Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательская работа — условие организации физической культуры и спорта в вузе

Научно-исследовательская работа (НИР) кафедры физического воспитания — составная часть педагогической деятельности преподавателей. Она должна быть максимально приближена к общим требованиям обучения и воспитания студентов.

Система обучения и воспитания студентов непрерывно совершенствуется на базе экономических, педагогических, психологических, социологических, медико-биологических и других наук. Их главная цель — обеспечение всестороннего и гармоничного развития студентов, способных хорошо учиться и стремящихся приобрести профессию.

Актуальные проблемы исследований в вузе направлены: 1) на рассмотрение взаимосвязи физической культуры и спорта с совершенствованием обучения и воспитания студентов физической культуре; 2) на формирование физических, психологических качеств и прикладных навыков; 3) на выявление особенностей проведения занятий по физической культуре и спорту у женщин. Эти и другие разработки способствуют обогащению теории и практики физической культуры и спорта.

Реформирование общества требует новых подходов к организации и проведению физической культуры и спорта в вузах, переосмысления взглядов на этот процесс. Здесь решающее слово принадлежит ученым.

Совершенствование технических средств обучения, изменение характера и условий деятельности специалистов нуждаются в развитии нового научного обоснования форм, средств и методов физической культуры и спорта. Практическая работа специалиста по физической культуре содержит в себе элементы исследовательской деятельности, а в некоторых случаях напрямую связана с научным и экспериментальным решением.

Наиболее важными проблемами, требующими изучения, являются:

- проведение анализа физического состояния студентов;


- определение эффективности учебной деятельности;

- организация культурного досуга;

- повышение духовности молодежи;

- формирование правовых отношений преподавателей и обучаемых в ходе спортивных мероприятий.

Умение обобщать результаты исследований требует определенных навыков. Большую роль в развитии исследовательских умений и навыков играет преподавательский состав вуза с его огромным опытом работы в данной области. Студенты не только овладевают программным материалом, но и вырабатывают исследовательские навыки, повседневно повышая свой кругозор. Важное место отводится самостоятельной творческой деятельности. Навыки исследований формируются именно в период самостоятельной творческой работы в кружках научного общества, при подготовке курсовых работ, выполнении лабораторных заданий и написании дипломов.

Практическая работа выпускников вуза — будущих специалистов, преподавателей вузов, научно-исследовательских центров — связана с поисками и экспериментами. Поэтому во время учебы им предоставляется возможность испытать себя, получить навыки и умения научного познания в овладении системным подходом к проблемам в области физической культуры и спорта. Преподаватели должны помогать студентам освоить базовую программу, привить им интерес к научной работе.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей.Преподаватели кафедры обязаны творчески относиться к своим обязанностям, глубоко анализировать состояние учебного процесса. Изучая и обобщая передовой опыт, они совершенствуют организацию и методику физического обучения и воспитания студентов. В целях доказательства эффективности новых подходов к физкультурному образованию педагоги учитывают объективные закономерности развития учебно-воспитательного процесса, потребности экономического развития страны, опыт прошлого.

Главными критериями научных исследований выступают объективность, умение выделять положительные и отрицательные стороны, делать обобщения. Все факты подвергаются тщательному анализу независимо от выдвинутой гипотезы.

К основным направлениям НИР в области физической культуры и спорта можно отнести: 1) научное обоснование путей совершенствования средств и методов обучения и воспитания; 2) исследования взаимодействия физической культуры и спорта с областями экономики, правовых отношений между личностью и обществом, эксплуатации спортивных сооружений; 3) разработку методик и внедрение в учебный процесс компьютерных программ по управлению физической культурой и спортом.


 

При организации и проведении научных изысканий применяются:

- методы организации и проведения исследований (экспериментальные, контрольные и индивидуальные); - методы сбора и анализа ретроспективной и текущей информации (контент-анализ);

- педагогический эксперимент (естественный и модельный, лабораторный и абсолютный, последовательный и параллельный, а также прямой, перекрестный и многофакторный);

- педагогическое наблюдение (проблемное, тематическое, разведывательное и основное, включенное и не включенное, открытое и скрытое, непрерывное и периодическое);

- хронометрирование и контрольные испытания;

- анализ документальных материалов (фронтальный и выборочный, а также с помощью традиционных и формализованных методов);

- анкетирование (сплошное и выборочное, очное и заочное, групповое и индивидуальное, почтовое и раздаточное);

- беседа или интервью;

- математические методы (для определения средней арифметической величины, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и др.);

- экспертные оценки профессиональной работоспособности;

- оценка физического развития, функционального и психического состояния;

- практическая проверка физической подготовленности студентов;

- научное прогнозирование и предвидение;

- системный анализ и синтез;

- историко-логический метод;

- педагогическое моделирование;

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Процесс исследования предполагает анализ литературных и архивных источников, служебных документов, изучение авторефератов диссертационных работ, накопление фактического материала и др.

Педагогические методы исследования дополняют статистические методы, в которых можно выделить такие основные элементы, как группировка материала, выведение расчетных обобщающих показателей и анализ материала, факторный и корреляционный анализ, регрессия, математическая обработка результатов исследования.

Выделим наиболее важные этапы исследовательской работы: выбор темы научной работы; изучение литературы; сбор данных,


их обработка и обобщение; эксперимент и формирование основных выводов и предложений.

Сначала определяется тема, формулируется основная идея, обосновывается ее актуальность. Для дальнейшей работы составляется план, в котором предусматриваются: изучение состояния вопроса, проведение наблюдений, педагогические эксперименты, обобщение отдельных результатов, реализация материалов на практике. В процессе работы возможна корректировка плана.

Результаты научных исследований могут оформляться в виде таблиц, рисунков, схем и графиков. Таблицы являются наиболее распространенной формой иллюстрации. Они применяются для показа цифрового материала, отражающего ту или иную закономерность, и сопоставления различных результатов.

На заключительном этапе научной работы формулируются выводы, предложения и рекомендации.

Научный труд оформляется определенным образом: на титульном листе указывается наименование учреждения, где выполнялась работа, фамилия и инициалы автора, название работы, год защиты. Текстовой материал излагается в четкой последовательности. Во введении раскрываются цели и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость научной работы, актуальность, гипотезы, основные проблемы, выносимые на защиту. Далее анализируются источники, которые дают представление о разносторонности темы, выявляются неисследованные аспекты и показывается отношение автора к возможности их разработки, обязательно раскрываются методы исследования, новые и оригинальные методики описываются более подробно. Основная часть научной работы раскрывает содержание исследуемой проблемы. В соответствующих главах приводится описание данных и фактов; делается их анализ, сравнение с другими данными; даются экспертные оценки, научное обоснование установленных закономерностей и фактов. В заключении научной работы формулируются выводы и предложения, приводится список используемой литературы.

Научный труд тщательно редактируется. Особенно внимательно сверяются цифровые данные, цитаты, таблицы, фамилии приводимых в работе авторов. Оформление научного труда зависит от того, куда он будет представлен: в газету, журнал или сборник научных трудов. Научный доклад, автореферат и диссертация имеют определенный объем, содержание, стиль изложения.

Ценность научного исследования определяется теоретической новизной, развитием существующих теоретических положений и практической направленностью. Исследователь стремится довести результаты своей работы до широких кругов читателей, добиваясь внедрения всего прогрессивного и нового в теорию и практику физической культуры и спорта.


Результаты исследований могут быть реализованы в учебном процессе на кафедре физического воспитания, в докладах на научно-практических и теоретических конференциях, семинарах, симпозиумах, в специальных и деловых играх, а также в учебных пособиях и научных изданиях.

Кроме проведения исследовательской работы преподаватели принимают активное участие в работе научного кружка при кафедре, постоянно используют методы научной работы в своей педагогической деятельности. Они систематически изучают, обобщают и внедряют передовой опыт, проявляют интерес ко всему новому, появляющемуся в науке, физкультурно-спортивном движении в стране и мире.

Организация научной работы студентов. Научная работа студентов осуществляется в соответствии с положениями о научной работе на кафедре, о конкурсах на лучшую научную работу и лучший научный кружок. В них излагаются цели и задачи деятельности научных кружков, условия и формы научной работы.

Целью научной работы студентов является добровольное и активное содействие повышению качества подготовки специалистов с помощью средств и методов физической культуры. К основ-яым задачам научной работы относятся: 1) овладение навыками . Научных методов познания; 2) привитие основ самостоятельного выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований. Не менее важен анализ материалов различных учебных дисциплин в их тесном взаимодействии с физической культурой, спортом и предпринимательством. Научные знания способствуют более глубокому изучению важнейших разделов физической культуры. Написание докладов, статей, рефератов, курсовых и дипломных работ, разработка отдельных тем пробуждает интерес к научным знаниям.

Научные изыскания студентов тесно связываются с профилем учебной работы и характером НИР других кафедр вуза. Работы студентов обсуждаются на заседаниях кафедры не реже одного раза в семестр.

Организационная единица научной работы студентов — научный кружок при кафедре, в который принимаются желающие. Обсуждение научных проблем проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Основные формы научной работы на кафедре следующие:

-участие в разработке и обсуждении частных вопросов на заседаниях научного кружка;

- выполнение исследований по инициативным темам;

- написание докладов для сообщений на кафедральных совещаниях, научных конференциях студентов;

- опубликование научных работ в различных изданиях;

- использование полученных результатов на практике.


Члены кружка могут быть соисполнителями в разработке научной темы, осуществляемой преподавателями. Наиболее активные из них участвуют в межвузовских научных конференциях.

Работу научного кружка возглавляют руководители, в обязанности которых входят:

- разъяснение целей и задач научного кружка и приобщение студентов к исследовательской деятельности;

- определение тематики научных изысканий;

- оказание помощи в подготовке рефератов;

- организация заседаний членов кружка;

- редактирование представленных к изданию тезисов докладов.

При многочисленном составе научного кружка создается совет и избирается председатель.

Научными руководителями являются, как правило, доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Они оказывают помощь членам научного кружка, в организации докладов на научные темы; при планировании встреч с учеными; при участии в конкурсах на лучшую научную работу; в показе научных видеофильмов, распространении положительного опыта, проведении итоговой научной конференции; при опубликовании научных статей в печати, участии в научных конференциях других вузов; в составлении отчета о проделанной работе за год.

К основным задачам членов научного кружка относятся: активное участие в изысканиях и обсуждениях научных работ, представление выполненных научных работ для опубликования в печати.

В вузе ежегодно проводится конкурс на лучшую научную работу среди студентов. Цель конкурса — повышение качества обучения, стимулирование научной работы, выявление лучших научных работ.

На конкурс принимаются завершенные работы, лучшие из которых могут быть направлены на межинститутские конкурсы. Победителей награждают дипломами.

Для оценки студенческих научных работ назначается конкурсная комиссия, которая учитывает:

- актуальность, новизну, оригинальность и наличие новых методик исследования;

- применение современных методов математической обработки полученных материалов;

- логичность, последовательность и ясность стиля изложения;

- внешнее оформление.

Конкурсная комиссия также обращает внимание:

- на соответствие тематики научной работы основному направлению НИР кафедры;

- на количество научных работ, удостоенных поощрения на вузовском конкурсе;


. - на количество научных работ, опубликованных в различных изданиях;

- на реализацию результатов научной работы в учебном про
цессе;

- на количество и качество мероприятий, проведенных в кружке.
Ежегодно конкурсная комиссия представляет руководству вуза

отчет об итогах конкурса на лучшую научную работу, а также список отличившихся студентов. Награды победителям вручаются, как правило, на научных конференциях или на общих собраниях студентов.

После окончания вуза выпускники, защитившие свои научные работы, могут продолжить начатые исследования под руководством преподавателей кафедры, поступив в аспирантуру.

Научный кружок. Он является основной организационной единицей научной деятельности студентов. Стать членом кружка просто, прием осуществляется на основании устного заявления. К основным задачам научного кружка следует отнести:

- обучение методике и способам самостоятельного научного поиска;

- выработку навыков работы в научных коллективах;

- развитие творческого мышления, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

- применение научных методов познания; - привитие навыков выполнения теоретических, экспериментальных и практических исследований;

- обучение написанию научных докладов, статей и рефератов;

- популяризацию научных знаний;

- участие в изобретательской и рационализаторской работе,
разработке технических средств обучения, действующих стендов,
макетов и тренажеров;

- выявление наиболее одаренных обучаемых, использование
их творческого потенциала для решения актуальных задач науки.

Общее руководство научной работой студентов возлагается на руководство кафедры физического воспитания. Основными ее формами являются:

- участие в плановых научных работах кафедры;

- исследование по инициативным темам;

- выполнение заданий в период практики;

- обсуждение проблем физической культуры и спорта на заседаниях научного кружка, в диспутах и др.;

- написание научных докладов, сообщений, рефератов и выступление с ними на заседаниях кружков, семинарах, межкафедральных совещаниях, научно-практических конференциях;

- подготовка научных материалов к изданию;

- использование результатов исследований в физкультурном образовании;

- участие в конкурсе на лучшую научную работу.


Для руководства научным кружком распоряжением заведующего кафедрой назначается научный руководитель, в обязанности которого входят: разработка научной тематики и направлений; оказание помощи в составлении плана-проспекта научных изысканий, а также в редактировании научных работ студентов, подготавливаемых к изданию; организация заседаний научного кружка.

На кафедре ведется журнал учета работы кружка, составляется план работы на семестр. В конце учебного года подводятся итоги, представляется отчет в совет научного общества вуза.

Права и обязанности членов научного кружка отражаются в положении о научном обществе студентов вуза.

Член научного кружка имеет право:

- участвовать в работе, избирать и быть избранным в руководящие органы научного общества;

- обсуждать научные работы;

- пользоваться научными и другими материалами кафедры;

- получать помощь от научного руководителя;

- представлять выполненные научные труды для опубликования в изданиях вуза.

Член научного кружка обязан:

- систематически овладевать теоретическими и специальными знаниями;

- участвовать в исследовательской работе кафедры;

- выступать с докладами на кафедральных совещаниях и научных конференциях вуза;

- содействовать привлечению новых членов кружка.

Члена научного кружка, не пожелавшего в дальнейшем сотрудничать в исследованиях, исключают из его состава.

Информация о лучших научных работах доводится до преподавателей кафедры.

Важным документом о работе научного кружка является положение о конкурсе на лучшую научную работу студентов и лучший научный кружок при кафедре. Основные цели конкурса: повышение качества обучения студентов, стимулирование проводимой ими научной работы, улучшение деятельности научного кружка, выявление лучших научных трудов.

На конкурс принимаются работы членов научного кружка, выполненные одним или несколькими студентами в течение учебного года. Возможно участие студентов научных кружков других кафедр. Решение о выдвижении работ на конкурс принимается кафедрой после их обсуждения. Научный руководитель представляет в конкурсную комиссию работы под девизом, который помещается на титульном листе без сведений об авторе и научном руководителе. В отдельном запечатанном конверте под тем же девизом даются сведения об авторе или коллективе авторов (Ф.И.О.),


учебной группе, а также сведения о научном руководителе. Конверты вскрывает председатель комиссии после рассмотрения всех работ, поступивших на конкурс, и вынесения решения. Работы представляются на конкурс в установленные сроки.

Для оценки качества авторских научных трудов и деятельности научного кружка заведующий кафедрой назначает конкурсную комиссию из трех опытных преподавателей, которые принимают решение открытым голосованием (большинством голосов).

Комиссия в установленные сроки представляет заведующему кафедрой отчет об итогах конкурса. Награды за лучшую научную работу и лучший научный кружок вручаются на общем собрании кафедры.

Рекомендации по изложению и оформлению научных работ.Материалы научных работ публикуются с целью ознакомить читателей с основными положениями предстоящих докладов на конференции или депонировать главные идеи и результаты, изложенные в уже сделанных сообщениях.

В материалах кратко излагаются лишь ключевые положения научной работы, которые могут дать достаточное представление о сущности проведенного исследования и его главных результатах. При этом основной упор делается на освещение полученных результатов исследования и формулировку научных выводов. Последовательность изложения следующая: вначале кратко формулируется замысел работы, затем раскрывается основное содержание, показывается теоретическая и практическая значимость исследования, в заключении даются рекомендации о возможном применении полученных результатов.

Работа печатается через полтора интервала на одной стороне листа форматом 210 х 297 мм, сохраняя поля: слева — 3 см, справа — 1,5 см, сверху и снизу — по 2,5 см.

Главные идеи научной работы излагаются лаконично и ясно. Сокращение слов и помарки в тексте нежелательны. Специальные термины могут даваться как в латинском, так и в русском написании, цифры тщательно выверяются. Фамилии упоминающихся в тексте авторов пишутся с инициалами, обязательно указываются даты издания их трудов, приводятся иллюстрации и таблицы, которые более убедительно отражают полученные результаты исследования.

На титульном листе подготовленного материала необходимо указать название работы, фамилию, инициалы автора (авторов) и научного руководителя. Содержание работы включает: план, введение, основную часть, где раскрываются 2 — 3 вопроса, заключение, выводы и рекомендации, список использованной литературы и приложения.

Далее печатается краткое изложение научного исследования. В конце ставится подпись автора (авторов) и научного руководителя, дата.


4 Барчуков



При выборе темы учитывается личный интерес к избранной проблеме, опыт работы, степень теоретической и практической подготовки, материально-технические возможности, наличие свободного времени. Необходимо теоретическую сторону проблемы увязывать с практикой, использовать материалы собственных наблюдений. В свою очередь, в работах прикладного характера должны находить отражение теоретические обоснования и выводы.

После выбора темы составляется индивидуальный план работы, в котором указываются цель и конкретные задачи, определяются объект и предмет исследования, концептуальная основа, содержание и последовательность сбора материала, намечаются сроки выполнения каждого раздела и оформления работы в целом. В частности, в плане должна быть указана литература, которую предстоит изучить, и перечислены следующий моменты: как будет осуществляться сбор материалов собственных наблюдений; какие опыты или эксперименты намечается провести; какие методы при этом использовать.

Важнейший этап исследования — сбор материала, комплектовка по направлениям и анализ. Источниками могут быть цифровые данные и факты из различных отчетов, актов проверок, протоколов, приказов, директив, собственные наблюдения в ходе учебных занятий, тренировок, а также результаты опроса, анкетирования и др. Все материалы тщательно обрабатываются по заранее продуманной схеме, облегчающей дальнейшую выборку, обобщение и анализ. Используемую литературу записывают на специальные карточки.

Обработку и анализ собранного материала осуществляют, как правило, по нескольким направлениям, чтобы дать полное обоснование главной идеи исследования во всех ее взаимосвязях. Иногда вскрываются логические связи между явлениями, на первый взгляд совершенно не родственными. В зависимости от характера, объема и значения собранного материала применяется тот или иной метод его обработки. Наиболее эффективно это делается с помощью компьютерной техники.

Результаты исследований представляют в форме таблиц, схем, графиков и рисунков. Это позволяет самому автору быстрее увидеть особенности того или иного явления, разобраться в полученных данных, отсеять несущественное и в дальнейшем описать выявленные факты. Анализ материалов исследований завершают выводы и, если позволяет характер работы, практические рекомендации.

Оформление научной работы зависит от характера исследования и целевого назначения. Если научная работа представляет теоретическое исследование, то она может быть изложена по узловым вопросам темы в их логической последовательности. Для на-


писания статьи или доклада можно рекомендовать следующий план:

-показать состояние проблемы и обосновать задачи исследования;

-раскрыть решаемые задачи (что изучалось и какими методами);

-изложить результаты исследования, используя, по-возмож-ности, иллюстративный материал;

-обосновать научно-практическое значение полученных данных;

-сделать общее заключение и выводы.

Работа тщательно редактируется и соответствующим образом оформляется. Особенно внимательно сверяются цитаты и фактический материал. Не допускается представление материалов, ко-. торые были опубликованы или содержатся в других изданиях. Необходимые советы по подготовке научной работы, а также руко-- писей к публикации можно получить у преподавателей кафедры. Научная работа охватывает различную тематику, имеющую отношение к развитию физической культуры и спорта в стране, к обучению и воспитанию студентов вуза. Темы имеют как теорети-

ческое, так и практическое значение. Они разрабатываются пре-
подавателями кафедры и предлагаются студентам. В перечень тем

входят некоторые теоретические, социально-экономические и
правовые проблемы, а также вопросы, связанные с обучением и
воспитанием, со специальными и практическими дисциплина
ми, изучаемыми в вузе (в частности, с преподаванием дисциплин

по физической культуре и спорту). В большинстве случаев в переч- не указываются общие формулировки тем, которые можно брать для научной разработки. Конкретные формулировки тем уточня-ются с научными руководителями. Таким образом, во время учебы в вузе студентам предоставля-

ется возможность освоить навыки и умения научного подхода и

практической деятельности. Поэтому наряду с овладением про-

граммным материалом некоторые студенты стремятся расширить

свой кругозор, приобщиться к научной работе в области физи-ческой культуры и спорта.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается методология обучения и воспитания студентов физической культуре и спорту?

2. Почему физическое совершенствование является определяющим фактором обучения личности?

3. Почему физическая культура и спорт являются составными частя-
ми образовательного и воспитательного процесса?

4. Назовите основные критерии эффективного планирования физи-
ческой культуры и спорта в вузе.

99


5. Каким образом осуществляется материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивных мероприятий в вузе?

6. Назовите основные направления научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.

7. Каковы основные направления физического обучения и воспитания личности?

8. Какова сущность организации учебного процесса по физической культуре и спорту?

9. Дайте характеристику определяющим факторам обучения в физическом совершенствовании личности.

10. Какие специфические организационные особенности использу
ются в обучении и воспитании личности по физической культуре и спорту?


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...