Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БАРОККО (конец XVI - первая половина XVIII вв.)

Стили в искусстве 17 – 18 столетий

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

КЛАССИЦИЗМ (сер. XVIII - XIX вв.)

Пресыщенность причудливыми формами Рококо вскоре вызвала призывы к искусству более трезвому и рациональному. И тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное. Так возник классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о строгих ясных логичных формах и разумной закономерности мироздания.

Обычно разделяют два периода в развитии классицизма. Сложился он в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.

Новое изменение вкусов, первоначально во Франции и Англии, случилось по ряду причин. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), пользовавшиеся огромным авторитетом в широких кругах аристократии и буржуазии, призывали общество к разумной, простой и естественной жизни. Умным людям уже надоели глупые и надуманные безделицы Рококо. К тому же, в 1748 году начались раскопки древнего римского города Помпеи, погребенного в I веке н. э. под толстым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувий. Глазам потрясенного мира открылась небывалая, нетронутая временем красота классического античного города. Огромную роль в утверждении нового стиля, навеянного впечатлениями от помпейских находок, сыграл и великий немецкий ученый Иоганн Винкельман, основатель истории искусства как науки, выступивший с проповедью античной классики, главным образом греческой, считая ее образцом совершенного и благородного вкуса. Окончательное утверждение позиций классицизма в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве приходится на время правления Людовика XVI, короля Франции с 1774 по 1792 год, из-за чего французский классицизм называют также "стилем Людовика XVI".

Под классицизмом понимают стиль, распространённый в Европе в XVIII - начале XIX вв. Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек Барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. Эти же качества унаследовали и другие виды искусства: живопись, музыка, театр.

Основные принципы и идеалы этого направления закладывались во Франции. Их символическим выражением стали слова двух знаменитых людей, Короля-Солнца (Людовика XIV), изрекшего "Государство - это я!" и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего: "Я мыслю, следовательно - существую". Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю и отечеству и торжество разума над чувством. Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.

 

Стили в искусстве 17 – 18 столетий

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

БАРОККО (конец XVI - первая половина XVIII вв.)

"Каждый человек - это стиль" - эти слова французского учёного Бюффона, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи Барокко. Впервые в истории искусства речь пошла о целом культурном движении, потому что стиль и образ жизни людей становятся взаимосвязанными.

Барокко - слово итальянское и в переводе синонимично слову "причудливый". Так назвали стиль его поздние противники - классицисты XVIII века, которым формы Барокко напоминали странную вычурную раковину - результат игры "неразумной природы".

Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся "картиной мира" на рубеже XVI- XVII вв. Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями. То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля - плоское блюдце, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.

История стиля Барокко неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского короля Людовика XIV. Вообще же, эпоху Барокко принято делить на три периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:

- стиль Людовика XIII - раннее Барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.

- стиль Людовика XIV - "Короля Солнца", 1643-1715 гг.

- стиль Регентства - переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает Барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы Барокко находят широкое применение, в первую очередь, в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей.

Стиль Барокко медленно вызревал в архитектуре и скульптуре "Высокого Возрождения". И лишь великий Микеланжело мощью и экспрессией своего индивидуальности в один миг разрушил все привычные представления о "правилах" рисунка и композиции (Сикстинской капеллы в Ватикане, архитектурный ансамбль Капитолия в Риме, интерьер Капеллы Медичи, вестибюль библиотеки Сан- Лоренцо во Флоренции).

В архитектуре Барокко поражают "нечеловеческие" масштабы. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Известный русский искусствовед И. Грабарь пишет о римской архитектуре эпохи Барокко: "Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам еще полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось "призрачное ощущение".

Идеи барочной организации больших пространств рождают колоссальные ансамбли площадей с фонтанами и египетскими обелисками, перспективами улиц, аллей садов и парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси, несмотря на все различия - порождения одной эпохи Барокко. Во Франции преобладает тип дворца П-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризолитов. Все эти ансамбли построены на театральном эффекте неожиданных контрастов, смены впечатлений: кулисы, "задник", внезапно открывающиеся перспективы. Ведь не случайно эпоха Барокко - время театрального искусства, декорационной живописи, грандиозных дворцовых празднеств и маскарадов с фейерверками.

 

2. РОКОКО (Первая половина XVIII века)

Рококо - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал до 80-х годов XVIII столетия. Стиль Рококо был продолжением стиля Барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером, стал блестящим завершением стиля Барокко.

В наследство от предыдущего столетия XVIII век получил особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств ("Французы более обижаются, когда порицают их вкус, нежели ум" Ларошфуко). Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для Барокко необходима вся гамма эмоций от радости до трагедии, то для наслаждающихся Рококо - лишь изысканно тонких, изящных.

"Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма.

Вдохновителем Рококо стал итальянец Ж.О. Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые асимметричные формы, в частности, мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Архитектура Рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало. Она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой. Не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов. Колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом. Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи. Фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...