Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности и принципы формирования физических и духовно-нравственных качеств

Формирование физических качеств осуществляется направленным развитием ведущих способностей человека, которые развиваются на основе определенных закономерностей: гетерохронно-сти, этапности, фазовости и переноса в развитии способностей.

Гетерохронность (разновременность) развития.Она устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений его отдельных органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации.

Способность человека длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирующего энергию. Его производительность, выражающаяся максимальным потреблением кислорода, интенсивно возрастает. Предельное время работы в режиме большей мощности увеличивается в среднем на 50 %. Если воздействовать на развитие аэробных (потребление кислорода) возможностей организма посредством циклических упражнений в диапазоне нагрузок от умеренной до большей мощности (например, бег, передвижение на лыжах), то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35 —45 %.

Способность длительно поддерживать режим работы может развиваться, но в большей степени за счет повышения производительности других систем энергообеспечения. Направленное воздействие обеспечивает дополнительный прирост времени работы в среднем на 65 — 75%, но требует сочетания циклических и ациклических упражнений с диапазоном нагрузок от большой до максимальной интенсивности (например, бег, прыжки, метание). В теории физического воспитания подобные периоды получили название сенситивных {чувствительных) периодов.

Периоды интенсивного развития физической способности у представителей мужского и женского пола не совпадают. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражается совокупностью соответствующих физических способностей, сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).

Этапность развития.Она устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки и условия ее выпол-

нения. Развитие физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется следующими этапами:

начального влияния нагрузки — это широкий спектр воздействий на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других способностей. Для этого этапа характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы;

углубленного воздействия нагрузки наступает по мере неоднократного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит как бы суммирование направленных воздействий на развиваемую физическую способность, развитие отдельных компонентов. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы;

несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжительность или условия выполнения упражнения), перевести развитие способности на предыдущие этапы.

Фазовость развития.Она устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются следующие фазы физической работоспособности организма.

1. Нарастающая работоспособность (врабатывание) наблюдается в начале выполнения любого двигательного действия и характеризуется тем, что не все органы и структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направленность педагогического воздействия, не позволяет акцентированно влиять на развиваемую способность.

2. Относительная стабилизация работоспособности определяет готовность органов и структур организма к адекватному восприятию нагрузки. Содержание выполняемого двигательного действия позволяет направленно развивать соответствующие физические способности.

3. Временное снижение работоспособности связано с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после ее окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы и структуры организма снижают свою активность неодновременно, что позволяет направленно воздействовать на некоторые из них. Это очень важно для практики, так как развитие отдельных физических способностей


(например, силовых, выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утомление).

4. Повышенная работоспособность наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда организм не только восстанавливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазе повышенной работоспособности осуществить повторное воздействие, то происходит поступательное развитие органов и структур организма, следовательно, развитие соответствующих физических способностей.

Перенос развития.Он устанавливает связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или несколько ее компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно.

Перенос в развитии физических способностей может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если спортсмен в поднятии тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится на росте скоростно-силовых способностей (например, в метании диска или толкании ядра). Если же он развил способность выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.

В практике физического воспитания рассмотренные закономерности реализуются принципами, регламентирующими методику формирования физических качеств.

Формирование физических качеств и развитие физических способностей — это целостный процесс, объединяющий в себе различные стороны совершенствования физической природы человека. Принципы формирования физических качеств раскрывают общие положения по управлению данным процессом, формулируют свои методические требования, основываясь на закономерностях единства развития физических способностей и формирования физических качеств. В некоторых характеристиках этих принципов присутствуют положения, присущие обучению двигательным действиям, что отражает диалектику единства обучения и воспитания.

Принципы формирования физических качеств.К ним можно отнести четыре основные группы принципов.

1. Принцип соответствия педагогических воздействий формирует положения исходящих физических способностей из закономерностей гетерохронного развития и предполагает обязательное выделение их из сенситивных периодов в процессе развития физических качеств. Принцип требует соблюдения направленности педагогических воздействий на опережающие в своем развитии орга-


ны, структуры и осуществления индивидуального подхода в развитии физических способностей.

В юношеском возрасте можно развивать многие физические способности. Юноши и девушки достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Их сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют сбалансированно и согласованно.

В этом возрасте хотя и отмечаются некоторые различия в параметрах физического развития и физической подготовленности между юношами и девушками, но они малосущественны. Среди ведущих физических способностей, наиболее интенсивно развивающихся в юношестве, выделяются скоростные и координационные способности, а также способности к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности.

В педагогическом процессе развитие физических способностей осуществляется по следующим основным направлениям: стимулирующее развитие физических способностей и направленное их развитие. Стимулирующее развитие проявляется в процессе формирования двигательных умений и связано с обучением детей основам управления движениями; направленное развитие — в повышении функциональных возможностей органов и структур организма, в улучшении их взаимодействия во время выполнения хорошо освоенных упражнений посредством изменения величины нагрузки.

Юношеский возраст характеризуется как наиболее сложный и противоречивый возраст для развития физических способностей. Его специфической особенностью является биологическое созревание и социальное становление студентов. В этот период наблюдается неадекватный характер реакций органов и структур в ответ на внешние воздействия, вызывающих соответствующие психофизиологические состояния. У юношей и девушек может наблюдаться снижение анаэробного порога энергообеспечения и максимального потребления кислорода, рассогласование между кровообращением и дыханием, падение показателей физической работоспособности.

По мере биологического созревания приобретаются новые свойства, связанные с интенсивным развитием анаэробно-гликоли-тического источника энергопродукции. Под влиянием наследственных программ отчетливо проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между юношами и девушками.

В одной возрастной группе могут находиться студенты как отстающие в своем физическом развитии, так и обгоняющие своих сверстников. У юношей наиболее эффективно поддаются целенаправленному развитию скоростно-силовые и силовые качества, скорость одиночного движения и скорость двигательной реакции, выносливость в статическом и динамическом режимах, а также


способности выполнять движения сложной координации и с большой амплитудой движений.

У девушек наиболее хорошо могут развиваться скоростно-си-ловые качества, двигательная реакция, выносливость в статическом и динамическом режимах работы, координационные способности и гибкость.

Студенческий возраст характеризуется неодновременным окончанием биологического созревания юношей и девушек. На первом курсе юноши превышают уровень физической подготовленности девушек по большинству показателей и в отличие от них могут выполнять значительные объемы работы с высокой интенсивностью.

Направленное развитие физических способностей осуществляется при обязательном дифференцировании содержания педагогических воздействий. У юношей педагогические воздействия будут нацелены преимущественно на развитие силовых способностей, выносливости, вестибулярной устойчивости, точности и скорости двигательных действий. У девушек акцентированному педагогическому воздействию подвергаются силовые способности и гибкость.

Выбирая средства и методы для развития физических способностей, необходимо параллельно воздействовать и на интенсивно развивающиеся органы и структуры, и на те, которые в своем развитии временно отстают. Выполнение этого требования является обязательным, поскольку несоблюдение его может отрицательно сказаться на темпах развития в последующие возрастные периоды. Можно наблюдать и обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последующее развитие других, следовательно, тормозит и развитие соответствующих физических способностей.

Индивидуализация является одним из важных требований принципа соответствия педагогических воздействий. Особенно велико ее значение в том возрасте, когда формируются личностные особенности. В зависимости от темпов биологического созревания индивидуализация выражается в дифференцировании физических нагрузок и способов их регулирования, в выборе средств педагогических воздействий.

Дифференцирование нагрузок предполагает ограничение параметров механической работы, обусловливающих ту или иную функциональную активность органов и структур, выбор средств — ограничение биомеханических параметров двигательных действий, создающих направленность воздействий на требуемые органы и структуры. Проблема индивидуализации решается на основе органического сочетания двух направлений: общеподготовительного и специализированного. Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие

свойства, присущие разным личностям, дают возможность направленно проводить групповые занятия.

2. Принцип развивающего эффекта педагогических воздействий формулирует свои положения преимущественно на основе закономерностей этапности и фазовости развития физических способностей, требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий.

Под повторяемостью понимается многократное выполнение нагрузки как в рамках одного отдельно взятого занятия, так и системы занятий, объединенных в недельные, месячные, годовые циклы.

Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает положительные условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторное выполнение усиливает функциональные сдвиги, вызванные предшествующими выполнениями, и решает задачу углубления и закрепления достигнутых ранее адаптивных перестроек.

Степень направленных изменений, происходящих в организме к концу учебного занятия, характеризует эффект срочной адаптации. Интеграция функциональных изменений предшествующих занятий характеризует эффект долгосрочной адаптации и позволяет добиваться постепенного перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, следовательно, предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности. Это создает акцентированность воздействий, когда одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но предъявляемая в разные фазы, может вызывать различную функциональную активность органов и структур. Как в одном занятии, так и в системе занятий нагрузки могут предъявляться либо в фазу повышенной работоспособности организма, либо в фазу временного ее снижения. В том или другом случае происходит интеграция предшествующих воздействий, но в первом случае достигается поступательное повышение работоспособности, во втором — отставленное, когда повышение работоспособности наблюдается не от нагрузки к нагрузке или от занятия к занятию, а через определенный цикл нагрузок или занятий. Смысл такой интеграции — предъявить организму особо объемные нагрузки и, вызвав тем самым существенные адаптивные перестройки, получить в итоге значительный прирост работоспособности.

Оба подхода используются в практике, где выбор каждого из них определяется особенностью направленного развития той или иной физической способности. Например, физические способности, характеризующие качество выносливости, эффективно развиваются в том случае, когда педагогические воздействия приво-


дят организм к существенному утомлению, которое достигается через предъявление нагрузок в фазу временного снижения работоспособности. Физические способности, характеризующие качество быстроты, эффективно развиваются только в фазе повышенной работоспособности.

Согласно закономерности поэтапного развития способностей необходимо соблюдать постепенность педагогических воздействий, т. е. прогрессивное нарастание величины нагрузки, повышение трудности ее выполнения как в отдельном занятии, так и в системе занятий. Динамика повышения нагрузки должна соответствовать динамике анатомо-морфологических и психофизиологических изменений, что предполагает усиление воздействий по мере приспособления органов и структур к предъявляемым нагрузкам.

Величина нагрузки складывается из объема механической работы, выполняемой с разной интенсивностью. Как следствие этого повышение нагрузки будет определяться либо увеличением объема работы, либо интенсивностью ее выполнения (количество работы в единицу времени), либо одновременным изменением первого и второго компонентов. Существуют следующие формы прогрессивного повышения нагрузки: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная.

Практические трудности, с которыми сталкиваются педагоги при развитии физических способностей, касаются необходимости сохранения соответствующей направленности воздействий при их широком разнообразии и возможностях видоизменения. Среди объективных факторов, затрудняющих соблюдение преемственности, выделяют:

- различия в технике владения двигательными действиями, с помощью которых можно развивать соответствующие физические способности;

- возможность отрицательного переноса воздействий, когда функциональная активность каких-либо структур и органов угнетает функциональную активность других, следовательно, тормозит развитие соответствующих физических способностей;

- несоответствие направленного воздействия функциональному развитию органов и структур организма;

- отсутствие психоэмоционального содержания воздействий, когда монотонность выполнения двигательного действия или чрезмерная эмоциональная насыщенность могут стать причиной возникновения психических напряжений, следовательно, снизить развивающий эффект.

3. Принцип сопряженного воздействия основывается на закономерности переноса в развитии физических способностей и отражает необходимость осуществлять педагогический процесс в двух взаимосвязанных направлениях: в накоплении потенциала каче-


 


ства и в формировании способностей его эффективной реализации.

Накопление потенциала характеризуется направленным развитием соответствующих физических способностей, а его эффективная реализация — максимальным проявлением этих способностей в конкретном двигательном действии. Например, развитие способностей в выносливости осуществляется с помощью различных педагогических воздействий, направленных на расширение энергетических возможностей организма, повышение функциональной активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прохождение лыжником дистанции, равной 5 км, на максимальный результат требует специальной подготовки, обеспечивающей выполнение упражнения.

Накопление потенциала качества осуществляют с помощью подготовительных упражнений, развивающих необходимые способности. Подготовительные упражнения могут быть распределены на д в е относительно самостоятельные группы: 1) упражнения с различной биомеханической структурой движений; 2) упражнения, в которых биомеханическая структура одинакова с двигательным действием. Например, для улучшения результатов в подъеме штанги с груди силовые способности могут развиваться с помощью таких упражнений, как метание спортивных снарядов разного веса из разных исходных положений, сгибание и разгибание рук в упоре или в висе с различными отягощениями, удержание штанги разного веса над головой. Эти способности можно эффективно развивать с помощью толкания гирь разного веса с груди.

При выборе подготовительных упражнений руководствуются правилами, отражающими возможность положительного переноса в развитии способностей обучаемого. При этом:

- подготовительные упражнения должны воздействовать преимущественно на те органы и структуры организма, которые несут основную нагрузку при выполнении основного двигательного действия;

- величина нагрузки подготовительных упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить максимальное их воздействие на организм в пределах времени, которое отводится на выполнение основного двигательного действия;

- при накоплении потенциала качества необходимо чередовать упражнения с различной биомеханической структурой, в том числе и с упражнениями, схожими по биомеханической структуре с основным двигательным действием.

Эффективность реализации потенциала качества достигается только повторным выполнением конкретного двигательного действия на максимальный результат с постоянной коррекцией техники его выполнения. Коррекция техники обеспечивает воздей-


ствие на функциональную активность соответствующих органов и структур, координирует их взаимодействие со структурой двигательного действия. Накопление потенциала качества должно опережать развитие его реализации в конкретном двигательном действии. При этом изменение условий решения двигательной задачи (например, снижение времени на преодоление на лыжах дистанции 5 км) обусловливает необходимость повышения потенциала качества с последующим развитием способности к его реализации, но уже на более высоком уровне.

Рассматривая принцип сопряженности воздействий, необходимо учитывать, что накопление потенциала того или иного физического качества не заменяет собой общую физическую подготовку, поскольку она включает развитие различных физических способностей. Развитие процессов подготовки человека к решению определенной двигательной задачи представляет логическую цепочку «общая физическая подготовка — частное формирование физического качества — конкретная реализация его потенциала».

4. Принцип вариативности решения двигательных задач состоит из выполнения следующих основных методических требований:

- содержание двигательных задач должно постоянно изменяться и обеспечивать проявление различных сочетаний физических способностей, выражающих соответствующее качество;

- условия решения двигательных задач обязаны стимулировать спортсмена на достижение максимального результата.

Содержание двигательных задач должно учитывать возрастно-половые особенности и уровень физической подготовленности. В этом случае решение этих задач не будет лимитироваться содержанием и количеством освоенных двигательных действий.

Решение задач зависит от выполнения двигательных заданий и методов:

-регламентированных заданий, который предусматривает обусловленность состава двигательных действий и уровень проявления физических способностей;

- свободного выбора, который предполагает самостоятельное
решение двигательной задачи, т. е. когда состав двигательных дей
ствий или проявление физических способностей определяются
самим обучаемым в процессе двигательной деятельности (напри
мер, во время игры в баскетбол возникает игровая ситуация, ко
торая требует от спортсмена принять решение: либо произвести
бросок мяча в корзину, либо передать его партнеру, либо продол
жать с ним передвижение).

Оба метода используются в практике формирования физических качеств. В зависимости от возраста и физической подготовленности соотношение их меняется: в студенческом возрасте пред-


почтение отдается или методу регламентированных заданий, или методу свободного выбора.

Полноценная реализация принципа возможна при осознанном отношении к выбору наиболее результативных способов выполнения двигательных действий, при максимальном проявлении физических и психических напряжений.

Вариативность формирования физических качеств осуществляется экстенсивным и интенсивным методами. При экстенсивном методе усложнение двигательной задачи происходит постепенно, преимущественно за счет изменения условий; ведущие физические способности, выражающие соответствующее качество, остаются относительно постоянными (например, для формирования качества быстроты используется бег на 20 — 30 м). Интенсивный метод предусматривает использование различных по содержанию двигательных задач, но требующих выражения одного из физических качеств (например, проявление качества быстроты во время преодоления препятствий, или при переноске тяжестей, или в подвижных играх).

Метод экстенсивного воспитания позволяет целенаправленно формировать то или иное физическое качество. Метод интенсивного воспитания не обеспечивает в должной мере локальной направленности педагогических воздействий, но позволяет формировать физическое качество во всем его проявлении.

10.5. Физкультурное образование и воспитательная работа

Физическое воспитание способствует формированию у студентов необходимых умений и навыков, морально-психологических и физических качеств. Задача преподавателей — способствовать созданию у них мотивации к достижению высоких результатов в учебе, воспитанию высоких нравственных, духовных и патриотических качеств.

Занятия физическими упражнениями помогают студентам найти свое место в коллективе. У них появляется внутренняя потребность действовать в соответствии со своими убеждениями. Регулярно выполняя различные упражнения, обучаемые осознают необходимость совершенствования своих физических и психологических качеств. В процессе занятий у них появляется убежденность в необходимости своего труда, формируется такое качество, как сознательное выполнение долга перед Отечеством, перед своим народом. Активные занятия позволяют студентам находиться в хорошей физической форме, что значит — они способны выполнять учебные задачи как самостоятельно, так и в составе своей группы. Физически развитый студент — это общественно активный человек.


На занятиях по физической культуре, участвуя в соревнованиях, студенты осуществляют взаимопомощь и взаимовыручку, формируют дружеские отношения.

В вузе готовят специалистов, которые будут заниматься проблемами организации физкультурно-оздоровительных и туристских услуг в различных секторах хозяйствующих субъектов. Им предстоит трудиться в образовательных учреждениях, где будут проводить различные физкультурно-спортивные мероприятия. Студенты должны понимать, что это эффективное средство активного воздействия на различные слои населения. Они будут проводить воспитательную работу, наглядно демонстрировать результаты занятий спортом и туризмом: энергичность, здоровье, способность приносить пользу обществу.

Студентов, хорошо развитых физически, необходимо вовлекать в спортивный актив, привлекать к судейской практике, проведению спортивных праздников и вечеров. Успехи в спортивной работе обязательно должны отражаться в студенческой печати и на местном радио.

Выполняя общественно полезные функции (участие в соревнованиях, смотре физической подготовленности и др.), студенты приобретают опыт организаторской, методической и воспитательной работы, т. е. профессионально совершенствуются.

В период проведения соревнований необходимо создавать условия для здорового соперничества. В условиях вуза соревнования — это специфические совместные действия преподавателей и обучающихся. Взаимоотношения соперников должны быть дружелюбными, каждый должен соблюдать спортивную этику.

Занятия по физической культуре и спорту проводятся в соответствии с руководящими документами (приказы Министерства образования и науки РФ, приказы ректора вуза, учебные планы, программы), в которых определяются нормативы для каждой категории обучаемых, устанавливается соответствующая форма одежды.

В массовых соревнованиях (например, бег на 100 м, 2 и 3 км, лыжная гонка на 3 и 5 км, плавание на 100 м и др.) студенты выступают как единый коллектив, в котором интересы одного подчинены интересам учебной группы. Успех или неудача отражается на всех. Именно на таких соревнованиях укрепляются дружба и товарищество.

Возрождая традиции России, целесообразно на торжественные открытия спортивных праздников, соревнований, спартакиад и других спортивно-массовых мероприятий вуза приглашать служителей религиозных конфессий, которые, благословляя участников, призывали бы их к благородному соперничеству.

Физическая культура, спорт и туризм содействуют активному отдыху студентов в выходные дни, после учебного дня и во время каникул. Преподаватели кафедры должны способствовать тому,


чтобы молодежь умела использовать это время для укрепления духа товарищества, повышения своего положительного эмоционального настроя.

В физическом и нравственном воспитании студентов принимают участие не только преподаватели кафедры, но и сотрудники отделов и служб вуза. Они помогают членам спортивного комитета вуза оформлять наглядную агитацию по физической культуре, спорту и туризму, готовить проведение спортивных праздников (вечеров), посвященных знаменательным датам вуза, города и страны. Например, в программу включают выступления выдающихся спортсменов, тренеров, ветеранов спорта, спортивные игры, эстафеты, номера лучших спортсменов вуза, номера художественной самодеятельности; вручают грамоты (дипломы), знаки спортивного отличия, призы, кубки и вымпелы. Программа праздника утверждается ректором вуза.

Спортивные праздники начинаются с парада участников, показательных выступлений лучших спортсменов вуза и приглашенных спортсменов. Затем проводятся товарищеские встречи и спортивные игры. Заканчиваются праздники спортивными эстафетами и подведением итогов, вручением призов и наград победителям.

Важную роль в воспитании студентов играют спортивные тематические вечера, местные туристические походы и экскурсии, встречи с выдающимися спортсменами, товарищеские встречи по различным видам спорта с атлетами других вузов.

В помещении, где проводится спортивный праздник, организовывают выставки призов, кубков и дипломов, завоеванных спортсменами вуза, оформляют стенды с фотографиями о спортивной жизни. Здесь же проходят различные конкурсы и игры.

К формам воспитания и обучения студентов относятся: беседы, доклады и лекции, встречи с ветеранами, вечера и читательские конференции, просмотр фильмов, деловые игры и круглые столы, дискотеки, выставки, передачи местного радио, фотогазеты, экскурсии.

Для воспитания молодежи на спортивных традициях в вузе оборудуется комната спортивной славы, где на стендах размещаются спортивные экспонаты, грамоты, альбомы, дипломы и предметы спортивного инвентаря. Такая комната предназначена для проведения встреч с ветеранами спорта, вьщающимися спортсменами и тренерами, для награждения студентов спортивными грамотами, дипломами, знаками и медалями.

Не всегда материально-техническое обеспечение можно осуществить за счет бюджета вуза. Поэтому следует искать дополнительные источники финансового и материального обеспечения мероприятий по физической культуре, спорту и туризму (например, спонсоров).


Наиболее доступными и несложными в организации мероприятий являются легкая атлетика, спортивные игры, лыжные гонки, игры в шахматы и шашки, настольный теннис, плавание.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цель и задачи формирования личности с помощью средств и методов физической культуры.

2. Назовите и дайте характеристику закономерностям развития физических способностей.

3. Каковы принципы формирования физических качеств?

4. С помощью каких средств и методов физической культуры и спорта осуществляется обучение и воспитательная работа?

5. Как проводятся спортивно-массовые мероприятия в вузе?

6. Составьте план проведения спортивного мероприятия, посвященного юбилею вуза.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...