Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм.

Консерватизм (франц.conservatisme, от лат.conservo – охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических и т.п. ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

Идеология консерватизма как система концептуально оформленных представлений и идей начала складываться в конце 18 века как негативная реакция на идейные установки французского Просвещения и Французской буржуазной революции 1789 года.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма в оправдании исконных традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, общины, церкви, гильдии, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Отцом-основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк(1729-1797). В 1790г. вышла в свет его книга-памфлет «Размышления о революции во Франции» (которую считают «библией» консерватизма), где он первым критиковал французскую революцию, выступив инициатором антиреволюционного консерватизма, и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

Консервативное мышление по своим истокам является реакцией на социальную и политическую нестабильность.

Выделяют следующие основные принципы (или основные «заповеди») идеологии консерватизма:

1. Принцип заведенного порядка вещей как«праводавности» (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество – продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, т.к. они воплощают в себе мудрость предков.

2. Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудками, а не абстрактные теории.

4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений «перед Богом и божественным правосудием». Консерватизм – последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности.

6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например, устранить существующее зло ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу, существует презумпция «в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта».

7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того, что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к «восстановлению вечных ценностей» и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания «греховной природы» человека.

8. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируется личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

В силу того, что многие представители консервативной идеологии, как правило, не склонны рассматривать данные принципы как абсолютные и обязательно истинные, они предпочитают говорить, скорее, о «предрасположенности к тому, чтобы быть консерватором в политике». А «быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительность – тому, что возможно, ограничение – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству» (М. Оукшотт); что выражается всегда в исторически конкретной политической идеологии. Согласно мнению других ученых, например, К. Манхейма, С. Хантингтона, консерватизм не является самостоятельной, «чистой» идеологией, а только способом мышления, непрестанно подвергающимся изменениям.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм – установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, «здоровые предрассудки» должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и «солидарность поколений». Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: «Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно».

Уже в 40-60-е годы ХХ века стало оформляться течение неоконсерватизма. Идейно оно формировалось философами, политологами, историками, а подпитывалось лозунгами и программами политиков. Наиболее видными представителями современного неоконсерватизма являются Д. Белл, М. Новак, С. Хантингтон, Р. Арони др. Парадоксально, но факт – неоконсерваторы выступают инициаторами перемен. В этом плане они, однако, проявляют изрядную степень известного и ранее прагматизма, оппортунизма, т.е. умения приспосабливаться к создавшимся условиям. Неоконсерваторы четко уловили настроение широких народных масс, требовавших принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни развитых стран Запада в 80-ые гг. ХХ века.

Неоконсерваторы в наши дни из противников научно-технического прогресса превратились в убежденных его сторонников.

В странах Западной Европы и США различают три формы неоконсерватизма:

1. либерально-консервативную – выступает за необходимость тесной взаимосвязи рыночной экономики, индивидуальной свободы и власти закона; наиболее распространена в Великобритании и США;

2. христианско-демократическуюутверждает ценность христианского морального порядка, государственного регулирования поведения людей;

3. авторитарную– отстаивает идею сильного государства, его право вмешиваться в экономику и деятельность социальных институтов; представлена во Франции, Ирландии, Германии.

Влиятельными направлениями идеологии неоконсерватизма являются, например, тэтчеризм в Англии. М.

Согласно неоконсерваторам, стабильная и эффективная экономика предполагает слияние индивидуального предпринимательства и групповой кооперации с правительственным регулированием. Основной целью государственно-экономического регулирования является расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем. Другими словами, свободный рынок и свободная конкуренция в неоконсерватизме, как и в либерализме, объявляются единственно надежным средством обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы. Государственному же регулированию вменяется в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь – создание и расширение рынков.

Как и их предшественники, новые консерваторы сторонники нравственного абсолютизма. «Сама суть нового правого - это основанный на морали консерватизм». «Наши лозунги основываются не на экономической теории, а на религиозных взглядах» – утверждает они.

Согласно неоконсерваторам, подлинный порядок в обществе зиждется на образовании, дисциплине и социальных институтах, а свободу может обеспечивать только сильное государство.

С этим, конечно, трудно спорить, поскольку, действительно, там, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить ни об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, ни об их легитимности в глазах основных категорий населения.

В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», такую, фактически, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности «общества-корпорации» первостепенное значение имеет сохранение «беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии».

Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем. Как и старые консерваторы неоконсерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества, по их мнению, также безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума, в силу того, что «индивид глуп, а род мудр».

В наши дни неоконсерваторы отстаивают три основных принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала, принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», « справедливую заработную плату», « справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности,который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов. В соответствии с этими принципами люди сами должны решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства – создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы граждан.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...