Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония)

Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония)

Хоз деят-ть людей началась в глубокой древности, и с того времени появл эконом мысль о том, как выгоднее вести хоз-во, о богатстве и бедности. Истоки эконом науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Др Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, гос-во, а в недрах господствовавшего натурал хоз-ва со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимод общинная, гос-ная и частная формы соб-ти. Масштабное участие гос-ва в хоз-ной жизни определило специфику азиатского способа произ-ва (чрезмерное регулир хоз-ва посредством регламентации сфе­ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится соб-ти гос-ва; неприкосн частной соб-ти).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить соц-эк отношения в Др Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для хар-ки эконом мысли Вавилонии явл статьи, в которых отражены защита соб-ти граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотр различные формы гос рег и контроля эконом деят-ти населения.

Важное значение для истории эконом мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общ строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сель\хоз работ, ограничении налогов и моральном совершен людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способ-ли укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общ строя Китая. Осн источником для изучения хоз и экон мысли Др Индии явл трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе – матер выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрир на царском хозяйстве и эконом пол-ке государя. Целью правильного управления явл рост гос богатства, которое складывается из рез-тов труда населения, поэтому расходоваться должно на общ нужды: поддержание ирригационных сооружений, строит дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Осн целью пол-ки гос-ва явл пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Бесценным источником для изучения хоз жизни в Др Палестине явл Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни др евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

 

Первым обратился в проблемам хозяйства- КАТОН СТАРШИЙ (234–149 гг. до н. э.), его трактат «Земледелие» является руководством для начинающего хозяина, где большое внимание уделяется советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. В основном был за натуральное хозяйство, но не исключал и торговлю. Из всех видов хозяйственной деятельности самым почётным и выгодным считал земледелие. Главное внимание он уделял получению прибыли, а главными условиями этого считал правильную организацию труда в целях достижения наибольшей товарности сельскохозяйственного производства и постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, для получения дохода считал целесообразным отдавать деньги в рост.

Разработку проблем ведения крупных хозяйств (латифундий) в 1 в. до н. э. продолжил ВАРРОН (116-27гг. до н. э.), в период которого существовали более развитые формы рабовладения с возникшими социально-экономическими противоречиями. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он ищет пути укрепления экономики не только в земледелии, но и скотоводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности, поэтому большое внимание уделяет обращению с рабами и методам их эксплуатации, считая рабов одним из видов сельскохозяйственных орудий. ВАРРОН выступает за сохранение натурального характера латифундий и в тоже время за повышение их доходности, за рост эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении «О сельском хозяйстве» КОЛЕМЕЛЛА, где подробно рассмотрел кризисное состояние рабовладельческих латифундий, связанное с низкой производительностью труда рабов, приведшее к упадку сельского хозяйства. В поисках выхода из кризиса он отдаёт предпочтение более производительному труду свободных производителей, поэтому ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

№2.

Экономическое учение У. Петти

АНГЛИЯ обогнала в капиталистическом развитии другие страны Европы и здесь классическая политэкономия возникла в 18 веке. Основоположником классической политэкономии здесь стал УИЛЬЯМ ПЕТТИ (1623-1687), который видел основу хозяйства именно в производстве, где создается богатство, а не в сфере обращения, где оно только распределяется.

Самым существенным научным достижением У. ПЕТТИ являлось обоснование трудовой теории стоимости. Он сделал открытие в политической экономии–он первым пришёл к выводу, что источником стоимости является труд (т.е. источником богатства является труд). Причем стоимостьон понимал как «естественную цену» товара, которая измерялась рабочим временем,затраченным на его производство.

Свою теорию У.ПЕТТИ применил при анализе источника прибыли и анализе формирования различных видов доходов. Он считал, что рост богатства происходит за счет прибавочной стоимости, овеществленной в прибавочном продукте. Прибавочная стоимость у него–это остаток при вычете из стоимости продукта издержек на его производство.

Земельную ренту он считал всеобщей формой прибавочной стоимости, а её величина зависела от плодородия участка, его близости к рынку и от количества вложенного труда. (Ошибочно считал, что прибавочная стоимость создается только в форме земельной ренты из которой выводил процент и признавал земельную ренту всеобщей формой прибавочной стоимости).

Зарплату он определял как цену труда, а величина этой цены определялась как сумма необходимых средств для поддержания работоспособности рабочего (т.е. физическим минимумом). Поскольку на это уходила только часть стоимости, созданная рабочим, то остальная часть - присваивалась капиталистом (т.е. собственником средств производства). Таким образом, стоимость создаваемую рабочим, он делил на 2 части:1)на необходимое рабочее время;2)и прибавочное рабочее время.

Ссудный процент у него также находится в тесной связи с земельной рентой и является доходом вторичным от ренты (т.е. производным от неё). То есть он считал процент - «денежной рентой» и отвергал его законодательное регулирование.

Заслуга У. ПЕТТИ состоит в создании новой методологии, т.к. он первым применил статистико-экономический метод исследования, где отстаивал необходимость точного количественного анализа экономических явлений. Он также заложил основы научной теории денег.

Недостатком его мировозрения было в том, что он смешивал меновую стоимость и потребительную стоимость; не различал абстрактный и конкретный труд; не понял, что труд нельзя продать, а продается только способность к труду (т.е. рабочая сила). Он находился ещё под влиянием меркантилизма, т.к. у него существовала и другая трактовка стоимости, при которой стоимость отождествлялась с количеством денег, получаемых за товар, т.е. считал, что стоимость создает не всякий труд, а только затраченный на производство золота и серебра.

Во ФРАНЦИИ родоначальником классической школы стал ПЬЕР БУАГИЛЬБЕР (1646 -1714). Франция отставала в социально-экономическом развитии от Англии, здесь важно было не только констатировать тяжелое состояние экономики, но и вскрыть коренные причины отставания. Эту задачу смог выполнить Пьер БУАГИЛЬБЕР, который отрицал взгляды меркантилистов, и признал экономическую политику «кольбертизма» главной причиной упадка народного хозяйства Франции (т.к. она отстаивала неприкосновенность феодальных отношений, а развитие некоторых отраслей промышленности наносило ущерб сельскому хозяйству).

ПЬЕР БУАГИЛЬБЕР защищал интересы сельского хозяйства, был не согласен с односторонней защитой развития промышленности и для выхода из тяжелого экономического положения Франции подготовил систему мер, включающую 3 основных элемента:

1) общую налоговую реформу (т.е. замена сословной (регрессивной) системы налогообложения новой системой - всеобщим, пропорциональным и слегка прогрессивным налогообложением);

2) освобождение внутренней торговли от ограничений (предполагалось расширение внутреннего рынка, углубление разделения труда и усиление обмена товарами и обращения денег);

3) введение свободного рынка зерна (т.е. допущение естественного повышения цен на зерно и свободного его вывоза, т. к. из-за низких цен на зерно происходило сдерживание роста сельскохозяйственного производства, поскольку издержки на его производство не окупались, поэтому был необходим свободный рынок зерна).

Вклад П. Буагильбера в развитие экономической мысли состоит в исследовании закона образования и изменения цен (которое велось со времен Аристотеля). Он высказал догадку о пропорциональности общественного производства, на базе которой идёт разделение труда между различными отраслями хозяйства. Эта пропорция складывается на рынке стихийно как результат свободной конкуренции, поэтому важнейшим условием экономического развития считал пропорциональные цены (т.е. нормальные цены).

Независимо от У. Петти , ПЬЕР БУАГИЛЬБЕР положил начало учению о трудовой стоимости. Он различал рыночную цену (т.е. случайную цену) и «истинную стоимость» (т.е. закономерную, определяемую трудом, затраченным на производство товара, и величина которой определялась рабочим временем). «Истинную стоимость» он принимал за основу пропорционального обмена.Был сторонником государственного регулирования экономики, особенно в проведении разумной налоговой политики, благодаря которой можно добиться высокого уровня потребления и спроса.

Заслуга П. БУАГИЛЬБЕРАсостоит в том, что он стремился вскрыть закономерности в сфере производства, а не только в сфере обращения (как меркантилисты), что было шагом вперед и разрывом с меркантилизмом.

№6. Экономическое учение физиократов.

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в эко­номике отводило сельскохозяйственному производству. Наиболее известными идеологами физиократизма были Венсуан де Гурнэ (1712-1759), Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1724-1781). Школа физиократов выработала учение, которое держалось на нескольких важных идеях. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накоп­ление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы:

-Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производ­ства.

-Источник богатства есть сфера производства материальных благ - зем­леделие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

-Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, не производящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между сум­мой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чи­стый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

-Бесплодной считалась и торговая деятельность.

-Физиократы проанализировали вещественные составные части капита­ла, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные аван­сы», представляющие собой фонд организации земледельческого хо­зяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

-Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

-Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной ка­питал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным аван­сам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйствен­ное производство.

-Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

*налогообложение является источником дохода;

*наличие соотношения между налогами и доходами;

*издержки взимания налогов не должны обременять.

№7. Основные идеи учения А.Смита

Вместе с развитием капиталистического хозяйства политэкономия в Англии достигла такой стадии, когда возникла необходимость упорядочения и обобщения экономических знаний. И эту задачу решил АДАМ СМИТ (1723-1790).

Основные идеи АДАМА СМИТА изложены в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов ". Книга состоит из 5-ти частей, в которой:

- 1 часть посвящена вопросам воспроизводства и распределения. В ней содержится учение о труде как источнике богатства, о разделении труда, прибыли, стоимости и доходах основных классов;

- во 2-й книгеСмит исследовал капитал, уделив основное внимание его структуре;

- 3-я книга посвящена истории развития хозяйства;

- в 4-й книгерассматриваются экономические системы;

- в 5-й книге СМИТ исследует вопросы финансово-налоговой политики, анализирует расходы и доходы государства.

Основная заслуга СМИТА состоит в разработке учения в разделении труда, которое повышает производительность и которое применялось на мануфактурах. По СМИТУ объем производства и потребления определяется 2 факторами:

1) количеством населения, занятого полезным (т.е. производительным) трудом;

2) уровнем производительности труда;

СМИТ рассмотрел разделение труда внутри мастерской, в мануфактуре, показав, как с развитием разделения руда растет его производительность. Разделение труда у него–это форма сотрудничества, способствующая увеличению объема производства и росту богатства страны.

Источником разделения труда СМИТ считал обмен,с которого и начинается его экономическая система. Человеческое общество он рассматривает как меновый союз, в котором каждый стремиться извлечь свою выгоду (это- концепция экономического человека). Взаимодействие «экономических людей» регулирует стихийные экономические законы – это «невидимая рука», которая создает «естественный порядок» в обществе, исключающий вмешательство государства и монополий. Отсюда его отказ от регулирования экономики и выступал за свободу частной инициативы.

Считал, что именно обмен развивает разделение труда, приводит к расширению товарного обмена и повышению роли денег (как средства обращения), связывал происхождение денег с развитием обмена и разделения труда. Взгляды СМИТА на деньги значительно отличаются от взглядов меркантилистов и физиократов. Он не считал их единственной формой богатства, а оценивал их как техническое средство обмена. Деньги считал товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли. Однако различия между металлическими и бумажными деньгами он не проводил. Превращение металлических денег в бумажные считал важным средством ускорения их оборота и активизации капитала.

Теория стоимости.В основу своих взглядов А. СМИТ первоначально положил теорию трудовой стоимости, которая определяется затраченным на производство товара трудом, а обмен товара на товар происходит на основе заключенного в них труда. Он определил и разграничил потребительную и меновую стоимостьтовара. Основой цены - МЕНОВОЙ стоимостью(или стоимостью) он считал количество труда, затраченного на производство товара. В каждом товаре он выделял 2 свойства:1)полезность (которую считал потребительной стоимость); 2)и свойство обмениваться на другую вещь. (Он подчёркивал, что трудпредставляет собой действительное мерило меновой стоимостивсех товаров).

Рыночные же цены он считал случайными, зависящими от спроса и предложения. Однако, он не исследовал труд как процесс создания стоимости и как процесс перенесения стоимости. СМИТ считал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами, а средними. Но, он столкнулся с противоречием, состоящим в том, что в отношениях между капиталистом и рабочим закон стоимости - как закон эквивалентности - нарушается. Из практики он видел, что капиталист выплачивает работнику лишь часть стоимости, которую создаёт рабочий. СМИТ не смог объяснить это противоречие в рамках трудовой теории стоимости и сделал вывод, что стоимость определяется трудом лишь в первобытном обществе, а для условий капитализма он выделил теорию, которая гласит, что стоимость товараобразуется путём сложениязарплаты, прибыли и ренты, приходящейся на единицу товара. Эта идея получила название «Догма СМИТА».

Анализируявоспроизводство, он отождествлял стоимость совокупного общественного продукта (СОП)с суммой доходов в обществе, считая что весь произведенный продукт идёт в потребление. То есть как и стоимость товара, стоимость СОП он составлял из доходов, игнорируя воспроизводство основного капитала (С), а именно, сводил стоимость общественного капитала к переменному капиталу (V) и прибыли (M), это означает V + M, без постоянного капитала - С). Этим он сделал шаг назад по сравнению с Ф.КЕНЭ. Ошибка его в том, что он не различал двойственного характера труда, создающего товар.

Зарплатау СМИТА – это часть стоимости товара, добавленной трудом рабочего и которая определяется минимумом необходимых средств для существования рабочего. А стоимость жизненных средств реализуется рынком. Утверждал, что высокая зарплата способствует росту производства, накоплению капитала и увеличению спроса на труд, и обеспечивает высокие темпы экономического роста в государстве.

Исследуя прибыль (или доход капиталиста), А. СМИТ сначала правильно определил, что её источником является стоимость, созданная рабочим, но не оплаченная капиталистом. Однако, позже он перешёл к другой точке зрения, где в доходе капиталиста видел порождение всего авансированного капитала (т.е. величина прибыли определялась разницей между стоимостью товара и затратами на средства производства и зарплату). Это означает, что прибыль является частью цены товара, как особого рода элементом издержек производства.

РЕНТАу СМИТА считается нетрудовым доходом, проявлением монополии на сельскохозяйственную продукцию. Величина ренты определяется двояко:

1) как результат действия природных факторов (т.е. всё, что произведено природой минус всё, что произведено человеком);

2) как вычет из продукта труда рабочего,который присваивают землевладельцы (т.е. разница между стоимостью товара и суммой средней прибыли фермера и зарплатой наёмного рабочего) – у него это понятие естественной величины земельной ренты.

КАПИТАЛу СМИТА-это особый фонд производства, сумма средств производства, вещественный фактор производства. Он показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности – это результат деятельности капитала. СМИТ разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотнымпонимал ту часть капитала, которая находится в обращении (т.е. оборотный капитал приносит прибыль в сфере обращения, постоянно уходя от владельца в одной форме, а возвращаясь к нему–в другой). Подосновнымпонимал ту часть капитала,которая приносит прибыльв сфере производства, а не обращения и не переходит от одного владельца к другому.

НАКОПЛЕНИЕСмит определял как вовлечение в производство дополнительного количества производительного труда, гдепроизводительный труд–это труд, создающий стоимость, который воплощен в каком-либо продукте и покупаемый на капитал (т.е. Смит считал производительным трудом только тот труд, который создаёт материальные вещи). А непроизводительный труд – это который оплачивается из дохода, в продукте не закрепляется и потребляется в момент производства (т.е. труд в виде услуг Смит считал не производительным).

ВЫВОД: научная система СМИТА – это логически ясная конструкция, где:

1)богатство общества зависит от численности производительных работников и их производительности труда;

2) главный фактор роста производительности труда–это разделение труда, которое неразрывно связано с обменом и которое определяется размерами рынка;

3) деньги возникают в процессе обмена;

4) естественная цена определяется 3–мя факторами: зарплатой, прибылью, рентой - и их естественным уровнем;

5) динамика зарплаты и прибыли зависят от накопления капитала относительно других факторов производства – труда и земли (природных ресурсов);

6)от накопления капитала зависит разделение труда и его производительность;

7)особенности развития стран СМИТ связывал с различиями в условиях накопления и применения капитала. Идеи А. СМИТА использовались представителями всех основных течений в политэкономии.

№8.Д.Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогового обложения».

Д. РИКАРДОявляется последователем А. СМИТА.В период жизни Рикардо в Англии шёл промышленный переворот, который повлиял на все социально-экономические отношения в обществе, а именно: 1) произошло завершение подчинения труда капиталу; 2) в промышленности и сельском хозяйстве преобладало крупное производство; 3) развивается капиталистический рынок и обслуживающие его формы капитала (торговый и ссудный); 4) сформировалось 2 антогонистических класса – пролетариат и буржуазия. Отсюда главная задача политэкономии– это определение законов, которые управляют распределением, то есть в центе внимания науки стояла проблема распределения дохода между основными классами. Законы распределения он пытался вывести из условий процесса производства, в котором происходило создание стоимости. Все экономические процессы он стремился объяснить на базекатегории стоимости.

В экономической политике был сторонником фритредерства, свободного предпринимательства, конкуренции, невмешательства государства в экономическую деятельность. Главное его произведение – «Начала политэкономии и налогового обложения» -состоит из 32 глав. Первые 6 глав занимают вопросы экономической теории, а остальные главы посвящены практическому применению теории.

РИКАРДО критиковал А. Смита за «догму», т.е. за то, что он сводил стоимость общественного капитала к переменному капиталу и прибыли (V+M), и не включал постоянный капитал (С). РИКАРДО считал, что стоимость первичная и не может определяться доходами, стоимость должна определяться только трудом, затраченным на производство товаров, поэтому в отличие от СМИТА включил затраченный прошлый труд (С) в стоимость товаров (V+M+C), и тем самым сделал шаг вперёд. В своём анализе РИКАРДО пытался объяснить различие между относительной стоимостью и реальной стоимостью. Подреальной он понимал овеществленный в товаре труд, а под относительной (т.е. меновой) – отношение стоимости одного товара к стоимости другого. Видел влияние на меновую стоимость 2-х факторов: 1) редкости; и 2) количество труда, требующегося для его производства.

РИКАРДО изучал факторы, воздействующие на изменение стоимости товара и утверждал, что источником стоимости является живой труд. Он различал индивидуальный и общественно необходимый труд, считал, что стоимость товара образует только общественно-необходимый труд, а регулятором величины стоимости являются индивидуальные затраты при худших условиях производства.

ТРУД РИКАРДО считал тоже товаром, а его стоимость определялась заработной платой (т.е. зарплата - это цена труда). В теории зарплаты он считал, что её динамика связана с движением численности работающего населения, воздействующего на предложение рабочей силы (т.е. в связи с естественным приростом рабочего населения формируется спрос и предложение труда, отчего колеблется заработная плата). Фактором, способствующим повышению зарплаты считал накопление капитала, т к. оно расширяет спрос на рабочие руки. Естественная стоимость труда определялась минимумом средств для воспроизводства рабочей силы, рыночная стоимость–соотношением спроса и предложения на рынке труда.

КАПИТАЛРикардо считал главным фактором развития производительных сил общества, который определял как фонд производства, как запас средств производства. Доход, произведенный в обществе, РИКАРДО распределял между капиталистами, наёмными рабочими и земледельцами, где в распределении прослеживались отдельные закономерности. Так, величина зарплаты обратно пропорциональна прибыли капиталиста. А рента изменяется в одном направлении с прибылью.

ПРИБЫЛЬРИКАРДО характеризовал как избыток стоимости товара над заработной платой, как результат неоплаченного труда рабочего, т.е. основа прибыли–это прибавочный продукт, созданный рабочим. Прибыль пропорциональна затратам капитала на покупку рабочей силы, величина прибыли обратно пропорциональна величине зарплаты.

Анализ ДЕНЕГ РИКАРДО делает на базе трудовой теории стоимости. Он приходит к выводу, что в обращении может находиться любое количество не только бумажных денег, но и золотых монет, не делал различий между золотым и бумажно-денежным обращением. Он считал, что соотношение товаров и денежной массы определяет уровень цен и стоимость денежной единицы, а стоимость денежной единицы зависит от количества денег в обращении. Стоимостьденег он определял двояко: 1) как количество труда, затраченного на их производство; 2) и как производную от их количества в обращении, (уровень цен и стоимость денежной массы равны отношению всех товаров к денежной массе).

РЕНТУ РИКАРДО считал паразитическим доходом, хотя она не удорожает товар и не берётся с худших земель, т.е. её получают владельцы лучших участков (более плодородных). Но источником ренты служит не плодородие земли, а труд наёмных сельскохозяйственных рабочих. Заслуга Рикардо состоит в объяснении дифференциальной ренты, образование которой он связывал с действием закона убывающего плодородия почвы. Рента растёт, так как хорошие земли ограничены и в производство вовлекаются всё худшие земли, а цена хлеба (и др. сельхозпродуктов) определяется затратами на худших землях. Избыток продукции, полученный на лучших землях, трансформируется в ренту, уплачиваемую собственнику земли. Таким образом, теория земельной ренты Рикардо впервые в истории экономической мысли содержит определение ренты как добавочной прибыли на капитал, вложенный в сельское хозяйство, которую он характеризует как вычет из продукта труда, как часть стоимости, которая создаётся трудом рабочим в сельском хозяйстве.

В ТОРГОВЛЕ Рикардо выдвинул фундаментальную идею–«принцип сравнительной эффективности», указывая, что от международного разделения труда и специализации выигрывают все страны, поскольку это даёт возможность экономить затраты на производстве товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не в сравнении с другими странами, а в сравнении с производством других товаров в данной стране. Этот принцип до сих пор используется в анализе международной торговли, согласно которому международный обмен выгоден для всех стран- участников обмена.

РИКАРДО отрицалвозможность экономических кризисов (перепроизводство), считая, что в каждой стране любая сумма капитала может применяться производительно. Он считал, что производство не может превысить потребление, т.к. потребности безграничны и не могут быть удовлетворены одновременно.

ВЫВОД:РИКАРДО возвёл классическую политэкономию в систему, построив её на базе единого принципа, где в основе всех теоретических конструкций лежал «закон стоимости». Отсюда основой его метода было исследование, насколько все экономические категории, явления соответствуют или противоречат закону стоимости. Однако, раскрыть имеющиеся противоречия он не смог. Но рикардианство было высшим взлётом классической политической экономии, т.к. давало наиболее глубокое теоретическое обоснование экономической мысли в период промышленного переворота.

№9. Теории Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса

ЖАН БАТИСТ СЭЙ(1767-1832)-первый небританский экономист, последователь и продолжатель А. Смита в первой трети XIX в. Во Франции он абсолютизировал и развил идеи А. Смита об экономическом либерализме и стихийном рыночном механизме хозяйствования, где главными являются принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), свободной конкуренции и саморегулируемости экономики. При соблюдении этих условий Ж. Б. СЭЙ указывал на невозможность перепроизводства и недопотребления, т.е. на невозможность экономических кризисов. Это положение получило название «закон рынков»или просто «закон СЭЙ» , который разделяли многие экономисты вплоть до начала XX века.

По «закону Сэя» экономические кризисы не являются закономерными, т.к. производство (это-предложение) будет порождать потребление (т.е. спрос), а производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка» обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. Таким образом, «закон рынков» СЭЯгласил, что производство всегда равно потреблению,поэтому исключалвозможность общегоперепроизводства.

По «закону Сэя» кризис перепроизводства наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров было произведено меньше, чем нужно. И это несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен. Такой закон Сэя о реализации получил широкое распространение как «закон сбыта».Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. А рыночные силы исключают возможность общего перепроизводства товаров и экономических кризисов.

Основная работа Сэя «Трактат политической экономии»(1803), содержит 3 раздела: производство, распределение и потребление. Такое деление потом прочно вошло в научный оборот.

СЭЙ вошел в историю как автор теории полезности, где выдвинул новое положение о том, что стоимость товара выражаетсяв его полезности, которая и придает предмету ценность в глазах потребителя. Полезность создается в производстве и именно онаопределяет ценность вещи.

СЭЮ принадлежит теория трех главных факторов производства.То есть труд по СЭЮ не единственный источник богатства. В создании полезности участвуют 3 самостоятельных фактора - это: труд, капитал, земля , с деятельностью которых связано все производство. Причем труд создает зарплату, капитал создает процент, а земля создает ренту. И сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта. Так возникла 3-х факторная теория, которая сыграла важную роль в развитии экономической науки.

Причем, каждый владелец определенного фактора производства получаетвознаграждение или доход, созданный этим фактором (как определенную долю стоимости продукта). Таким образом Сэй закрепил за каждым фактором производства часть совокупного общественного продукта и считал, что ни о каких противоречиях при капитализме, ни о какой эксплуатации речи быть не должно. Так как естественный процесс обмена услугами между факторами производства и получаемый за это доход являются базой для единения интересов всех социальных слоев в обществе и представляют собой наиболее справедливый способ распределения доходов.

Безработных, пострадавших от распространения машинного производства, Сэй успокаивал своей «теорией компенсации», которая утверждала, что с течением времени машины вызовут удешевление продуктов, расширение производства и увеличение занятости. Поэтому разрушать новые станки и оборудование, бастовать и митинговать– неразумно, лишь нужно спокойно подождать наступления лучшей жизни и получить тем самым компенсациюза страдания.

ВЫВОД: Таким образом, все проблемы в обществе (эксплуатация, безработица, экономические кризисы, госрегулирование экономики) Сэй пытался разрешить, основываясь на своих теориях : «полезности», «трех факторов производства», «компенсации» и «сбыта».

( Примечание: впоследствие постулат Сэя, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, был подвергнут критике Дж. Кейнсом, указавшим, что «закон Сэя» игнорирует наличие денежного рынка, а функции денег ограничиваются функцией средства обращения.)

ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС(1766-1834) - представитель классической политической экономии Англии, его творчество формировалось в первой четверти 19в. Идеи Мальтуса стали известны после опубликования работы «Опыт о законе народонаселения» (1798), где согласно его расчетам население Земли удваивается каждые 25 лет, то есть растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию- в арифметической прогрессии. Именно в этом разрыве(между темпами прироста населения и необходимыми средствами к существованию) он видел причину нищеты, считая, что нищета прямо пропорциональна численности населенияи из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества. Тем самым доказывал, что предотвратить массов

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...