Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи управления тренировочным процессом

Управление тренировочным процессом высококлассных спортсменов направлено на достижение ими высоких результатов в избранном виде спорта. Система управления включает: постановку цели и задач; подготовку и выработку решений; планирование; организацию; мотивацию; контроль; внедрение нового. Постановка цели заключается в планировании достижения спортивных результатов спортсменами в предстоящем году, олимпийском четырехлетии, в многолетних выступлениях на соревнованиях.

Постановка задач конкретизирует средства и методы достижения цели, с помощью которых спортсмен может добиться определенного результата на основных соревнованиях России, Евро-пы, мира и Олимпийских играх.

Ключевой проблемой является отбор спортсменов в команды, который основывается на интуиции и опыте тренера, базирующихся на знаниях индивидуальных особенностей спортсменов, наблюдениях за выполнением ими в процессе тренировок и соревнований поставленных задач. Главным является регулярное, совместное с тренерами динамическое тестирование по физиологическим, психическим и биохимическим характеристикам. Спортсмены, показывавшие накануне соревнований лучшие результаты в тестах, включаются в основную команду. Опыт подтверждает, что такой путь можно считать прогрессивным.

Подготовка и выработка решений — основа процесса управления, существенную помощь в котором тренеру оказывают:

- изучение состояния спортсмена на сегодняшний день;

-анализ исходных данных о спортсмене, спорткалендаре, наличии спортивной базы, финансового, медицинского и научного обеспечения;

- определение ожидаемого результата спортсмена в зависимости от вариантов построения тренировочного процесса;

- сравнение построений тренировочного процесса и выбор из них наиболее оптимального;

- переход к планированию (годичному, многолетнему или четырехлетнему, перспективному).

Планирование направлено на решение вопросов и определяет: что, когда и как должно быть сделано; какие следует предпринять действия; кто несет за них ответственность; почему именно эти действия необходимы.

Организация заключается в подборе тренеров-помощников для отбора спортсменов; распределении финансовых и материальных


средств; определении полномочий и ответственности внутри организационной структуры. В этом процессе следует считаться с тем, что любая групповая деятельность связана с комплексом неофициальных отношений, представляющих собой сложную сеть личных и общественных отношений, существующих наряду с официальной организационной структурой.

Под мотивацией понимаются побуждения, при которых деятельность спортсменов и тренеров способствует достижению общих целей. Главным мотивом (целью) спортсменов является достижение высоких спортивных результатов. Задача тренеров — способствовать формированию этого мотива.

Контроль заключается в сравнении текущего результата с плановым заданием и координации действий элементов процесса тренировки в соответствии с решением конкретной задачи. Основными параметрами его являются выполнение: плановых тренировочных нагрузок; целей — контрольных заданий; внедрений нового в учебно-тренировочный процесс.

Контроль сохраняется в течение всего учебно-тренировочного процесса. Он является своеобразным центром «нервной системы» тренировочного процесса и обеспечивает основу для выработки дальнейших решений.

Управление в спорте невозможно без наличия контрольных нормативов, т. е. критериев, по которым оцениваются результаты тренировочного процесса, его перспективность.

Внедрение нового предполагает творческую деятельность тренера по изысканию новых форм, средств и методов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Управление в спорте возможно только при наличии управляющей и управляемой систем, которые связаны каналами прямой и обратной связи. Прямая связь предназначена для передачи управляющих сигналов, обратная — для передачи информации о результатах управления.

Под управляющей системой в спорте понимается субъект (тренер, научный сотрудник), имеющий реальную возможность изменять состояние управляемой системы. Решения выдаются в виде управляющих воздействий, направленных непосредственно на «исполнительный» орган, который и способствует в данном случае изменению состояния управляемой системы.

Под управляемой системой в спорте понимается объект — спортсмен. Выделив необходимый перечень параметров, характеризующих различные элементы и достаточно полно отражающих управляемую систему, можно определить границу состояний, в которых находится спортсмен в данный момент.

Управляющая и управляемая системы всегда тесно связаны друг с другом. Выделяют два основных вида связи — прямую и обратную. В системе управления примером прямых связей являются план


и программа тренировки, предлагаемые тренером спортсмену, примером обратных связей — результат выполнения плана и программы тренировки спортсменом.

Эффективное управление сложными динамическими системами возможно лишь при наличии обратных связей, позволяющих определить состояние объекта управления, сравнить действительное состояние объекта с должным (запрограммированным). Различие между действительными значениями существующих переменных системы называется рассогласованием. Например, тренер запланировал, что в августе его ученик должен пробежать 100 м за 10,5 с, в действительности он пробежал за 10,7 с, рассогласование составит 10,7- 10,5 = 0,2 с. При рассогласовании в управление вносят необходимые изменения (коррекции).

Задачи, решаемые в процессе спортивной тренировки, следующие: достижение высокого результата (в короткие сроки); демонстрация (или реализация) этого результата в точно запланированное время; выполнение поставленных задач с высоким качеством.

Спортивная тренировка имеет множество признаков, присущих процессам управления сложными системами. В период подготовки перед спортсменом ставится задача достижения высокого результата через определенное время к необходимому сроку. В связи с тем что спортивный результат является показателем функциональных возможностей систем организма (уровней подготовленности), атлету необходимо изменить состояние организма в целом или его нескольких подсистем, которые должны способствовать достижению высокого спортивного результата.

Задача управления (в узком смысле слова) сводится к тому, чтобы перевести организм спортсмена из одного (исходного) в другое (заданное) конкретное состояние. Перевод осуществляется средствами и методами спортивной тренировки на основе знаний о состоянии организма спортсмена в начале управления, описания состояния, в которое нужно привести организм, определения его количественных (цифровых) характеристик.

Для осуществления управления на основе количественных характеристик исходного и заданного состояний надо установить, по каким показателям они различаются, выбрать те из них, которые подлежат изменению, подобрать способы контроля над ними. На основании этого составляются графики изменения систем организма.

Для оценки эффективности управления тренировочным процессом имеются следующие показатели: процент улучшения планируемого результата относительно исходного; достижение запланированного результата к нужному времени; оптимальное количество тренировочных занятий, необходимых для достижения заданного результата; длительность удержания результата на запланированном уровне.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...