Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая позиция и стилевые особенности документального фильма «Парад победы».

«Парад Победы» — название двух советских документальных фильмов 1945 года, посвящённых Параду Победы в 1945 году. 19-минутный цветной фильм был снят под руководством Соловьёва Н. В., при содействии И. Венжер и И. Посельского.

И. В. Сталин остался недоволен фильмом, так как в кадры не попали двое из десяти командующих фронтами — генералы армии Баграмян и Ерёменко (впоследствии Маршалы Советского Союза). Для того чтобы исправить оплошность, было решено доснять недостающие кадры. Однако задача осложнялась тем, что Баграмян со своим штабом находится в Риге, а генерал Ерёменко и его штаб — в Кракове. Две съёмочные группы срочно были направленны в Ригу — где находился Баграмян, и в Краков — где находился Ерёменко, где были сняты необходимые сцены, которые позже вмонтировали в окончательный вариант фильма. Съёмка недостающих кадров была выполнена за чертой города. Для того чтобы скрыть отсутствующий ГУМ, генералов сняли на фоне красных знамён. Генералов сначала сняли на цветную плёнку, потом камеру перезарядили и сняли эти же эпизоды на чёрно-белую плёнку.

В 1984 году была выпущена на киноэкраны «подправленная» версия чёрно-белого фильма, из которой были удалены часть наглядной агитации, части закадрового текста и куски выступления Г. К. Жукова, прославляющие Верховного Главнокомандующего Маршала И. В. Сталина.

9 мая 2002 г., цветной фильм "Парад Победы" был показан на 1 канале российского ТВ, в рамках утренней праздничной программы, с одной купюрой: не был показан портрет Сталина в конце фильма.

 

Превозношение культа личности Сталина, показ силы советской армии.

 

16 Послевоенная перестройка журналистики. Вопросы международной жизни.
Новые газеты и журналы

Линия правительства

Для решения данной ситуации был предпринят ряд мер. Во-первых, по решению ЦК ВКП(б) (20 июня 1945, «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских и краевых и областных газет») был увеличен объем республиканских, краевых и областных газет с двух до четырех полос (на которых было бы возможно осветить все необходимые вопросы, определялась тематика и проблематика газет, учитывались оформление и жанры. Во-вторых, принято решение по поводу структуры редакции, она претерпела определенные изменения. В газетах появились новые разделы: «… в краевых и областных газетах … установились отделы партийной жизни, пропаганды, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме этих семи отделов, утверждалось еще три: советского строительства, иностранной и местной корреспондентской сети». Соответственно с увеличением отделов увеличивался и кадровый состав редакции, у газет появилось больше собственных корреспондентов («их количество устанавливалось из расчета два корреспондента на область и один корреспондент на два-три района»). Решения правительства охватили весь спектр газет: центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных. В-третьих, для эффективности принятых мер осуществлялись регулярные проверки.

 

Тематика публикаций

 

Среди публикуемой информации предоставляется возможным выделить несколько ключевых тем советской журналистики 1945-1955гг.

Безусловно, направленность всех печатаемых статей была пропагандистского характера, во всех материалах прослеживается линия партии.

Патриотизм

В условиях необходимости подъема страны из разрухи, причиненной войной, правящей партии было необходимо то, что заставило бы людей трудиться над восстановлением без устали. Лучшим вариантом в сложившейся ситуации было использовать патриотизм и эмоциональный подъем от победы над жестоким врагом в качестве «вечного двигателя». ВКП(б) было важно показать, как миллионы людей трудятся для своей отчизны, как они совершают трудовые подвиги ради всеобщего блага, ради коммунистического будущего, что бы постоянно поддерживать инициативность и «одухотворенность» в обществе. Соответственно, средства массовой информации, работая для воспитания советского патриотизма должны были не переставая говорить о величии советского народа, о его героизме, о его победоносном прошлом и грандиозном будущем (разумеется, параллельно с этим беспрекословно клеймились любые западные тенденции, капитализм, буржуазная культура). Для этих целей не просто публиковались пропагандистские статьи. «Ставилась задача не только улучшения работы отделов пропаганды газет, но и «повышения общего уровня всей пропагандисткой, агитационной и организаторской работы газет», «управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) рекомендовалось содержание каждого номера газеты продумывать так, чтобы тема советского патриотизма находила отражение в самых различных видах газетного материала».

Славословие Сталина

Мы помним, что на послевоенный период пришелся пик возведения культа личности Сталина. Безусловно, это напрямую отражалось на содержании СМИ. Не было такого издания, которое не показывало бы, так или иначе, образ мудрого вождя, великого стратега и полководца Сталина. Пресса была заполнена статьями, показывающими руководящую роль Сталина во всех вопросах жизнедеятельности советского народа. Сталину приписывались заслуги в развитии марксизма-ленинизма, в строительстве советской державы, в победе в войне; во всем хорошем, что происходило в стране (наверное, все помнят образ «Спит Москва. В ночной столице В этот поздний звездный час Только Сталину не спится - Сталин думает о нас» Михалкова).В принципе, абсолютно свободно производилась привязка имени вождя к любой исторической дате.

Формализм и низкопоклоноство

Речь идет о тенденциях в искусстве и культуре. Партия, а соответственно и издания, проводившие ее линию, резко осуждали литературу, кино, музыку американского, капиталистического происхождения (например, самым ярым сторонником этой позиции была газета «Культура и жизнь»). Утверждалось, что советский народ должен быть первым не только в технических разработках, науке, но и в искусстве и литературе, соответственно утверждался приоритет отечественных произведений перед западными.

Борьба с космополитизмом

Понятие космополитизма расшифровывается, как «идеология т. н. "мирового гражданства"; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет».

За понятием «космополитизма» для советского государства скрывалась буржуазная всепродажность, родина там, где деньги… Но, прежде всего, готовность «дружить с Западом». Однако следует учитывать, что эта тенденция была порождена внешнеполитической обстановкой. Началась «холодная война» и усилилась система биполярного мира, противостояние двух лагерей: во главе с США – капиталистического, с СССР – коммунистического. Советскому народу ситуация представлялась чуть иначе: США и Западная Европа – империалистический и антидемократический союз, с которым борется антиимпериалистический и демократический СССР. Разумеется, для укрепления «праведной позиции» в глазах общества, не ослабевала партийная пропаганда. Проблема пагубности, низости, античеловечности западноевропейской и американской культуры и общественной жизни ( а соответственно и советского превосходства) находила свое отражение не только в прессе, но и во всевозможных художественных произведениях, научных статьях. В обличительном духе трактовались информационные сообщения ТАСС… Хотя следует заметить, что иногда чрезмерное упорства советских пропагандистов находило врага там, где его не было.

Борьба за мир

Ужасы войны закрепили в измученных людях желание сохранить установившийся мир, в первые послевоенные годы возникло движение пацифизма. Советский Союз также разделял и поддерживал эту тенденцию. В газетах публиковались не только статьи на данную тему, но и отчеты выступлений на конференциях пацифистов, публицистические очерки, памфлеты. Публиковались письма читателей-пацифистов. Уделялось большое внимание первой сессии Всемирного Совета Мира. «Многие писатели и журналисты, такие как А. Фадеев, Н. Тиханов, В. Василевская, А. Корнейчук, И. Эренбург, стали виднейшими деятелями движения сторонников мира». При этом пресса принимала не только «информационное участие», пропагандистское, но и проявляла активность в деле сохранения мира. Например, «она способствовала сбору подписей миллионов советских людей под Стокгольмским воззванием в защиту мира, под воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о безусловном запрещении атомного оружия».

В целом, в прессе отражалось настойчивое стремление советского народа сохранить мир, отказаться от атомного оружия, гонки вооружений.

План Маршалла

Мы помним, что план Маршалла – это программа экономической поддержки Европы после Второй Мировой Войны. Не смотря на вполне определенные преимущества для стран, вступавших в эту программу, всем было очевидно, что таким образом Америка закрепляет свое влияние в Европе. Соответственно, это не могло устраивать СССР. Закономерно и подобающее освещение этого вопроса прессой – план Маршалла как коварное средство установления господства, страны-участники навсегда потеряют свою независимость, позже говорилось о несостоятельности программы. Но при всей очевидности действительного существования некоторых «замашек» на Европу в плане, видных с исторического отдаления, в прессе «факты… не всегда соответствовали истинному смыслу явления, а использовались только в связи с политической задачей…».

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...