Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта

Понятие об анатомии человека

Поддержание крепкого здоровья студентов способствует успешной учебе, освоению профессиональных знаний, умений и навыков.

Одной из задач эффективного обеспечения учебного процесса в вузе является осуществление медицинского контроля за теми, кто занимается физической культурой и спортом. Их состояние здоровья проверяется в обязательном порядке перед спортивными соревнованиями, после заболеваний, травм, длительных перерывов в спортивной тренировке.

Врачебно-педагогическое наблюдение осуществляет врач (или фельдшер) совместно с преподавателем. В их задачи входит контроль над состоянием здоровья студентов в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. Студенты в обязательном порядке проходят медицинское обследование перед тем, как приступить к практическим занятиям по физической культуре и спорту.

Учащиеся должны знать о влиянии упражнений на организм человека, о гигиене, травматизме и его профилактике, об основах лечебной физической культуры и спортивном массаже. Для этого им необходимо изучить анатомию человека, характер физических нагрузок, физиологические особенности лиц разного пола и возраста.

Проектируя учебные программы по физическому воспитанию студентов, физические упражнения, занятия по спорту, следует иметь представление об анатомическом строении человека.

Частями тела человека являются туловище, шея, голова и две пары конечностей: верхние — руки, нижние — ноги. Из трех плоскостей человека различают: горизонтальную, идущую перпендикулярно к ней фронтальную и сагиттальную. Горизонтальная плоскость проходит параллельно линии горизонта; фронтальная плоскость — в поперечном направлении, соответствуя плоскости лба (от лат. frons — лоб, frontalis — лобный); сагиттальная плоскость — через тело в переднезаднем направлении (от лат. sagitta — стрела) строго по середине тела и делит его на правую и левую половины (называется срединной, или медианной).

Оси, идущие в местах пересечения горизонтальных и фронтальных плоскостей, называются поперечными; в местах пересе-


чения горизонтальных и сагиттальных плоскостей — сагиттальными или переднезадними; на пересечении фронтальных и сагиттальных плоскостей — вертикальными.

В спортивной морфологии выделяют следующие органы человека:

исполняющие движения — опорно-двигательный аппарат;

Рис. 11.1. Скелет человека. Основные кости туловища, шеи и головы (вид спереди):

1 — глазница; 2 — носовая полость; 3 — скуловая кость; 4 — верхняя челюсть; 5— нижняя челюсть; 6, 7 — шейный позвонок; 7— первое ребро; 8 — ключица; 9 — лопатка; 10 — клювовидный отросток; 11 — акромион; 12 — головка плечевой кости; 13 — грудина; 14 — мечевидный отросток грудины; 15 — реберный хрящ; \6 — костная часть ребра; 17 — двенадцатое ребро; 18 — первый поясничный позвонок; 19 — крестец; 20 — копчик; 21 — крыло подвздошной кости; 22 — верхняя передняя подвздошная кость; 23 — лобковая кость; 24 — головка бедренной кости; 25 — большой вертел; 26— малый вертел; 27 — седалищная кость


регулирующие двигательную активность — нервная система, органы чувств и эндокринный аппарат;

обеспечивающие двигательную активность — сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, выделительная системы.

Организм человека — это единое целое, в котором все органы и системы находятся в тесной связи между собой, а их функции регулируются и управляются центральной нервной системой (ЦНС). Упражнения через мышечную систему воздействуют на организм в целом, оказывая влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и мышечную системы, пищеварение и обмен веществ, функции выделения.

Занятия физическими упражнениями благотворно действуют на развитие скелета и мышечной системы человека. Под их влиянием кости скелета человека приобретают большую прочность, связки становятся крепкими, увеличивается амплитуда движений в суставах, нарастает мускулатура, появляется красивая осанка, движения становятся ловкими и непринужденными.

Скелет человека.Твердой опорой тела человека является скелет, состоящий из костей и их соединений (рис. 11.1). Он защищает от повреждений более глубоко расположенные структуры (костный мозг, центральную нервную систему, внутренние органы). Движения костей происходят благодаря действию мышц.

Скелет человека состоит из позвоночного столба, костей черепа, верхних и нижних конечностей, костей туловища (например: грудной клетки, ключиц, грудины, таза и др.). Он насчитывает 206 костей (85 парных, 36 непарных), составляющих около 15 — 19 % от общей массы тела взрослого человека.

Позвоночник — опора скелета, стержень туловища состоит из 33—34 позвонков и хрящевых соединений (см. рис. 11.2). В позвоночнике различают пять отделов: шейный — 7 позвонков, грудной — 12, поясничный — 5, крестцовый — 5, копчиковый — 4—5 позвонков. У взрослого человека позвонки крестцового и копчикового отделов сращены и представляют собой крестцово-коп-чиковую кость. Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, крестцовых — к 25, копчиковых — к 30 годам.

Межпозвонковые диски — это своеобразные амортизаторы физических нагрузок и воздействий. Они несколько уплотняются во время тренировочных нагрузок, а в период покоя восстанавливают необходимую форму. Следует помнить, что постоянные тренировки с тяжестями без использования в конце занятий специальных разгрузочных упражнений (акробатические, висы и др.) могут привести к неблагоприятным последствиям, в частности к нарушению подвижности в отдельных отделах позвоночника (см. рис. 11.3).

Суставы.Они различаются по морфологическим признакам (форме и строению) и по функциональным (возможности произ-


Отделы позвоночника

Спинно-мозговые нервы


Сегменты спинного мозга


Рис. 11.2. Позвоночник человека:

А — шейный отдел позвоночника; Б — грудной отдел позвоночника; В — поясничный отдел позвоночника; Г — крестцовый отдел позвоночника; Д — копчиковый отдел позвоночника

водить движения). По форме суставы бывают цилиндрические, блоковидные, эллипсовидные, шаровидные и плоские. Поверхности двух сочленяющихся в суставах костей покрыты хрящом, охвачены суставной сумкой, внутри которой имеется пространство с небольшим количеством так называемой синовиальной жидкости, смачивающей и смазывающей соприкасающиеся поверхности костей. Функции суставов зависят от состояния их вспо-


Рис. 11.3. Измерение кривизны позвоночника: а — вид сбоку; б — вид со спины

могательного аппарата (дисков, менисков, внутрисуставных хрящей и внутрисуставных связок).

Суставы шаровидной формы наиболее подвижны, движения в них выполняются вокруг трех осей. К двуосным относятся седловидные и эллипсовидные по форме суставы. Одноосные суставы (рис. 11.4), как менее подвижные, имеют плоскую и цилиндри-

Рис. 11.4. Пара антагонистов, рас- Рис. 11.5. Оси вращения суставов положенных по сторонам от по- верхней конечности: перечной оси одноосного сустава 1 - плечевого; 2 - локтевого; 3 - лу-

чезапястного; 4 — межфаланговых


Рис. 11.6. Пара сил, произво- Рис. 11.7. Тазобедренный сустав (вид следящих разгибание в коленном реди):

суставе у _ крестцово-остистая связка; 2 — крестцо-

во-бугорная связка; 3 — запирательное отверстие; 4 — лобково-бедренная связка; 5 — вертлужная губа; 6 — подвздошно-бедренная связка

ческую форму. Отличительная особенность суставов состоит в том, что кости подвижны по отношению друг к другу, что обеспечивает работу мышц. Действуя с большой силой, мышцы способны сообщать суставам значительное ускорение и скорость. Поэтому упражнения содействуют совершенствованию суставного аппарата.

Крупные суставы сохраняют наибольшую подвижность, что характерно для плечевого (см. рис. 11.5), коленного (рис. 11.6) и височно-нижнечелюстного (блоковидно-шаровидная форма), гру-динно-ключичного (седловидная форма), акромиально-ключич-ного, запястно-пястного (плоская форма), пястно-фалангового, межфалангового и тазобедренного (шаровидная форма) (рис. 11.7), локтевого и голеностопного (блоковидная форма), лучелоктевого дистального (цилиндрическая форма), лучезапястного и атланто-затылочного (эллипсовидная форма) суставов.

Мышцы человека.Они представляют собой уникальный двигатель с очень высоким коэффициентом полезного действия и являются активной частью опорно-двигательного аппарата. У некоторых спортсменов мышцы составляют свыше 45 % массы тела.

Различают три вида мышечной ткани: поперечнополосатая, гладкая и сердечная. Поперечно-полосатые или скелетные мышцы выполняют динамическую и статическую работу.

В динамическом режиме сила мышц может проявляться при уменьшении или увеличении их длины, при этом мышца выполняет преодолевающую или уступающую работу. Так, мышца, со-


кращаясь, постепенно укорачивается, напряжение в ней возрастает. Она как бы преодолевает тяжесть той части тела, к которой прикрепляется. При статической работе тонус мышц меняется, но не меняется их длина. Большинство упражнений человек выполняет в смешанном режиме.

Сила мышц зависит от места их прикрепления, механических условий рычага, характера воздействия нервной системы, кровоснабжения, толщины и количества мышечных волокон. Несмотря на ярко выраженную «специализацию» мышц, в любом движении участвуют практически все мышцы тела. Одни из них находятся в работе (движении), другие — в активном или пассивном напряжении.

Излишняя подвижность травмирует окружающие ткани, включая и мышцы. В то же время укрепление мышц, окружающих суставы, с помощью правильно подобранных упражнений приводит их функциональное состояние к норме.

Рис. 11.8. Мышцы шеи:

1 — двубрюшная; 2 — челюстно-подъязычная; 3 — тело подъязычной кости; 4 — щитоподъязычная; 5 — щитовидный хрящ; б — лопаточно-подъязычная; 7 — гру-дино-подъязычная; 8 — щитовидная железа; 9—11 — грудино-ключично-сосце-видная; 12 — ключица; 13 — большая грудная; 14 — дельтовидная; 15 — трапециевидная; 16 — передняя лестничная; 17 — средняя лестничная; 18 — лопаточно-подъязычная; 19 — задняя лестничная; 20 — поднимающая лопатку; 21 — ременная мышца головы; 22 — полуостистая; 23 — выйная фасция; 24 — надчереп-ная; 25 — задняя ушная; 26— двубрюшная; 27 — шилоподъязычная; 28 — подъязычно-язычная


Рис. 11.9. Мышцы живота:

1 — сухожильная перемычка прямой м. живота; 2 — прямая м. живота; 3 — пупок; 4 — наружная косая м. живота; 5 — пирамидальная; 6 — портняжная; 7 — гребенчатая; 8 — подвздошно-поясничная; 9 — передняя пластика влагалища прямой м. живота; 10 — внутренняя косая м. живота; 11 — передняя зубчатая; 12 — межреберные; 13 — большая грудная

Мышцы тела человека имеют разные виды и предназначение. На передней части тела человека расположены: мышцы лица, подкожные мышцы шеи (см. рис. 11.8); грудино-ключично-сосце-видные мышцы, дельтовидные мышцы, большие грудные мышцы, межреберные мышцы; двуглавые мышцы плеча; прямые мышцы живота, поперечные мышцы живота (рис. 11.9); лучевые сгибатели кисти, поверхностные сгибатели пальцев; четырехглавые мышцы бедра, длинные приводящие мышцы бедра, прямые мышцы бедра, портняжные мышцы, наружные и внутренние широкие мышцы бедра, мышцы, разгибающие пальцы, икроножные мышцы (рис. 11.10 и 11.11).

На задней части тела человека расположены затылочные, трапециевидные, подостные, дельтовидные, малые и большие круглые мышцы, широкие мышцы спины, трехглавые мышцы плеча и др.


Рис. 11.10. Мышцы нижней конечности (вид спереди):

1 — подвздошная; 2 — большая поясничная; 3 — малая поясничная; 4 — паховая связка; 5— гребенчатая; б — длинная приводящая; 7 — большая приводящая; 8 — тонкая; 9 — портняжная; 10 — медиальная широкая м. бедра; 11 — икроножная; 12 — камбаловидная; 13 — верхний удерживатель сухожилий-разгибателей; 14 — нижний удерживатель сухожилий-разгибателей; 15 — длинный разгибатель большого пальца стопы; 16 — короткий разгибатель большого пальца; 17 — длинный разгибатель пальцев; 18 — короткий разгибатель пальцев; 19 — передняя большеберцовая; 20 — короткая малоберцовая; 21 — длинная малоберцовая; 22 — связка подколенника; 23 — надколенник; 24 — латеральная широкая м. бедра; 25 — прямая м. бедра; 26 — на-прягатель широкой фасции

Рис. 11.11. Мышцы нижней конечности (вид сзади):

1 — большая ягодичная; 2 — средняя ягодичная; 3 — напрягатель широкой фасции; 4— широкая фасция; 5— двуглавая м. бедра (длинная головка); 6 — двуглавая м. бедра (короткая головка); 7 — подошвенная; 8 — икроножная; 9 — камбаловидная; 10 — длинная малоберцовая; 11 — короткая малоберцовая; 12 — пяточное (ахиллово) сухожилие; 13 — икроножная (медиальная головка); 14 — подколенная ямка; 75 — полусухожильная; 16 — полуперепончатая; 17 — тонкая; 18 — большая приводящая



Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений обсуждают на заседаниях кафедры, заседаниях спортивного комитета, ученом совете вуза в целях использования положительного опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

При проведении занятий по физической культуре и спорту обязательно учитывают индивидуальные особенности студентов. Врачебный контроль позволяет правильно планировать физические нагрузки, выявлять отрицательные явления в организме, своевременно предупреждать травматизм и другие негативные явления в опорно-двигательном аппарате человека.

Основные понятия физиологии и биохимии физической культуры и спорта

Физиология и биохимия имеют особый смысл для физической культуры и спорта. Студенты должны знать о деятельности сердца, о протекающих в организме биохимических процессах, о тканях и органах, которые под воздействием раздражителей переходят в деятельное возбудимое состояние. Внешним выражением возбуждения в мышце является ее сокращение, в железе — выделение сока, в нерве — возникновение и распространение нервных импульсов, что влияет на изменение интенсивности обмена веществ.

Основная регуляторная деятельность органов и тканей организма осуществляется за счет гуморального и нервно-рефлекторного механизмов. Регуляция гуморальным путем, связанная с жизнедеятельностью организма, происходит в результате изменения химического состава жидкостей, которые омывают те или иные органы и ткани. В этом участвует эндокринная система, т. е. железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечные, половые), которые выделяют химические вещества — гормоны (их несколько десятков), обладающие высокой активностью. Они поступают в кровь и разносятся по всему организму.

Нервную систему человека принято подразделять на центральную и периферическую, а также соматическую и вегетативную (автономную).

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, к периферической — нервные образования, служащие для связи ЦНС с отдельными органами и тканями тела (нервы, узлы, сплетения), а также нервные окончания, которые находятся в органах (чувствительные или афферентные, двигательные или эфферентные).

Головной мозг принято разделять на пять отделов: 1) продолговатый мозг, где расположены центры сердечной и дыхательной деятельности, сосудодвигательный центр); 2) задний мозг, состоящий из моста (образования, соединяющего мозжечок и про-


долговатый мозг с полушариями мозга) и мозжечка; 3) средний мозг, состоящий из верхнего (заднего) и нижнего (переднего) отделов; 4) промежуточный мозг — таламус (зрительный бугор, гипоталамус, эпиталамус, метаталамус); 5) конечный мозг, состоящий из правого и левого полушарий большого мозга.

Нейроны — нервные клетки с отростками (длинный — аксон, короткий — дендрит) вступают с телами нервных клеток в соединения посредством синапсов, что обеспечивает взаимосвязь областей ЦНС друг с другом.

Чувствительные нервные пути начинаются с нервных окончаний — рецепторов, которые возбуждаются при действии раздражителей. Ответная реакция организма на действие раздражителя, протекающая при участии ЦНС, называется рефлексом. Путь, по которому движется возбуждение при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные организмом в течение жизни в результате индивидуального опыта).

В основе спортивных, прикладных и других упражнений лежит динамический стереотип, т. е. система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов, каждый из которых является условным раздражителем, подготавливающим организм к следующему за ним рефлекторному компоненту сложного двигательного акта.

Важную роль при выполнении физических упражнений играют анализаторы: двигательный, обеспечивающий возможность образования условных рефлексов на чувствительные раздражения (болевые, температурные, зрительные, слуховые и др.); общей чувствительности (болевой, температурный, осязательный); слуховой; обонятельный; зрительный; узнавания предметов на ощупь (стереогноза); вестибулярный; суставно-мышечный и др.

Например, если на организм занимающегося физическими упражнениями извне воздействуют раздражители, то у него возникают изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Работа анализаторов может проявляться комплексно в виде «чувства воды» у пловцов, «чувства снега» у лыжников, «чувства трассы» у горнолыжников и т.д. Следует отметить, что активная физкультурно-спортивная деятельность совершенствует функцию анализаторов.

Система кровообращения связывает все органы и системы друг с другом, а также участвует в ответных реакциях организма на различные раздражители. Одна из функций системы — перенос (транспортировка) питательных веществ (белков, жиров, углеводов и витаминов, продуктов обмена органических веществ). В легких кровь насыщается кислородом и отдает углекислый газ. В тканях происходит обратный процесс — кровь отдает кислород и насыщается углекислым газом.


Система кровообращения обеспечивает выравнивание температуры частей тела, действие защитных веществ, которые предотвращают распространение болезнетворных микроорганизмов, вирусов и бактерий. Развитию болезней препятствуют белые кровяные тельца — лейкоциты.

Кровеносные сосуды (например: аорта, артерии, вены, капилляры) являются связующим звеном между органами, тканями и железами внутренней секреции. Движение крови по сосудам происходит по большому и малому кругам.

Главным связующим звеном в системе кровообращения является сердце. Оно расположено в левой половине грудной клетки и занимает по вертикали пространство от второго до пятого межре-берья, а по горизонтали — от правого края грудины до левого соска. Сердце состоит из четырех отделов: двух желудочков (правого и левого) и двух предсердий (правого и левого). Предсердия отделены от желудочков клапанами, которые открываются только в сторону желудочков. Выход из сердца, в устье легочной артерии и аорты, закрыт полулунными клапанами. Они обеспечивают ток крови только в направлении от сердца.

В работе сердца различают три фазы:1) сокращение предсердий и желудочков (систола); 2) расслабление предсердий и желудочков (диастола); 3) пауза — период, в котором предсердия и желудочки находятся в состоянии покоя.

Работа сердца характеризуется автоматизмом, координированно-стью и ритмичностью. Под автоматизмом понимается способность сердца постоянно сокращаться благодаря импульсам, возникающим в нем самом, под координированностью — порядок в сокращении его частей, под ритмичностью — способность осуществлять сокращения через равные промежутки времени.

Ударный объем сердца — это количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение (систола), которое в покое составляет 60 — 70 см3, а при выполнении физических упражнений достигает до 150 см3 и более.

Деятельность сердца регулируется ЦНС по механизму безусловных и условных рефлексов. Импульсы, поступающие по симпатическим нервам, — увеличивают силу и частоту сердечных сокращений, по парасимпатическим нервам — уменьшают.

Во время занятий физическими упражнениями повышается мышечная работа, максимальное давление крови увеличивается, а минимальное — уменьшается. По этим изменениям можно судить о степени физической нагрузки занимающихся. Например, в покое частота пульса составляет 50 — 60 уд./мин. При увеличении нагрузки (например, при ускоренной ходьбе или беге) пульс изменяется. При выполнении весьма интенсивных упражнений у нетренированных лиц он учащается до 220 — 250 уд./мин, а у тренированных — до 180 — 200 уд./мин.


Лимфатическая система организма выполняет защитную роль, помогая бороться с болезнетворными микроорганизмами, ускоряя процесс заживления полученных травм. Кровь не соприкасается с клетками, так как они отделены от стенки кровеносного капилляра узкой щелью, наполненной межтканевой жидкостью. Межклеточные щели, соединяясь вместе, образуют лимфатические капилляры. Из них начинаются более крупные лимфатические сосуды, имеющие клапаны и пропускающие лимфу в одном направлении. Сосуды подходят к лимфатическим узлам (лимфатическим железам), расположенным на шее, в подмышечных впадинах, в паху, у локтевых и коленных сгибов. Крупные лимфатические сосуды впадают в вену, расположенную у сердца.

Дыхание — это процесс обмена газов (кислорода и углекислоты) между организмом и окружающей средой через органы дыхания, которые состоят из правого и левого легкого и дыхательных путей.

Легкие человека расположены в грудной полости и окружены эластичной тканью. Воздухоносные пути начинаются в носовой полости, затем идут в гортань, трахею, делящуюся на левый и правый бронхи, а они разветвляются на бронхиолы. Конечный пункт воздухоносных путей — альвеолы (тонкостенные пузырьки, сплетенные кровеносными капиллярами).

Процесс дыхания состоит из внешнего дыхания, переноса газов кровью и тканевого дыхания. Внешнее дыхание заключается в обмене газов между воздухом, наполняющим альвеолы, и венозной кровью. Перенос газов кровью обеспечивает доставку кислорода из легких в ткани, а углекислого газа — из тканей в легкие. Кислород участвует в окислительных реакциях организма при обмене веществ. Образующийся углекислый газ из тканей поступает в кровь, переносится к легким и удаляется из организма в процессе дыхания. При тканевом дыхании осуществляется обмен газов между кровью и тканями, а тончайшая стенка кровеносного капилляра является «воротами», через которые происходит этот обмен.

Занятия физическими упражнениями приводят к значительным изменениям в газообмене при дыхании. В покое только 30 % кислорода, приносимого кровью, поглощается тканями. При физических нагрузках этот показатель увеличивается до 60 —80 %, что обеспечивает лучшее снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа, повышает работоспособность организма.

Одной из характеристик функционального состояния организма человека является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — объем воздуха, который человек в состоянии выдохнуть после максимального вдоха. Измеряется он спирометром, в норме у мужчин составляет 4000 — 4500 см3, женщин — 2500 — 3000 см3.


Легочная вентиляция — это объем воздуха, проходящего через легкие за одну минуту. В покое объем воздуха при выдохе в среднем составляет 500 см3, а количество дыханий — 12—16 в мин. В покое легочная вентиляция равна 6 — 8 л/мин, а у хорошо тренированных людей может достигать 10 л/мин.

Дыхание регулируется рефлекторным и гуморальным механизмами. Гуморальная регуляция дыхания обусловлена воздействием через кровь ряда химических веществ непосредственно на дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.

При выполнении интенсивных упражнений в течение 1,5 — 2 мин и более (например: бег на 3 км, лыжная гонка на 15 км и др.) может наступить ухудшение самочувствия в виде утомления и ощущений «удушья» и «стеснения в груди». Это состояние, получившее название «мертвой точки», связано с временными расстройствами нервной системы, кровообращения, дыхания, когда функция дыхания и обмен веществ не обеспечивают в должной мере работу мышц. В организме накапливаются ядовитые продукты обмена, угнетающие деятельность ЦНС.

В дальнейшем при продолжении мышечной работы в том же темпе самочувствие человека улучшается и работоспособность восстанавливается. Это происходит в связи с тем, что организм приспосабливается к новым условиям и переходит на новый, более высокий уровень. Наступает так называемое «второе дыхание», которое сопровождается обильным потоотделением и углублением дыхания.

При длительной мышечной работе значительной интенсивности «мертвая точка» и «второе дыхание» могут повторно наступать несколько раз. Студенты должны знать о симптомах «мертвой точки» и мерах ее предупреждения. Это избавит их от растерянности и неверия в свои силы.

Пищевые вещества, поступающие в организм (белки, жиры, углеводы, соли и вода), дают энергию, участвуют в построении новых клеток и тканей. Ферменты (химические вещества) ускоряют течение связанных с пищеварением химических реакций, способствуют распаду пищевых продуктов до состояния, в котором они могут всасываться в кровь. Нормальное пищеварение способствует эффективной работе организма человека.

Ассимиляция (усвоение) и диссимиляция (распад) веществ протекают во всех клетках и тканях организма. В этом процессе участвуют белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Глюкоза как основной источник энергии для деятельности ЦНС имеет большое значение. При резком ее понижении содержания в крови могут наступить судороги, потеря сознания и даже смерть.

Обмен энергии идет непрерывно и протекает между отдельными частями и клетками организма, организмом и окружающей средой.


Единицы измерения количества тепловой энергии — калория (кал) и килокалория (ккал), которая определяется количеством тепла, необходимым для того, чтобы нагреть 1 л воды на 1 °С.

Основной обмен — это количество энергии, затрачиваемое организмом в полном покое через 12—16 ч после еды при температуре окружающей среды 16 — 20 "С. У взрослого человека он составляет в среднем 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч и достигает 1300 — 1800 ккал в сутки.

При физических упражнениях величина энергетических затрат тем выше, чем интенсивнее и продолжительнее работа. Так, затраты при ходьбе на лыжах на 10 км около 900 кал, преодоление дистанции в беге на 100 м — до 20 ккал. Для полноценного питания необходимо, чтобы в суточном пищевом рационе было 50 — 60 г жиров, около 80—100 г белков, 500 — 600 г углеводов и достаточное количество витаминов (при оптимальном количественном соотношении).

Удаление из организма различных шлаков, образовавшихся в результате энергетического распада, осуществляется через органы выделения: почки, потовые железы, легкие и кишечник.

Почки — орган выделения, через который выводятся из организма вода и минеральные соли (в случае их избыточного потребления). Моча образуется в почках из крови. Через почки за сутки проходит около 800 — 900 л крови, а человек выделяет до 1,5 — 2 л мочи.

Потоотделение — процесс удаления из организма через потовые железы продуктов обмена веществ и воды. Оно также регулирует температуру тела. При длительной физической работе (например: бег на длинные дистанции, спортивные игры и др.) интенсивность потоотделения увеличивается.

К железам внутренней секреции относятся щитовидная железа, гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа, половые и другие железы. Они играют важную роль в регуляции жизнедеятельности человека. В кровь, лимфу и мозговую жидкость железы выделяют секреты (гормоны).

При выполнении упражнений гормоны мобилизуют функции организма, повышают обмен веществ, участвуют в восстановительных процессах. Например, надпочечники выделяют адреналин — гормон, способствующий распаду гликогена в печени и поступлению углеводов в кровь, повышает возбудимость тканей, усиливает деятельность сердца.

На занятиях по физической культуре студентам необходимо разъяснять как действуют и влияют биохимические процессы, механизмы преобразования энергии при мышечной деятельности, способы регуляции обмена веществ, специфические средства, направленные на повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов, на организм человека.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...