Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники, этапы развития и становления теории физической культуры

Теория физической культуры как профилирующая научная и учебная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний, определяет профессиональную деятельность в области физического воспитания. Знание преподавателем (тренером) теории физической культуры является главным условием развития его педагогического мышления, творческого решения проблем физического воспитания на любых его уровнях и в разнообразных формах. Это позволяет целенаправленно осваивать новые сведения, критически воспринимать теоретические положения и практические действия, правильно оценивать роль смежных научных дисциплин в реализации задач физического воспитания, создавать основу для личного педагогического творчества. Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются:

- практика общественной жизни, потребность общества в физически хорошо подготовленных людях, стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе создать систему управления по физическому совершенствованию человека;

- практика физического воспитания, которая позволяет проверить тенденции и закономерности развития теоретических положений, а также инновации, оригинальные идеи и концепции, побуждающие специалистов к разработке новых положений теории физической культуры;

- учение о гармоничном воспитании личности, составляющей частью которого является потребность человека в физической культуре;

- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые нашли отражение в трудах философов, педагогов, специалистов медицины разных времен и эпох;

- нормативно-правовые акты государства о состоянии, развитии и путях совершенствования физической культуры в стране;

- результаты исследований в области теории и методики физического воспитания в смежных областях знаний.

В своем развитии теория физической культуры прошла несколько этапов.


I этап. Накопление эмпирических знаний о влиянии двига
тельных действий на организм, которые человек получал в ре
зультате повседневной деятельности. Этот процесс привел к осо
знанию и познанию способов передачи опыта и явился одной из
предпосылок возникновения физических упражнений, а с ними
и физического воспитания.

II этап. Создание прикладных средств физической подготовки населения в периоды рабовладения, античности и средних веков. Философы, педагоги, врачи не знали закономерностей развития организма человека под влиянием физической культуры. Они не могли объяснить механизм воздействия на организм физических упражнений, поэтому судили об эффективности занятий физическими упражнениями по внешним результатам, когда человек становился выносливее, сильнее, приобретал новые для себя умения. Первые программы физического воспитания возникли в Древней Греции. В единую систему были объединены средства развития силы, выносливости, быстроты и других качеств. В Средние века количество методик возрастает, появляются первые пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию.

III этап. Интенсивное накопление теоретических знаний о физическом воспитании. Развитие наук о человеке, его воспитании, обучении, лечении побуждало ученых обращать внимание на проблемы физического воспитания. Происходило накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности физического воспитания, которые были разрозненными, так как возникали внутри самостоятельных наук (философии, педагогики, медицины).

В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты и социалисты-утописты рассматривали физическое воспитание как обязательную часть развития и воспитания человека. Примером разработки системы физических упражнений общепедагогической теории служит «Суставная гимнастика», созданная швейцарским педагогом-демократом И.Г.Песталоцци (1746—1827) для развития двигательных способностей детей. В XVIII в. врачи-анатомы проводили исследования в области биомеханики физических упражнений. В тот период были заложены основы теории физической культуры и спорта, которая стала оформляться как самостоятельная область научных знаний в начале XIX в.

IV этап. Интенсивное развитие специальных исследований по
проблемам физического воспитания в нашей стране (конец XIX в. —
первое десятилетие XX в.), которое объясняется возросшим вли
янием физической культуры на многие области общественной
жизни.

Большой вклад в развитие научной мысли в области физического воспитания внес П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его труды по


 

истории, анатомии, биологии, педагогике, антропологии, теории и методикам физического воспитания были весьма прогрессивными. Они стали основой современной теории физической культуры и спорта как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Таким образом были созданы основы теории физической культуры как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

V этап. Установление закономерностей развития физического
воспитания учеными специализированных научных и учебных уч-

. реждений (после 20-х годов XX в.) определило дифференциацию теории физической культуры. Появляются новые дисциплины, изучающие проблемы организации физической культуры, биомеханики физических упражнений, физическое образование учащихся школ и др. Специализация отдельных направлений по отраслям знаний

предполагала широкое использование смежных наук. Например, проблема спортивной специализации детей была не только спортивно-педагогической проблемой, но и социальной, психологической и биологической.

VI этап. Становление теории физической культуры как науч-
ной и учебной дисциплины (середина XX в.). Возникновение и
развитие теоретических основ физической культуры обусловлено

несколькими взаимосвязанными социальными факторами:

- необходимостью подготовки специальных кадров в области физического совершенствования личности, усилением роли теоретических знаний в обеспечении их готовности к профессиональной деятельности;

- накоплением научных данных о закономерностях процесса физического совершенствования личности, управлением процессом и использованием их в качестве самостоятельной отрасли зна-

. ний;

- обоснованием роли и выделением содержания теоретических
проблем физической культуры и спорта в общей системе обуче
ния и воспитания специалистов физической культуры и спорта.

История физкультурного образования в России относится к началу XIX в., когда готовили помощников учителей по фехтованию (1816—1821), гимнастике (1832), плаванию (1836). В школах и военных учебных заведениях (на курсах кантонистов, в Стрелковой офицерской школе, Фехтовально-гимнастическом кадре, Гимнастической команде) обучение инструкторских кадров сначала носило преимущественно практический характер. Постепенно оно наполнялось вопросами теоретического осмысления практических умений и навыков.

Большое значение для улучшения качества подготовки специалистов, развертывания научных исследований в области их физического совершенствования, создания курса теоретических ос-


нов физической подготовки русских войск имела научная, организаторская, преподавательская и публицистическая деятельность М.И.Драгомирова, П.Ф.Лесгафта и А.Д. Бутовского.

Идеи М.И.Драгомирова нашли свое отражение в обосновании прикладного содержания программ обучения воспитанников русских военно-спортивных учебных заведений. П. Ф. Лесгафт в 1877 — 1885 гг. принимал участие в организации различных военно-физкультурных школ и курсов для офицеров кадетских корпусов, войск Гвардии и Петербургского военного округа. Он читал для них теоретический курс физической подготовки. Генерал А. Д. Бутовский был выразителем прогрессивных взглядов на физическую подготовку войск, разрабатывал руководящие документы, программы. Он руководил курсами воспитателей по физической подготовке, которые были созданы по его инициативе, преподавал курс истории, теории и методики физических упражнений, издал по этой проблеме более 70 трудов.

Особое значение для развития теории физической культуры как научной и учебной дисциплины имело создание в С.-Петербурге высшего спортивного военно-учебного заведения — Главной гимнастическо-фехтовальной школы (1909). Одной из основных ее задач, наряду с подготовкой учителей гимнастики и фехтования, было «обсуждение и практическое испытание усовершенствований в области физического развития в России и за границей». В программу обучения слушателей школы входил такой предмет, как «История и методика телесных упражнений». Его преподавали А.Д.Бутовский и П.Н.Бокин. Однако в тот период еще не было обоснованной целостной системы взглядов на физическую культуру и спорт.

Большой вклад в становление теории физической культуры внесли ученые в 1920— 1930 гг. Тогда были проведены теоретические разработки с использованием отечественного и зарубежного опыта, а также внедрены прогрессивные идеи государственных, общественных и военных деятелей России.

В созданных физкультурно-спортивных учебных заведениях в содержание программ обучения включались теоретические основы физической культуры. Изучались проблемы теории, истории, организации и систематики физической культуры, а также вопросы методики физических упражнений. Под руководством русского педагога и ученого В.В.Гориневского проводились различные научные исследования. Например, в 1922 г. был введен курс «Теоретические основы и организация физической культуры», в 1923 г. — «Теория физических упражнений и организация физической подготовки в Красной Армии». Эти дисциплины были внесены в программу выпускных экзаменов.

К 1925 г. в стране сложилась система физической подготовки, получившая теоретическое обоснование в пособии «Теория и прак-


тика физических упражнений» и в работе Г. А. Калачева «Система физической подготовки в РККА».

В 1932—1947 гг. ученые Центрального института физической культуры приложили усилия для дальнейшего развития теории и организации физической культуры. В учебные планы была введена дисциплина «История, организация и методика физической культуры». В результате развертывания научных исследований в интересах разработки руководящих документов по физической культуре эта дисциплина постепенно наполнилась новым содержанием.

После Великой Отечественной войны (1941 — 1945) советские ученые внесли большой вклад в развитие истории физической культуры, теоретических вопросов по организации и методике физического воспитания. Они разрабатывали новые учебные программы по теории, организации и методике физической культуры и спорта, которые включали разделы:

- общие основы теории физического воспитания;

- организация физического воспитания в стране;

- методика обучения физическим упражнениям и тренировки;

- организация и методика физической подготовки военнослужащих.

В 1950—1960 гг. вышли в свет новые учебники, учебно-методические пособия, научные разработки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, видам спорта, справочная литература. Например, для студентов вузов физической культуры авторы В. В. Белорусова и Г. Г. Шахвердов в 1955 г. издали учебное пособие «Педагогика». Учебник «Теория физического воспитания» под общей редакцией И.М.Коряковского вышел в свет в 1961 г. Методическое пособие «Теория и методика физического воспитания» опубликовано издательством «Физическая культура и спорт» в 1966г. Коллектив ученых под руководством А.Д.Новикова и Л.П.Матвеева разработали и издали в 1968 г. учебник «Теория и методика физического воспитания».

Необходимо отметить, что в 1947—1960 гг. термин «теория» в наименовании учебной дисциплины употреблялся применительно к физическому воспитанию.

В результате исследований (1950—1960) ученых Ю.П.Астани-на, Л.А.Вейднер-Дубровина, В.М.Выдрина, Т.Т.Джамгарова, Н.И.Гордеева, Н.В.Зимкина, А.В.Коробкова, Ф.М.Кузнецова, А. А. Братцева и других развилась новая отрасль научных знаний — теория и организация физической подготовки войск, ставшая самостоятельной научной дисциплиной.

В 1970-е годы в теории и методике физической культуры были использованы новые научные данные, усилена значимость теоретического обоснования вопросов организации физической культуры и спорта, организаторской деятельности специалистов, по-


вышена роль этой дисциплины в формировании у обучаемых орга-низаторско-методических умений, а также предусмотрена специализация обучаемых по видам спорта.

В последующие годы значительно активизировалась работа по углублению содержания дисциплины, внедрению в учебный процесс новых научных методов обучения и тренировки.

Основные понятия теории физической культуры

Теория физической культуры, как и каждая научная и учебная дисциплина, имеет определенные понятия, предмет и содержание.

Основными понятиями теории физической культуры и спорта являются: физическое состояние, физическое совершенствование, физическая культура, спорт.

Физическое состояние — это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности.

Физическое развитие характеризуется антропометрическими (морфологическими) особенностями человека. Основными его признаками являются: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

Под физическим развитием нередко понимается совокупность показателей, характеризующих физическое состояние человека. Это понятие используется для отображения процесса прогрессивного изменения форм и функций организма. Неоднозначность трактовки данного понятия создает определенные сложности для специалистов физической культуры и спорта. Получают распространение такие термины, как «телесная развитость» и «физическая развитость» личности (как результат процесса изменения соответственно их антропометрических признаков и всех физических свойств).

Функциональное состояние организма человека характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, называются специальными качествами. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, устойчивость к перегрузкам, устойчивость к кислородному голоданию. Устойчивость к укачиванию определяется способностью организма стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности: в полете, на корабле, в автомобилях. Устойчивость к пе-


регрузкам — это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения (например, скоростные спуски на горных лыжах). Устойчивость к кислородному голоданию — способность человека действовать в условиях недостатка кислорода (например, спринтерский бег), восхождение альпинистов на горные вершины и т.д.

В качестве синонима функционального состояния организма используется такое понятие, как «состояние здоровья», которое зависит от наличия или отсутствия не только физических, но и психических болезней, определяется социальным благополучием человека, т.е. данный термин выходит за рамки понятия «физическое состояние» человека.

Физическая подготовленность человека характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированное™ двигательных навыков.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность личности. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.

Сила определяется способностью личности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота — способность личности совершать двигательные действия в минимальное время. Выносливость — способность личности противостоять утомлению в процессе профессиональной деятельности. Ловкость — способность личности выполнять движения координированно и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.

Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки личности подразделяются на общие и прикладные. К общим двигательным навыкам, сформированным, как правило, в школьные годы, относятся навыки в ходьбе, беге, лазании, плавании. К прикладным двигательным навыкам относятся навыки в передвижении на лыжах, в плавании, единоборствах и т.п.

Понятие «физическая подготовленность» может трактоваться в более широком смысле — как результат физической подготовки. Тогда в его состав включаются не только двигательные качества и навыки, но и функциональные возможности (специальные качества) спортсмена. При таком подходе физическая подготовленность спортсмена слагается из двигательной и функциональной подготовленности. Уровень развития двигательных способностей спортсмена (двигательных качеств и навыков) можно называть двигательной подготовленностью. Термин «физическая подготовленность» часто используется в теории физической культуры и


спорта, отображая уровень развития двигательных качеств и навыков спортсменов.

Физическое совершенствование — это процесс улучшения физического состояния личности, а также формирования связанных с ним убеждений, потребностей, знаний и умений в результате систематического выполнения физических упражнений и воздействия соответствующих благоприятных условий. При выполнении физических упражнений улучшение физического состояния личности осуществляется в неразрывной связи с совершенствованием других показателей.

В теории физической культуры широко распространен термин «физическое воспитание».

Физическая подготовка как целенаправленный управляемый процесс физического совершенствования спортсмена осуществляется с учетом особенностей его профессиональной деятельности. Использование понятия «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность (специализированность) процесса физического совершенствования спортсмена. Наряду с физической подготовкой спортсмена существуют такие определения, как физическая подготовка военнослужащих, физическая подготовка космонавтов, водолазов, геологов и других специалистов, отличающихся сложными условиями профессиональной деятельности.

4.3. Предмет и содержание теории физической культуры

Предмет физической культуры включает объективные закономерности, явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой и придают дисциплине качественное своеобразие. Теория физической культуры предоставляет научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрывает существующие закономерности и обосновывает пути их реализации в процессе физической подготовки. Следовательно, предметом теории физической культуры являются закономерности процесса физического совершенствования личности и управления этим процессом.

Понятие «научная дисциплина» шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории физической культуры как учебной дисциплины включены наиболее важные и принципиальные положения. Они имеют первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической культуры в образовательных учреждениях в соответствии с объективными требованиями профессиональной деятельности к физическому состоянию личности.


Теория физической культуры представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического совершенствования личности. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса улучшения физического состояния личности, для обобщения имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в организациях и образовательных учреждениях.

Организация физической культуры, являясь основой профессиональной деятельности большинства специалистов и реализуя соответствующие закономерности управленческих действий в виде ситуационных задач, трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические рекомендации. Она устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием студентов, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений. Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины — теории физической культуры.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (система физических упражнении, метод обучения), под субъектом — человек, у которого изучается реакция на выполнение физических упражнений. В педагогическом исследовании объект изучения взаимосвязан с субъектом.

Предметом изучения теории физической культуры является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления.

Общим закономерностям присущи те, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения (детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов).

Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.

Закономерности физического воспитания — это частные проявления общих закономерностей природы и общества. Закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий — методологию физического воспитания. Связь ее с общей методологией (диалектикой) заключается в использовании положений общей методологии, изучающей методы познания и преобразования действительности, методы научного познания и понятийный аппарат науки, для изучения закономерностей такого социального явления, как физическое воспитание.


Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина изучает физическое воспитание. Являясь методологией физического воспитания, она раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как целостного общественного явления. Именно поэтому теория физической культуры как учебная дисциплина призвана обеспечивать методологическую подготовку в сфере физического воспитания, позволяющую специалисту свободно ориентироваться и проявлять себя в решении любых задач физического воспитания.

Каждое педагогическое направление системы физического воспитания обладает соответствующими методиками (например, методиками общего физического воспитания, методиками физического воспитания с профессиональной направленностью, методиками физического воспитания со спортивной направленностью).

Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, профессиональной принадлежности и спортивной специализации (например, методика физического воспитания школьников, методика физического воспитания женщин). В данном случае в названии научной и учебной дисциплины термин «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (например, методика преподавания гимнастики или плавания) образуют самостоятельные научные дисциплины.

Теория и методика обучения не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания. Она рассматривается как высшая форма развития знаний о физическом воспитании.

Теория физической культуры создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобшдет частные закономерности и делает их достоянием всех методик физического воспитания.

Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, создают базу для теоретических обобщений, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий преподавателя и обучаемых. Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений).

Каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическо-


му процессу с данным контингентом занимающихся. Все это обусловило существование учебной дисциплины под названием «Теория физической культуры». По характеру предметов изучения она входит в систему педагогических наук. Однако как и любая педагогическая дисциплина теория физической культуры обосновывает свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.

К основным вопросам по содержанию теории физической культуры относятся:

- место и значение физической культуры в системе общественного развития и образовательного процесса;

- влияние физической культуры на работоспособность человека;

- структурно-функциональный состав системы физической культуры;

- факторы, влияющие на систему физической культуры;

- цель, задачи, принципы, средства, методы и формы физической культуры;

- основы профессиональной деятельности специалистов физической культуры.

Теория физической культуры формирует у обучаемых совокупность фундаментальных знаний и организаторско-методических умений, определяющих успешность их практической деятельности по управлению процессом физического совершенствования личности.

Содержание и структура учебного предмета подвергались постепенному изменению под влиянием новых научных фактов и специализации в соответствии с профессиональной деятельностью специалистов: 1) с расширением социальных проблем предмета происходит преобразование теории физического воспитания в теорию физической культуры; 2) с расширением педагогических аспектов предмета происходит преобразование теории и методики физического воспитания в педагогику физической культуры. Эти направления не антагонистичны и при определенных условиях органично дополняли друг друга.

В дальнейшем научные исследования и практика раздвинули рамки данного предмета, так как появились новые сведения по педагогике и истории физической культуры, психофизиологии физического воспитания, метрологии, биомеханике и другим общетеоретическим и специально-теоретическим дисциплинам. В современную эпоху появились новые научные данные о взаимосвязи физической культуры с экономикой, юриспруденцией, менеджментом, логистикой, конкурсными торгами на государственный заказ по закупкам работ, товаров и услуг в области физической культуры и спорта. Все эти новшества еще больше способствует развитию теории физической культуры.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...