Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материал составлен на основе учебников:

1. Мельник, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2010. – 344 с.

2. Основы идеологии белорусского государства: история и теория : учеб. пособие для студ. учреждений, обеспеч. получение высш. образования / [авт.: С. Н. Князев и др. ; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова] ; Академия управления при Президенте РБ. - 2-е изд., испр. - Минск : ИВЦ Минфина, 2006. - 316 с.

Происхождение термина и эволюция содержания понятия «идеология».

Идеология – совокупность (система) идей (убеждений, представлений) людей, выражающей интересы и цели ее носителя.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология (греч.- учение) - система политических, правовых, нравственных, религиозных и философских взглядов и идей, выражающая отношение к действительности людей, классов, групп, партий, составляющая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Система, в которой осознаётся и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.

Термин «идеология» был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в начале 19-го века для обозначения науки об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности, что и обусловило возникновение идеологии как науки.

К середине 19-го века идеология уже определяется главным образом в политической сфере как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы классов (К. Маркс). Идеологический характер принято стало приписывать фактически любому социальному явлению или фактору, если он имел отношение к формулировке целей или программ социальной деятельности, направленной на изменение или сохранение существующих общественных отношений. Термин идеология стал служить инструментом для выражения и характеристики внешней политической направленности концепций и институтов общества

Вследствие своего, как считалось, изначального качества "ложности" ("лживости"), понятие идеологии приобрело в значительной степени негативный оттенок, поскольку ассоциировалось с тем, что внушается, насаждается, поддерживает диктат и принуждение.

Третьим логическим этапом в развитии термина "идеология" явилось его представление и использование в различных социальных науках в качестве предмета исследования и инструментального понятия.

Вопросы идеологии еще в 19-м веке стали предметом научных исследований. В трудах М. Вебера, К. Манхейма и др. исследователей рассматриваются вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии, ценности и объективности познания и т.д. Был введен даже термин "идеологоведение". Вокруг идеологии появляется наука "социология знания" (К. Манхейм), смысл которой заключается в подготовке и осуществлении познания общественных явлений посредством выхода "над" различными точками зрения и синтезом их в одно целое. В этой связи Манхейм различал тотальную и частичную идеологии. Частичная идеология представляет собой определенную систему идей, которые являются более или менее искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя. Понятие тотальной идеологии отражает особенности, своеобразие и характер структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества или же в целом эпох.

Современный политолог У. Матц совершает исторический экскурс и воссоздает архетип идеологии, который включает в себя следующие отличительные признаки:

1. Идеология есть религиозно-мотивированная, но по своему содержанию секуляризирующая система ориентаций («эрзац-религия»).

2. Идеология есть по сути картина мира, сложившаяся в ходе систематического редуцирования (сведение сложного к простому) действительности.

3. Идеология создает ориентационный и мобилизационный потенциал и дает возможность идеологической политике и ее носителям явить себя в качестве эпохального движения.

4. Идеологическая политика имеет опору не в обществе, чьи структуры и ценности вырастают из его традиций, а в трансцендентном (идеальном, проектном) по отношению к обществу принципе, который обществу навязывается.

 

Базовые идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма и религиозного фундаментализма.

Анархизм.

Напомним, что к нетрадиционным принято относить те идейно – политические течения, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо возникли на рубеже XX – XXI вв. Перечень их по сравнению с традиционными идеологиями гораздо шире. Все они сформировались как реакция различных групп населения главным образом индустриально развитых стран на новые общественные проблемы и конфликты, которые вполне проявились уже в первой половине XX в. и особенно остро дали о себе знать на исходе второго тысячелетия. Из таких идеологий наиболее давнюю историю своего развития имеет анархизм. С него мы и начнем рассмотрения базовых постулатов данной группы идеологий современности.

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 1840–70–е гг.в Западной Европе. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806–1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809–1865). Видными представителями анархизма были также русские революционеры М. А. Бакунин (1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921).

Сущность человека, по Бакунину, свобода. Государство, считал он, принципиально несовместимо со свободой индивида и потому должно быть уничтожено вместе с частной собственностью, являющейся основой экономической эксплуатации. Безгосударственный строй будущего как полное осуществление свободы – добровольная федерация свободных общин, в которых уже не будет места какому-либо господству человека над человеком.

Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм. Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. Естественно, что наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. Поэтому государство, любую власть вообще они объявляют злом, которое должно быть немедленно уничтожено. По их мнению, основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей.

В обыденном употреблении термином “анархия” зачастую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случаются в жизни при отсутствии необходимого управления. Но неверным было бы полагать, что и анархисты идеал будущего безгосударственного устройства жизни видят в хаосе, неупорядоченности и неуправляемости общественных процессов. Напротив, только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, по их убеждению, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов. Именно в таком смысле следует понимать широко известный девиз сторонников этого движения: “Анархия – мать порядка!”. Разумеется, устранение государства из жизни общества на данном этапе его исторического развития немедленно приведет к хаосу и социальным потрясениям, но иного мнения на сей счет придерживаются анархисты.

Пацифизм

Термином «пацифизм» (от лат. pacificus – умиротворяющий) принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в т. ч. и справедливой освободительной войны. В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь.

Пацифизм как идейная установка и общественное движение возник в XIX в. и получил свое развитие в XX – XXI вв. В различные периоды его видными представителями были писатели Лев Толстой, например, политики Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и др.

Основной формой борьбы пацифистов за ненасильственный мир – убеждение и личный пример. Участники пацифистского движения ведут пропаганду, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирные урегулирование международных конфликтов.

Первые пацифистские организации возникли в США (1815) и Великобритании (1816), как реакция на наполеоновские и англо – американскую войны. В 1848 году состоялся первый международный конгресс пацифистов в Брюсселе. Наибольшего развития пацифистское движение в XIX веке получили в его 80- 90 гг. Многочисленные международные конференции, проводимые в то время, пацифистов, призывали правительства всех стран к запрещению войн к всеобщему разоружению и урегулированию международных конфликтов путем принудительных третейских судов. После Второй мировой войны, по сути, формой пацифизма становиться движение сторонников мира, а затем - антивоенного движения. Важными вехами их развертывания стали Конгресс деятелей культуры в защиту мира (Вроцлав, 1948), I Всемирный конгресс сторонников мира (Париж – Прага, 1949), II Всемирный конгресс (Варшава, 1950). Данный форум учредил руководящий орган сторонников мира – Всемирный Совет Мира. Его важнейшей акцией стала организация кампании по подписаниям Стокгольмского воззвания (1950), по которым поставили свои подписи около 500 млн. человек. В данном документе атомная война квалифицируется как преступление против человечества. Эта акция положила начало антиядерного пацифизма. Во второй половине XX века. пацифисты вместе с участниками движения организуют кампании против войн западных стран со своими колониями. Особый размах в начале 1970- х получили акции против войны США во Вьетнаме.

Основной результат деятельности пацифистского и антивоенного движений, достигнутый к началу XXI столетия, состоит в том, что идея мирного решения политических проблем заняла прочные позиции среди мировой общественности. Пацифизм внес существенный вклад в развертывание современного движения людей на всех континентах за выживание человечества и сохранение биосферы, за безъядерный, ненасильственный и безопасный мир.

Феминизм (фр. feminisme от лат.femina – женщина) – теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов. В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.

Возникновение феминизма связано с эмансипационными процессами, т.е. освобождением людей от зависимости и угнетения, стимулированными Французской революцией 1789 г. Непосредственным толчком к появлению феминистского движения послужил отказ творцов революции признать женщин в качестве полноправных граждан своего отечества. Провозгласив в «Декларации прав человека и гражданина» положение о том, что «все люди рождаются свободными и равными в правах», они одновременно специальным декретом запретили женщинам участвовать в политических действиях. В такой позиции поборников «свободы, равенства и братства» дал о себе знать господствовавший на протяжении тысячелетий подход к пониманию мужчины как полноценного, социально активного субъекта, творца истории, а к женщине – как вторичного существа, функцией которого является лишь продолжение рода человеческого.

Конечно, и до Французской революции выдвигались идеи, в которых опровергались устоявшиеся на сей счет представления, однако они оставались малоизвестными и невостребованными.

Общественное звучание проблема равноправия женщин получает после Французской революции. Первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791 г. из-под пера Олимпии де Гуж (1745-1793) «Декларация прав женщины и гражданки», за которую она, по сути, поплатилась жизнью (в 1793 г. по ложному доносу ее отправили на гильотину). По ее убеждению, «естественным правом» обладает каждый человек, в том числе и женщина, и женщина ничуть не менее способна к его отправлению; конституция же не действительна, если она выработана не большинством всех индивидуумов, из которых состоит нация. Практически в это же время, в 1792 г., появляется работа английского социального философа Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797) «В защиту прав женщин». В ней на основе идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывается необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. По мнению Уоллстонкрафт, образование и свобода позволяет женщине лучше исполнять и свою роль жены и матери.

Отмеченные идеи стали теоретической основой так называемой «первой волны феминизма», которая разворачивалась с ХIХ до середины ХХ вв. Она была представлена главным образом возникшим сначала в Великобритании, а затем и в других западноевропейских странах движением суфражисток (от англ. Suffrage избирательное право), участницы которого требовали предоставления женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав. Можно сказать, что цели этого движения в основном достигнуты, по крайней мере в большинстве стран. Впервые женщины получили избирательные права в Новой Зеландии (1893) и Европе в Финляндии (1906). После Первой мировой войны суфражизм одержал победу в большинстве стран Старого и Нового Света. США предоставили избирательные права женщине в 1920, Англия – в 1928, Франция – в 1944, Швейцария – в 1971, Лихтенштейн – в 1986.

Появление «второй волны» феминизма, или неофеминизма, относится к 1960-ым годам. Идейным предтечей современного феминизма стала французская писательница и философ Симона де Бовуар (1908-1986). Вышедшая в 1949 году ее книга «Второй пол» до сих пор считается самым полным историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с положением женщины в обществе. Писательница поставила своей целью выяснить, что стоит за понятием «природное назначение пола», какими историческими обстоятельствами вызвано положение женщины в современном мире и чем оно отличается от положения мужчины, способна ли женщина в принципе состояться как полноценный социальный субъект и если да, то при каких условиях и на каких путях. Ее выводы состоят в том, что неравенство между мужчиной и женщиной носит исторический характер, что общество конструирует мужское как позитивную норму, а женское как негативное отклонение от нормы, что во всех сферах жизни и в интеллектуальной деятельности существует отношение к женщине как к Другому и что, следовательно, «распря между мужчиной и женщиной будет продолжаться до тех пор, пока они не признают взаимного равенства». Их этого вытекает принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа женского вопроса и необходимость для его решения политических действий.

Выводы Симоны де Бовуар стали отправным пунктом многочисленных исследований по женской проблематике, появившихся в 1970-е гг. Их внешним стимулом явились противоречия современной цивилизации, выражающиеся, с одной стороны, массовым притоком женщин во все сферы общественной жизни, а с другой – прежними общественными структурами, которые создавались с расчетом на женщину – домохозяйку и которые ныне налагают на женщину двойное общественное бремя. Все эти выводы стали идейной основой современного феминистского движения, которое стремится направить ход развития цивилизации по гуманистическому и демократическому пути, с тем чтобы обеспечить фактическое равенство женщин с мужчинами.

 

Термином «экологизм» (от греч. oikos дом, жилище, местопребывание и logos, слово, учение) принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды. Отправным в данной идеологии является положение, согласно которому человек является частью природы, а не ее «господином», как считалось в классических идейных доктринах. «Экологисты» настаивают на том, что одержимость идей экономического роста, с которой связывали свои надежды сторонники и либерализма, и консерватизма, и социализма, привела к истощению природной среды и, нарушив хрупкое экологическое равновесие, от которого зависят все живые организмы, поставила под угрозу само выживание человеческого рода. Из этого вытекает следующий постулат экологизма: поддержание окружающей среды выше удовлетворения потребностей человека.

Как видно, экологизм отличается от традиционных идеологий тем, что несет в себе принципиальную альтернативу антропоцентризму – подходу в социально-политической теории и практике, ориентированному на человека. В экологизме нет того сугубо потребительского отношения к природе, при котором она рассматривается не более как неисчерпаемый резерв для удовлетворения потребностей людей.

Понимание нынешнего состояния человечества как кризисного, вызванного его развитием по пути индустриализма, питает участников экологического движения. Каков же выход из сложившегося положения предлагают теоретики экологического движения?

В качестве стратегической задачи экологисты считают глубокую экологическую трансформацию мышления, которое повлечет изменение подхода к содержанию и целям преобразовательной деятельности людей. При этом предполагается добиться радикального преобразования всех видов человеческой активности в плане экологической целесообразности, начиная с материальной (характер производства и потребления) и кончая духовной (устоявшиеся привычки, взгляды, убеждения). По сути дела, речь идет о таком масштабном изменении культуры в целом, что можно говорить об экологической революции как глобальном феномене, результатом которой должно стать новое состояние общества. Такое общество должно будет функционировать на основе познания законов самоорганизации и саморегуляции биосферы. Только в этом случае люди смогут избежать тех разрушительных для среды их обитания последствий, которые вызвала производственная деятельность, развивавшаяся ранее стихийно по отношению к биосфере.

В плане конкретных действий экологисты делятся на умеренных, или «светлозеленых», и радикальных, или «темнозеленых». Умеренные экологисты уповают на то, что чувство самосохранения и осознания человечеством нависшей над ним опасности в конце концов принудят его перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни. При этом они настаивают на необходимости создания соответствующих институтов экологической политики и проведении широкомасштабных природоохранных мероприятий, включая использование ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии. Наиболее радикальные приверженцы экологизма выступают за фундаментальную перестройку политических отношений, полностью отвергают приоритеты «общества потребления», призывают к изменению образа жизни, стандартов потребления, консервации невозобнавляемых природных ресурсов. И те, и другие добиваются разработки и неуклонного применения экологического права, введения жестких санкций по отношению к виновникам «преступлений против окружающей среды».

 

Термином «глобализм» (от лат. globus – шар) ныне принято обозначать, во-первых, направление научного, политического, философского мышления, отражающего особенности современного этапа развития человечества, и, во-вторых, идеологическую доктрину, обосновывающую политику глобализации, направленную на преобразование разрозненного мирового экономического, политического и культурного пространства в единую глобальную систему.

Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм. Этот процесс выражается в становлении системы мировых взаимосвязей, в которой произошедшие изменения или события в одном регионе мира влияют на действия людей, живущих во всех других его регионах. Суть глобализации, таким образом, заключается в том, что расстояния и территориальные границы между нациями-государствами перестают играть прежнюю роль. Глобализацию можно рассматривать в экономическом, культурном и политическом измерениях.

Основы глобализма как идеологической доктрины закладывались главным образом участниками так называемого Римского клуба – международной неправительственной организации, собравшей видных ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира. Толчком к формированию идеологии глобализма послужил доклад Римскому клубу «Пределы роста» (1972), подготовленный группой ученых во главе с Д. Медоузом. Авторы доклада пришли к выводу, что имеющихся ресурсов планеты не достаточно для обеспечения процветания всех. Следовательно, ограниченность ресурсов накладывает пределы мировому экономическому росту. С этого момента мышление значительной части западных интеллектуалов и представителей правящих кругов обращается к поиску путей обеспечения выживания не столько всего человечества, сколько населения западных стран. В итоге возобладала идея того, чтобы изъять жизненно важные планетарные ресурсы у тех, кто ими владеет, но “не умеет” или “не желает” ими цивилизованно распоряжаться (слаборазвитые страны), и передать такие ресурсы в руки преуспевающей части человечества (развитые страны). В аспекте политической практики глобалистские идеи периодически обсуждаются в рамках такой международной организации, как «Трехсторонняя комиссия», объединившей политиков и экспертов самого высокого ранга из развитых западных стран – США, Канады, Англии, Германии, Италии, Японии.

С точки зрения идеологов и проводников политики глобализма, развитие человечества осуществляется в едином направлении в соответствии с принципами либерализма, который по результатам «холодной войны» стал, по их мнению, безусловным победителем среди конкурирующих традиционных идеологий. Ключевым положением идеологии глобализма является либеральное понимание человека как автономного («атомарного») индивидуума,жизнедеятельность которого не должна опосредоваться какими-либо социальными группами или общностями – кастовыми, сословными, классовыми, национальными, цивилизационными. Данный постулат, считают глобалисты, должен быть положен в основу политической практики в планетарном масштабе. Фасад такой политики составляют борьба против нарушений прав человека за пределами западных стран и международного терроризма, а также повсеместное утверждение либеральной демократии. В действительности же эта политика направлена на достижение иных целей, затрагивающих самые основы человеческого существования. Ее общим знаменателем должно стать стирание последних различий между культурами и цивилизациями.

В последнее время политика глобализации сопровождается мерами по силовому устранению «непокорных» правительств и лидеров либо организацией их свержения посредством так называемых «цветных революций». Наиболее активные сторонники глобализации выступают за сознательную передачу власти от суверенных государства глобальным структурам управления международными экономическими и политическими процессами на основе применения обновленных норм международного права. Словом, они выступают за слияние всех народов и государств в единое планетарное образование с наличием богатого меньшинства и бедного большинства и с установлением мирового правительства, которое управляло бы человечеством.

Антиглобализм

Антиглобализм (от греч. аnti приставка, обозначающая противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего либо, и глобализм) –международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональным финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно на разработку и реализацию демократической модели глобализации. Антиглобализм возник как реакция со стороны различных категорий общественности разных стран, международных организаций (как правительственных, так и неправительственных), государственных и общественных деятелей, видных ученых, представителей духовенства основных религиозных конфессий на нарастание в мире всех форм неравенства, вызванного политикой глобализации. Идеология антиглобализма в определенной мере складывались в ответ на глобалистские идеи, разрабатывавшиеся участниками Римского клуба. Среди виднейших идеологов антиглобализма можно назвать мексиканского индейца Инсурхенте Маркоса, американского философа и лингвиста Ноама Хомского, Славоя Жижека и др.

Антиглобализм проявляется как в виде критики политики глобализации, так и в виде акций протеста против проявлений такой политики и ее активных проводников. Формально за дату рождения антиглобализма можно считать 1994 год, когда субкоманданте Маркос во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить четыре главных города штата Чиапас на юге Мексики. Вскоре Маркос смог добиться многого: были приняты законы относительно этнических меньшинств, сам Маркос выступил с главной трибуны страны и стал одним из теоретиков и организаторов антиглобалистского движения.

Первая крупная международная акция антиглобалистов – 50-ти тысячная демонстрация – состоялась в 1999 г. в Сиэттле, участники которой протестовали против открытия в этом городе сессии Всемирной торговой организации (ВТО) и навязывания западными странами своих торговых правил всему остальному миру. Эту акцию затем стали называть «битвой при Сиэттле», поскольку она вылилась в ожесточеннейшие схватки с полицией. В дальнейшем выступления антиглобалистов стали приурочивать к саммитам глав государств и правительств экономически развитых стран и форумам различных международных организаций, задействованных в политике глобализации. В этой связи массовые демонстрации антиглобалистов прошли в Гетеборге и Давосе, в Вашингтоне и Праге, в Квебеке и Ницце, в Генуе и Брюсселе. Особенно значительные волнения произошли в 2001 г., во время встречи «Большой восьмерки» в Генуе, когда не менее 300 тыс. антиглобалистов участвовали в баррикадных столкновениях. В последующем в различных странах стали возникать организации и объединения антиглобалистской направленности.

Следует иметь ввиду, что участники антиглобалистского движения не выступают против глобализации как естественного процесса усиления взаимодействия, взаимозависимости и взаимосближения различных стран и народов в мировом масштабе. Они стремятся повернуть данный процесс в русло сотрудничества различных народов, в русло диалога культур с уважением особенностей и традиций каждого народа, сохранением суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств и сохранением многополярного мироустройства. Они выступают против отождествления объективного процесса глобализации мира с навязыванием однополярной системы международных отношений, с созданием единой универсальной цивилизации. Они выступают против форсированной глобальной интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни, ведущей к усилению неравенства между различными обществами и внутри каждого общества в отдельности. Формулу водораздела сторонников и противников политики глобализации выразил Н. Хомский следующими словами: «На одной стороне – власть, на другой – население. Мы – за глобализацию в интересах населения всего мира; они – за особую форму глобализации в интересах предпринимателей».

Религиозный

Фундаментализм

Термином «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание) принято обозначать образ мыслей, предполагающий существование определенных «глубинных и окончательных истин», не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, такой способ мышления характерен для религиозно настроенных групп людей. Они склонны трактовать политику и все вообще стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. С этой точки зрения политическая и социальная жизнь должны быть организованны на «изначально данных» религиозных принципах, которые, согласно верованиям возвещены Творцом в священных текстах. Поскольку такие принципы отвечают интересам определенных групп людей и обычно оформляются в виде целостных систем, то фундаментализм, по сути, является видом идеологии.

Первоначально фундаментализмом называлось одно из течений современного протестантизма, представители которого требуют принятия в качестве основы («фундамента») вероучения всего содержания Священного Писания и отказа от попыток его критического пересмотра. Возникновение фундаментализма связывают с распространением в США в 1910 – 1912 гг. анонимных брошюр «Фундаменталисты. Свидетельство истины», в которых либеральный протестантизм был осужден как модернизм, разрушающий христианскую веру. Наибольшего расцвета фундаментализм достиг в 1920 – хх гг., когда по инициативе его сторонников в многих южных штатах США были приняты так называемые «антиэволюционные законы», запрещавшие преподавание учения Ч. Дарвина.

В настоящее время понятие «фундаментализм» стало употребляться в более широком смысле - для обозначения религиозных направлений, отстаивающих идею возвращения к первоосновам того или иного вероучения. В разных регионах мира складываются различные разновидности религиозного фундаментализма. В США, например, с 1970-х годов растет влияние христианского фундаментализма, сторонники которого выступают за запрет абортов, введение молитвы в школах и пр. Исламский фундаментализм стремится утвердить в мусульманских странах общественные порядки, существовавшие во времена пророка Мухаммеда и т.д.

Понятие «фундаментализм» обычно употребляется в отрицательном смысле, означая закостенелость, догматизм и авторитарность мышления. Однако фундаментализм может быть связан и с позитивными явлениями, например, с бескорыстным поиском истины, утверждением социального равенства и справедливости, проявлением верности устоявшимся этическим нормам.

 

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материал составлен на основе учебников:

1. Мельник, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2010. – 344 с.

2. Основы идеологии белорусского государства: история и теория : учеб. пособие для студ. учреждений, обеспеч. получение высш. образования / [авт.: С. Н. Князев и др. ; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова] ; Академия управления при Президенте РБ. - 2-е изд., испр. - Минск : ИВЦ Минфина, 2006. - 316 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...