Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный модуль 12. Система пищеваренияКонкретные цели: 1. Трактовать понятия системы пищеварения и механизмы регуляции ее физиологических функций – секреторной, моторной, всасывательной. 2. Делать выводы о роли вкусовой сенсорной системы в определении съедобности пищи и регуляции двигательной и секреторной функций системы пищеварения. 3. Оценивать состояние системы пищеварения на основе анализа параметров гидролиза пищевых веществ, скорости их перемещения в пищевом канале, параметров гомеостаза, отражающих процессы всасывания. 4. Делать выводы о состоянии процессов пищеварения в каждом из отделов пищеварительного канала на основе анализа состояния секреторной, двигательной,всасывательной функций и их регуляции 5. Анализировать регулируемые параметры гомеостаза и делать выводы о состоянии процессов всасывания веществ в пищеварительном канале и механизмах их регуляции Анализировать возрастные особенности функций системы пищеварения. 6. Объяснять физиологические основы современных методов исследования системы пищеварения. 7. Объяснять механизмы формирования мотиваций голода и насыщения на основе анализа гомеостатических показателей питательных веществ в крови и состояния пищеварительного канала Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. РОЛЬ ВКУСОВОЙ И ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ В ПРОЦЕССАХ ПИЩЕВАРЕНИЯ Мотивационная характеристика темы.Знание роли системы пищеварения необходимо для понимания процессов поддержания гомеостаза в организме человека, обеспечивающих нормальный уровень метаболизма в тканях и органах. Цели занятия: знать – 1) функции и механизмы пищеварения в ротовой полости; 2) физиологические основы клиических способов исследования состава и свойств слюны, вкусовой и обонятельной чувствительности. ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ: 1. Охарактеризуйте структуру и функции системы пищеварения. 2. Опишите механизмы пищеварения в ротовой полости. 3. Охарактеризуйте акт жевания, его центр регуляции. 4. Охарактеризуйте акт глотания, его центр регуляции. 5. Перечислите основные компоненты состава слюны, ее роль в пищеварении. 6. Опишите механизм образования первичной и вторичной слюны. 7. Перечислите механизмы регуляции слюноотделения. Влияние свойств раздражителя на количество и качество слюны. 8. Структурно-функциональная организация вкусовой сенсорной системы. 9. Виды вкусовой чувствиельности, механизмы ее восприятия, их физиологическая роль и методы исследования. 10. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы обонятельного анализатора. 11. Классификация запахов, теории их восприятия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА: 1. Дайте определение и опишите структуру системы пищеварения. 2. Перечислите основные функции пищеварения. 3. Перечислите этапы обработки пищи в ротовой полости. 4. Нарисуйте рефлекторные дуги жевания, глотания, слюноотделения. 5. Опишите состав слюны и механизм ее образования. 6. Перечислите факторы, влияющие на слюнообразование. 7. Опишите структуру вкусовой сенсорной системы и ее функции. 8. Перечислите методы исследования вкусовой чувствительности. 9. Объясните структуру обонятельной сенсорной системы и ее функции. 10. Зарисуйте схему вкусовых полей языка. 11. Опишите теории восприятия запахов и их классификацию. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ. 1. Исследование порогов вкусовой чувствительности. 2. Исследование вкусовых полей языка. 3. Состав и свойства слюны: - переваривающее действие слюны на крахмал - качественная проба на содержание муцина. Исследование ПОРОГОВ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Различают четыре «первичных» вкусовых ощущения: сладкое, кислое, соленое, горькое. Порог вкусовой чувствительности–это минимальная концентрация исследуемого вещества, которая вызывает ощущение вкуса. Самые низкие пороги вкусовой чувствительности–для горького вкуса. Пороги вкусовой чувствительности зависят от состояния организма (голодание, беременность), алкоголь и никотин увеличивают пороги вкусовой чувствительности. У любителей сладостей порог на сладкое увеличивается. Для работы необходимы: растворы сахара, соли, лимонной кислоты, хинина (каждый в концентрации 1%; 0,1%; 0,01% и 0,001%), глазная пипетка, стакан с водой. Объект исследования–человек. Проведение работы. Испытуемому на кончик языка (не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю какого-либо из перечисленных веществ и предлагают сделать глоток. Исследование начинают с самой низкой концентрации вещества (0,001%) и увеличивают ее до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого на язык вещества. Найденную концентрацию принимают за порог вкусовой чувствительности для данного вещества. После испытания каждого раствора рот прополаскивают водой, после чего приступают к исследованию новой концентрации вещества. Опыт желательно проводить на нескольких испытуемых. Результаты работы и их оформление. Внесите полученные данные в таблицу.
Пороговую концентрацию отмечают знаком "+", отсутствие вкусового ощущения–знаком "-". Сравните пороги к сладкому и горькому у «сладкоежки» и у любителя острой пищи. Если есть различия, то объясните, с чем они связаны. |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |