Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный модуль 12. Система пищеварения

Конкретные цели:

1. Трактовать понятия системы пищеварения и механизмы регуляции ее физиологических функций – секреторной, моторной, всасывательной.

2. Делать выводы о роли вкусовой сенсорной системы в определении съедобности пищи и регуляции двигательной и секреторной функций системы пищеварения.

3. Оценивать состояние системы пищеварения на основе анализа параметров гидролиза пищевых веществ, скорости их перемещения в пищевом канале, параметров гомеостаза, отражающих процессы всасывания.

4. Делать выводы о состоянии процессов пищеварения в каждом из отделов пищеварительного канала на основе анализа состояния секреторной, двигательной,всасывательной функций и их регуляции

5. Анализировать регулируемые параметры гомеостаза и делать выводы о состоянии процессов всасывания веществ в пищеварительном канале и механизмах их регуляции Анализировать возрастные особенности функций системы пищеварения.

6. Объяснять физиологические основы современных методов исследования системы пищеварения.

7. Объяснять механизмы формирования мотиваций голода и насыщения на основе анализа гомеостатических показателей питательных веществ в крови и состояния пищеварительного канала

Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. РОЛЬ ВКУСОВОЙ И ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ В ПРОЦЕССАХ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Мотивационная характеристика темы.Знание роли системы пищеварения необходимо для понимания процессов поддержания гомеостаза в организме человека, обеспечивающих нормальный уровень метаболизма в тканях и органах.

Цели занятия: знать – 1) функции и механизмы пищеварения в ротовой полости; 2) физиологические основы клиических способов исследования состава и свойств слюны, вкусовой и обонятельной чувствительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Охарактеризуйте структуру и функции системы пищеварения.

2. Опишите механизмы пищеварения в ротовой полости.

3. Охарактеризуйте акт жевания, его центр регуляции.

4. Охарактеризуйте акт глотания, его центр регуляции.

5. Перечислите основные компоненты состава слюны, ее роль в пищеварении.

6. Опишите механизм образования первичной и вторичной слюны.

7. Перечислите механизмы регуляции слюноотделения. Влияние свойств раздражителя на количество и качество слюны.

8. Структурно-функциональная организация вкусовой сенсорной системы.

9. Виды вкусовой чувствиельности, механизмы ее восприятия, их физиологическая роль и методы исследования.

10. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы обонятельного анализатора.

11. Классификация запахов, теории их восприятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Дайте определение и опишите структуру системы пищеварения.

2. Перечислите основные функции пищеварения.

3. Перечислите этапы обработки пищи в ротовой полости.

4. Нарисуйте рефлекторные дуги жевания, глотания, слюноотделения.

5. Опишите состав слюны и механизм ее образования.

6. Перечислите факторы, влияющие на слюнообразование.

7. Опишите структуру вкусовой сенсорной системы и ее функции.

8. Перечислите методы исследования вкусовой чувствительности.

9. Объясните структуру обонятельной сенсорной системы и ее функции.

10. Зарисуйте схему вкусовых полей языка.

11. Опишите теории восприятия запахов и их классификацию.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

1. Исследование порогов вкусовой чувствительности.

2. Исследование вкусовых полей языка.

3. Состав и свойства слюны:

- переваривающее действие слюны на крахмал

- качественная проба на содержание муцина.

Исследование ПОРОГОВ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Различают четыре «первичных» вкусовых ощущения: слад­кое, кислое, соленое, горькое. Порог вкусовой чувствительно­стиэто минимальная концентрация исследуемого вещества, которая вызывает ощущение вкуса. Самые низкие пороги вку­совой чувствительностидля горького вкуса. Пороги вкусовой чувствительности зависят от состояния организма (голодание, беременность), алкоголь и никотин увеличивают пороги вкусо­вой чувствительности. У любителей сладостей порог на сладкое увеличивается.

Для работы необходимы: растворы сахара, соли, лимонной кисло­ты, хинина (каждый в концентрации 1%; 0,1%; 0,01% и 0,001%), глазная пипетка, стакан с водой. Объект исследованиячеловек.

Проведение работы. Испытуемому на кончик языка (не прикасаясь к языку) наносят из пипетки каплю какого-либо из перечисленных веществ и предлагают сделать глоток. Ис­следование начинают с самой низкой концентрации вещества (0,001%) и увеличивают ее до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус наносимого на язык вещества. Найденную концентрацию принимают за порог вкусовой чувствительно­сти для данного вещества. После испытания каждого раствора рот прополаскивают водой, после чего приступают к исследо­ванию новой концентрации вещества. Опыт желательно про­водить на нескольких испытуемых.

Результаты работы и их оформление. Внесите получен­ные данные в таблицу.

Вещество     Концентрация вещества, %
0,001 0,01 0,1
Сладкое        
Кислое        
Горькое        
Соленое        

Пороговую концентрацию отмечают знаком "+", отсутст­вие вкусового ощущениязнаком "-". Сравните пороги к сладкому и горькому у «сладкоежки» и у любителя острой пищи. Если есть различия, то объясните, с чем они связаны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...