Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проведения природоведческих экскурсий для различных возрастных групп школьников?

Экскурсии для детской аудитории делятся на две группы - школьные и внешкольные. Отличаются они друг от друга по своим задачам, тематике, содержанию и методике проведения. Школьные экскурсии имеют три вида: урочные, проводимые в учебное время; внеурочные, проводимые до или после занятий в классе, и внеклассные - факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связанно с учебной программой соответствующего класса школы. Ведут эти экскурсии педагоги общеобразовательных школ в соответствии с планом работы по своему предмету. В отличие от обычных экскурсий для детей проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, учитель выставляет в классный журнал. Основная цель школьных экскурсий - углубленное изучение школьной программы.

В внешкольных экскурсиях для детей предусматривается выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ о памятниках истории и культуры более краток. В ходе экскурсии используется элемент разрядки - проводятся игры, викторины.

Если в экскурсиях для взрослых значительное место занимают общеобразовательные элементы, то в экскурсиях для детей больше должно быть воспитательных моментов: рассказ экскурсовода носит обзорный характер, содержит много выдержек из произведений художественной литературы, сравнений, стихов. Особое внимание обращается на логические переходы. Больше требований предъявляется к наглядным пособиям из «портфеля экскурсовода», к их внешнему виду и содержанию.

В школьных экскурсиях должна обязательно присутствовать самостоятельная работа учащихся, выполнение ими определенных заданий с последующей оценкой этой работы в классе. В начальных классах школы урок-экскурсию, как правило, проводит сам учитель, так как он лучше знает возможности учащихся и может дать новый материал, опираясь на пройденный. Для старших школьников можно приглашать специалистов из экскурсионных бюро или музеев.

Внешкольные экскурсии проводит профессиональный экскурсовод во внеучебное время, в часы досуга, выходные дни или каникулы. Цель таких экскурсий — повышение общего культурного уровня развития детей.

Тематика экскурсий для детей среднего школьного возраста (10— 14 лет) может быть шире и разнообразнее, чем для учеников младших классов. Для старших школьников (9— 11 классы, возраст 15—18 лет) можно проводить экскурсии на самые разные темы. Им будут интересны исторические и архитектурные, искусствоведческие и литературные, технические и природоведческие экскурсии.

С целью профессиональной ориентации проводятся экскурсии на предприятия, в морские и речные порты, трамвайно-троллейбусные парки, автохозяйства, дома быта, торговые учреждения и др.

Длительность экскурсий для младшего школьного возраста обычно не должна превышать 45 мин, для среднего возраста — 2ч, для старшего возраста — Зч. При разработке экскурсии непременно следует предусмотреть паузы для самостоятельного осмотра и отдыха. Через каждые 45 мин следует делать санитарные остановки, проветривать автобус.

Для младших школьников лучше проводить пешеходные экскурсии со скоростью передвижения примерно 2 км/ч, для старших —3 км/ч. Перед началом экскурсии нужно непременно провести инструктаж о правилах поведения в автобусе, на улице и во время переходов от объекта к объекту, обязательно сообщить о времени и месте окончания мероприятия родителям, чтобы они могли встретить своих детей после экскурсии..Экскурсовод должен увлечь детей своим рассказом, научить их смотреть и видеть. При работе с детьми следует учитывать, что трудный и объемный материал может привести к перенапряжению. усталости, снижению интереса или к безразличию. Поэтому следует делать больше пауз, предлагая детям какие-либо физические упражнения, подвижные игры (особенно если экскурсия загородная). Однако все должно быть в меру, нельзя превращать экскурсию в увеселительное мероприятие.

 

 

17. Особенности показа объектов в полевых условиях и в условиях действующего производства?Показ— процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).Показ на экскурсиях — многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии. Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

· самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

· ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

· показа под руководством экскурсовода других приемов зрительной реконструкции.

сущность показа состоит в эффективности средств активизации внимания экскурсантов. Показ должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...