Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и характеристика методов обучения

Специальные знания о двигательных действиях, получаемые в процессе обучения физической культуре и спорту, требуют от педагога владения определенными способами преподавания, от обучаемого — способами учения. Как вести обучаемых от незнания к знанию, от неумения к умению — одна из стержневых задач конструктивной деятельности педагога. Методов, методик, методических приемов и способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знания позволят правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Классификация методов обучения позволяет педагогу оценить сходство и различия способов преподавания учебного материала и усвоение его обучаемыми. Это необходимо знать при выборе методов для решения задачи обучения. Методы раскрывают процесс обучения с различных сторон.

В педагогической деятельности следует различать:

- способы, отражающие характер познавательной активности студента в простом воспроизведении услышанного и увиденного или творческого;

- способы передачи педагогом своих знаний и умений словом, показом и демонстрацией;

- способы получения обучаемыми знаний и умений с использованием прослушивания, наблюдения и выполнения движений.

В теории и практике физкультурно-спортивной деятельности распространение получил способ, который отражает специфику учебного материала, требующего от обучаемого знаний и практического овладения двигательными действиями.

Классификация методов по способу получения обучаемыми информации подразумевает, что источником информации является педагог. Каждый из методов обучения обладает возможностями для развития познавательной активности студентов, что зависит от умения педагога реализовать эти возможности.

По способу получения знаний и умений методы обучения делятся на следующие группы: практические методы, методы использования слова, методы наглядного восприятия. Эти группы методов обеспечивают ознакомление обучаемого с изучаемым


действием с помощью различных анализаторных систем организма: студент слушает, наблюдает, воспроизводит сам процесс движения. В работу вовлекаются сигнальные системы. При обучении действиям особое значение приобретают практические методы. Другие группы создают предпосылки, реализация которых осуществляется при непосредственном исполнении движений тем или иным способом.

Каждая группа методов представлена несколькими разновидностями, иногда неравноценными по частоте использования в педагогической деятельности. Без команды, объяснения, показа трудно себе представить любое занятие по физической культуре. Метод демонстрации применяется реже.

Практические методы.Они основаны на активной двигательной деятельности и разделяются на методы строго регламентированного упражнения (например, разучивание по частям, в целом, принудительно облегчающее) и на методы частично регламентированного упражнения (например, игровой, соревновательный). Различия относительны, хотя регламентация имеется в любом методе. Два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может изучаться одновременно (например, метод разучивания по частям и соревновательный метод). Однако это не дает оснований для их отождествления.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом. Появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Методы этой группы дополняют друг друга, применяются в различных условиях, которые определяют учебную задачу, включающую групповую и персональную характеристику обучаемых, этапы обучения, характер и содержание учебного материала, длительность занятия, местные условия обучения, наличие учебных средств (инвентаря, спортивных снарядов).

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Полноценная реализация этого метода зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Сложное действие (целое) не представляет собой механической суммы слагаемых движений. Целое отличается от его отдельных элементов, между которыми устанавливаются определенные соотношения. Часть, хотя и подавляется целым, состоит в целом. Понять целое действие можно через познание составляющих его движений и закономерности становления действия.


Расчленение двигательного действия является характерной чертой метода разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением будет освоение действия в целом. Без этого теряется смысл обучения. В конечном счете обучаемые должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этом слиянии исполнения не должно быть главных и второстепенных элементов. Все является главным. Все в той или иной мере несет в себе залог общего успеха.

Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Это достигается, когда подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе таких следовых эффектов и таких простых временньгх связей, которые вследствие однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

Создание системы подводящих упражнений происходит с помощью анализа намеченного для изучения действия, расчленения его и выделения наиболее ответственных элементов. Характер расчленения действия, количество подводящих упражнений, их очередность и длительность определяются педагогом применительно к задачам обучения, учитывающим подготовленность обучаемых и сложность разучиваемого действия. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно обучаемым. Следует объяснить студентам, а затем напоминать им, назначение каждого упражнения и периодически проверять их усвоение. Желательно, чтобы часть из этих упражнений можно было бы использовать в процессе самостоятельной работы.

В зависимости от структуры двигательного действия и задач обучения подводящие упражнения можно представить в виде вычлененной части целостного действия или в виде целостного действия, но с вычлененными из него деталями. Часть действия представляется без каких-либо дополнительных движений. Следующий вид подводящего упражнения представляет собой определенную часть изучаемого действия с дополнительными движениями для придания ему законченной структуры.

Метод разучивания по частям облегчает процесс усвоения действия. К цели обучаемый подходит с постепенно накопленным запасом частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. Обучение позволяет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению элементов и дей-


ствия в целом. В результате — укорачиваются сроки обучения, повышается общая культура движений.

Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, следовательно, и мотивированным, ибо успехи обучаемых в овладении одним элементом уже доставляют удовлетворение.

Разнообразие подводящих упражнений делает занятие более эффективным, процесс обучения проходит более интересно. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опыта обучаемых. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков. Метод важен при изучении сложно-координационных действий, а при необходимости и для воздействия на отдельные суставы и мышечные группы.

Метод разучивания по частям помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий.

Метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Он применяется на любом этапе образовательного процесса. При простом упражнении и высоком уровне подготовленности обучаемых отпадает необходимость в подводящих упражнениях. Метод разучивания в целом используется на первых этапах обучения, а на заключительном этапе — при изучении любого действия.

Если на первых этапах применялось расчленение действия, то на заключительном — обязательно целостное исполнение, без него невозможно совершенствование техники физического упражнения. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. Некоторые действия при хорошей подготовленности обучаемых оказываются простыми, и разучивание по частям педагогически неоправданно. Разучивание в целом используется и в тех случаях, когда педагог не может расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Метод принудительно облегчающего разучивания основан на теоретической концепции «искусственной управляющей среды». Это вариант метода разучивания в целом, но с использованием технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях. Обучаемый выполняет упражнение с теми характеристиками параметров, которые присущи данному двигательному действию на уровне запланированного результата.

Метод исключает необходимость переделки двигательного навыка (переучивания) с повышением уровня физической подготовленности обучающегося. Это достигается за счет упорядочения

мышечной координации и ритмически скоростной основы двигательного действия.

Тренажерные устройства создаются для обучения спринтерскому бегу; для отработки техники поворотов в плавании; для освоения сложных вращений в гимнастике; для метаний диска и толканий ядра и т.д. Компьютерные тренажерные устройства используются, как правило, при обучении высококвалифицированных спортсменов. В условиях массового обучения используются простые тренажерные устройства.

Методы частично регламентированного упражнения допускают свободный выбор действий обучаемых для решения поставленной задачи. Они используются на этапе совершенствования техники движений, когда студенты обладают достаточным объемом знаний и умений. Методы этой группы обладают различными признаками, но имеют сходство в том, что при их использовании обязательно присутствуют элемент соперничества и стремление к утверждению себя в том или ином действии.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физкультурно-спортивной деятельности. Игра является средством физического воспитания, эффективным методом обучения и воспитания.

Перспективным направлением в изучении игры считается теория моделирования, которая рассматривает игру как своеобразную модель элементов реальной жизни, воспроизводящую практическое поведение человека в рамках заранее определенных условий.

Игра имеет следующие функции:

подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества);

развлекательную (использование свободного времени);

созидательную (формирование отношений между людьми).

Основу содержания игры в физкультурно-спортивной деятельности составляют действия, способствующие физическому совершенствованию личности. Различия между играми, гимнастикой, спортом, туризмом следует признать условными. Игру надо рассматривать и как систему конкретных действий, выполняемых в рамках определенных правил, и как метод, которым можно решать разнообразные педагогические задачи вне зависимости от характера физических упражнений.

Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести занятия на темы «Функции заведующего кафедрой физического воспитания вуза», «Строим спортивную площадку». Наиболее характерные признаки игрового метода — это ярко выраженное соперничество и эмоциональность.

В игре изменчивы условия ведения борьбы, выполнения действий. Участники должны владеть различными способами реше-


ния возникающих задач, а сформированные у них навыки должны отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям. Игра предъявляет высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.

В игровом методе отсутствует строгая регламентация в характере действий и нагрузке. В пределах официальных или условных правил обучаемые могут использовать действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны. Нагрузка, возложенная на участника, полностью зависит от его активности, выполняемой в игре функции и некоторых заранее определенных условий (например, времени, количества участников, содержания игры). Степень регламентации повышается в тех случаях, когда игровой метод применяется для изучения новых действий. С его помощью можно изучить один или несколько элементов упражнения.

Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать ряд различных действий (например, бег, прыжки, броски) в различных сочетаниях. Это обеспечивает комплексное воздействие на организм участника. Поэтому игровой метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств, совершенствования координации, развивает умение решать внезапно возникающие задачи, вводит в нужный темп работы и т. д. Но данный метод имеет и слабую сторону — ограничение возможностей для формирования нового сложного двигательного навыка.

Соревновательный метод имеет особые признаки, характерные для состязания. Он широко применяется при любой форме организации занятий. Много общего у него с игровым методом. Однако между ними существует и различие. В игровом методе процесс обучения имеет сюжетное содержание, в соревновательном оно отсутствует, процесс выполнения действия полностью подчинен его содержанию. Например, если совершенствование передвижения по бревну имеет сюжетное содержание в виде «переправы через речку», следовательно, применен игровой метод. Если это упражнение не имеет подобной сюжетной окраски, полностью подчинено задаче совершенствования техники действия, быстроте передвижения, то значит, применен соревновательный метод.

Различие не снимает соревновательного элемента в игровом методе, он подчинен сюжетному содержанию упражнения. Если содержанием игрового метода является какая-либо подвижная или спортивная игра и по ней проводится соревнование, то различия между двумя методами исчезают.

Характерными признаками соревновательного метода являются:

- подчинение деятельности задаче победить в действии в соответствии с установленными правилами (задача является факто-


ром стимуляции активности и творчества участников, мерилом оценки и сопоставления их подготовленности);

- максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, высокие спортивные достижения, создание условий для полного раскрытия функциональных возможностей организма;

- проявление большей самостоятельности учениками в решении возникающих задач.

Соревновательный метод эффективен в процессе совершенствования техники мастерства, его не используют при первоначальном разучивании упражнений, так как для этого требуется высокий уровень развития физических качеств. Для применения данного метода требуется развитая психическая устойчивость к победам и неудачам. Он дает педагогический эффект при условии предварительной разносторонней подготовки обучаемых, с его помощью можно повышать достигнутый уровень подготовленности.

Методы использования слова.Педагог, используя силу слова, устанавливает взаимоотношения с обучаемыми, общается с ними. Слово активизирует процесс обучения, так как соответствует формированию полных и отчетливых представлений, помогает студентам осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово они получают новые знания, усваивают понятия и терминологию, что во многом определяет их отношение к физическому воспитанию в целом и к изучаемому упражнению в частности. С помощью слова преподаватель анализирует и оценивает знания студентов, слово способствует развитию у студентов самооценки, руководит процессом обучения и воспитания.

Преподаватель физической культуры обязан использовать смысловую функцию слова, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, а также эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства обучаемого. Для осуществления смысловой функции слова речь педагога должна быть точной и понятной.

Смысловое содержание должно соответствовать особенностям и задачам обучения. Перед изучением нового упражнения используется объяснение, после изучения основы техники — описание деталей. Словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия. Например, барьерным бегом можно овладеть, используя произвольный способ. При разучивании преодоления барьера с трудом осваивается сложная координация движений, что вызывает нежелание выполнять упражнения. Доходчивое объяснение преимуществ изучаемого способа снимает отрицательное отношение к нему.

Слово должно помогать раскрывать взаимосвязь между отдельными движениями в действии. При использовании подводящих упражнений, которые менее эмоциональны, требуется ясное понимание связи их с основным действием. Большое значение име-


ет слово педагога в процессе усвоения студентами основы техники физического упражнения, понимания момента приложения главных усилий. Поэтому часто используют инструктирование — подсказки в виде отдельных слов-приказов («руки!», «плечо!»). Слово должно быть образным, но не грубым, должно побуждать к действию, развивать стремлением к победе.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физической культуре и спорте. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет студентам различать знакомые понятия, а педагогу уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между ними возникает взаимопонимание на основе кратких, но емких по смыслу слов.

В терминологии отражается история развития физической культуры и спорта. Известны гимнастические, боксерские, игровые и другие школы, в которых сформировалась соответствующая терминология. Так, в гимнастике присутствует много чешских и шведских терминов, в футболе, теннисе, боксе — английских, в фехтовании — французских.

Правильность употребления терминов обусловлена знанием некоторых общих требований к ним. Термин должен быть показательным, отражать основу техники физического упражнения. Он приобретает только ему свойственное содержание. Показательность термина достигается отражением в названии физического упражнения структуры действия (например, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», реже — образным словом «ножницы» — для прыжка со сменой ног).

Термин должен быть точным. Выполнение этого требования позволит исчерпывающе отразить характер физического упражнения, не возникнет потребности в ином названии или в дополнительном объяснении. Точность термина — это реализация основного смысла терминологии: сделать язык педагога и обучаемого кратким и понятным.

Терминология становится языком обучения, если употребляемые слова-термины доступны для понимания обучаемыми. Термины становятся понятными:

- при использовании слов общепринятого литературного языка (например, соскок прогнувшись);

- в соответствии с правилами словообразования в русском языке (например, многоскоки);

- при употреблении только тех иностранных слов, которые получили широкое распространение (например, арбитр, баскетбол);

- при сведении до минимума употребление узкопрофессиональных слов (например, задняя нога).

Термин должен быть кратким. Если нарушается это требование, то он превращается в описание, следовательно, теряет свое


назначение. Краткость достигается подбором наиболее емкого слова, опусканием деталей. Этим терминологический язык сближается с командным языком.

Эмоциональность речи усиливает значение слов, помогает понять их смысл, показывает отношение педагога к предмету изучения, к студентам. Эмоциональность достигается смысловым содержанием, правильным логическим и грамматическим построением фраз, образностью, отчетливостью произношения, интонацией, умеренной мимикой и жестикуляцией.

Методы использования слова являются общепедагогическими. Применение их в процессе физической культуры и спорта отличается лишь содержанием.

Рассказ — повествовательная форма изложения, чаще всего применяется педагогом при организации игровой деятельности студентов.

Описание — способ создания у студента представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно используется при создании первоначального представления или при изучении простых действий, когда студенты могут воспользоваться своими знаниями и двигательным опытом.

Объяснение — важнейший способ развития сознательного отношения к действиям. Оно призвано раскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: почему?

Беседа повышает активность, развивает умение высказывать свои мысли, оценивать проделанную работу. Она может проходить в виде вопросов и ответов или более активно — в виде свободного выяснения взглядов.

Разбор отличается от беседы тем, что проводится после выполнения задания (например, после игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или двусторонним — в виде беседы со студентами, позволяя более эффективно решать образовательные и воспитательные задачи.

Задание — постановка задачи перед занятием или частных задач в процессе занятия. В первом случае педагог объясняет способы выполнения задачи, а студенты выполняют требуемое. Второй случай сложнее для обучаемых, так как они получают от педагога только формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно.

Указание (или распоряжение) отличается от задания краткостью и требует безоговорочного исполнения. Педагог акцентирует внимание студентов на необходимости выполнить задачу, при этом у студентов должна появиться уверенность в возможности ее выполнения. Через указания студенты получают точную информацию о способах решения задачи, приемах исправления ошибки, но без обоснования.


Оценка — результат анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса и имеют следующие разновидности:

- метод сравнения со стандартной техникой исполнения применяется на начальных этапах обучения, когда возможности обучаемых ограничены подражанием образцу; по мере накопления опыта и знаний отклонения от заданного образца могут быть индивидуальными проявлениями, а не ошибками (если результативность упражнения прогрессирует);

- метод сравнения с техникой исполнения другого обучаемого является своеобразной конкурсной оценкой; призван стимулировать интерес студента к упражнению, систематическим занятиям, но не может служить показателем качества исполнения;

- метод определения результативности действия является сопоставлением техники своего исполнения с достигнутыми результатами; применим для подготовленного обучаемого, умеющего критически оценивать свои действия.

Категория оценки отражает одобрение или неодобрение педагога: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так» и т.д.

Односложные замечания выражают мнение педагога. Одобрение уже само по себе имеет положительное значение, так как подтверждает правильность выполнения действий. Неодобрение или отрицательная оценка обязательно мотивируются: что выполнено неправильно, какова причина ошибки, что и как надо делать для ее исправления.

Оценка педагога должна быть средством воспитания уверенности в своих силах.

Команда — специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физкультурно-спортивной деятельности. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению темпа движений. Применяются специальные судейские реплики, стартовые команды. Надо помнить, что с детьми дошкольного возраста команда не применяется, а с детьми младшего школьного возраста — ограниченно. На эффективность команды влияют умение правильно и с необходимыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма речи и движений обучаемых, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности студентов.

Подсчет задает обучаемым необходимый темп выполнения движений. Он осуществляется голосом с применением: 1) счета («раз, два, три, четыре!»); 2) счета в сочетании с односложными указаниями («раз, два, вдох, выдох!»); 3) односложных указаний («вдох, выдох, вдох, выдох!»); 4) различных сочетаний счета, постукивания, похлопывания. Подсчет необходим в отдельных


случаях. Педагог, приучая студентов работать только под задаваемый темп, лишает их возможности самостоятельно ориентироваться во времени, научиться сохранять заданный темп. Подсчет используется для того, чтобы научить студентов отличать один темп от другого и видоизменять его в ходе работы.

Методы наглядного восприятия.Они обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр и прослушивание темпа и ритма движений создают у студентов разностороннее представление о действии. Наглядное восприятие способствует быстрому усвоению действий и повышает интерес к их изучению.

Методы наглядного восприятия являются главными, но не единственными в реализации принципа наглядности. С их помощью студент получает возможность для созерцания, являющегося первой ступенью в формировании образа изучаемого действия. Следует учитывать, что у одних лучше происходит зрительное восприятие, у других — слуховое. Педагогу необходимо предусматривать в методике обучения роль ведущего анализатора и по возможности индивидуализировать применение соответствующих методов. При групповом обучении это проявляется в использовании разновидностей методов наглядного восприятия. Зная персональные особенности восприятия каждого обучаемого, можно найти возможность для индивидуального применения того или иного метода.

Результативность данных методов во многом определяется возрастом обучаемых. Большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следовать примерам.

Использование методов наглядного восприятия зависит от этапа обучения. На первых этапах они применяются чаще, затем их используют для исправления ошибок.

Показ двигательного действия педагогом (или обучаемым по заданию педагога) является специфичным методом обучения, в основе которого лежит подражание. Подражание является сознательным актом человека, однако уровни сознательности и причины подражания могут быть разными. Учитывая это, педагог использует такие методические приемы, которые помогут развить стойкий интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Эффективность подражания зависит от возраста, характера и уровня психической и физической подготовленности обучаемого. Готовность к сознательному подражанию определяется действиями нескольких факторов.

Способность анализировать увиденное действие проявляется, когда студент имеет навыки выполнения упражнения. В этом случае подражание становится одним из эффективных способов развития обучаемого. Подражание по принципу «посмотри и сделай»


будет бессмысленным повторением образца. В результате обучаемый не поймет основных закономерностей действия, будет слепо копировать педагога.

Соответствие психофизиологической зрелости обучаемого сложности воспроизводимого упражнения должно быть оптимальным. Уровень знаний и интерес к этому упражнению должны вызывать у обучаемого желание подражать.

Необходимо осуществлять своевременный и качественный контроль (самоконтроль) за подражанием. Указания педагога и способность студента анализировать свое действие приводят к осознанному подражанию при повторном выполнении.

В педагогической деятельности следует учитывать некоторые методические требования к показу физического упражнения. Так, показ должен сочетаться с методами использования слова, что поможет избегать слепого копирования и развивать способность к творческому воспроизведению изучаемого действия. Соотношение показа и слова по содержанию, частоте применения и распределению во времени определяется педагогическими задачами и реальными ситуациями обучения.

Содержание показа должно соответствовать задачам обучения. Первый показ создает целостное представление о стандартной технике исполнения физического упражнения. Он осуществляется на уровне, доступном для воспроизведения. Если требуется показать, как нужно овладеть действием, то обращаются к такой технике исполнения, которая соответствует высшей степени мастерства. Когда необходимо обратить внимание студентов на отдельные движения, то в показе усиливают акцент на деталях. Для большей наглядности иногда показывают часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы. Недопустим небрежный, неточный показ, так как его могут принять за образец, которому надо подражать.

Показ можно поручать хорошо подготовленному студенту в случаях: если педагог по состоянию здоровья не может хорошо выполнить действие; если при показе преподаватель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; если необходимо снять предубеждение в невыполнимости задания; если на примере обучаемого можно нагляднее показать индивидуальную технику исполнения.

При показе педагог занимает такое положение, при котором ему удобно наблюдать за всеми обучаемыми.

Педагог обращается к показам «как не надо выполнять» в тех случаях, когда обучаемые способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движения, а также когда такой показ сопровождается убедительным объяснением ошибок, а не является передразниванием недостатков обучаемого.


Зеркальные показы целесообразны при использовании простых физических упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит к нарушению естественности, легкости исполнения.

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия обучаемыми двигательного действия с помощью предметного изображения. Она обладает преимуществом перед показом, акцентируя внимание обучаемых на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Демонстрация приобретает значение, когда связана с педагогической задачей. Подчиняясь требованиям, предъявляемым к методам наглядного восприятия, при демонстрации надо учитывать принципы восприятия обучаемым графических изображений. Поэтому должны соблюдаться такие требования к наглядным пособиям, как размер, форма, цвет, насыщенность и расположение элементов.

Демонстрация каждого вида наглядных пособий должна проводиться с учетом некоторых методических правил.

Плакаты отражают элементы в действии, которые трудно акцентировать при показе, доходчиво объяснить. Изображение освобождается от деталей, способных отвлекать обучаемых от главного. Наиболее ценными по содержанию являются плакаты с изображением последовательности и одновременности движений, составляющих действие.

Демонстрации предшествует подготовка обучаемых к восприятию материала, в которой необходимо сформировать интерес к предмету предполагаемого наблюдения. Внимание студентов должно быть направлено на те элементы изображения, которые являются ведущими для решения задачи обучения. Соотношение демонстрации и сопутствующих объяснений по времени и объему обусловлено педагогической задачей. Для проверки результатов наглядного восприятия полезно проводить диалог в форме ответов.

Рисунки мелом на доске имеют преимущество перед плакатами, хотя и не могут их полностью заменять. Последовательно изображая отдельные элементы действия, следовательно, поочередно акцентируя внимание обучаемых на этих элементах, можно воссоздать последовательность фаз движений, детали техники. Рисунок должен быть простым для понимания. Его основная функция — оперативная демонстрация движения, которая в немалой степени зависит от способности педагога рисовать.

Зарисовки, выполняемые обучаемыми в виде контурных фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать его выполнение, найти свои ошибки. Обучение простейшим зарисовкам развивает у студентов способности к анализу движений, принимает участие в их эстетическом воспитании.


Предметные пособия, обладая ограниченными возможностями, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Объемные и плоскостные шарнирные модели позволяют демонстрировать движения отдельных звеньев тела, траектории и амплитуды движений, передвижение всего тела в пространстве, но только в одной плоскости.

Кинофильмы, видеофильмы, компьютерные технологии имеют большое воздействие на обучаемых. С их помощью можно многократно и многопланово демонстрировать исполнение действий высшего спортивного мастерства. Для наглядного восприятия движений используют рапидную съемку, киносъемку движений с повышенной частотой. Демонстрация полученного изображения с меньшей скоростью, чем скорость съемки, дает на экране замедленное движение, что позволяет рассмотреть его во всех деталях. Эффект от технических средств обучения состоит еще и в эмоциональном воздействии.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые слуховые и зрительные ориентиры начала и окончания движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду. Простейшими способами сигнализации являются удары метронома, задающие необходимый темп движений, отметки на грунте, колышки, флажки, определяющие длину, направление разбега или метания. Широкое распространение получили электро-звуколидеры, электромишени, компьютерные тренажеры и другие устройства.

Требования к методам обучения и воспитания личности

Метод (от греч. methods — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Способы передачи обучаемым знаний и умений, способы воздействия педагога на обучаемых, способы работы самих обучаемых — относятся к методам и методическим приемам.

Метод обучения — это система действий педагога в процессе преподавания, обучаемого — при усвоении учебного материала. В соответствии с условиями обучения метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно.

Методический прием — это способ реализации метода в соответствии с <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...