Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. практические навыки по физиологии системы кровообращения.

Мотивационная характеристика темы.. Закрепление практических навыков методов исследования функциональных состояний системы кровообращения, примененяемых с целью диагностики и лечения в клинике является необходимым условием для практической работы врача

Цели занятия: знать – 1) Основные процессы, лежащие в основе функциональной активности органов сердечно-сосудистой системы и механизмы их регуляции; 2) Методики исследования функциональных состояний системы кровообращения и их клиническое примененение.

Перечень практических навыков по физиологии системы кровообращения:

Рисовать схемы графиков ПД водителя ритма сердца синоатриального узла (СА) и типичных кардиомиоцитов рабочего миокарда желудочков сердца.

Анализировать

- электрокардиограмму (ЭКГ);

- фонокардиограмму (ФКГ);

- сфигмограмму (СФГ);

- эхокардиограмму (ЭхоКГ);

- структуру сердечного цикла;

- сердечный выброс (СВ, МОК);

- реограмму (РГ);

- показатели артериального давления;

- показатели венозного давления.

Рисовать схемы контуров регуляции системного кровообращения при различных физиологических состояниях организма.

Трактовать роль особенностей регионального кровообращения и его регуляции (легочного, коронарного, мозгового, брюшного) для обеспечения приспособительных реакций.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. В каких сосудах регистрируется исчезновение пульсового давления?

A. В аорте

B. В аретиролах

C. В капиллярах

D. В венулах

E. В венах

 

2. Как изменяется коронарный кровоток во время систолы желудочков?

A. Увеличивается

B. Уменьшается

C. Не изменяется

D. Увеличивается, затем уменьшается

E. Уменьшается, затем увеличивается

 

3. С активизацией какого фермента связан механизм действия ангиотензина II?

A. Гуанилатциклаза

B. Протеинкиназа А

C. Фосфорилаза С

D. Протеинкиназа А2

E. Тирозинкиназа

 

4. С активизацией какого фермента связан механизм действия ВИП?

A. Гуанилатциклаза

B. Протеинкиназа А

C. Фосфорилаза С

D. Протеинкиназа А2

E. Тирозинкиназа

 

5. При повышении артериального давления в аорте срабатывают следующие защитные механизмы, за исключением:

A. Уменьшается сила сердечных сокращений

B. Эффекта Анрепа

C. Рефлекса прессорецепторов дуги аорты

D. Уменьшается частота сердечных сокращений

E. «Закона сердца» (Франка-Старлинга)

 

6. Какое из нижеперечисленных веществ наиболее целесообразно применить в первые часы возникновения ишемического инсульта?

A. Происулин

B. Компоненты крови

C. Антагонисты глициновых рецепторов

D. Блокаторы бета-рецепторов

E. Тканевой активатор плазминогена

 

7. У больного обнаружили повышение артериального давления. Укажите возможную причину такого повышения:

A. Гиперполяризация кардиомиоцитов

B. Расширение артериол

C. Уменьшение частоты сердечных сокращений

D. Повышение тонуса сосудов

E. Повышение тонуса парасимпатической нервной системы

 

8. В эксперименте у животного денервирована задняя конечность и соединена с регистрирующими приборами. Как изменятся исследуемые показатели, если животному ввести вещество, увеличивающее капиллярную проницаемость?

A. Увеличится масса конечности

B. Уменьшится масса конечности

C. Масса конечности не изменится

D. Все ответы верны

E. Все ответы неверны

 

9. Чему равно давление крови в венулах?

A. 40-60 мм.рт.ст.

B. 5-15 мм.рт.ст

C. Около 0 мм.рт.ст.

D. 120/80 мм.рт.ст.

E. 15-30 мм.рт.ст

 

10. Какая часть сосудистого русла создает наибольшее сопротивление току крови?

A. Аорта

B. Артерии

C. Артериолы

D. Капилляры

E. Вены

 

Ответы: 1-B. 2-В. 3-С. 4-В. 5-E. 6-Е. 7-D. 8-A. 9-B. 10-C.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»


1. В каких сосудах регистрируется резкое падение артериального давления?

A. В аорте

B. В аретиролах

C. В капиллярах

D. В венулах

E. В венах

 

2. В каких сосудах регистрируется самое низкое артериальное давление?

A. В аорте

B. В аретиролах

C. В капиллярах

D. В венулах

E. В венах

 

3. Чему равно давление крови в капиллярах?

A. 40-60 мм.рт.ст.

B. 5-15 мм.рт.ст

C. Около 0 мм.рт.ст.

D. 120/80 мм.рт.ст.

E. 15-30 мм.рт.ст

 

4. Чему равно давление крови в артериолах?

A. 40-60 мм.рт.ст.

B. 5-15 мм.рт.ст

C. Около 0 мм.рт.ст.

D. 120/80 мм.рт.ст.

E. 15-30 мм.рт.ст.

 

5. Чему равно давление крови в крупных венах?

A. 40-60 мм.рт.ст.

B. 5-15 мм.рт.ст

C. Около 0 мм.рт.ст.

D. 120/80 мм.рт.ст.

E. 15-30 мм.рт.ст.

 

6. Рефлексы с барорецепторов дуги аорты и каротидного синуса:

A. Нормализуют повышенное АД

B. Предотвращают повышенное АД

C. Не влияют на уровень АД

D. Снижают нормальное АД

E. Повышают нормальное АД

 

7. Величина диастолического давления обусловлена:

A. Работой миокарда

B. Количеством циркулирующей крови

C. Периферическим сопротивлением сосудов

D. Вязкостью крови

E. Частоой пульса

 

8. Импульсная активность в депрессорном нерве при повышении АД:

A. Не изменяется

B. Уменьшается

C. Исчезает

D. Усиливается

E. Все ответы неверны

 

9. Тонус гладкомышечного слоя сосудов поддерживается за счет возбуждения:

A. Парасимпатических нервов

B. *Симпатических нервов

C. Коры больших полушарий

D. Серого вещества спинного мозга

E. Метасимпатической нервной системы

 

10. Сосуды скелетных мышц после внутривенного вливания адреналина:

A. Расширяются

B. Остаются без изменений

C. Сначала расширяются, затем суживаются

D. Суживаются

E. Сначала суживаются, затем расширяются

 

Ответы : 1-B. 2-E. 3-E. 4-A. 5-C. 6-A. 7-C. 8-D. 9-B. 10-A.

 


Ситуационные задачи:

1. У новорожденного животного с обеих сторон перерезаны и блуждающие и симпатические нервы, иннервирующие сердце. Объясните, как изменится частота сердечных сокращений и почему?

2. Если приток крови в предсердия существенно возрастает и в них повышается давление, то происходит рефлекторное повышение образования мочи. Объясните, в чем физиологический смысл этой peакции?

3. Человек внезапно потерял сознание. Через некоторое время нахож­дения в горизонтальном положении сознание пострадавшего восста­новилось, но сохраняется его спутанность, слабость, головокружение. При обследовании: дыхание ровное, 20 в мин; пульс слабого наполнения; ЧСС - 260 уд./мин; АД - 85/65. Объясните: 1) какова вероятная причина потери сознания? 2) С чем может быть связаны выявленные изменения кардиогемо-динамики (АД и ЧСС)? 3) Каким образом (без применения лекарственных средств) можно уменьшить тахикардию? 4) Изменится ли при этом АД? Какие физиологические механизмы лежат в основе предложен­ных манипуляций?

4. На рисунке приведена артериальная осциллограмма человека. Определите систолическое, диастолическое, пульсовое и среднее артериальное давление.

5. У экспериментального животного перерезаны депрессорные нервы, в результате чего произошло стойкое повышение артериального дав­ления. Объясните: 1) Какую ситуацию, возникновение которой возможно в естествен­ных условиях, моделирует эксперимент в перерезкой нервов-де­прессоров? 2) Охарактеризуйте указанные нервы (расположение, физиологи­ческое значение и др.) 3) С чем связано повышение давления? У.

6. Рассчитайте величину максимального АД у детей в воз­расте 4 месяцев и 2-х лет.

7. Рассчитайте, чему приблизительно равен возраст ребенка, если его максимальное АД равно 88 мм рт. ст.?

8. Определите скорость распространения пульсовой волны, если вы получили следующую запись, изображенную на рисунке. Расстояние между датчиками 60 см. Отметка времени 0,05 с.

9. Перед вами два ребенка 8 лет, одинакового веса, но у одного из них максимальное АД равно 115 мм рт. ст., а у второго - 120 мм рт. ст. Объясните, кто из них мальчик?

10. Отношение просвета артерии и просвета сопровождаю­щих ее вен равно 1:1. Объясние, это взрослый это или ребенок?

11. Анализ сфигмограммы обнаружил, что ее амплитуда мала и отсутствуют вторич­ные подъемы на нисходящем колене. Объясните, для детей какого возраста ха­рактерна такая сфигмограмма и чем обусловлены эти особенности?

12. Объясните, соответствует ли указанная частота пульса возрастным нормам? Если нет, то внесите поправки: в возрасте 1 неделя частота пульса составляет 120 в мин, в возрасте 6 месяцев частота пульса - 100 в мин, в 1 год частоа пульса -130 в мин, 5 лет -70 в минуту, 10 лет -140 в мин, 15 лет - 80 в мин.

13. Объясните, кривая какого процесса изображена на рисунке. Нанесите обозначения и обясните механизм происхожденимя обозначенных фрагментов.

14. У обследуемого для анализа состояния периферического кровотока зарегистрирована сфигмограмма плечевой артерии, амплитуда кото­рой была в два раза ниже нормативных данных, длительность анакро­тической части составила 0,12с (норма — 0,08—0,10), дикротическая волна была практически не выражена, длительность цикла сфигмо­граммы в среднем составила 0,6 с. Объясните, чем могут быть обусловлены выявленные особенности сфигмо­граммы? Какую дополнительную информацию дает анализ сфигмограм­мы по сравнению с пальпаторным исследованием пульсовой волны?

15. Объясните, как изменились бы параметры гемодинамики, если бы стенки аорты полностью утратили эластичность?

ответы к Ситуационным задачам:

1. Частота сердечных сокращений уменьшится, так как у новорожденных тонусом обладает только симпатикус, его выклю­чение замедлит работу сердца.

2. Усиленный приток крови в предсердия приводит к увели­ченному ее выбросу в аорту, а это, в свою очередь, вызовет повыше­ние АД. Увеличение мочеобразования уменьшает количество жидкости в кровеносной системе и приводит к падению АД.

3. Вероятная причина - приступ пароксизмальной тахикардии. При такой степени тахикардии значительно снижается длитель­ность фазы диастолы и, соответственно, диастолическое запол­нение желудочков сердца кровью. Снижение насосной функции сердца ведет к снижению мозгового кровотока и к гипоксии головного мозга, что и послужило причиной потери сознания. 2) При падении артериального давления уменьшается импульсация от барорецепторов сосудов, что ведет к включению механизмов внутреннего звена саморегуляции - усилению сердечной дея­тельности. 3) Наиболее простым способом уменьшения тахикардии является проведение глазосердечного рефлекса. 4) При надавливании на глазные яблоки раздражение передается в гипоталамус, а далее — на центры продолговатого мозга, где фор­мируется реакция в виде повышения активности нисходящего па­расимпатического влияния на сердечный ритм: ЧСС уменьшается.

4. На данной осциллограмме систолическое давление 125 мм. рт. ст., диастолическое — 85 мм.рт.ст., пульсовое - 40 мм.рт.ст., среднее - 110 мм.рт.ст.

5. При стойкой артериальной гипертензии происходит адаптация барорецепторов, в результате чего импульсация с них не посту­пает в сосудистодвигательный центр и артериальное давление остается на высоком уровне. 2) Депрессорные (аортальные) нервы: левый начинается центро­стремительными нервными волокнами от расположенных в дуге аорты рецепторов, правый — от барорецепторов правой подклю­чичной артерии. Оба нерва в составе гортанных нервов идут к узловатым ганглиям блуждающих нервов, а остуда - к продолговатому мозгу. По ним распространяется импульсация при изменении артериального давления. 3) При непоступлении информации от барорецепторов происходит торможение центральных нейронов блуждающего нерва и кле­ток, оказывающих влияние на спинальные центры. По принципу сопряженности возбуждаются центры продолговатого мозга, что вызывает усиление работы сердца и уменьшение просвета сосу­дов, в результате чего повышается артериальное давление.

6. У детей первого года жизни должное максимальное давление рассчитывается по формуле АД = 76 + 2п, где п — число месяцев. Следовательно, у четырехмесячного ребенка месяцев оно должно быть 84 мм.рт.ст. У детей одного года и старше должное максимальное давление рассчитывается по формуле АД = 100 + 2п, где п число лет. Значит, в 2 года оно равно 104 мм.рт.ст.

7. Возраст такого ребенка около 6 месяцев, т.к. у детей первого года жизни должное максимальное давление рассчитывается по формуле АД = 76 + 2п, где п — число месяцев. Значит п = (88-76)/2=6 месяцев.

8. В данном случае время пульсовой задержки 0,1 с, значит скорость пульсовой волны 600 см/сек.

9. Мальчиком, в данном случае, является ребенок, у которого АД 120 мм рт.ст., т.к. у мальчиков возрасте от 5 до 9 лет АД на 5 мм выше, чем у девочек того же возраста.

10. Это ребенок. У детей первых месяцев жизни суммарный просвет вен равен просвету артерий.

11. Описанные особенности характеризуют сфигмограмму новорожденного. Они обусловлены слабостью сердечных сокраще­ний, частым пульсом и малой эластичностью сосудистой стенки.

12. В возрасте 1 неделя частота пульса составляет 140 в мин, в возрасте 6 месяцев частота пульса - 130 в мин, в 1 год частоа пульса -120 в мин, 5 лет -100 в минуту, 10 лет - 80 в мин, 15 лет - 70 в мин.

13. Кривая артериального давления: 1 -пульсовые волны, 2 - дыхательные, 3 - волны Траубе- Геринга.

14. Подобные изменения сфигмограммы могут свидетельствовать о повышении сосудистого тонуса и тахикардии, что проявляет­ся при значительной активации симпатоадреналовой системы. Сфигмография позволяет объективизировать анализ пульсовой волны, получить количественные параметры таких характери­стик пульса, как напряжение, наполнение, скорость, что не по­зволяет физикальное пальпаторное исследование.

15. Изменения были бы очень значительными. При выбросе крови в аорту весь систолический объем не успевает пройти через нее из-за сопротивления сосудистой системы. В результате возникает давление – потенциальная энергия, в которую переходит энергия сокращения сердца. Благодаря эластичности стенок аорты они под влиянием давления крови растягиваются и тем самым запасают часть потенциальной энергии. Во время диастолы стенки аорты спадаются и накопленная энергия снова сообщается крови, способствуя дальнейшему ее продвижению.Если бы аорта утратила эластичность, то давление крови во время систолы резко возросло. Нагрузка на сердце значительно увеличилась. А кровь стала бы течь по сосудам прерывисто – только во время систолы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...