Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сосредоточение. Концентрация умственной энергии.

4. Сверхработа. Самореализация. Активная творческая де­ятельность.

Наиболее важный, бесспорно, четвертый этап. В гости при­ходят для общения, для того, чтобы решить какие-то пробле­мы. Нужны ли три предыдущих этапа? Безусловно. Это

подготовительные этапы, необходимые для вхождения в состо- яние «Сатори». Каждый этап выполняет свою самостоятель­ную роль. Каждый из этапов самостоятелен, но представляет часть целого: один из этапов в четырехэтапной системе меди­тации.

Работа с медитативными текстами помогает вам входить в состояние «Сатори».

В медитативных текстах всегда содержатся обучающие элементы. Отвечая на вопросы к медитативному тексту, вы тренируете свое состояние, свое сознание, как бы направляя их по тому пути,.по которому следует идти. Не случайно мно­гие элементы восточной психокультуры, которые мы исполь­зуем, способствуют вхождению в определенное состояние.

Ритуал чайной церемонии — не что иное, как алгоритм вхождения в состояние медитации. Это не просто чаепитие и прием пищи. Это именно ритуал, располагающий, обучаю­щий.

Мы намеренно начинаем с простого медитативного текста, с тем чтобы, когда мы перейдем к более сложным текстам (а тексты с каждым разом будут все более сложными и потребуют от вас известной подготовки), вы правильно использовали их для обучения.

УРОК 3

ВИДЕОТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ПАМЯТИ

Содержание урока

3.1. Теория. Эйдетизм. Синестезия.

3.2. Методические материалы к уроку 3: Методические материалы урока 1 (см.п. 1.2 урока 1). Окно мнемониста. Сло­ва МАМА, ПАПА. Рабочая матрица № 2 для тренировки па­мяти. Медитативный текст № 2 «Роза мира». Книга научно-популярного характера (Q - 200 000 зн.).

3.3. Упражнения.

3.3.1. Работа с окном мнемониста.

3.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №2 «Роза мира».

3.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений про­граммы «Сатори» (см.п. 1.4 урока 1).

3.5. Выполнение контрольного задания по уроку 3.

3.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».

3.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 2 для тренировки памяти.

3.6. Отчет по уроку 3.

Теория

Проблема развития и тренировки памяти предполагает комплексный подход. Самое большое значение в решении этой задачи имеет визуализация мышления. Хотим напомнить, что л программе «Доминанта 2000-го года» мы с вами обсуждали эти проблемы.

В предыдущем уроке мы рассмотрели особенности работы левого и правого полушарий. Невербальное образное мышле­ние — тот вид мышления, который более продуктивен, более совершенен. Все творческие процессы совершаются именно иа этом уровне. К сожалению, есть основания предполагать, что у большинства людей активность названного вида мышления чрезвычайно мала. Наша задача — использовать средства ак­тивизации именно этой части нашего интеллекта. Мы решаем поставленную задачу, постепенно наращивая темпы, увели­чивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное образное мышление. Мы хотим познакомить вас с двумя направлениями в области визуализации мышления, которые, возможно, вам известны и роль которых в развитии и видеотренинге памяти исключительно велика, — это эйде­тизм и синестезия.

Эйдетизм это фотографическая память. Люди, облада­ющие такой памятью, «видят» свой воспоминания так, словно мозг проецирует их на экран. Человек, обладающий эйдетиче­ским восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию вос­принятой картины, которая отражается у него как бы на внутреннем экране и хранится некоторое время, в течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину, например, мандалу, удерживает ее иа уровне иконической памяти. А затем можно представить себе (механизм этого процесса пока неясен), что появляется как бы внутренний луч, который сканирует эту картину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так кратко можно изло­жить механизм эйдетической памяти.

Можно ли развивать эйдетическую память или нужно ро­диться эйдетиком? Однозначного ответа на этот вопрос сегод­ня нет. Существует мнение ученых, что эйдетизм в зрелом возрасте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 10—12 лет обладают эйдетическим восприятием. Это было замечено чрезвычайно давно. Многолетние наблю­дения доказывают справедливость данного факта. Представь­те себе такую ситуацию: средняя школа, 4 класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение: как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний взгляд на страницу раскрытого учебника,Петя Васечкии идет к доске. И здесь происходит чудо. Слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит внутренним взором всю страницу целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и ставит ученику 5. Ученик также чрезвычайно доволен. Подобные факты очень часто имеют место в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние — своего рода стресс, который как бы стимулирует способности к эйдетическому восприятию.

Можно ли развивать в себе такое восприятие? Конечно, можно. Мы ставим перся собой эту задачу и решаем ее, работая с окном мнемониста.Видеотренинг памяти представляет собой визуализацию предметов, изображений, текстов. Не случайно вы постоянно слышите в сеансе медитадии:«Я вижу текст», «я вхожу в него», «Я сливаюсь с ним». Что значит «видеть текст»? Каждый из вас сам решает эту задачу. Способности человека к восприятию текста обнаруживаются не в пассивном запоми­нании, а в творческом, активном восприятии и затем в воспро­изведении исходного текста в любое время. Надо развивать культуру визуального мышления. Основным вместилищем зрительных образов является правое полушарие. Именно оно «отвечает» за образное восприятие информации. Зрительное образное восприятие текстов активизирует работу правого полушария, а значит, способствует повышению творческой деятельности. Следовательно, нужно активно включать в ра­боту правое полушарие.

Те упражнения, которые мы предлагаем вам для трениров­ки памяти, как раз решают эту задачу. Эйдетическое воспри­ятие, конечно, замечательная вещь, можно развить у себя способность к нему, но до определенных пределов. Здесь мы опять считаем своим долгом повторить предупреждение — не превращайте свои тренировки в идефикс (навязчивую идею). Мера необходима во всем, не случайно мы во всех упражнени­ях даем рекомендации по периодичности (цикличности) уп­ражнений, т.е. дозируем их.

Хотим отметить, что в программе «Сатори» мы не исчерпа­ли всех средств обучения и всего инструментария, это задача следующей ступени нашей Комплексной программы. В про­грамме «Ультра-Рапид» есть специальные упражнения, кото­рые решают задачу развития эйдетического восприятия. Программа «Сатори» является как бы подготовительной для поднятия культуры визуального мышления. К сожалению, для нашего века научно-технического прогресса характерно отсутствие культуры визуального мышления. Почему созда­вались изумительные художественные произведения, скульп­туры в эпоху Возрождения? Не потому, что люди были более способными, а потому, что существовал культ визуального мышления, когда человек с раннего возраста обучался видеть и создавать красоту. Сегодня обучают чему угодно, но только не этому. Нужно вернуться к древним истокам, и сделать это можно, закладывая основы визуальной культуры в самом ран­нем возрасте.

Синестезия это совместное чувство, одновременное ощущение — явление, состоящее в том, что какой-либо раз­дражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызы­вает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Наиболее распространенным проявлением синестезии яв­ляется так называемый цветной слух, при котором звук наря­ду со звуковым ощущением вызывает и цветовое. Цветовой слух наблюдался у композитора А.Н.Скрябина, который обла­дал очень развитой синестезией. У Скрябина каждый звук имел определенную окраску, ему принадлежит идея цветому­зыки.

Можно вспомнить выдающегося мнемониста Шерешевского,который, проходя мимо забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе пред­ставить, как развита была синестезия у этого человека — и осязательные, и вкусовые ощущения.

По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов: визуализация слышимого — цвет — звук; осязание — вкус и др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощуще­ние тепла, а сине-зеленый — ощущение холода, и т д.

Что из всего этого следует? Когда мы говорим об активиза­ции процессов нашего мышления и памяти, нужно как можно больше средств привлекать для активизации процесса воспри­ятия. Вот почему, воспринимая текст, вы должны видеть, слы­шать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в про­цесс запоминания, в процесс восприятия текста, тем глубже , полнее и эффективнее будет процесс восприятия и воспроиз­водства, т.е. степень развития нашей памяти. Мы, к сожале­нию, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят:«Мы смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться сознатель­но воздействовать на пять органов наших чувств. И делать это тогда, когда нам действительно нужно. Результатом будет бо­лее глубокое и продуктивное восприятие, последующее запо­минание и понимание того, что мы воспринимаем. Развитию синестезии способствует чтение и работа с медитативными текстами, такими, как, например, медитативный текст № 2 «Роза мира».

Методические материалы урока 3

Прежде чем приступить к упражнениям данного урока, приготовьте все необходимое.

У вас постоянно под рукой методические материалы уро­ка 1 (см.п.1.2 урока 1).

Окно мнемониста вы изготовили для себя в предыдущем уроке и уже работали с ним.

Прописные буквы для слов МАМА, ПАПА у вас уже готовы, вы изготовили их в предыдущем уроке.

Для работы в этом уроке вам понадобится медитативный текст № 2 «Роза мира», помещенный в приложении 1 в конце книги.

Итак, имея все необходимое, вы приступили к выполнению упражнений заключительного урока 3 первой части програм­мы «Сатори».

Упражнения

3.3.1. Работа с окном мнемониста:

Этап — первая неделя.

Подготовка. 1. Возьмите окно мнемониста, с которым вы работали в предыдущем уроке.

2. Возьмите изготовленные вами в предыдущем уроке про­писные буквы А, М, П для составления из них слов МАМА, ПАПА. Закрепите слово МАМА в матричной ячейке № 3, слово ПАПА в матричной ячейке № 4.

Теперь ваше окно примет вид в соответствии с рис.18.

3. Разместите окно мнемониста вертикально на расстоянии в соответствии со своим типом зрения так, чтобы обеспечить четкую видимость элементов.

4. Осветите окно ярким светом. Свет должен исходить из-за вашей головы, сзади, сверху.

5. Примите удобную для себя позу.

Сидеть следует прямо. Не наклоняйте голову влево, вправо или вперед и не запрокидывайте ее назад, взгляд должен быть перпендикулярен полю окна.

Порядок реализации. Смотреть на освещенное поле окна с закрепленными в нем элементами, не отрывая взгляда, в те­чение 1 мин.

Закрыть глаза. Перед внутренним взором возникнет окно мнемониста.

 
 

Рис.18 Рабочая матрица окна мнемониста урока 3

В левой верхней матричной ячейке № 1 ярко, четко, конт­растно видите прописную букву А.

В правой верхней матричной ячейке № 2 ярко, четко, контрастно видите цифру 1.

Удерживайте эти два знака.

А теперь медленно и спокойно перемещайте взгляд, свой внутренний взор (движением глаз при закрытых глазах) на левую нижнюю матричную ячейку № 3.

Нужно увидеть, как там ярко высвечивается слово МАМА.

Видеть слово МАМА.

Плавно перемещайте взгляд, свой внутренний взор (дви­жением глаз при закрытых глазах) в правую нижнюю матрич­ную ячейку № 4. Увидеть слово ПАПА.

Открыли глаза.

Повторите упражнение.

Наблюдайте, созерцайте, потом закрывайте глаза. Окно, заполненное элементами, будет удерживаться перед вашим внутренним взором все дольше и дольше, элементы будут вы­ступать все более четко, контрастно.

Продолжительность — 5 мин.

Периодичность два раза в день, 4—5 дней в течение первой недели.

Ожидаемый эффект. В перспективе каждая матричная ячейка окна будет восприниматься, как страница книги.

Особые замечания. На этом этапе тренировок необходимо добиваться четкой визуализации. Заполненное элементами окно визуализируется очень ненадолго — возникает так назы­ваемый последовательный запечатленный образ.

Возможен вариант, когда слушатель программы «Сатори» увидит сразу все окно целиком, со всеми вписанными в него элементами, перед своим внутренним взором. Это замеча­тельно! Можно только порадоваться такому успеху.
Работа с окном мнемониста как прием тренировки памяти чрезвычайно эффективна.

Если вы испытываете трудности и проблемы, они естест­венны. Вы пока просто не привыкли к такому способу воспри­ятия и запоминания. Вот почему задача заключается в том, чтобы прежде всего добиться яркого представления окна, за­полненного элементами. Поместите окно мнемониста на вид­ном месте. Пускай это заполненное элементами окно попадается вам на глаза как можно чаще и в свободное от занятий время.

II этап — вторая неделя.

По истечении первой недели работы с заполненным эле­ментами окном мнемониста, когда появится навык внутренне­го видения заполненного окна, вы усложняете себе задачу.

Подготовка. Уберите все элементы из матричных ячеек окна мнемониста. Примите позу, к которой вы привыкли.

Порядок реализации. Смотреть на освещенное поле окна с пустыми ячейками в течение 1 мин.

Вызывайте у себя уже произвольно видение сначала прописной буквы А в матричной ячейке № 1, а затем цифры 1 в матричной ячейке № 2, затем слова МАМА в матричной ячейке № 3. И, наконец, слова ПАПА в матричной ячейке №4.

Будет замечательно, если вам удастся вызывать ввдение окна мнемониста, заполненное элементами целиком.

Глаза могут быть или открыты, или закрыты, кому как удобнее. Ищите свой вариант. Главное —постараться вы­звать ввдение в окне с пустыми матричными ячейками эле­ментов поочередно или всех сразу.

Продолжительность 3—5 мин.

Периодичность два раза в день, 4—5 дней в течение второй недели.

Ожидаемый эффект. На этом этапе включаются другие механизмы воспроизведения, именно здесь обеспечивается визуализация подачи изображения путем его многократного удержания в памяти (запечатленный образ). Мы воздействуем на те зоны нашего мозга, которые обеспечивают развитие этих чрезвычайно важных компонентов нашего мышления.

Особые замечания. Можно чередовать упражнения первой недели и второй недели попеременно: один раз в день работать с заполненным элементами окном мнемониста, второй раз в день — с пустым окном.

Упражнение простое и очень эффективное. Каждая мат­ричная ячейка — это как бы страница текста. Мы начинаем с очень простого элемента: одна прописная буква А и цифра 1.

Затем вводим простые слова МАМА,ПАПА; в перспективе в каждую матричную ячейку мы будем закладывать страницы текста.

Работая с окном мнемониста, вы все более убеждаетесь, что есть эффект улучшения зрения — идет мощная стимуляция зрительных органов и соответствующих участков мозга, отве­чающих за состояние зрительной системы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...