Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов спорта, упражнений и физических качеств

Классификация видов спорта — один из сложных вопросов в теории спорта. В зависимости от основных признаков существует несколько разновидностей классификаций видов спорта. В соответствии с программами летних и зимних олимпийских игр виды спорта, культивируемые в России, делятся на олимпийские и неолимпийские.

Виды спорта классифицируются по организационному принципу.

1. На федерации возложено развитие олимпийских видов спорта, а также некоторых неолимпийских (альпинизм, борьба каратэ, борьба самбо, буерный спорт, воднолыжный спорт, городошный спорт, гребля на народных лодках, спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, скалолазание, хоккей с мячом, шахматы и шахматные композиции, шашки и шашечные композиции и др.).

2. На ЦС РОСТО — развитие технических видов спорта (авиамодельного, автомобильного, автомодельного, подводного, самолетного и др.).

3. На Спортивный комитет Вооруженных сил России — развитие олимпийских, неолимпийских и военно-прикладных видов спорта и упражнений (военное пятиборье и троеборье, гребля на морских ялах, стрельба из штатного оружия и др.).

4. На ВСФО «Динамо» — развитие олимпийских и неолимпийских видов спорта, а также многоборье кинологов, рукопашный бой, служебное троеборье и др.

5. На МЧС России — развитие таких видов спорта, как многоборья юниоров и юных спасателей; многоборья спасателей аварийно-спасательных команд и др.

6. На РОСИНКАС — развитие таких видов спорта, как стрелковый спорт, атлетическое троеборье, инкассаторское пятиборье и др.

К отдельным видам спорта относятся космический спорт и ездовой спорт.


По особенностям состязания и двигательной активности спортсменов виды спорта подразделяются на следующие группы:

- виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена с предельным проявлением физических и волевых качеств; спортивные достижения в этих видах спорта непосредственно зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, которые выявляются в процессе состязания (бокс, борьба, гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, фехтование и др.);

- виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, яхта, буер, скутер и др.);

- виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условием поражения цели из специального спортивного оружия (винтовка, пистолет, лук и др.);

- виды спорта, в которых сопоставляются результаты модель-но-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

- виды спорта, основное содержание состязаний в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

По специфичности требований и содержательной стороне виды спорта подразделяются на следующие группы:

- циклические (плавание, бег, гребля академическая и др.);

- спортивные единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование и др.);

- сложно-технические (гимнастика, конный спорт, парусный спорт, прыжки в воду, стрельба, современное пятиборье и др.);

- скоростно-силовые (прыжки, метания, многоборья, тяжелая атлетика и др.);

- спортивные игры (баскетбол, волейбол, водное поло, ручной мяч, футбол, хоккей и др.);

- военно-технические (авиамодельный, автомобильный, вертолетный, авиационный, планерный и др.);

- военно-прикладные (военно-спортивные многоборья, гимнастика военная, ориентирование военно-спортивное, плавание прикладное и др.).

По системе оценки результатов соревновательной деятельности виды спорта подразделяются на следующие группы:

- измерительные (дистанционные, гравитационные, дистанционно-гравитационные), измеряющиеся по объективным показателям (время, расстояние, вес);

- сопоставительные (программированные, ситуационно-вариативные), определяемые по субъективным показателям (баллы, очки).


По условиям выполнения соревновательных действий виды спорта подразделяются на следующие группы:

- виды спорта, для которых характерны стандартные условия, т.е. с детерминированным алгоритмом выполнения соревновательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание и др.);

- виды спорта, для которых характерны нестандартные условия, т.е. с вероятностным алгоритмом выполнения соревновательных действий (спортивные единоборства и спортивные игры, кроссы, горнолыжный спорт и др.).

По структуре соревновательных действий виды спорта подразделяются на следующие группы:

- циклические (по мощности и видам локомоций — ходьба на
лыжах, гребля, плавание, бег, бег на коньках, езда на велосипеде
и др.);

- ациклические (скоростно-силовые, собственно-силовые, при
цельные и др.);

- смешанные, в которых сочетаются циклические движения с
ациклическими (например, прыжки в длину, метание копья, боль
шинство спортивных игр).

Движения, действия, специально направленные на совершенствование спортивного мастерства атлета, называются спортивными упражнениями. Они являются основным средством решения задач спортивной подготовки и подразделяются на общеподготовительные, специальные и соревновательные. Общеподготовительные упражнения направлены на совершенствование физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта; специальные — на выполнение отдельных технико-тактических действий в избранном виде спорта, способствующие многократному выполнению отдельных фрагментов основного упражнения в различных видах спорта; соревновательные — на комплексное совершенствование физических качеств, технико-тактических действий и волевых проявлений, требуемых для конкретного вида спорта, составляющие содержание соревновательной деятельности.

От особенностей содержания спортивного упражнения зависит его форма, которая представляет внутреннюю и внешнюю структуру и характеризуется координацией всех систем организма и психики спортсмена, соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений. Форма и содержание спортивного упражнения взаимосвязаны, содержание играет ведущую роль.

Физические качества специалисты рассматривают как способности (признаки, особенности) человека, проявляющиеся в его двигательной (мышечной) деятельности. В их развитии выделяют общие закономерности: положительные изменения в организме, взаимосвязь физических качеств, постепенность и равномерность. Развитие физических качеств — это процесс перехода из одного


качественного состояния организма в другое, более совершенное. Он протекает благодаря положительным прогрессивным функциональным, морфологическим и биохимическим изменениям организма.

Функциональные изменения происходят при совершенствовании деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма спортсмена; морфологические изменения происходят при укреплении и совершенствовании структуры костно-мышечного аппарата и систем его организма, в положительных гистологических (тканевых) и цитологических (клеточных) усовершенствованиях.

Биохимические изменения происходят при совершенствовании биохимических процессов, которые позволяют быстро мобилизо-вывать химическую энергию и превращать ее в механическую энергию мышечной деятельности. Особое значение в положительных изменениях в организме в развитии физических качеств принадлежит формированию временных (условно-рефлекторных) связей, улучшающих координацию деятельности мышц и внутренних органов. Совершенствование физических качеств — это единый, тесно взаимосвязанный процесс. Развитие одного физического качества не означает автоматического развития и других.

Постепенность означает, что физические качества развиваются без резких скачков, а неравномерность — то, что они совершенствуются неодинаково, непостоянно и не все сразу: то одно из них «выходит» вперед и лидирует какое-то время и «подтягивает» до своего уровни остальные, то другое.

К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость.

Под выносливостью понимается способность спортсмена длительное время выполнять требуемую физическую нагрузку без существенного снижения работоспособности. Выносливость можно определить как способность противостоять утомлению и как устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Под общей выносливостью понимается способность продолжительно выполнять разнохарактерную работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую довольно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам. Специальная выносливость— это выносливость по отношению к определенной деятельности (преимущественно силовой, скоростно-силовой, скоростной).

Выносливость зависит от многих факторов, в частности от деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, биоэнергетических возможностей, волевых качеств и профессиональной подготовленности.

Уровень развития выносливости определяется и специфическими внутримышечными изменениями: значительным увеличе-


нием общей массы митохондрий в работающих мышцах и повышением способности мышц использовать поступающий с кровью кислород для синтеза АТФ. Интегративность выносливости — сложное по физиологической природе качество, которое определяется факторами, характеризующими как функциональную мощность, так и функциональную экономизацию.

Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Основными факторами, определяющими развитие силы, являются: деятельность центральной нервной системы, совершенствующая процессы нервно-мышечной координации; физиологический поперечник мышц, эластичность мышц; биохимические процессы, происходящие в мышцах; волевые усилия, психическая установка дли проявления силы на максимальном уровне.

На основе физиологических данных виды силы в зависимости от режима деятельности мышц (преодолевающего, уступающего и удерживающего) имеют собственно-силовые и скоростно-си-ловые способности. Собственно-силовые способности проявляются в статической и плавной (медленной) силе; скоростно-силовые способности — в динамической (быстрой), взрывной и амортизационной силах. Экспериментальные исследования силовых качеств, проведенные на спортсменах различных спортивных специальностей, показывают, что силовую подготовку целесообразно разделить на общую и специальную. Задача общей силовой подготовки спортсмена состоит в разностороннем развитии мускулатуры, повышении способности к проявлению силы при выполнении движений в различных условиях спортивной деятельности. Задачами специальной силовой подготовки являются:

- развитие на базе общей силовой подготовленности специфических качеств, необходимых для повышения спортивного мастерства мышц и мышечных групп;

- развитие таких видов силы, которые в наибольшей степени способствуют выполнению поставленных перед спортсменом конкретных задач.

Под быстротой понимается способность спортсмена совершенствовать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в трех формах: в скорости двигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте (темпе) движений.

Основными факторами, определяющими быстроту, являются: подвижность нервных процессов; скорость и частота эффектор-ных импульсов, их концентрированная направленность; морфологическая структура мышц; скорость протекания возбуждения по нервам; быстрота сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада химических веществ; деятельность анализаторных систем; мышечная сила; эластичные свойства мышц.


Под ловкостью понимается способность своевременно и рационально справиться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Ловкость характеризуется координацией, точностью и соразмерностью движений. Координация движений —это способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой соразмерной работы мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения. Точность и соразмерность движений характеризуются способностью выполнять действия в максимальном соответствии с необходимой формой и содержанием. Они требуют не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических ощущений, хорошей двигательной памяти. Способность к точному выполнению движений разного содержания в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта.

К факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность центральной нервной системы; типологические особенности нервной деятельности; богатство динамических стереотипов, сенсорных синтезов; степень развития анализаторных систем, двигательной памяти, моторного интеллекта; полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость как одно из сложных физических качеств проявляется в тесной связи с двигательными навыками, с быстротой мышления и другими психическими процессами человека. Доказательством того, что ловкость есть качество, является следующее:

- понятие качества трактуется как существенная способность организма человека, проявляемая в его двигательной деятельности;

- развитие ловкости необходимо для повышения спортивного мастерства;

- имеющиеся научные данные свидетельствуют о возможности ее совершенствования с помощью физических упражнений;

- психофизиологическим механизмом ловкости является способность анализаторных систем человека к тонким дифференци-ровкам.

Под гибкостью понимается способность к движениям с большой амплитудой в определенных соединениях тела. Она зависит от эластичности мышц и связок, состояния ЦНС, температуры тела. Активная гибкость непосредственно связана с силой мышц, но занятия силовыми упражнениями могут привести к ограничению подвижности в суставах. Отрицательное влияние преодолевается рациональным сочетанием упражнений на гибкость и силу.

Процесс формирования двигательных навыков в спорте и развития физических качеств составляет интегративный процесс повышения спортивного мастерства. Физиологические, биохимические и биомеханические научные данные свидетельствуют, что двигательные и вегетативные функции выступают комплексно на


основе доминирующей деятельности центральной нервной системы человека. Быстрота формирования двигательного навыка зависит от оптимального уровня развития физических качеств, он, в свою очередь, обусловлен биомеханической структурой двигательного навыка.

Планирование, средства и методы учебно-тренировочного процесса

Важным фактором управления является научно обоснованный план учебно-тренировочного процесса. Системный подход, или системный принцип, как организация тренировочного процесса представляет собой систему, составные части которой имеют свои цели. Например, физическая, техническая, психологическая, тактическая подготовка, хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рассмотрении преследуют разные цели.

Тренер понимает, что достигнуть общей цели можно в том случае, если рассматривать тренировочный процесс как единую систему, стремясь при этом понять и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит добиться поставленной цели. Назначение системного анализа состоит в рассмотрении проблем, подлежащих решению в ходе планирования.

Существенным является перспективное планирование (многолетнее и четырехлетнее), которое заключается в том, чтобы:

- дать более ясное представление о вероятных последствиях решений;

- увеличить скорость потока необходимой срочной информации;

- обеспечить быструю и плавную реализацию будущих решений.

Ценность перспективного планирования заключается в том, что оно позволяет повышать качество текущих решений и эффективность будущих. Перспективное планирование базируется на прогнозе будущего, т. е. на тенденциях развития данного вида спорта, учете социальной жизни спортсмена.

Прогноз можно получить, если внимательно изучать в динамике рекорды мира, Европы и России; уровни тренировочных нагрузок; новые методы, тренажеры, спортивные снаряды и снаряжение, применяемые в учебно-тренировочном процессе; индивидуальные характеристики организма и психические особенности чемпионов мира, Европы, России.

В многолетнем планировании выделяют следующие циклы:

- начальный;


- предрекордный (до результата мастера спорта);

- рекордный (до результата мастера спорта международного класса);

- завершающий, когда происходит постепенное прекращение занятий большим спортом.

При четырехлетнем планировании (в олимпийском цикле) спортсмену по годам ставятся конкретные цели и задачи с учетом достижения им высшей спортивной формы в период Олимпийских игр.

В годичном планировании выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, с учетом которых составляются планы по видам спорта. Количество соревнований постоянно увеличивается, соответственно изменяется планирование учебно-тренировочной работы. Подготовительный период сокращается по времени, но задачи его остаются прежними.

Обращает на себя внимание изменение задач переходного периода. Если раньше это был период активного отдыха, то на современном этапе — это период лечения, активного оздоровления (в горах, на берегу моря), период детальных научных обследований, когда снижаются физические и психологические нагрузки. Тренеры стремятся организовать переходный период в условиях санаторно-курортного лечения.

Изменения происходят в предсоревновательном планировании — включается так называемый метод «маятника», суть которого состоит в том, что вводится чередование двух типов микроциклов, полярных по характеру (специализированных и контрастных).

Недельное планирование зависит от специфики вида спорта. Планирование в течение дня предполагает 2 — 3 тренировки. Их направленность может быть следующей: первая (утренняя) — совершенствование техники и ловкости движений; вторая — совершенствование технико-тактической и физической подготовленности; третья — совершенствование общей и специальной выносливости.

Планирование тренировочного занятия определяется его местом в микро- и мезоциклах, цель и задачи которых определяют и конкретизируют цели и задачи каждой тренировки. Важно, чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными. У тренеров высококлассных команд не бывает тренировок, похожих на предыдущие.

Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называется контролем. Обратные связи в системе управления обеспечивают контроль и коррекцию управляемого объекта. В педагогическом контроле выделяют следующие направления:

- сведения, полученные тренером от спортсмена о самочув
ствии, отношении к происходящему, настроении;


 

- сведения о поведении спортсмена, о выполнении его трениро
вочных заданий, как это сделано, имеются ли ошибки в технике;

-сведения о кумулятивном тренировочном эффекте, т.е. изменения в подготовленности спортсмена;

-сведения о срочном тренировочном эффекте, т.е. величине и характере тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки;

- сведения об отставленном тренировочном эффекте;

- сведения о соревновательных нагрузках.

В практике спорта наиболее известными являются направления, которые определяют различную степень воздействия на организм выполненных тренировочных заданий спортсменом: срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Комплексный контроль подготовленности спортсменов включает информативные показатели состояния здоровья, телосложения, степени развития физических (двигательных) и волевых качеств, технико-тактического мастерства.

Здоровье определяется по результатам медицинских обследований, подверженности простудным заболеваниям, самочувствию; телосложение — по длине и массе тела; двигательные качества — ио времени реакции, достижению максимальных значений силы и скорости, предельному времени работы заданной интенсивности; техническое мастерство — по объему, разносторонности, рациональности, эффективности, стабильности техники; тактическое мастерство — по рациональности тактических действий; волевые качества — по оценке умения соревноваться в экстремальных условиях.

Результаты комплексного контроля оцениваются с помощью итоговой оценки.

Большинство средств тренировки обладают сопряженным воздействием, поэтому подобрать упражнения, направленные на совершенствование только тактики и при этом не влияющие на технику или физические качества, практически невозможно. Выбор классификационного признака должен быть обоснован с позиций его сущности для рассматриваемого явления. К числу таких признаков относятся:

- специализированность, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением;

- направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие физического качества;

- координационная сложность, влияние которой сказывается на величине тренировочного эффекта;

- величина нагрузки как количественная мера воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства

5 Барчуков 129


с соревновательными упражнениями. По этому признаку тренировочные средства разделяются на специфические и неспецифические группы. Упражнения специфической группы обладают наибольшим тренировочным воздействием и используются как средства специальной подготовки. Они обеспечивают прямой и положительный перенос навыков и качеств и, как следствие, — быстрый рост спортивно-технических результатов. Специфический тренирующий эффект упражнений неспецифической группы незначителен, поэтому они используются как средства общей подготовки.

Направленность заключается в выборе средств и методов контроля над эффективностью специализированных (специфических) тренировочных упражнений. Контроль основывается на сопоставлении кинематических, динамических и энергетических характеристик с основными соревновательными действиями. Целесообразно применение биомеханических, биодинамических и электромиографических исследований, позволяющих подобрать те специфические физические упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию и совершенствованию требуемых качеств и навыков.

Координационная сложность имеет существенное значение для выбора средств и методов контроля над эффективностью тренировочного процесса, особенно в спортивных играх, единоборствах, гимнастике, акробатике, фигурном катании. При этом учитываются объем и разнообразие тренировочных элементов, приемы и действия, в наибольшей степени способствующие повышению эффективности соревновательных упражнений.

Под величиной нагрузки подразумевают количественную меру тренировочных воздействий. В зависимости от способа контроля условно различают показатели, определяющие «внешнюю» и «внутреннюю» стороны нагрузки.

Для контроля и коррекции величины нагрузки используются показатели ее объема и интенсивности. Показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней, недель); количество тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов). Интенсивность достаточно велика, так как предельные объемы нагрузки ни в одном виде спорта пока не достигнуты. Если проанализировать спортивную тренировку за многолетний период, то прослеживается взаимосвязь между объемом нагрузки и ростом спортивных результатов.

В различных видах спорта показатели объема, используемые для контроля и планирования нагрузки, имеют свою специфику. Интенсивность нагрузки определяется количеством работы, выполненной в единицу времени. Контроль интенсивности нагрузки достаточно специфичен в различных видах спорта, поэтому он


 

рассматривается в процессе групповых занятий по теории и практике конкретного вида спорта.

Для составления и коррекции планов и рабочих программ целесообразно сопоставлять зарегистрированные в процессе контроля параметры состояний и тренировочных эффектов с количественными и качественными характеристиками нагрузки. Сопоставимость результатов достигается при использовании постоянных программ и условий обследований. Комплексные обследования должны помочь тренеру установить, насколько четко спортсмен реализует свои потенциальные возможности.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и всего занятия в целом.

Текущий контроль предполагает регистрацию нагрузок в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта колеблется от 5 до 14 дней.

Этапный контроль предполагает регистрацию нагрузки на этапах, длительность которых колеблется от 2 —5 микроциклов до года. Количество этапов в тренировочном году зависит от вида спорта, квалификации спортсменов, задач, решаемых в процессе тренировки.

Система комплексного контроля, применяемая при подготовке спортсменов высокого класса, включает:

- контроль соревновательной деятельности;

- измерение уровня подготовленности спортсменов;

- регистрацию нагрузок.

Сопоставляя динамику результатов выполнения соревновательных упражнений и тестов с показателями нагрузки, можно оптимизировать управление тренировочным процессом, т.е. выбрать эффективные для данного момента нагрузки, создать тренировочные планы и рабочие программы, применение которых будет способствовать повышению спортивного мастерства.

Оптимальное управление системой подготовки спортсменов высокого класса. Оно позволяет выделить следующие позиции:

- прирост суммарных объемов и повышение интенсивности тренировочной работы;

- увязывание системы спортивной тренировки спортсменов со специфическими требованиями вида спорта, с конкретной соревновательной дисциплиной (увеличение объема вспомогательной и специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы);

- совершенствование спортивной тренировки (расширение нетрадиционных средств подготовки — использование приборов, оборудования, позволяющих раскрыть функциональные резервы, превзойти ранее достигнутые уровни проявления физических качеств), применение тренажеров, обеспечивающих со-


вместное развитие физических качеств и техническое совершенствование;

- создание условий и организационных форм проведения тренировки, направленных на использование функциональных ресурсов организма спортсменов;

- обеспечение острой конкуренции и психической напряженности на тренировочных занятиях, планирование тренировки в условиях среднегорья;

- совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре подготовленности и соревновательной деятельности;

- разработка модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности, обеспечивающих достижение запланированного результата.

Для оптимального и эффективного управления системой подготовки спортсменов тренеру необходимо:

- установить и охарактеризовать модель тренированности и соревновательной деятельности спортсмена, избранную в качестве ориентира на том или ином этапе спортивного совершенствования;

- оценить функциональные возможности спортсмена и сопоставить его индивидуальные данные с модельными;

- определить направления работы и пути достижения заданного эффекта;

- осуществить подбор средств и методов спортивной тренировки, способствующих достижению запланированных результатов и распределить эти средства во времени.

Завершающими операциями цикла является поэтапный контроль над эффективностью тренировочного процесса, в случае необходимости — его коррекция.

Понятия о соревновательной надежности.Система подготовки спортсменов высших разрядов включает: спортивную тренировку; прогнозирование спортивных достижений; моделирование характеристик сильнейших спортсменов; отбор кандидатов в сборные команды для участия в соревнованиях; восстановление после тренировок и соревнований.

Решение соревновательной цели включает повышение стабильной эффективности выступлений спортсменов на ответственных соревнованиях. Системообразующим показателем соревнования является спортивный результат, в котором количественные характеристики успешности спортивной деятельности проявляются в положительных свойствах организма и психики спортсмена, его личности.

Фактором высоких и стабильных спортивных результатов (достижений) является надежность соревновательной деятельности. Надежность спортивной деятельности представляет собой интег-


 

ральное качество, позволяющее спортсмену эффективно и стабильно выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях тренировок и ответственных соревнований. Экстремальные условия — это предельные условия, которые требуют от личности проявления диапазона резервных возможностей организма и психики в целях достижения планируемого результата.

Надежность рассматривается как системное качество личности в спортивной деятельности, которое интегрирует возможности организма в нервной, психической и индивидуальной активности. Качественные системы рассматриваются как составляющие надежности, которые принято называть: психологической надежностью, морально-волевой надежностью, информационной надежностью, функциональной надежностью организма, структурной надежностью анатомо-морфологических систем организма.

Психологическая надежность — системное качество спортсмена, позволяющее поддерживать стабильность и обеспечивающее эффективность деятельности в экстремальных условиях тренировок и ответственных соревнований. Ее повышению способствуют: морально-волевая подготовленность спортсмена, позитивные социально-психологические и личностные особенности, эмоциональная устойчивость, устойчивость психических функций и состояний, скорость принятия решений.

Морально-волевая надежность — качество направленности спортсмена, способствующее повышению активности во время соревнований. Это ответственность личности, опирающаяся на мировоззрение, самоконтроль, саморегуляцию и активность.

Информационная надежность — сложное качество спортсмена, способствующее восприятию информации и принятию на ее основе оптимального решения в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Функциональная надежность организма — сложное качество систем по обеспечению устойчивого функционирования, позволяющее спортсмену эффективно преодолевать физические и психические нагрузки в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Структурная надежность анатомо-морфологических систем — сложное качество организма спортсмена, позволяющее эффективно преодолевать физические и психические нагрузки в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Морально-волевой фактор заключается в том, что спортсмен должен ясно отдавать себе отчет, во имя каких высоких целей он прикладывает усилия, испытывает напряжение, боль. Учебно-тренировочный процесс должен обеспечивать нравственное воспитание личности.

Биомеханический фактор позволяет выявить ведущие элементы надежности спортивной техники, обусловливает эффективное


выполнение системы движений. Исследуя биомеханические параметры техники движений (силовые, пространственные, временные), можно создавать оптимальные математические модели надежности в экстремальных условиях.

Медико-биологический фактор представляет собой фундамент функциональной надежности спортсмена, обеспечивающий регулирование и соотношение элементов физиологического процесса, оптимальную деятельность системы в целом в определенный отрезок времени и в конкретных условиях.

Результативность спортсмена зависит от так называемой биоэнергетической надежности. Способность биоэнергетических систем организма к преобразованию энергии аэробным путем при мышечной деятельности — одна из важных предпосылок спортивной работоспособности. В медико-биологическом факторе выделяются следующие подфакторы: состояние здоровья, дееспособность центральной нервной системы и анализаторных систем, энергетические возможности организма и ряд биохимических показателей.

Психологический фактор является одним из важных в обеспечении надежности спортсмена. Выполнение сложных технических приемов невозможно без психической регуляции. Высокий уровень психического напряжения существенно влияет на функциональные изменения организма. Характерно, что наибольшее количество исследований надежности направлено на изучение психологического фактора. Это объясняется исключительной его важностью для обеспечения надежности как сложного целостного системного качества и связано:

- с возрастанием уровня физических и психических нагрузок на тренировке;

- повышенной ответственностью за результаты выступлений в состязаниях;

- огромным нервно-психическим напряжением соревновательной борьбы;

- усложнением взаимоотношений между членами спортивного коллектива;

- воздействием отрицательных психологических факторов, вызывающих состояние беспокойства, тревоги, фрустрации.

Понятие надежности деятельности является психологическим понятием. Оно приобретает смысл при рассмотрении экстремальных ситуаций, в которых создаются стрессовые условия, оказывающие воздействие на центральные (нервно-психические) механизмы управления действиями и поведением человека.

В этих условиях любой компонент надежности зависит от устойчивой эффективности деятельности психической сферы. Поэтому в спорте высших достижений, предъявляющем чрезвычайно высокие требования к психической подготовленности спорт -


сменов, особое внимание обращается на изучение психической надежности и методов ее повышения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...