Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировка: техника, тактика, функциональная и психологическая подготовленность спортсмена

Систему спортивной тренировки следует рассматривать через повышение соревновательной надежности спортсмена. Соревнование всегда являлось и является кульминационным моментом деятельности спортсмена, связанным с предельным напряжением его физических и духовных сил. Выявить надежность спортсмена могут экстремальные условия спортивного противоборства, которые являются основными стимуляторами повышения тренированности спортсмена. В связи с этим условия тренировки необходимо максимально приблизить к избранному виду спортивной деятельности. Для этого целесообразно моделировать содержание и характер спортивного противоборства, временной регламент соревнований, климатические условия.

Соревнования и тренировочный процесс приводят к необходимости условного выделения в тренировке спортсмена физического, технического, тактического, психологического и теоретического компонентов, которые в условиях состязаний представлены в интегрированном, диалектическом единстве.

Процесс спортивной тренировки является основой системы спортивной подготовки и представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на совершенствование технического и тактического мастерства, физических и психических качеств спортсмена в избранном виде спорта в целях достижения максимальных спортивных результатов.

Спортивная техника понимается как система элементов движения и способов их выполнения, обеспечивающая достижение максимального результата. Эффективность спортивной техники определяется рациональностью использования кинематических и динамических характеристик движения в хроноструктуре спортивного действия. Экономичность спортивной техники выражается в экономизации энергозатрат при рациональной спортивной технике, степенью использования двигательного потенциала спортсмена. Система движений объединяет различные подсистемы, виды структур: кинематическую, динамическую, ритмическую, анатомическую и фазовую.

Техническое мастерство в соревновательной надежности спортсмена проявляется в эффективности, экономичности и помехоустойчивости спортивных движений. Техника спортсмена высокого класса позволяет добиваться наивысших спортивных результатов, поэтому она должна быть эффективной.

Помехоустойчивость спортивной техники проявляется в эффективном выполнении упражнений при воздействии эндогенных (интенсивная мышечная работа, травмы, максимальные физиче-


г


ские нагрузки) и экзогенных (жесткая манера ведения боя, прессинг, неожиданные действия соперника, ответственность соревновательного момента, шум трибун) сбивающих факторов.

Под спортивной тактикой понимается наиболее целесообразное использование форм, способов и средств ведения спортивной борьбы.

Тактическое мастерство как оптимальное в данных условиях решение тактических задач возникает в процессе контрдействия (взаимодействия) с соперником (партнером). Оно тесно связано с техникой, физической и психической подготовленностью спортсмена. Средствами тактики служат технические приемы и их разновидности. Чем богаче технический арсенал спортсмена, тем шире его тактические возможности.

Специфика спортивной деятельности заключается в том, что спортсмен постоянно действует в условиях крайне жесткого лимита времени. Задачи в спорте решаются в процессе непрерывного изменения условий борьбы. Они реализуются в ограниченное время при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется уровнем психических качеств, а также перцепции, интеллекта и психомоторики.

Перцептивные качества (широта поля зрения, быстрота восприятия изменения ситуации) обеспечивают операции, связанные с восприятием информации; интеллектуальные (быстрота оперативного мышления, точность оперативной памяти) — оценкой обстановки и принятием решения; психомоторные (точность сенсомоторной координации, быстрота движений) — осуществлением этого решения, несмотря на противоборство соперника.

Существенное значение для повышения соревновательной надежности спортсменов имеет их функциональная подготовленность, реализуемая в процессе физической подготовки. Выполняется задача совершенствования двигательных способностей и функциональных возможностей спортсмена. Происходит формирование и развитие двигательных навыков, необходимых для успешной реализации физических качеств. Развитие функциональных возможностей означает совершенствование деятельности внутренних органов и систем человеческого организма. В тренировке эти процессы — неразрывное целое.

Физическое состояние организма на определенной стадии развития его морфофункциональных особенностей не является величиной постоянной. Оно носит постепенно прогрессирующий характер (по мере приобретения количественных накоплений и преобразования их в качественные изменения органов и функций организма спортсмена).

Большое значение для повышения соревновательной надежности имеет психологическая сторона, обеспечивающая психическую подготовленность спортсмена, реализуемую в процессе


психологической подготовки спортсменов к соревнованию, целью
которой является формирование у них такого психического со
стояния, при котором они могут: в полной мере использовать
свою функциональную и специальную подготовленность для ре
ализации в соревновании максимального результата; противо
стоять предсоревновательным и соревновательным факторам, ока
зывающим негативное влияние и вызывающим рассогласование
функций.

Психологическая подготовка спортсмена предполагает конкретизацию задач и средств на этапах данного процесса: общей психологической подготовки к соревнованиям, специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию.

Эти компоненты тренировочного процесса находят свою реализацию в интегральной подготовке, которая характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности составляющих спортивного мастерства. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в значительной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств.

Одна из важных проблем спортивной тренировки — оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтетического подходов, первый из которых предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных сторон подготовленности, второй — обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Одним из доказательств емкости и необходимости интегральной подготовки в ходе тренировочного процесса является психобиомеханический фактор, полученный в результате исследований надежности соревновательной деятельности высококлассных спортсменов. Этот фактор проявляется в окончательном решении смысловых и двигательных задач посредством включения в систему управления психических процессов в экстремальных условиях, что свидетельствует о необходимости интегральной подготовки в ходе спортивной тренировки.

5.6. Прогнозирование и моделирование подготовки спортсменов высших разрядов

Спортивное прогнозирование понимается как научное предвидение перспектив развития спорта на основе знания объективных законов и диалектического анализа действительного его состояния.

Объект спортивного прогнозирования — это изучение соотношения сил между странами (например, на Олимпийских играх), которое является системообразующим фактором, объединяющим все его элементы.


 

Задачами спортивного прогнозирования являются: установление целей выступления команды (спортсмена) на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России; изыскание оптимальных путей и средств их достижения; определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

К принципам спортивного прогнозирования относятся: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптимальность; реальность и объективность; выделение ведущего звена; природная специфичность; аналогичность.

Классификация спортивного прогнозирования может быть: по природе объекта — спортивной; масштабности — глобальной; трудности — сложной; степени детерминированности — схоластической; характеру развития во времени — дискретной; степени информационной обеспеченности — с полным и неполным обеспечением количественной информацией.

Прогнозы в спорте бывают: 1) краткосрочные — 2—12 месяцев; 2) среднесрочные — 2 — 4 года; 3) долгосрочные — 4 — 8 лет. Критериями таких временных диапазонов являются:

- достижение звания мастера спорта и мастера спорта международного класса начинающими спортсменами;

- календарь ответственных соревнований и время проведения Олимпийских игр;

- цикличность спортивной подготовки;

- время пребывания высококлассного спортсмена в сборных командах страны, спортивного клуба.

Прогнозирование включает следующие стадии: ретроспекцию, диагноз и проспекцию. На стадии ретроспекции происходит формирование описания объекта прогноза в прошлом, окончательное уточнение задачи прогнозирования; на стадии диагноза разрабатывается модель объекта прогноза и выбираются методы прогнозирования; на стадии проспекции решаются задачи получения результатов прогноза на основании ретроспекции и диагноза. На последней стадии прогнозирования можно выделить следующие основные этапы: расчет прогнозируемых параметров на заданном времени упреждения; стыковка и синтез отдельных прогнозов в соответствии с принятыми правилами; верификация прогноза и установление степени его достоверности.

Потребность в разнообразных прогнозах привела к появлению большого количества различных методов прогнозирования. В спортивном прогнозировании наряду с применением общих научных методов разрабатываются частные научные методы, специфические для спортивного прогнозирования. Наиболее успешно применяются следующие группы методов: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы математического моделирования.


Основными направлениями, по которым с современных системных позиций должно идти исследование достижений спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, является прогнозирование:

- социально-экономических условий, в которых будет развиваться спорт высших достижений;

- роста спортивных результатов;

- требований к уровню всесторонней подготовленности спортсмена, к его индивидуальным и социальным качествам;

- комплекса средств и методов, способствующих достижению высоких спортивных результатов на крупных соревнованиях;

- системного комплексного (качественного и количественного) подхода к прогнозированию в спорте применительно к отдельному спортсмену, команде, виду спорта, успешности выступлений спортсменов на ответственных соревнованиях.

Прогнозирование социально-экономических условий, в которых будет развиваться спорт высших достижений, осуществляется, исходя из факторов глобального характера, влияющих на уровень спортивных достижений: социального строя общества, численности населения страны, его социальной структуры, грамотности, продолжительности жизни, национального дохода на душу населения, калорийности питания.

Прогнозирование роста спортивных достижений необходимо для планирования подготовки спортсменов, определения модельных характеристик, соответствующих предлагаемым результатам.

На динамику роста спортивных достижений влияет ряд причин. И точно предугадать, какой именно результат будет показан в том или ином виде спорта в ближайший год или на ближайших Олимпийских играх, трудно. Однако накопленный опыт прогнозирования в спорте показывает, что точность прогноза с применением компьютерной техники может быть достаточно высокой. Например, в 1960 г. составлялись прогнозы спортивных мировых рекордов в легкой атлетике, плавании, тяжелой атлетике, других видах спорта, которые должны были быть достигнуты через 20 — 30 лет. Следует отметить, что эти прогнозы оказались обоснованными на 90 %, а в ряде случаев и на все 100 %.

Изменение спортивного результата можно прогнозировать во всех видах спорта. Однако в видах спорта с измеряемыми результатами, полученными в относительно постоянных условиях, это достигается сравнительно легко. Но в гребле, велосипедном спорте или лыжных гонках, в которых соревнования проводятся в меняющихся и трудно сравниваемых условиях, оценка уровня и разработка прогноза представляет значительные трудности. В гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду прогнозирование точных результатов затрудняется из-за оценки сложности программы и точности ее исполнения. Здесь возможно приблизи-


тельное прогнозирование. В гимнастике, с помощью показателя сложности произвольной программы, можно оценить уровень программы финалистов, чемпионов мира и Олимпийских игр.

Для прогнозирования требований к уровню всесторонней подготовленности спортсмена, комплекса средств и методов, способствующих достижению высоких спортивных результатов на ответственных соревнованиях необходимо:

- определять составные структурно-системные части (подсистемы) спорта высших достижений, влияющих на эффективность выступлений спортсменов;

- выявлять их взаимосвязь и взаимозаменяемость;

- изучать подсистемы и взаимосвязи в ретроспективном, диагностическом планах по вертикали и горизонтали;

- сопоставлять ретроспективные и диагностические состояния подсистем и взаимосвязи с результатами участия спортсменов в Олимпийских играх;

- разрабатывать для каждой подсистемы качественные, а на их основе количественные (математические) прогностические модели развития и частные влияния на общий результат;

- разрабатывать факторные ретроспективные и диагностичес-
кие модели успешности выступлений спортсменов;

- разрабатывать системные, факторные, математико-статисти-ческие модели требований к уровню подготовленности спортсме-

нов, комплекс средств и методов, способствующих достижению

высоких спортивных результатов на ответственных соревнованиях.

Прогнозирование спортивных достижений отдельных спортсме-

нов проводится поэтапно. На 1 этапе с помощью корреляционного анализа выявляются информативные показатели уровня спортивного результата (на ранний период учебно-тренировоч-

ного процесса). На II этапе с помощью корреляционного и фак-

торного анализа фиксируются взаимосвязи информативных, мор-

фологических, физиологических, психофизиологических, биохи
мических, психологических и педагогических характеристик спорт
смена; определяется вклад факторов в суммарную дисперсию по
казателей его тренированности. На III этапе на основе статис
тического анализа всех параметров составляются количественные

модели тренированности каждого спортсмена (команды) на кон
кретный период учебно-тренировочного процесса и участия в со
ревнованиях.

Система прогнозирования надежности соревновательной деятельности спортсмена высокого класса осуществляется с помощью составления:

- предпрогнозной ориентации (комплексного изучения спортсмена тренерами, врачом, научными работниками);

- исходной модели прогноза надежности соревновательной деятельности спортсмена (обоснования важнейших конкретных па-


раметров-тестов, определяющих результативность спортсмена на данный период времени);

- экстраполяционных рядов динамических состояний спортсменов (в зависимости от периода учебно-тренировочного процесса и результативности участия в соревнованиях);

- прогностического моделирования (выявления набора и величины поправочных коэффициентов по каждому экстраполированному параметру исходной модели в целях конкретизации и уточнения полной модели надежности спортсмена);

-различий научно-обоснованных рекомендаций планирования, построения и программирования учебно-тренировочного процесса, определением нормативных требований (по всем выявленным информативным тестам, времени контроля и корректировки, календаря соревнований для спортсмена с учетом закономерностей развития его спортивной формы);

- проверки надежности прогноза с постоянной корректировкой переменных его величин после каждого соревнования (изучения надежности прогноза на статическом уровне, создания полных и идеальных моделей надежности соревновательной деятельности идеальных спортсменов высокого класса);

- моделей надежности соревновательной деятельности мастеров высокого класса для отбора перспективных молодых спортсменов в сборные команды страны.

Проблема моделирования в спорте приобрела статус одного из значительных и перспективных научных направлений спортивной науки. Моделирование понимается как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения, который называется моделью. Важность моделирования в спорте обусловлена двумя группами причин: 1) причины объективного характера, когда исследование непосредственно самого объекта или невозможно, или дорого, или требует слишком длительного времени; 2) большое число субъективных причин, количество которых постоянно увеличивается в связи с ростом познавательных возможностей самой науки.

Классификаций моделей в науке много, но применительно к моделированию наиболее приемлема классификация, которая подразделяет модели на следующие типы: I — физические вещественные, II — вещественно-математические, III — логико-математические.

К I типу относятся модели, которые имеют физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, сохраняют геометрическое подобие оригиналу и отличаются от него размерами, скоростью течения исследуемых явлений и иногда материалом. Например, исследование аэродинамических свойств прыгуна с трамплина выполняется с помощью проверки его уменьшенной модели в аэродинамической


трубе. В гимнастике, используя «шарнирные» модели гимнастов, можно исследовать основные параметры существующей техники спортсмена, прогнозировать новые элементы и связки.

Ко II типу относятся модели, имеющие отличительную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие математическое описание, одинаковое с оригиналом. Такая степень абстракции позволяет отнести к данному типу в спорте, во-первых, модельные характеристики «идеального» спортсмена; во-вторых, моделирование соревновательных условий на тренировочных занятиях (так называемое «приучение к условиям боя»); в-третьих, новые схемы планирования учебно-тренировочного процесса.

К III типу относятся модели, сконструированные из знаков. В них важны логические и математические свойства, а физичес-

кая, химическая или биологическая характеристики прототипа и

модели не играют никакой роли. Модели этого типа относятся к абстрактным, строятся как логические и математические исчис-

ления. Новые знания об интересующем объекте при логическом

моделировании приобретаются логическими и математическими

выводами из первоначального описания модели, что совершенно

невозможно при физическом или вещественно-математическом

моделировании. В спорте к данному типу относятся корреляцион-

ные, регрессионные и факторные модели:

- роста спортивных результатов в видах спорта с количествен-

ными параметрами их фиксации;

- уровня тренированности;

- структуры физических качеств;

- структуры технического мастерства спортсмена;

- взаимосвязи всех сторон подготовленности спортсмена к от-

ветственным соревнованиям;

- степени надежности соревновательной деятельности спорт-

смена;

- взаимосвязи всех сторон системы подготовки спортсменов в

стране.

Проблема моделирования в спорте решается на следующих уров-

нях: спортсмена (моделирование характеристик его мастерства, про-

гнозирование его результатов); системы спортивной тренировки и

системы спортивной подготовки; системы развития спорта в стране;

системы глобального развития спорта и олимпийского спорта.

Модельные характеристики могут быть:

консервативными (неподдающиеся тренировке);

неконсервативными (изменяющиеся под влиянием тренировки);

компенсируемыми и некомпенсируемыми (или частично компен-

сируемыми).

Существуют следующие основные пути определения модель-

ных характеристик: исследование состояния спортсменов высо-

145


кого класса; расчет должных показателей; прогнозирование модельных характеристик.

Каждый тренер представляет себе будущего чемпиона. Подобные умозрительные модели зависят от знаний, опыта и интуиции тренера. В силу субъективности они не могут быть оптимальными или служить образцом для других. Ученые разрабатывают объективные модели сильнейших спортсменов (МСС), однако их построение в конкретных видах спорта вряд ли возможно, так как еще недостаточно известны закономерности развития отдельных сторон систем организма и мастерства спортсмена.

Для построения моделей необходимо выделять существенные показатели (модельные характеристики), препятствующие достижению высоких результатов в спорте. С их помощью следует охарактеризовать основные стороны мастерства спортсмена, уровень развития ведущих систем его организма, поведение в условиях ответственных соревнований. Прогнозируются оценки выделенных характеристик на определенный отрезок времени в будущем (например, призеров будущих Олимпийских игр). Набор таких оценок — это еще не модель сильнейшего спортсмена. Необходимо определить допустимые диапазоны отклонений, установить математические зависимости между некоторыми модельными характеристиками. После этого для каждого спортсмена можно подбирать их оптимальные величины.

Есть спортсмены, которые показывают высокие результаты, в то время как отдельные их характеристики (например, рост, вес, частота пульса при стандартной нагрузке) не укладываются в диапазоны МСС. Можно предположить, что в будущем выдающийся спортивный результат станет возможным, если характеристики спортсмена будут находиться в допустимых диапазонах величин МСС.

Теоретические предпосылки построения МСС включают следующие компоненты: модель соревнований; соревновательную деятельность; модель мастерства (специальная физическая, техническая и тактическая подготовленность); модель спортивных возможностей, включающую функциональную и психическую подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж. Взаимосвязь основных компонентов МСС — очевидна.

Соревновательная деятельность спортсменов — представителей разных видов спорта — имеет существенные различия. В основных группах видов спорта выделяются общие характеристики распределения сил спортсменов во время соревнования: забег, поединок, игра. С их помощью оцениваются физическая, техническая, тактическая подготовленность спортсмена, психическая устойчивость; в циклических видах спорта — распределение скорости прохождения дистанции. Результаты на всех отрезках дистанции должны быть оптимальными.


В скоростно-силовых видах спорта распределение сил спорт-

смена во время соревнования не играет существенной роли. Ре-

кордное достижение в последней попытке не менее весомо, чем в

первой. Считается, что высокий результат, показанный в первой

попытке, создает спортсмену определенное психологическое пре-

имущество. Но часто для победы на крупнейших международных

соревнованиях решающей была последняя попытка.

В видах спорта, связанных с искусством движений (гимнастика, прыжки в воду), основным показателем правильного распределения сил спортсмена высокой квалификации во время соревнования является стабильность результатов.

В единоборствах и в спортивных играх необходимое распределение результативных атакующих и защитных действий по периодам, раундам, играм также должно найти отражение в МСС. В спортивной борьбе, например, атакующие действия (даже у мастеров спорта международного класса) при утомлении к 4-й минуте поединка менее эффективны.

Много общего можно обнаружить при определении «модели соревнования» в единоборствах и спортивных играх. Для этих видов спорта поведение сильнейших спортсменов на соревнованиях характеризуется активностью, эффективностью, объемом и разнообразием технико-тактических действий. Это наблюдается в вольной борьбе и баскетболе. Активность борца в схватке — это отношение количества реальных попыток провести прием борцом ко времени схватки, а баскетболиста — отношение реальных атакующих или защитных действий (бросков по корзине, эффективных передач, перехватов) ко времени нахождения на площадке.

Соревновательная деятельность спортсменов, например, в единоборствах и спортивных играх характеризуется объемом и разнообразием технико-тактических действий в условиях ответственных соревнований. Установлено, что на одном соревновании сильнейшие борцы мира, если они проводят 5 — 8 схваток, применяют от 10 до 15 вариантов оцениваемых технических действий. В баскетболе нападающий должен хорошо владеть 3 — 4 «коронными» приемами атаки корзины. В других видах спорта показатели активности, эффективности, объема и разнообразия соревновательных действий недостаточно характерны и не могут быть рекомендованы для включения в «модель соревнования».

Некоторое исключение составляют виды спорта, связанные с искусством движений, для которых при создании «модели соревнования» необходимо учитывать показатели объема, количества элементов высшей сложности и сверхсложных элементов. Например, в женской спортивной гимнастике такими показателями могут быть: количество элементов высшей группы и сверхсложных элементов на брусьях, а в вольных упражнениях и на бревне — коэффициент трудности прыжков.


Стандарты соревновательной деятельности спортсменов в этих видах спорта оговариваются в официальных правилах соревнований. Поэтому главная трудность — своевременно выявить тенденции развития спорта, что присутствует и в спортивной гимнастике у женщин, и в парном катании на коньках.

Сложно разработать «модели соревнований» в скоростно-си-ловых ациклических видах спорта. Для этого необходима точная измерительная аппаратура, с помощью которой можно устанавливать оптимальные границы показателей, определяющих достижение высоких спортивных результатов (например, угол и скорость вылета снаряда в легкоатлетических метаниях). При этом желательно в соревновательной обстановке уметь оценивать скорость финальной части разбега (поворотов в метании диска и молота), положение тела спортсмена в финальной части движения.

Система отбора в спорте

Спортивный отбор понимается как система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются особенности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или в группе видов спорта. В спорте выделяются следующие самостоятельные разновидности отбора: спортивная ориентация занимающихся; селекция кандидатов в сборные команды; комплектование сборных команд.

Спортивная ориентация занимающихся — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная селекция кандидатов в сборные команды — система мероприятий, предусматривающих отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.

Комплектование сборных команд — отбор кандидатов и участия в ответственных соревнованиях.

Все разновидности отбора реализуются по следующей схеме: определяется идеал (модель чемпиона); прогнозируются темпы роста спортивных достижений; решаются организационные и методические вопросы (разрабатываются классификационные нормативы, проводятся контрольные испытания или тестирование, наблюдения, собеседования).

Научной основой отбора спортсменов является поиск информативных, надежных и объективных тестов, позволяющих с большой вероятностью предсказывать возможные спортивные достижения.


Показатели отбора, которые обеспечивают перспективность спортсмена, вносят вклад в его соревновательную надежность. Они делятся:

на педагогические показатели — возраст (паспортный и биологический), наследственность, физическая подготовленность, быстрая выработка и перестройка навыков, наличие двигательного опыта, прирост изучаемых показателей;

на психологические показатели — положительные характерные качества, мотивация, лидерство и притязательность, эмоциональная устойчивость, волевые качества, фрустрация (спортивная агрессивность), активационные и операционные свойства личности (память, внимание, мышление, скорость переработки информации), сенсомоторика, темперамент, индивидуальный стиль деятельности;

на медико-биологические показатели — здоровье, анатомо-морфо-логические характеристики, состояние анализаторов, состояние энергетической сферы функционирования дыхания, кровообращения, эндокринной системы.

Основными методами отбора являются экспертиза, аппаратный метод и метод тестов, анкетирование и наблюдение.

Экспертиза применяется при комплектовании команды для оценки ее перспективности. Аппаратный метод используется для точного и количественного анализа, который другим путем осуществить невозможно.

При разработке тестов уделяется внимание валидности (т.е. способности теста характеризовать именно те качества спортсмена, которые должны быть выявлены) и надежности (т.е. устойчивости к экстремальным условиям и возможности сравнения с результатами проведения в нормальных условиях).

Процесс отбора делится на следующие этапы: предварительный (первичный) отбор детей и подростков; углубленная проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта (этап вторичного отбора); спортивная ориентация; отбор в сборные команды страны.

На I этапе определяются пригодность детей и подростков к спортивному совершенствованию выявлением их способностей и оценка степени двигательной активности.

На II этапе отбора проверяется соответствие выявленных способностей отобранных детей требованиям специализации в избранном виде спорта. Наличие специальных качеств личности, ее подготовленности позволяют определить степень спортивной пригодности детей и подростков, их пригодность для совершенствования в избранном виде спорта.

На III этапе формируются способности, проявляющиеся в конкретной спортивной деятельности.


На IV этапе продолжается углубленное изучение спортивных способностей, оценивается степень мастерства спортсменов, на основе чего осуществляется отбор кандидатов в сборные команды и основного состава для участия в ответственных соревнованиях.

Современная система отбора перспективных спортсменов из числа квалифицированных, достигших определенных спортивных успехов, обязательно учитывает показатели, вытекающие из содержания модельных характеристик. К ним относятся: спортивно-технический результат и динамика его достижения в течение последних лет подготовки; возраст, антропометрические данные и здоровье (с учетом двигательной специфики вида спорта); степень закрепления технических ошибок при выполнении важнейших фаз и элементов спортивного упражнения; уровень развития специальных физических качеств, малоизменяемых в процессе многолетней тренировки; потенциальные возможности функциональной системы организма для выполнения специфической двигательной деятельности; психическая устойчивость к перенесению специфических тренировочных нагрузок; наличие целеустремленности в избранном виде спорта.

Исключение при отборе любого из указанных показателей нарушает принцип системности. Учет их при отборе ведут педагоги-тренеры, специалисты спортивной психологии, физиологии, биомеханики и биохимии.

5.8. Средства восстановления в системе подготовки спортсменов высших разрядов

Средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические.

Педагогические средства восстановления считаются основными, поскольку нерациональное построение подготовки может нивелировать любые восстановительные воздействия. Они реализуются в процессе оптимизации тренировочных и соревновательных нагрузок рациональным сочетанием работы и отдыха во всех звеньях подготовки, в том числе и многолетней. К ним относятся:

- индивидуализация средств и методов подготовки;

- рациональное соотношение между общими и специальными средствами подготовки на всех ее этапах;

- волнообразность и вариативность нагрузок;

- широкое использование переключений (за счет смены как упражнений, так и условий их выполнения);

- выведение различного рода микроциклов;

- полноценное использование переходного периода.

При построении программ тренировочных занятий особое внимание необходимо уделять организации подготовительной и заключительной частей, рациональное построение которых способ-


ствует более эффективной спортивной деятельности, позволяет достичь высокого уровня работоспособности в основной части, помогает быстрее устранить признаки острого утомления.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части обеспечивает должный уровень работоспособности и эмоционального состояния спортсменов, эффективное протекание процессов восстановления при выполнении тренировочных программ. Этому содействует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работ, использование средств активного отдыха.

При выполнении околопредельных и предельных тренировочных нагрузок главными факторами повышенного нервно-мышеч-ного напряжения являются: накапливающаяся физическая и психическая усталость, монотонность занятий, в условиях учебно-тренировочных сборов — однообразие окружающей обстановки, ограниченный круг общения, оторванность от семьи, друзей, товарищей по работе, учебе.

Для ускорения восстановления после нервного и психического утомления применяют психологические средства восстановления, к которым относятся: психорегулирующая тренировка, упражнения для мышечного расслабления, внушение, сон, различные приемы психогигиены и психотерапии.

Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата в команде, спортивном коллективе.

Следует учитывать, что эффективность психологических процедур повышается при комплексном их применении. Комплекс воздействий с применением психотерапевтических методов, эмоционально-волевой и психорегулирующей тренировки оказывает выраженное восстанавливающее влияние после напряженной тренировочной и соревновательной работы.

К медико-биологическим средствам относятся: рациональное питание, витаминные и фармакологические препараты, физиотерапевтические и бальнеологические средства.

Достижение высоких результатов в современном спорте невозможно без больших физических и психических напряжений, которые ведут к значительному увеличению расхода энергетических ресурсов организма.

Применение этих средств помогает улучшению переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению затраченных энергоресурсов, активизации белкового синтеза, повышен

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...