Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






АМПИР (вторая половина XVIII - начало XIX вв.)

Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во II половине XVIII века классицистического направления. Становление и расцвет ампира пришлись на относительно небольшой отрезок времени с 1799 года до реставрации династии Бурбонов в 1815 году. Великая Французская революция, начавшаяся с идеалов "Свободы, Равенства, Братства", сменилась Директорией и новой империей Наполеона Бонапарта.

Свое название этот стиль получил от французского слова "империя", поскольку призван был подчеркнуть мощь и величие того, кто эту империю создал. Речь идет о Наполеоне Бонапарте, в эпоху правления которого и произошло оформление ампира. Этот стиль должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом.

Если свободно возникший классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и республиканский Рим, то французским художникам было строго приказано брать за основу формы римского, имперского искусства. Римская империя стала не просто идеалом красоты, но и программой к действию. Может быть, потому что Наполеон хотел сделать Францию такой же могущественной империей, как империя Древнего Рима. Искусство стало своеобразным идеологическим оружием, а ампир первым стилем, официально насаждаемым "сверху".

Искусство, тесным образом связанное с властью и общественными процессами, немедленно отреагировало на смену приоритетов. Республиканский Рим как образец для подражания с его гражданскими идеалами сменился парадно-торжественным настроением, почерпнутым из императорского Рима, с бесконечными триумфальными шествиями, отмечаниями побед, прославлениями Императора. Так, не меняя стиля в целом, классицизм XVIII века сменился ампиром начала XIX. В сущности, это был тот же классицизм в его поздней фазе с несколько иным подходом к классическому наследию и другими элементами и формами (в основном декоративными), которые использовались архитекторами императора. Однако ампир коренным образом отличается от классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие "Стиля Первой Империи". На стенах ампирных построек строгие декоративные мотивы, взятые из республиканского Рима - ленты, гирлянды, сменяются лавровыми венками победителей, символами воинской славы - мечами, копьями, щитами, шлемами.

Парадоксально, но ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался "эпосом Оссиана" (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара "Оссиан, вызывающий призраков", исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на "египетский стиль". Но основными декоративными мотивами стиля ампир оставались все же атрибуты римской военной истории.

Характерна еще одна особенность ампира. Присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. В Англии стиль ампир также не получил широкого распространения. "Английским ампиром" иногда условно называют "стиль Георга IV" (1820-1830), наступивший после "английского стиля регентства", или "ридженси". Временем второго "Британского ампира" считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.

И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". На это были и свои внутренние причины. Россия становилась могущественной империей. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже". Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира". Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. "Русский ампир" был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" Карл Росси, смягчивший своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский неоклассицизм. Провинциальный "московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют "николаевским ампиром".

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...