Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы научного познания феномена физической культуры и спорта

Практическая деятельность в области физической культуры и спорта тесно взаимодействует с теорией познания общественно-


экономических отношений. Познание в области физической культуры и спорта — это процесс получения знаний, умений и навыков, который включает:

предмет — научно-теоретические дисциплины по физической культуре и спорту, их взаимодействие;

субъект — спортивные федерации, спортсмены, тренеры, специалисты, средства массовой информации, любители физической культуры и спорта;

объект — спортивные сооружения, инвентарь, оборудование; закономерности, потребности и действия.

Проникновение этого феномена в различные слои общества, создание образной картины, воспроизводящей форму спортивного соперничества, красоты и эстетики движения тела человека, зрелищность, проявление психики и эмоций, создание материально-духовных ценностей, способы оздоровления — в этом и состоит сущность физической культуры и спорта.

Познанию феномена физической культуры и спорта предшествует определенная мировоззренческая культура, включающая:

общие взгляды на объект познания — можно ли изучить теорию и методику физической культуры и спорта;

познавательные основы — можно ли познать исторический опыт физической культуры и спорта, есть ли для этого у человека необходимые средства и способности;

осознание проблемы — ожидаемые результаты — будет ли это процесс оздоровления или установление рекорда в избранном виде спорта.

Познание физической культуры и спорта состоит из: объекта исследования — целесообразно ли изучить деятельность отдельного спортсмена, тренера, спортивной команды; выявить суть состояния этого феномена в России или в мировом сообществе, а также окружающей действительности жизнедеятельности спортсмена или команды; исследования субъекта — в каком направлении развивается, например, физическая культура подрастающего поколения.

Познание физической культуры и спорта складывается из самопознания личностью отдельных их разновидностей. Опираясь на знание, человек ориентируется в окружающем мире и постигает себя, организует, упорядочивает свою жизнедеятельность, осознает свои способности и возможности в их реализации в индивидуально построенной физической активности в конкретном виде спорта.

Целью познания в физической культуре и спорте является овладение учеником, студентом совокупностью двигательных актов в интересах их эффективного использования в условиях жизнедеятельности общества.


Исследуя проблему познания, история и философия науки о физической культуре и спорте сталкиваются с проблемой соотношения знания и веры. Вера как совокупность положений и знаний принимается без доказательств о единстве физического и духовно-нравственного развития человека. Основание веры — доверие к сведениям, информации о структуре, содержании, философии физической культуры и спорта, что определяет концепцию перспективных образовательных программ.

Движущей силой познания физической культуры и спорта являются оценка личностью проявления и развития инстинкта, имеющего осознанный характер. Человек стремится познать возможности положительного воздействия физических упражнений на организм, получить знания, которые могут ему обеспечить свободу выбора и использования избранного вида спорта или специальных упражнений для укрепления своего состояния здоровья и социального благополучия.

Потребности личности могут быть удовлетворены активной практической деятельностью на физкультурно-спортивных аренах, например, на боксерском ринге или на гимнастических снарядах. Практика становится результатом познания.

К средствам познания физической культуры и спорта личности относятся: органы чувств, воспринимающие внешнее воздействие (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус); внутренние органы; органы, отвечающие за положение тела в пространстве. К познавательным способностям относится деятельность мозга по обработке чувственных данных, формированию, хранению и воспроизводству мысленных образов действительности (мышление, память, воображение).

Процесс познания основывается на рассудочном и интуитивном мышлении.

Рассудочное мышление включает понятие, суждение и умозаключение о сущности конкретного понятия.

Понятие отражает существенные свойства предмета или явления в физической культуре и спорте, представляет собой сложное мысленное образование. С помощью понятий можно обобщать, расчленять на составные части, интерпретировать и по-разному истолковывать явления в физической культуре и спорте, например, при разучивании сложно-координационных упражнений.

Суждение основывается на высказывании, в котором отражается взаимосвязь предметов и явлений в сфере физической культуры и спорта, выраженных в понятиях. Суждения могут быть утвердительными, отрицательными, предположительными (гипотетическими) и проблематичными.

Умозаключение формирует умственное действие, выражающее возможную или реальную взаимосвязь суждений в физической культуре и спорте. Умозаключение позволяет выявлять новые, ча-


сто недоступные непосредственному восприятию связи и зависимости. Основными видами умозаключений являются:

индуктивные (индукция — наведение) — способ рассуждения от частного к общему;

дедуктивные (дедукция — выведение) — рассуждение от общего к частному.

Главным механизмом получения новых знаний в ходе рассуждений является логическая обработка имеющихся сведений, например, в какой последовательности выполнять элементы в фигурном катании на коньках.

Интуитивное мышление опирается на интуицию, т.е. способность человека давать знание о сущности предметов и явлений в сфере физической культуры и спорта непосредственным восприятием и отражением целостного явления. Его основными этапами является накопление имеющихся сведений о предмете, например, о физической культуре в первобытно-общинном обществе. Полученные знания перерабатываются автономно, независимо от внешней деятельности сознания. Происходит вызревание знаний и на каком-то этапе (во сне, в ходе физкультурно-спортивного действа) — озарение.

В теории и практике физической культуры и спорта сложились следующие виды познания:

предметно-деятельностный — познание направлено на предметы и процессы окружающей среды, деятельность спортсменов, тренеров, специалистов; отвечает на вопросы: что такое? Как действовать?;

ценностный — познание направлено на выявление значения предметов, процессов, действий спортсменов, тренеров, специалистов для удовлетворения потребностей; дает ценностную ориентацию потребностей человека и призван отвечать на вопросы: зачем? С какой целью?;

донаучный — познание возникает стихийно, самопроизвольно в ходе жизнедеятельности на основе здравого смысла, общечеловеческих норм мышления; носит рецептурно-процедурный, интуитивный характер, дает знание о том, как делать, как вести себя и в каком порядке, не объясняя, почему именно так и в таком порядке; обучение идет по принципу «делай, как я»;

вненаучный — познание физкультурно-спортивного феномена осуществляется на основе общественного признания вида духовной деятельности. Главная особенность — знание норм, правил, национальных обычаев и традиций, поведения людей; проявляется, например, в музыке, написанной для Олимпийских игр, в архитектуре стадионов, где футбол, хоккей, другие виды спорта становятся предметом массового зрелища;

научный — познание представляет собой вид духовного производства и деятельности, осуществляется профессионально подго-


товленными специалистами на основе разработанных методов, с использованием технических средств обучения; присуща доказательность, подтверждение фактами, логическими выводами, математическими расчетами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...