Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы обучения физической культуре и спортуМетодологические подходы к организации физкультурно-спортивного образования рассматриваются как совокупность идей и концептуальных положений построения педагогических технологий, взглядов, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержательную основу их реализации составляют: планирование, подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебных занятий, материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение учебного процесса, контроль, проверка и оценка эффективности учебной и научно-исследовательской работы. Человек в процессе своего развития сформировал специфический способ поддержания своей телесности. Он осознал истоки и осмыслил специфику физической активности в интересах своего развития, выработал способы целесообразного ее воздействия на свой организм, которые дополняют природу стихийного совершенствования систем организма. В процессе исторического развития общества формировались специальные методы исследования физической культуры и спорта. К ним относятся методы исследования: - потребностей человека (общественных, групповых и индивидуальных) и привлечения его к физкультурно-спортивной деятельности; - потенциальных возможностей физической культуры и особенно спорта в развитии общества; - эффективности средств и способов физической культуры и спорта; - информационного обеспечения физической культуры и спорта. Природных и социальных факторов развития и функционирования физической культуры. Исходной позицией в совершенствовании физкультурно-спортивной деятельности общества является уровень физического развития населения в целом, его социальных и профессиональных групп, отдельной личности. Этим исследованием занимается Медицинская статистика. Индивидуальный и групповой уровни физического развития исследуются методами антропометрии; уровни специальной и общефизической подготовленности — методами тестирования (например, бег на время, прыжки в длину, приседания, в том числе и с отягощениями, отжимы, подтягивания). Перечисленные уровни являются исходными, потому что дают возможность получить информацию о физических возможностях человека в физкультурно-спортивной деятельности. Методы антропометрии и тестирования составляют основу исследования пригодности к занятиям тем или иным видом спорта, физическими упражнениями. Большое внимание, в частности, при исследовании детей и подростков, уделяется генетическим особенностям организма, так как они во многом определяют задатки человека к двигательным видам деятельности. Центральное место в научных исследованиях по физической культуре и спорту занимают разработки и практические проверки новых упражнений и приемов тренировки, апробированных в результате экспериментов. Физические упражнения оцениваются по приросту качеств и умений в спортивной деятельности. Их основой является положительный перенос формируемых качеств и умений с помощью упражнений, воздействующих на физическое, психическое и умственное развитие человека. В физкультурно-спортивной деятельности используются натурные, этические, математические методы проектирования и реализации социально-педагогических задач. Например, в игровых видах спорта широко используются методы сценарного моделирования, имитирующие ход событий в условиях изменяющейся обстановки и тактики действий соперника. Теория физической культуры и спорта как научная дисциплина занимается проблемами целостного развития личности, являясь составной частью системы формирования общей культуры и профессиональной подготовки студентов. Образовательный процесс направлен на гармоничное развитие духовных и физических сил, человеческих ценностей, здоровья, физического, психического и социального благополучия занимающихся. Функции физической культуры и спорта представляют целенаправленный педагогический процесс и выступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающим психологический и биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни (ЗОЖ). Основными компонентами ЗОЖ являются повседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха. Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни студентов. Однако не всегда удается эффективно решить эту социально-педагогическую проблему. Анализ органи- зации учебных занятий и спортивно-массовой работы в вузе показывает, что активно занимаются физическими упражнениями 70% обучаемых, периодически — около 20%, а 10% студентов имеют освобождение врача от занятий. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хроническое недополучение организмом биологически необходимых физических нагрузок приводит к ухудшению здоровья. Причинами такого положения являются: ухудшение социальных условий жизни большинства людей; недооценка значения физической культуры в сохранении здоровья; слабая материально-техническая база для проведения занятий; недостаточное финансирование; отсутствие необходимого спортивного инвентаря, одежды и обуви. Многие студенты не физкультурных вузов расточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическими упражнениями. Преподаватели должны ориентировать обучаемых на формирование у них положительной мотивации к укреплению здоровья, воспитание морально-волевых качеств, применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической подготовленности. В программах по физической культуре надо учитывать особенности обучения юношей и девушек; отражать цель и задачи, количество часов, отводимых на изучение каждого раздела физической культуры, способы проверки и оценки физической подготовленности студентов, а также формы оказания им помощи и проведения контроля. Преподаватели физического воспитания как высокообразованные специалисты обязаны совершенствовать свое методическое мастерство. По своей сути преподавание является совместным трудом педагога и обучаемого, равноправным, а не авторитарным сотрудничеством. Педагогический процесс нельзя строить только на принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебных нормативов. При оценке подготовленности студентов учитывается их умение самостоятельно заниматься спортом. В обучении и воспитании студентов применяются такие меры, средства, методы и формы физической культуры, которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитие человека и соответствуют современному уровню общественного прогресса. Процесс обучения предполагает: - овладение основами личной физической активности; - развитие координационных способностей; - выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; . - развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей; - формирование таких качеств, как гуманизм, радость обще Для эффективного освоения упражнений преподаватели в своей практике используют: 1) интенсивные технологии обучения на основе применения современных педагогических и физкультурно-оздоровительных средств и методов; 2) деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности в интересах будущей профессиональной деятельности. Под оптимизацией и интенсификацией педагогического процесса следует понимать: - повышение качества обучения и усиление мотивации к занятиям по физической культуре и спорту; - применение творческих методов и форм обучения; - использование тренажерных комплексов с компьютерным сопровождением и других технических средств обучения и тренировок. Деятельностный подход педагога к обучению студентов заключается в том, чтобы ориентировать обучающихся на получение знаний, навыков и умений, на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Воплощение в жизнь такого подхода к обучению определяется соответствующими документами, в которых закрепляется ответственность официальных лиц за создание оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом. Требования, предъявляемые к системе физкультурно-спортив-ного образования, направлены на формирование гармонично развитой личности. Практика свидетельствует, что в вузах имеются все возможности, чтобы подготовить физически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми, духовно-нравственными и психологическими качествами. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |