Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации.

Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации.

В мировой науке не существует общепризнанного определения нации, особенно если речь идет о его соотношении с понятием государства. Одни исследователи нацией считают естественное, объективно существующее, сообщество людей, обладающих общей идентичностью. В основе такой идентичности может быть общность происхождения, языка, истории, культуры или просто общность занимаемой территории. При этом считается, что нация может быть государственно организованным сообществом, но может и не быть таковым. Тем не менее, необходимым признаком нации рассматривается явное стремление общности к автономии и самоорганизации в форме отдельного государства.

Другие же исследователи полагают, что между нацией и государством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве нации признается толькополитически организованное сообщество людей. В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообщества. При таком подходе понятие «нация» охватывает все территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от происхождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убеждений составляющих его людей. При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на коллективное действие и, следовательно, превращает ее в подлинный субъект политики. Иными словами, нацией признается государственно организованная группа людей. Такую группу людей называют также гражданской или политической нацией. Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия государства и нации совпадают. Отсюда и название «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.

В отечественном обществоведении в воззрениях на нацию вплоть до недавнего времени господствовал первый из упомянутых подходов. Он был использован И.В. Сталиным (1879-1953) в 1913 году в работе «Марксизм и национальный вопрос». Согласно ему, для того чтобы какая-нибудь группа людей могла называться нацией, она должна обладать четырьмя неразрывно связанными между собой чертами: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Как видно, данное определение к нациям относит культурно отличительные территориальные группы людей и умалчивает об организационных аспектах их бытия, т.е. исходит из того, что нация не обязательно должна являться политическим сообществом. Такое определение нации близко к тому, что ныне исследователи называют этносом – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией и отличающих ее от таковых других.

Очевидно, что проживающая на определенной территории самобытная по своей культуре группа людей, как бы кто ее ни называл – этнос, народ или нация – не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур. Этнос по определению не является политическим сообществом, а значит, и реально действующим субъектом. Попытки же создания такового только в рамках определенной этнической группы неизбежно оказываются безуспешными, поскольку совершенно однородные в культурном отношении территориальные группы встречаются крайне редко, разве что совсем крохотные. В силу этого практически все современные государства являются полиэтническими сообществами людей. Поэтому вполне понятным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» определяется как государственно организованное, т.е. обладающее субъектностью, территориальное сообщество людей. В этом значении термин «нация» будем употреблять и мы.

Взаимосвязь между понятиями «государство» и «нация» позволяет соединить их в одном понятии: «нация-государство». Как в отечественной, так и в западноевропейской литературе понятие «нация-государство» употребляется как полное тождество понятия «национальное государство». Оба они отражают тот факт, что исходной предпосылкой образования государств в Европе являлось культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация проживающей на определенной территории группы, что вело к ее осознанию себя особой нацией и последующему самоопределению в качестве национального государства. Превращение этнокультурной или однородной в каком-либо ином отношении территориальной группы в национальное государство или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение суверенного субъекта политики, а именно государства современного типа, пришедшего на смену феодальным, династическим и религиозным политическим сообществам. Данная форма самоорганизации территориальной группы людей в качестве политического субъекта первоначально возникла, повторяем, в Европе, а затем утвердилась и в других регионах мира. Политические и административные институты наций-государств устанавливаются, как правило, конституциями, законами и иными правовыми актами.

Следствием утверждения нации-государства как формы политического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В ее основе лежит принцип национального, или государственного, суверенитета и потому ее принято определять как нациоцентристсткую или, что то же самое, государственноцентристскую международную систему.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...