Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита.Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские правила (стандарты) формируют единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила применительно к качеству и надежности аудита и обеспечи вающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основании аудиторских правил (стандартов) регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причины этих отступлений.
Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.
Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц. Значение правил (стандартов) состоит в том, что они: 1
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; 2
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; 3
помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; 4
устраняют необходимость контроля со стороны государства; 5
помогают аудиторам вести переговоры с клиентом; 6
обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса; 7
заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию; 8
обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций; 9
рационализируют и облегчают аудиторскую работу и т.д.
Вместе с тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили международное признание Кодекс этики аудиторов. Кодекс этики аудиторов — это подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми руководствуется аудиторы России при осуществлении профессиональной деятельности. В соответствии с условиями кодекса необходимо признать, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Соблюдение этических норм профессионального поведения достигается высокой ответственностью аудиторов. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм — непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Принципы, которые должен соблюдать каждый аудитор В Кодексе этики аудиторов приводятся фундаментальные принципы, которые должен соблюдать каждый аудитор: честность, независимость, объективность, профессиональная компетентность и должностная тщательность, конфиденциальность, руководствование регламентирующими документами и другие принципы. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов. При выполнении своих функций аудиторы должны проявлять объективность. Объективность означает непредвзятость, беспристрастность и неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении профессиональных вопросов и формировании выводов и заключений. При соблюдении этических требований объективности следует: избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности; не принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на профессиональное суждение аудиторов. Выражая согласие на оказание услуг, аудитор должен быть уверен в том, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне. Аудитор должен воздержаться от оказания услуг в области, где он некомпетентен, если ему не будет оказана помощь соответствующих специалистов. Аудиторы должны оказывать аудиторские услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием. Их обязанностью является постоянная забота о пополнении своих знаний и опыта на таком уровне, который бы давал как руководству, так и клиенту уверенность в высоком качестве профессиональных услуг, основанных на постоянно обновляющейся информации в области законодательства, методики и практики аудита. Профессиональная компетентность — обладание необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт. Конфиденциальность — один из принципов аудита, который заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда могут быть преданы гласности только с разрешения указанных органов и в том виде, в каком упомянутые органы признают это возможным. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. В соответствии с условиями статьи 8 закона РФ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях в организациях, где проводились проверки или которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Конфиденциальность подразумевает обязанность сохранять информацию от раскрытия и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны. Кодекс этики аудиторов оговаривает следующие основные профессиональные требования конфиденциальности, к которым относится неразглашение информации следующего характера: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Независимость - это обязательное отсутствие заинтересованности (финансовой, имущественной, родственной или любой другой) у аудитора при формировании своего мнения в делах аудируемой организации либо зависимости от третьих лиц. В интересах общества все аудиторы и аудиторские организации должны быть независимы от аудируемых организаций и третьих лиц. Наиболее результативный аудит проводится независимыми аудиторами. В действующем законодательстве (статья 12 закона РФ «Об аудиторской деятельности») существуют ограничения, которыми оговариваются условия независимости аудиторских проверок. В приведенной таблице указываются основные требования к юридическим и физическим лицам в ограничениях при проведении аудита: Репутация аудиторской фирмы В своей деятельности аудиторы должны соблюдать ряд предпосылок или основных принципов, которые не только позволяют создать хорошую репутацию аудиторской фирме и ее работникам, но и являются общепринятыми этическими нормами поведения в данной области. К таким принципам относятся Добросовестность и Профессиональное поведение. Добросовестность — предполагает оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. При этом усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе не должно приниматься в качестве гарантии безошибочности в аудиторской деятельности. Профессиональное поведение — соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг Профессиональная этика аудитора не исчерпывается этими несколькими правилами поведения. Концепция профессионального поведения распространяется на все сферы деятельности аудитора. Этика и ее дисциплинирующее воздействие являются основой саморегулирования их деятельности. Аудиторы должны постоянно помнить об интересах других лиц. Каким бы сложным ни было их решение, необходимо, учитывая технические детали помнить о сути проблемы. Невозможно переоценить важность для бухгалтеров и аудиторов осознания самого духа профессии, оказывающей влияние на других людей. Кодекс профессиональной этики аудиторов России в качестве национального был утвержден Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28.08.2003 протоколом № 16 и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |