Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диверсификационные объекты структурно-методического обеспечения физической культуры и спорта

В период развития новых тенденций в физической культуре и спорте необходимы эффективные внутренние связи между отдельными дисциплинами. В данном аспекте применяются методы диверсификации (от англ. diversification — изменение, разнообразие).

В современном понимании диверсификация означает одновременное развитие и расширение объемов деятельности разнообразных по функциям объектов, которые должны быть связаны друг с другом. Это необходимо для концентрации различных объектов, усиления их внутренней устойчивости на разных уровнях функционирования физкультурно-спортивной деятельности.

В целях устойчивого функционирования физической культуры и спорта для обучения студентов целесообразно разрабатывать и реализовывать инновационные дисциплины.

Учебные дисциплины и курсы по выбору должны обеспечивать высокое качество, достоверность, полноту и своевременность информации, культуры информационного сервиса в физкультур-но-спортивном обучении.

Наиболее важные в данном аспекте такие направления, как логистика, спортивная метрология, конкурсные торги (тендеры) в физической культуре и спорте.

Что представляет собой логистика как система качества обслуживания физкультурно-спортивных мероприятий? Понятие «логистика» первоначально означало мышление, расчет, целесообразность. От древних греков этот термин пришел к римлянам, которые понимали его как распределение продуктов питания. Поэтому logistical — термин, который в большой степени относится к тылу; logistics — тыл и снабжение, материально-технические службы, организация и осуществление работы тыла; logistical support — материально-техническое обеспечение.

В продвижении товаров, работ, услуг ученые исследовали ма-териалопотоки в каналах распределения сокращенных затрат на содержание запасов и транспортной продукции. Полученные результаты послужили основой создания новой науки в экономике — логистики, принципы, методы, условия и факторы которой применимы и для физкультурно-спортивной деятельности.

Управленческий процесс в обеспечении, например, чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр происходит при соблюдении принципов и методов логистики: места состязаний оборудуются спортивным инвентарем; спортсмены, тренеры, судьи по спорту и специалисты — питанием и проживанием; осуществляются перевозки на спортивные объекты, продажа билетов зрителям, очередность выступления атлетов на спортивных аре-


нах, время телепередач выступлений спортсменов и другие мероприятия.

В условиях рынка физкультурно-спортивные товары, услуги, работы по строительству спортивных сооружений востребованы при наличии многообразия производителей-поставщиков, конкуренции. Поэтому на рынке должны быть спрос, предложение, высокое качество, товары и услуги должны предоставляться заказчику в установленные сроки, в том количестве и качестве, которые его удовлетворяют, в место назначения, которое он определил.

В логистике используют символику (отдельные выражения обозначают определенными знаками), аксиоматизм (существующие знаки определяются через несколько основных). Например, ежегодно осуществляется процедура распределения мест занятий по разделам физической культуры между учебными группами (курсами) в течение семестра (месяца, недели), а также мест для переодевания и принятия душа.

Необходимо организовать проведение занятий со студентами так, чтобы игровые и гимнастические площадки, бассейн и тренажерные залы, стрелковый тир и беговые дорожки, инвентарь и оборудование, раздевалки и душевые были распределены с учетом полной занятости в течение учебного дня. Такое распределение осуществляется и для проведения учебно-тренировочных занятий в секциях и командах при подготовке к соревнованиям или при спортивно-педагогическом совершенствовании.

Комплексом этих актов руководит специалист, который для облегчения своих действий обозначает объекты: гимнастический зал цифрой «1», бассейн — «2», игровую площадку — «3», раздевалки — «4», душевые — «5» и т.д. Это позволяет фиксировать информацию в более кратком, зашифрованном виде.

В данном случае эффективно осуществляется управление учебным процессом кафедр спортивных дисциплин, качеством проведения занятий или тренировок в командах, включая комбинирование видов деятельности преподавателей, лаборантов, обслуживающего персонала, служб вуза, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием и управлением.

Логистика является системой обслуживания, цель которой заключается в том, чтобы необходимые учебные занятия для студентов и преподавателей проводились в определенном месте, в должном количестве и в подобающий момент.

В конечном счете логистика в сфере физкультурно-спортивной деятельности нужна для качественного обеспечения учебного процесса, проведения спортивных соревнований, физкультурно-спортивных мероприятий.

Спортивная метрология необходима будущему тренеру и преподавателю физической культуры для формирования системы знаний, навыков и умений в области измерений и контроля в спорте.


Главные ее задачи — обучение студентов метрологическим основам теории и практики комплексного измерения и контроля в спорте и физическом воспитании, развитие навыков тестирования состояния и подготовленности лиц различного возраста и физического развития с использованием прикладных методов математической статистики.

Спортивная метрология необходима для того, чтобы эффективно управлять процессом обучения студентов, иметь информацию о результатах воздействия на их организм физических упражнений в процессе учебных занятий или спортивной тренировки. К числу наиболее актуальных проблем относятся вопросы контроля над оперативным и текущим состоянием занимающихся физическими упражнениями.

Спортивная метрология базируется на знаниях в таких областях, как математическая статистика, спортивная морфология, биохимия, физиология, биомеханика, психология, физика. Студенты должны хорошо освоить технологию метрологической проверки тестов, чтобы на практике применять методики тестирования состояния какой-либо из сторон подготовленности студента или спортсмена.

Многие метрологические процессы требуют экспериментального подтверждения и применения соответствующих инструментальных методик и вычислительных методов. Для этого используются соответствующая аппаратура, компьютерная техника и программное обеспечение.

Особое место отводится самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение расчетно-графических работ, требующих точных и достоверных измерений, выявления абсолютных, относительных, систематических и случайных ошибок. Им необходимо научиться применять методы математической статистики в системе комплексного контроля, корреляционные методы, использовать их в работе с тестами. Особое внимание следует уделять линейной и нелинейной корреляции, параметрической и непараметрической корреляции, коэффициентам корреляции Браве— Пирсона, Спирмена, корреляционным отношениям, тетрахори-ческому коэффициенту корреляции и т.д.

: В ходе учебной работы и научных исследований студенты должны освоить метод регрессионного анализа (формы регрессии, экстраполяцию и интерполяцию, метод регрессионных остатков). На практике применять дисперсионные методы, причины появления общей, факториальной, межгрупповой и индивидуальной дисперсий при проведении тестирования, однофакторный и двухфакторный комплексы дисперсионного анализа, статистические показатели вариативности, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

В физической культуре и спорте разработаны общие понятия теории тестов, которые применяются в практике и научных ис-


следованиях. Критерием тестов является такой показатель, как информативность (эмпирическая информативность, логическая информативность, информативность по определению). Существуют и разновидности информативности: различительная, диагностическая и прогностическая. Различают также информативность при наличии единичного критерия, конкурентную информативность, факторную информативность. Для них разработаны соответствующие методы оценки информативности (коэффициент информативности).

При оценке различных видов информативности применяются: статистические методы оценки информативности; корреляционный метод оценки информативности; дисперсионный метод оценки информативности.

Информативность тестов в практической работе включает: контингент тестируемых, интервал времени между тестированиями, а также пути повышения качества тестов.

Тесты должны быть надежными, что определяется соответствующими факторами (коэффициентом надежности). Надежность можно оценивать по экспериментальным данным. Для этого разрабатываются процедуры оценки надежности, определяются корреляционные и дисперсионные методы оценки надежности.

При разработке тестов надо учитывать их воспроизводимость; факторы, их определяющие; методы оценки воспроизводимости результатов тестирования. Тест должен обладать стабильностью, факторами, определяющими стабильность, и оценкой стабильности.

Тест должен иметь такие критерии, как согласованность, эквивалентность. К статистическим методам оценки эквивалентности относятся корреляционный анализ, факторный анализ, коэффициент эквивалентности.

Для использования тестов разрабатывается система оценивания, основные задачи оценивания, шкалы оценивания, типы шкал оценивания (пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая и сигмовидная), стандартные и перцентильные, параметрические шкалы выборных точек. Производится выбор шкал оценивания в практической работе, определяются нормы (сопоставительные, индивидуальные, должные, возрастные), а также пригодность норм (релевантность, репрезентативность, современность, учет телосложения).

К метрологическим основам комплексного контроля в физической культуре и спорте относятся типы состояния спортсмена и соответствующие им разновидности контроля. Необходимо проектировать содержание и организацию этапного, текущего и оперативного контроля, определять оценку надежности и информативности тестов для этапного, текущего и оперативного контроля и проверки.


Преподаватели, тренеры должны уметь контролировать точность двигательных действий обучаемых, их скоростно-силовые качества и выносливость, давать метрологическую характеристику гомогенных и гетерогенных показателей скоростно-силовых качеств, определять дистанционную и стартовую скорость и методы оценки в движениях разной сложности, выявлять соотношение между выносливостью, силой и быстротой.

В соревнованиях, на тренировках в секциях и командах можно с помощью различных методов определять соревновательные и тренировочные нагрузки, давать оценку или характеристику специализированности и направленности, надежности и информативности показателей нагрузок.

Важную роль метрология играет при моделировании и прогнозировании состояния спортсменов, в определении основных этапов создания и содержания математических, физических и электронных моделей, выборе количественных модельных характеристик.

Метрологические основы прогноза и отбора в спорте означают стабильность и наследуемость признаков как основы прогноза. В этих случаях применяется двухфакторная теория стабильности спортивных показателей, прогнозирование спортивных достижений.

Для проведения различных измерений в процессе физкультур-но-спортивной деятельности необходимо иметь методические разработки и аппаратурное оснащение: таблицы критических значений t-критерия Стьюдента, рангового коэффициента корреляции, нормированного коэффициента корреляции, задания для расчет-но-графических работ, становой динамометр, автоматизированную систему для оценки физических качеств (тензоплатформу, комплект датчиков, дисплей, накопитель на магнитной ленте, компьютер), секундомеры, контактную платформу, самописец.

В современной России конкурсные торги (тендеры) в физической культуре и спорте стали объективной реальностью. В них участвуют государственные, коммерческие и другие заинтересованные структуры. В данной сфере деятельности разработана методология, нормативная и правовая база, технология организации и проведения тендеров.

Актуальность проведения конкурсных торгов (тендеров) физ-культурно-спортивных товаров, услуг и работ предопределена развитием макроэкономики, среднего и малого бизнеса, созданием на мировом рынке условий для конкуренции.

К основным понятиям относятся:

конкурсные торги — составная часть производства, спроса, предложения и конкуренции на рынке физкультурно-спортивных товаров, работ и услуг;

состояние рынка — отношения между заинтересованными хозяйствующими субъектами в области физкультурно-спортивного рынка;


3 Барчуков



методика конкурсных торгов — совокупность приемов, технологий и механизмов, направленная на решение задач (например, методика проведения или координации открытых или закрытых тендеров физкультурно-спортивных товаров, работ, услуг).

Цель и задачи конкурсных торгов состоят в том, чтобы обеспечить закупщика (потребителя) качественными физкультурно-спортивными работами, товарами, услугами. Например, производители (поставщики) выставляют на конкурсные торги инвентарь для гимнастического зала, а учебному заведению (закупщику) необходимо приобрести его по оптимальной цене и высокого качества.

В практике проведения конкурсных торгов сформировались следующие принципы:

активности и наглядности — активное и целенаправленное участие всех представителей в конкурсных торгах, точных и ясных представлений об их проведении;

систематичности — регулярное проведение конкурсных торгов, что создает у всех участников убежденность в необходимости решения хозяйственных проблем;

открытости и доступности — демократичное участие всех представителей в конкурсных торгах, получение полной и достоверной информации об их содержании, о предотвращении псевдоконкурсов, коррупции, об антиимиджевой политике конкурентов;

справедливости — обязательность исполнения заключенных договоров участниками конкурсных торгов, правил рассмотрения споров в судах и арбитражах;

экономической эффективности — извлечение прибыли участниками конкурсных торгов, развитие и совершенствование рынка товаров, работ и услуг.

Разнообразны методы, используемые в процессе тендерной деятельности. К ним относятся: экономико-математические методы анализа; методы сбора и экономического анализа материалов, системного анализа и синтеза, прогнозирования, научного предвидения; системный, информациологический, нормативный и дескриптивный подходы; методы сравнения; новейшие методы моделирования; экспертные оценки; эксперименты; методы психологического воздействия, предупреждения ошибок, поощрения и др.

В процессе торгов используются приемы, способы и действия, содержание и характер которых зависят от конкретных условий. Они основываются на сознательном и профессиональном исполнении функциональных обязанностей каждым участником торгов.

Необходимо помнить о маркетинговых технологиях, сотрудничестве, взаимодействии, партнерстве и поддержке банков, кре-


дитных организаций, инвесторов, спонсоров, образовательных учреждений, правоохранительных органов, фондов, компаний, средств массовой информации и др.

На практике сложились следующие формы проведения конкурсных торгов в физической культуре и спорте:

- государственный заказ на закупки;

- муниципальный заказ на закупки;

- открытые конкурсные торги;

- ограничительные закупки (закрытые торги, двухэтапные или поэтапные торги);

- простые закупки (запрос котировок, закупка из единственного источника, закупка из нескольких источников);

- внеконкурсные торги;

- инвестиционные конкурсы.

Для всех участников конкурсных торгов должны быть созданы единый регламент, программа и условия для заключения договоров и оплаты услуг.

Производитель (поставщик) должен представлять на рынок сертифицированный продукт; качественно исполнять (предоставлять) работы, товары, услуги в сроки, установленные договором; иметь на рынке деловую репутацию; определять цены, удовлетворяющие спрос потребителя; получать экономическую выгоду за выполненные работы, товары, услуги.

Потребитель (заказчик) должен быть удовлетворен качеством выполненных работ, товаров, услуг производителем; сроками исполнения, установленными в договоре; оптимальными затратами на выполненные работы, товары и услуги.

Посредники (организаторы торгов, средства массовой информации, фонды, кредитные организации, банки и др.) должны объективно информировать потребителей и производителей о работах, товарах и услугах; иметь деловую репутацию на тендерном рынке; получать экономическую выгоду от предоставляемых услуг.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль педагогики в физической культуре и спорте?

2. Расскажите о месте психологии в физической культуре и спорте.

3. Какова взаимосвязь социологии с физической культурой и спортом?

4. В чем заключается взаимообусловленность медико-биологических наук и физической культуры и спорта?

5. Что означает финансовый менеджмент и какова его роль в физической культуре и спорте?

6. Какова взаимосвязь системологии и ее методов с физической культурой и спортом?

7. Какое место занимает правоведение в физической культуре и
спорте?


8. Может ли логистика качественно обеспечивать физкультурно -спортивные мероприятия?

9. Расскажите об информациологии, ее принципах и методах в физической культуре и спорте.

 

10. Каковы наиболее вероятные направления дальнейшего развития физкультурно-спортивной науки?

11. Что такое спортивная метрология? Расскажите о ее целях и задачах.

12. Как и для чего используются конкурсные торги (тендеры) в физической культуре и спорте?


Глава 3. Физкультурно-спортивное образование в профессиональной подготовке специалиста

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...