Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы обучения физической культуре и спорту

Методологические подходы к организации физкультурно-спортивного образования рассматриваются как совокупность идей и концептуальных положений построения педагогических технологий, взглядов, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных специалистов, способных эффективно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержательную основу их реализации составляют: планирование, подготовка преподавателей, качественное проведение ими учебных занятий, материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение учебного процесса, контроль, проверка и оценка эффективности учебной и научно-исследовательской работы.

Человек в процессе своего развития сформировал специфический способ поддержания своей телесности. Он осознал истоки и осмыслил специфику физической активности в интересах своего развития, выработал способы целесообразного ее воздействия на свой организм, которые дополняют природу стихийного совершенствования систем организма.

В процессе исторического развития общества формировались специальные методы исследования физической культуры и спорта. К ним относятся методы исследования:

- потребностей человека (общественных, групповых и индивидуальных) и привлечения его к физкультурно-спортивной деятельности;

- потенциальных возможностей физической культуры и особенно спорта в развитии общества;

- эффективности средств и способов физической культуры и спорта;

- информационного обеспечения физической культуры и спорта.
Постепенно сложилась целостная система методов изучения

Природных и социальных факторов развития и функционирования физической культуры.

Исходной позицией в совершенствовании физкультурно-спортивной деятельности общества является уровень физического развития населения в целом, его социальных и профессиональных групп, отдельной личности. Этим исследованием занимается Медицинская статистика. Индивидуальный и групповой уровни


физического развития исследуются методами антропометрии; уровни специальной и общефизической подготовленности — методами тестирования (например, бег на время, прыжки в длину, приседания, в том числе и с отягощениями, отжимы, подтягивания). Перечисленные уровни являются исходными, потому что дают возможность получить информацию о физических возможностях человека в физкультурно-спортивной деятельности.

Методы антропометрии и тестирования составляют основу исследования пригодности к занятиям тем или иным видом спорта, физическими упражнениями. Большое внимание, в частности, при исследовании детей и подростков, уделяется генетическим особенностям организма, так как они во многом определяют задатки человека к двигательным видам деятельности.

Центральное место в научных исследованиях по физической культуре и спорту занимают разработки и практические проверки новых упражнений и приемов тренировки, апробированных в результате экспериментов. Физические упражнения оцениваются по приросту качеств и умений в спортивной деятельности. Их основой является положительный перенос формируемых качеств и умений с помощью упражнений, воздействующих на физическое, психическое и умственное развитие человека.

В физкультурно-спортивной деятельности используются натурные, этические, математические методы проектирования и реализации социально-педагогических задач. Например, в игровых видах спорта широко используются методы сценарного моделирования, имитирующие ход событий в условиях изменяющейся обстановки и тактики действий соперника.

Теория физической культуры и спорта как научная дисциплина занимается проблемами целостного развития личности, являясь составной частью системы формирования общей культуры и профессиональной подготовки студентов. Образовательный процесс направлен на гармоничное развитие духовных и физических сил, человеческих ценностей, здоровья, физического, психического и социального благополучия занимающихся.

Функции физической культуры и спорта представляют целенаправленный педагогический процесс и выступают одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающим психологический и биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит здоровому образу жизни (ЗОЖ). Основными компонентами ЗОЖ являются повседневная учеба, систематические занятия физическими упражнениями и правильная организация отдыха.

Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни студентов. Однако не всегда удается эффективно решить эту социально-педагогическую проблему. Анализ органи-


зации учебных занятий и спортивно-массовой работы в вузе показывает, что активно занимаются физическими упражнениями 70% обучаемых, периодически — около 20%, а 10% студентов имеют освобождение врача от занятий. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хроническое недополучение организмом биологически необходимых физических нагрузок приводит к ухудшению здоровья. Причинами такого положения являются: ухудшение социальных условий жизни большинства людей; недооценка значения физической культуры в сохранении здоровья; слабая материально-техническая база для проведения занятий; недостаточное финансирование; отсутствие необходимого спортивного инвентаря, одежды и обуви.

Многие студенты не физкультурных вузов расточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическими упражнениями. Преподаватели должны ориентировать обучаемых на формирование у них положительной мотивации к укреплению здоровья, воспитание морально-волевых качеств, применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической подготовленности.

В программах по физической культуре надо учитывать особенности обучения юношей и девушек; отражать цель и задачи, количество часов, отводимых на изучение каждого раздела физической культуры, способы проверки и оценки физической подготовленности студентов, а также формы оказания им помощи и проведения контроля. Преподаватели физического воспитания как высокообразованные специалисты обязаны совершенствовать свое методическое мастерство.

По своей сути преподавание является совместным трудом педагога и обучаемого, равноправным, а не авторитарным сотрудничеством. Педагогический процесс нельзя строить только на принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебных нормативов. При оценке подготовленности студентов учитывается их умение самостоятельно заниматься спортом.

В обучении и воспитании студентов применяются такие меры, средства, методы и формы физической культуры, которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитие человека и соответствуют современному уровню общественного прогресса. Процесс обучения предполагает:

- овладение основами личной физической активности;
-приобретение знаний, умений и навыков в сфере физичес
кой культуры;

- развитие координационных способностей;

- выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

. - развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей;


- формирование таких качеств, как гуманизм, радость обще
ния в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Для эффективного освоения упражнений преподаватели в своей практике используют: 1) интенсивные технологии обучения на основе применения современных педагогических и физкультурно-оздоровительных средств и методов; 2) деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности в интересах будущей профессиональной деятельности.

Под оптимизацией и интенсификацией педагогического процесса следует понимать:

- повышение качества обучения и усиление мотивации к занятиям по физической культуре и спорту;

- применение творческих методов и форм обучения;

- использование тренажерных комплексов с компьютерным сопровождением и других технических средств обучения и тренировок.

Деятельностный подход педагога к обучению студентов заключается в том, чтобы ориентировать обучающихся на получение знаний, навыков и умений, на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Воплощение в жизнь такого подхода к обучению определяется соответствующими документами, в которых закрепляется ответственность официальных лиц за создание оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом.

Требования, предъявляемые к системе физкультурно-спортив-ного образования, направлены на формирование гармонично развитой личности. Практика свидетельствует, что в вузах имеются все возможности, чтобы подготовить физически крепких специалистов, обладающих высокими морально-волевыми, духовно-нравственными и психологическими качествами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...