ветствия публики из "царской" ложи Большого театра, ко­торая "слегка поворачивая голову и сохраняя полную не­подвижность фигуры, чуть кивала в разные стороны — скромно и небрежно". За этими суховатыми движениями артистка увидела "ликующую радость от сознания своей значительности" и, ощутив родство этой дамы со своей Мариной, взяла на вооружение эти поклоны, перенесла эти короткие кивки в спектакль — в сцену, когда Марина идет/ по стене Московского Кремля и кланяется народу. Общее душевное и физическое состояние для той же роли, которое С. В. Гиацинтова назвала для себя "внутренней мазуркой", она обрела, наблюдая хорошеньких девушек-продавщиц в польской кондитерской на Тверской. Их постоянные по-смеивания при разговоре между собой, кокетливо-льстивая интонация при обращении с клиентами, в которых про­скальзывали царственные нотки, "создавало какую-то не­престанно льющуюся мелодию, кою,— вспоминает С.В.Гиацинтова, — -я и освоила, часто бывая в магазине и прислушиваясь к прелестным полькам"1.

Таким образом, внешняя характерность— одно из серь­езных средств связи артиста с жизнью в своей профессио­нальной деятельности.

Особенно важным представляется умение отбирать наиболее точное, емкое и выразительное решение внешнего проявления внутреннего рисунка роли. Без отбора—сущест­венного признака профессиональности — характерность не только не помогает, а мешает на пути образа к зрителю.

Но внешняя характерность может служить не только осуществлению акта перевоплощения и созданию образа.

Есть целый ряд других моментов актерского творчест­ва, в которых она может сыграть достаточно серьезную роль.

Проблема возникновения актерских штампов и борьбы с ними — одна из серьезнейших в профессиональной

1 Гиацинтова С. В. С памятью наедине. М., 1985. С. 286-289.

 

Стр. 193

деятельности артиста и при подготовке роли и особенно в про­цессе ее длительного исполнения на зрителе. Не вдаваясь в подробности изложения причин их возникновения, их мно­гообразия, надо отметить здесь, что верно найденная и из­нутри освоенная характерность, как правило, уводит от штампа. Это заметил Станиславский еще в домхатовский период. Он пишет о своей работе над спектаклем "Много шума из ничего" (он играл Бенедикта) в 1897 году в Мос­ковском обществе любителей искусства и литературы: "Я надеялся найти характерность образа во внешней военной грубости... Но, к сожалению, характерности я не нашел и потому опять попал в трясину оперных привычек... Польза спектакля была... и в том, что я лишний раз сознал важ­ность характерности для ограждения себя от вредных ак­терских приемов игры"2.

М. Чехов, говоря о взаимоотношении характерности и штампа, определял штамп как мертвую форму для живого чувства, а характерность, тесно связанную с внутренней жизнью образа, считал помогающей последней, а не ме­шающей ей. Хотя и предупреждал об опасности, подстерегающей актера — принять характерность как готовую фор­му для чувства, как штамп. Единственный путь борьбы с этим — связать характерность с внутренним миром персо­нажа, прежде всего через возвращение актера в своем пове­дении к цели, задаче, с которой он взаимодействует с партнером.

Существенную роль может сыграть верно и точно найденная характерность как педагогический прием и в про­цессе обучения, и в театре — для ощущения актером "са­мочувствия простоты", с которого, как уже отмечалось, ос­нователи Художественного театра и начинали отыскание образа. Верно найденный жест, грим, дающий выразитель­ный внешний образ, могут создать условия, при которых наступает абсолютная раскованность, появляется

2 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 173.

 

Стр. 194

возможность совершенно просто говорить слова роли — и от име­ни найденного лица. "Побочным ходом к душе артиста" называл Константин Сергеевич ход от внешнего к внутрен­нему, от формы к содержанию, от воплощения к пережива­нию. Но ходом "к душе" — к хорошей простоте, к ощуще­нию "я есмь".

Идеальное состояние актера, которое с наибольшей ве­роятностью приведет его к акту перевоплощения на спек­такле, — взаимное проникновение внутреннего и внешне­го, в том числе и внешней характерности.

Верно выстроив душевную жизнь роли, актер сделал еще не все. Признавая за главное создание внутреннего об­раза, Станиславский на равных ставил и вопросы воссозда­ния. "Мучительно не быть в состоянии верно воспроизве­сти то, что красиво чувствуешь внутри себя. Я думаю, что немой, пытающийся уродливым мычанием говорить люби­мой женщине о своем чувстве, испытывает такое же не­удовлетворение. Пианист, играющий на расстроенном или испорченном инструменте, переживает то же, слыша, как искажается его внутреннее артистическое чувство"1. Он мечтал об актере огромного таланта и силы, который возьмет все лучшее от вековой культуры и артистической техники. Без этой техники, и внутренней и внешней, ар­тист будет бессилен.

РИТМ ОБРАЗА

У великого русского поэта Ф. Тютчева есть замеча­тельные строки, написанные в 1836 году:

Тени сизые сместились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 367-368.

 

Стр. 195

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой!

Все во мне и я во всем!..

Удивительны эти строки тем, что лирическое открове­ние поэта с поразительной силой выразило то напряжение жизни, которое создает ритмическая волна, ритмическая перемена...

Вслушаемся в эти строки:

...Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Динамика — статика, движение — остановка, жизнь — таинственный и страшный покой. Парадоксальная и вечная ритмическая структура: движение и напряжение, несущие лиши., ^меняются тишиной, остановкой и... еще большим напряжением "час тоски невыразимой", — когда вся природа мс поиска необычайно обострена, увеличена и мощно, загадочно вбирает к себя весь окружающий мир. Она начинает существовать на пределе человеческих возможностей: "Нес но мне и я «о ноем!" Лучше не скажешь о той великой силе внутреннего ритма, который делает нас восприимчи­выми до последней черты. Собственно, эта строка — лако­ничная формула жизни человеческого духа, а значит и сути актерского переживания: Все во мне и я во всем!

Через много лет другой великий русский поэт другими словами и по другому поводу напишет:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку...

И опять — внешняя статика и невиданная концентрация внутренней жизни внутреннего ритма. Это уже перед нами как бы театральный персонаж, но персонаж, который стер границу между вымыслом и реальностью. В самом
деле — о ком это? О Гамлете ли, герое пьесы Шекспира, об актере ли, который взял на себя бремя этой роли,

 

Стр. 196

о человеке ли, который взвалил на себя ни много ни мало ответственность за свой век?

Помимо всего прочего при чтении нас сразу останав­ливает внутренний ритмический перепад, заложенный в этих строках. Масштабы жизни с переменой ритма резко и неожиданно смещаются. От локального сиюминутного бы­тия прыжок в пространство целой жизни, целого века. Ме­няется все — время, среда, окружение. Границы исчезают и возникает космос, то есть способность включиться в совсем иные измерения жизни человека.

Но сразу, как ответ бытийный, реальный, — вопль о ми­лости, о спасении, ибо ноша сия чрезмерна и непосильна.

У Тютчева продолжение его стихотворения таково:

Сумрак тихий, сумрак сонный

Лейся вглубь моей души,

Тихий, томный, благовонный

Все залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край!

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

У Б. Пастернака:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси...

Я — один, все тонет в фарисействе,

Жизнь прожить не поле перейти...

Другое время, другие сцепления человека с миром, другие выразительные средства — жесткие, сухие, лишенные поэтических красот прошлого века. Но суть одна — предел, отчаяние перед невозможностью выжить, противостоять какой-то огромной силе, окружающей человека, невозможность выдержать такое немыслимое напряжение.

Можно было бы и дальше попытаться проанализировать все компоненты состояния, выраженного этими двумя поэтами. Но для нас важно вывести исходные принципы, базируясь на этом материале:

 

Стр. 197

Ритм — это напряжение жизни.

Ритм — это динамика жизни.

Ритм — это непрерывное изменение жизни.

Ритм — широкая категория выражения жизни, охваты-илющая практически каждую сторону ее.

Не слишком ли глобально ставится эта проблема при­менительно к труду артиста? Есть ли в этим необходимость? Достаточно долго мы обходились в актерской деятельности узко прикладным пониманием этой категории, прежде всего, как показателем динамики исполнения. При что сама динамика трактовалась скорее как некий внешний •так скорости, физического времени, затрачиваемого на ту мни иную сцену, акт или спектакль. Сегодня практика театра еинден-т.стнует о значительно более глубоком и слож­ном ощущении ритма в исполнительском мастерстве. При­метнет,по к работе актера сейчас надо прежде всего гово­рим. о() огромной конструктивной роли ритма в сцениче­ской ценами, мости. Речь уже идет не о холодном технологи-чп к«м [1.1, чего скажем темпоритма роли, но об осмыслен­ном чуне темпом ответе живой природы артиста на воздействие и жизни, и условной театральной среды. Можно ска­чать иначе: ритм — это способ сопротивления и способ адаптации к многоуровневому воздействию окружающего мира.

В одном из разделов биологической науки — биоритмологии, — занимающейся именно воздействием ритма на человека и его ответной реакцией, этим способам придается решающее значение. Ученые установили парадоксальный факт: живой организм нуждается в стрессорных влияниях среды. Они стимулируют его двигательную активность. Стрессовая ситуация, которой мы так пытаемся избежать, является одновременно и благим началом. Источник стресса— элемент рассогласование организма с внешней средой, нарушение определенного баланса существования. Но такое рассогласование поддерживает организм в рабочем состоя­нии, тренирует его. Более того, при отсутствии или недостат­ке стрессовых ситуаций организм ищет их, известным

Стр. 198

образом провоцирует их возникновение. Оказывается, что живая природа человека постоянно нуждается, говоря нашим язы­ком, в конфликте со средой. Динамическое существование организма неизбежно вызывает ответную цепь стрессорных происшествий, которая обязательно толкает его на измене­ние поведения, преодоление препятствия, ликвидацию воз­никшего дисбаланса.

Наука предполагает, что активный поиск стресса при недостатке его — движущая сила эволюции. Французский психолог Г. Селье категорически утверждает, что полная свобода от стресса означает смерть!

Другое дело, что существует определенная граница стресса, за которой уже начинается разрушение организма. Напряжение непременно имеет свой предел. В науке его запредельное состояние называют дистресс. Нарастание стрессовой ситуации вызывает изменение всех параметров жизнедеятельности. Личность начинает пристраиваться к новым, резко изменившимся условиям. В первую очередь изменяется ритм жизни. В этом смысле мы можем говорить о ритме как инструменте адаптации к внешней среде, по­нимаемой как согласование и рассогласование, стабиль­ность и дестабилизация жизнедеятельности. Эта -адаптация выстраивается как движение от дестабилизации, рассогла­сования к стабильности, согласованию, гармонизации жиз­ненных процессов. Этот процесс бесконечен, пока живой организм функционирует. Ритм в этом безостановочном движении выступает как главный регулятор процесса. Строится он на достаточно простой схеме: изменение сре­ды мгновенно вызывает подвижку ритма, который в свою очередь резко изменяет и активизирует все остальные функции, заставляя их работать в новых условиях.

Эта жизненная схема чрезвычайно близка к сути актер­ского существования. И не только близка, она напрямую касается главного условия жизни человека на сцене — раз­вития, движения, складывающихся как непрерывная цепоч­ка мелких и крупных изменений.

 

Стр. 199

(Вспомним прекрасное сравнение А. В. Эфроса актерской линии с "проволочкой": чем больше на ней, "проволочке", изгибов, тем интереснее выстроена роль.)

Адаптационное качество ритма в этом смысле очень важно для понимания работы актера. Если говорить на языке театра, то в основе всех его "адаптационных" изме­нений лежит постоянно развивающийся, многоуровневый конфликт жизни сценического персонажа, связанный с непрерывным изменением предлагаемых обстоятельств роли и пьесы. Эта связь определяет в свою очередь изменение действия, самочувствия, характера общения, атмосферы. И и каждом этом элементе выражением изменения служит ритмическая структура жизнедеятельности,

Сонсем не нужно придавать глобального значения ка­тегории ритма. Но нельзя не отметить, что для всех этих достаточно неуловимых, "неосязаемых" элементов сцени­ческой жизни наиболее конкретным, "осязаемым", чувст-испнмм ш.фажением является ритм. Это категория, прежде пест предельно и непосредственно воздействующая на восприятии. Ома наиболее заразительна и для партнера, и для зрителя.

Ио'и.мим для примера пьесу А. П. Чехова "Вишневый сад". Не нрсмя ли определяет своеобразнейший ритм этой пьесы? Ритм и пси выступает и как хронологический фак­тор, но прежде пссго как смысловой в том плане, о котором говорит А. Тарковский, то есть как активнейшее давление времени на ситуацию, взаимоотношения людей и их пове­дение.

Хронологически "Вишневый сад" отчетливо делится на две части: до и после продажи вишневого сада. Более того, Чехов закладывает математически точную схему времени: Раневская приезжает за четыре месяца до продажи, в мае, а уезжает в октябре. Но не в этой арифметической хроноло­гии суть ритмического напряжения.

"Ритм не есть метрическое чередование кусков. Ритм слагается из временного напряжения внутри кадра и ...

 

Стр. 200

является главным формообразующим элемен­том в кино...", — сказал А. Тарковский в одном из своих интервью.

По аналогии — ритм в театре — это тоже не чередова­ние сцен или эпизодов фабулы пьесы, а напряжение внутри каждого эпизода. И напряжение это в театре, в большей степени, чем в кино, создает актер, выстраивая свою возрастающую линию давления времени в его раз­нообразнейших формах, о которых речь пойдет ниже. Два элемента его сценической жизни особенно чутко реагируют на это давление — психофизическое самочувствие и по­ведение, то есть действия, которые, главным образом, и создают этот формообразующий ритм.

Итак, ритмический "метр", если так можно выра­зиться, мы легко обнаруживаем. Членение идет по двум "горизонталям" метроритма: хронологической — четыре месяца до продажи и два месяца спустя — и природной: I акт — май, запоздалая весна, 4 акт — ок­тябрь, середина осени.

Цикл практически замкнулся, срок немногим меньше года воспринимается как целая жизнь, в которой есть своя строгая последовательность: начало связано с надеждой (весна), середина— напряжение этой надежды (лето) и крах ее (конец лета), финал — окончательное прощание, разрыв (осень).

Но две горизонтали— хронологическая и природная — не исчерпывают присутствия времени в пьесе. Су­ществует и "вертикаль" времени. Она-то и производит основное давление времени, создает основное глубинное напряжение сюжета. "Вертикаль" эта складывается из от­голосков "исторического" времени, в котором суще­ствует и автор, и его персонажи — время разора, исчезно­вения вишневых садов, появления дач и дачных участков... Это и время "драматическое" (субъективное время). Оно самое важное, трудноуловимое. Для каждого из героев оно весьма разнится в ощущениях. Но его присутствие

 

Стр. 201

в пьесе создает основное давление, организует внутреннюю значительность происходящего и позволяет выйти сюжету за сценические рамки. Именно оно острейшим образом воз­действует на эмоцию, чувственную природу артиста-роли.

Драматическое время героев строится на резких сопос­тавлениях прошлого и будущего. Из этого сопоставления рождается как бы относительность, зыбкость настоящего. Оно в определенном смысле иллюзорно, неустойчиво, промежуточно, хотя все герои пытаются его принять изо всех сил. Но для большинства из них основательно и вполне ощутимо только прошлое. Оно проросло в каждом из них цепко и прочно. Будущее как продолжение так же иллю­зорно, неустойчиво, как и настоящее, так же не имеет чет­ких рамок. Оно расплывается, дрожит, вибрирует, не укла­дывается в сознание и душу, как нечто реальное, ощутимое, можно сказать больше — все персонажи Чехова делятся по одной четкой линии: люди, имеющие прошлое и не имею­щие его. И сила давления настоящего определяется наличи­ем прошлого в жизни человека. Не только сила, но и глубина, объем, драматизм внутренней жизни связаны с этим прошлым. Исходя из этого, можно говорить и о характере внутреннего переживания чеховских героев. Они как бы делятся на людей сразномоментным переживанием, то есть драматическим, глубинным, и с одномоментным, то есть поверхностным, скользящим, косвенным. Или иначе — есть герои пьесы, испытывающие давление времени, в силу этого, приобретающие высокое и упругое напряжение жизни, а вместе с этим — прихотливое, колеб­лющееся движение ритма. И есть люди с ровной, монотонной линией ритма. Есть как бы две природы бытия — напряжение и раздражение, глубинная и поверхностная, проникающая и скользящая. Или, говоря языком театральной профессии, есть переживание и проживание. С разрывом связи времен человек превращается в одномерное сущест­во, проживающее свою жизнь на поверхности, в рамках "раздраженной", сиюминутной эмоции. В этом случае

 

Стр. 202

возникает жесткий водораздел между "тогда" и "сейчас". В подлинном драматическом переживании такой границы нет: "тогда" и "сейчас" накладываются друг на друга, све­тят одно через другое. Пограничная ситуация времени заключается не в том, чтобы их разнести по разные точки, а в том, чтобы их столкнуть, высечь из них искру, извлечь ко­рень бытия напряженного и противоречивого.

Как перевести эти достаточно общие рассуждения на язык актерского дела? Как ощутить исполнителю столкновение времени?

Прежде всего — сформировать для артиста природу восприятия. В практике обычно различаются в этом смысле две характеристики восприятия — объемное и плоское. Со второго — просто фиксирующего, скользящего восприятия — обычно начинает актер свою работу. К первому, объемному, надо уметь подойти, накапливая "груз" роли, на котором так всегда настаивал Вл. И. Немирович-Данченко. "Груз" роли это прежде всего разработанная и прожитая "биография" роли с четко выде­ленными эмоциональными узлами (а не просто жизнеописание, типа анкеты), которая укладывается главной составной частью во "второй план" роли. Можно сказать, что раз­витый и эмоционально усвоенный второй план и составит нужное нам столкновение с настоящим временем, обеспечит необходимое напряжение времени.

Особо надо сказать о времени будущем в пьесах А. П. Чехова. Оно у него никогда не бывает однозначным по смыслу. Кажется, что Чехов — писатель, невероятно остро и напряженно осмысливающий настоящее. Сама его человеческая и профессиональная природа медика, способного трезво оценить свою болезнь и, в силу этого, понять цену жизни, каждой секунды настоящего, заставляет, если не иронично, то достаточно настороженно относиться к будущему. Он прекрасно понимает, что человек смертен, что он бытиен в самом низком и в самом высоком смысле этого слова. Он закреплен в настоящем, и никогда быт, то

 

Стр. 203

есть сиюминутность бытия, физическое существование, не были для Чехова предметом насмешки. Напротив, земное, конкретное ценилось им весьма высоко. Его поэзия всегда вырастала из глубоко воспринятого быта-бытия, протекающего сейчас, здесь, в настоящем. Другое дело, что этот быт может быть испохаблен, изуродован, превращен в прочу и пошлость. Но он всегда прекрасно понимал, что самая высокая мечта о будущем и связанная с ней поэтичность жизни может вырасти только из самых глубинных недр этого быта-бытия, то есть из настоящего, из способности жадно и остро, целостно и глубоко воспринимать данность. Это особенно ярко проявляется в его понятии дом, который под его пером превращается в высочайший поэтический символ - ДОМ, в одном случае, и в знак рабства, тюрьмы, ограниченности человеческого пространства— в другом. Большой светлый, теплый дом Прозоровых, уставленный цветами, - начале "Трех сестер" и этот же дом, отошедший к Наташе и уже не с цветами, а "цветочками". Старый дом Ранеиской и Гаева со старинными шкафами из детства, окруженным цветущим громадным вишневым садом— и ю| же опустошенный дом, в котором заперт умирающий старик... Дом Аркадиной вблизи колдовского озера и дом-клетка, в котором пускает себе пулю в лоб Костя Треплев... Вообще дом, усадьба, земля, сад, парк— укорененность и высокая заземленность жизни его, Чехова, человека, про­жившего большую часть жизни без своей земли, без своих корней, привлекали необычайно. Как только появляются у него деньги, он покупает Дом в Ялте, Усадьбу в Мелихове. Они создают ощущение стабильности быта-бытия, органи­зуют нормальный ритм настоящей, подлинной жизни. Делая попытки как-то приблизить будущее к себе, вниматель­но рассмотреть его — он всегда эти попытки прикрывает флером иронии. Кажется, что заглядывать в будущее опас­но, как всегда опасно отрываться от корней настоящего.

Вчитаемся в монологи о будущем, скажем, Вершинина. Очень возвышенно, вдохновенно и поэтично.

 

Стр. 204

А что в итоге? Он наденет свою походную шинель и уйдет с бригадой в некое сказочно далекое Царство Польское. Или речи Тузенбаха, также пытающегося рассмотреть из своего време­ни будущее. Он в итоге сменит свой мундир на нелепый для него штатский костюм и будет устраиваться на стран­ном кирпичном заводе, и погибнет на нелепейшей дуэли от пули Соленого. Восторженно приподнятый Петя Трофи­мов, всячески отгоняющий прошлое и настоящее и целиком устремленный в прекрасное, по его мнению, будущее, обя­зательно потеряет галоши перед отъездом в такую же, чуть иллюзорную, как и Царство Польское, Москву. У Чехова есть и более зловещие варианты подобной устремленности в будущее. Лакей Яша. Для него вообще нет ничего сего­дня. Он весь нацелен в столь же иллюзорный Париж. И как символ этой немыслимой оторванности человека от на­стоящего, сидит в прихожей, кажется на всю оставшуюся жизнь, его старуха-мать. Укор? Напоминание? Обвинение?

Человек, устремленный только в будущее, обречен на обязательное поражение. Всегда за ним остается жертва. Все чеховские герои, живущие будущим, всегда немного "перекати-поле". Они все чуть легковесны и ненадежны. Сквозь них как бы светится некая пугающая химеричность, пустотность. Такое впечатление, что в какой-то момент вот-вот! — они сорвутся с места (или их что-то сорвет), и они исчезнут, растворятся в зыбком воздухе, который называется будущим. Но от размышлений о том, что ждет человека впереди, уйти никуда нельзя. Это отчетливо по­нимает Чехов. Поэтому его герои упрямо, настойчиво, по­стоянно возвращаются к этой теме. Она всегда с ними, она терзает их, и она же невероятно увлекает.

Так складывается определенное соотношение времен в драматургии Чехова. В их сопоставлении рождается странная, притягательная вибрация его поэтики. Он как бы все время "раскачивает" устойчивую реальность происходяще­го, что придает всему оттенок зыбкости, легкой "фантомности" действия. Это свойство его художественной манеры.

Стр. 205

И можно смело утверждать, что ощущение этой "фантомности" является следствием особого формального по­строения его драматургии. А форму в свою очередь вылеп­ливают виртуозно разработанные ритмы. Они выражают особую природу напряженности — давления времени на происходящее действие. С их помощью рамки пьесы без­гранично расширяются. Она начинает выходить из своих берегов и устремляться в особый чеховский космос.

Но и эта "фантомность" может быть разной в связи с особенностями мироощущения каждого из героев. Прозрачный силуэт матери Раневской на аллеях вишневого са­да может оказаться значительно более убедительным, чем фантастический Париж, город всевозможных удовольст­вий, лакея Яши. Видение будущего дома Наташи Прозоровой, где будут "цветочки, цветочки, цветочки", соотне­сенное с далеким Царством Польским, куда Вершинина движет долг, кажется более иллюзорным, хотя этот дом куда как реален.

Л. Н.Чехов от пьесы к пьесе ведет нас к главному смыслу, который может объединить эти несмыкающиеся миры. Во имя чего мы так упорно мечтаем о будущем? Ка­ким оно может быть? Таким, в котором, некая освежающая буря сметет с нас лень, предубеждение к труду? Или, что одно и то же, в будничной монотонной работе на каком-либо кирпичном заводе или в провинциальном банке? Или безответной любовью — служением Раневской? Похоже, что ни один из этих вариантов не может до конца устроить А. П. Чехова. Он не отдает ничему предпочтения. Будущее неведомо человеку, оно опасно и грозно, если ради него сегодня разрываются связи, уходит то, без чего жить нель­зя — Дом, земля, родные могилы... И как грозное предупреждение в последней пьесе Чехова возникает этот знаме­нитый звук лопнувшей струны. А может быть и не струны, может быть бадья в шахте оборвалась, или птица крикнула... Дело не в реальном источнике этого звука. Важно ус­лышать своим внутренним слухом это

 

Стр. 206

предупреждение о возможной грядущей беде, важно приготовиться к достой­ной встрече того, что ждет нас впереди. Важно не обманы­вать себя иллюзиями, не морочить голову ни себе ни дру­гим словесными фейерверками...

Так, на наш взгляд, складывается это давление времени на человеческую душу. Как она себя поведет? Как выдержит это иногда невыносимое давление?..

Попробуем в связи с этими размышлениями ввести еще одно понятие актерской техники — "перспектива", — весь­ма сложно понимаемую у Чехова. Кажется, что именно "перспектива" как категория актерского поведения на сцене более, что "сверхзадача", отвечает особенностям чеховской поэтики. Жестко сформулированная сверхзадача сразу на­чинает разрушать эту удивительную вибрацию жизни, стабилизирует и подсушивает жизнь чеховского героя. Кажется также, что перспектива более глубоко вбирает его своеобразную разнесенность времен. Но такая пер­спектива состоит, конечно, не из технического расчета в распределении психофизических усилий артиста в спек­такле. Перспектива— это некая дуга нервной энергии ар­тиста-роли, которая уходит за пределы пьесы в будущее и прошлое (а возврат назад у Чехова всегда необходим)! Тогда она создает определенную ритмическую волну, воз­никающую за текстом и, иногда, за действенным поступ­ком персонажа.

Возможно и обратное действие перспективы — сложное сопоставление времен выявляет в первую очередь принципиальная схема чеховских ритмов.

Из чего она складывается? В ней всегда присутствует стабильный ритм настоящего, реального времени. Подчас он очень трудно улавливается, поскольку может быть чрез­вычайно разнообразным, прихотливым, часто ломающим­ся. В "Вишневом саде" его определяет "хронологическое время"

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...