Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системология, ее методы, место и роль в физической культуре и спортеСистемология как наука управления охватывает разные области знаний, сочетает в себе научно-теоретические и исследовательские проблемы, практический опыт. Она становится одним из важных инструментов в физкультурно-спортивной деятельности и включает: - исследование управляющей и управляемой систем; - изучение форм и методов управляющих воздействий; - теоретический анализ самого процесса управления; - исследование организации управленческого труда. Задачи, решаемые в данном направлении научного поиска, включают: - разработку теоретических проблем и практических вопросов управления; - выявление способов успешного решения задач управления; - выработку рекомендаций по совершенствованию системы управления; - изучение и разработку путей комплексного применения форм и методов воздействия на членов спортивного коллектива. В практике можно встретить различную классификацию управления. Для специалистов важно рассмотреть элементы управления во взаимодействии с общественными процессами. Функции управления в физической культуре и спорте классифицируются: по характеру нормативного регулирования — на правовые и нравственные; по содержанию — на политические, экономические, социальные, культурные; по территориальному признаку — на федеральные, региональные, местные; по времени действия — на бессрочные и срочные; по социальному положению участников в системе управления — на отношения субординации (вертикальные) и отношения согласования (горизонтальные); по сфере распространения — на внутренние, складывающиеся внутри данной системы управления, и внешние, складывающиеся между различными системами управления. Для изучения проблем эффективного управления в сфере физической культуры и спорта можно использовать различные методы, в частности сбор и обработку информации, статистическую выборку, группировку. По функциональным назначениям управление в физической культуре и спорте можно рассматривать как систему выработанных и испытанных на практике взглядов, идей, понятий, категорий, раскрывающих и объясняющих характер, а также законы управленческих отношений в их статике и динамике. Управление в вузе как особая деятельность предполагает затраты труда руководящих структур для эффективного обучения студентов. Эта целенаправленная деятельность начинается с постановки проблем и целей, определения путей решения задач. Управленческие отношения являются экономическими и юридическими. Они регулируются правами или административными решениями. Цели управления ставятся с учетом реальной действительности, состояния внешней среды и соотносятся с объективными возможностями их реализации. По значимости цели подразделяются на: 1) общие (высшего уровня, глобальные, генеральные) и частные; 2) стратегические и тактические; 3) конечные и промежуточные. Цели находятся в отношениях субординации и дополняют друг друга. Например, руководством вуза частные цели определяются после установления общих. Цели высшего уровня являются основополагающими, на их базе формируются цели нижестоящих систем управления, например, факультетов, кафедр и вспомогательных служб. Каждая система наряду с общими имеет и свои конкретные цели управления. Они должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу. Глобальные цели, например, участие спортсменов на Олимпийских играх, должны находиться в соподчиненности и во взаимосвязи с целями нижнего уровня, т. е. глобальные цели напрямую зависят от развития различных видов спорта в стране, системы и подготовки высококвалифицированных кадров в учебном заведении и т.д. Оптимизация соотношения централизации и децентрализации обязательно присутствует в системе управления в сфере физической культуры и спорта. Следует акцентировать внимание на том, что эффективность управления достигается тем успешнее, чем более близки цели управляющей и управляемой систем. Цикличность процесса управления декларирует единство познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Управление находится в прямой зависимости от его информационного обеспечения, влияния и особенностей психо- физиологических свойств каждого преподавателя, тренера, специалиста. В основе управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта используются следующие организационные принципы: - сохранения законности (строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами управления законов и нормативных актов); - исполнительской дисциплины (выполнение каждым участником процесса управления определенных обязанностей, предусмотренных системой управления, согласно нормам и правилам, установленным полномочными субъектами управления, а также индивидуальных предписаний субъектов управления теми, кому они адресованы); - определения и реализации целей, функций и задач субъектом управления с учетом структурно-содержательных особенностей управляемого объекта; - сохранения первичности целей и функций систем управления и вторичности их организационных структур; - сочетания централизации в решении стратегических задач с децентрализацией оперативных решений; - персонификации функций управления и ответственности за их реализацию; - соответствия уровня ответственности субъектов управления предоставленным им полномочиям; - сочетания линейных и дивизиональных начал в управлении; - обязательности установления и поддержания субъектом управления обратной связи с деятельностью объекта управленческого воздействия. Физическое воспитание студентов находится в ведении Министерства образования и науки, которое обеспечивает педагогический процесс в учебных учреждениях, подготовку специалистов, а также научных кадров. В школах, техникумах, вузах физическое воспитание является обязательной учебной дисциплиной. В регионах управление осуществляется на местном уровне. Здесь принимаются решения о развитии физической культуры и спорта, строительстве спортивных сооружений, проведении спортивных мероприятий, подготовке спортсменов по видам спорта, характерным для данного региона. Олимпийский комитет России (ОКР) является самостоятельной организацией и имеет полномочия от Международного олимпийского комитета (МОК) в соответствии со ст. 24 Олимпийской хартии. ОКР интегрирует составные части спортивного движения — спортивные федерации страны, готовящие спортсменов высших категорий для выступления на международных соревно- ваниях и Олимпийских играх. Функционируют федерации по олимпийским, параолимпийским и сурдолимпийским, техническим и другим видам спорта. Для руководства физической культурой и спортом необходимы квалифицированные специалисты. Преподаватели физической культуры (тренеры) должны хорошо знать особенности различных видов спорта, быть компетентными в вопросах управления административным и тренерским персоналом, уметь решать хозяйственные проблемы, организовывать учебно-тренировочный процесс. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |