Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усиление гуманистических тенденций в журналистике. Деятельность В. М. Пескова.




XX съезд Коммунистической партии Советского Союза стал импульсом движения советского общества к обновлению. Осуждение культа личности Сталина, проведение Н.С. Хрущевым преобразований в политической, экономической и социальной сферах, утверждение относительно демократических норм, правил государственной и партийной жизни. Хрущёвская «оттепель» в общественно-политической жизни благотворным образом сказалась на развитии всей системы средств массовой информации в СССР. Новое появилось в содержании, характере и оформлении. .

Стремление ориентировать читателя на оптимистичное восприятие действительности, установка на позитивные стороны жизни общества – сущностная особенность журналистского творчества Василия Михайловича Пескова. Формула творческого и жизненного миропонимания Василия Михайловича отражается фразой из одного его очерка: «Всякое проявление жизни дает ощущение бытия». Уникальное взаимодействие вербального и визуального начал в его книгах «Шаги по росе» и «Отечество» делают их поистине особым явлением в истории публицистики советского периода. Обе книги вызвали широкий интерес у читателей, а книга «Шаги по росе» была удостоена в 1964 году одной из высших наград СССР – Ленинской премии.

Каждый очерк В.М. Пескова отражает наиважнейшие тенденции и проблемы исторического периода, учит зоркому видению великолепия мира. Во взаимоотношении Человек – Природа Василий Михайлович проницательно демонстрирует нравственные, экономические и философские проблемы.

Более пятидесяти лет, до конца своей жизни Василий Песков проработал в газете «Комсомольская правда». Его авторская рубрика «Окно в природу» - одна из самых старых в газете и одна из самых любимых вот уже для нескольких поколений читателей. Главная тема творчества Пескова – природа – небогата событиями, сенсациями, тем не менее, статьи, написанные Василием Михайловичем, читались и читаются с большим интересом. Как вспоминал сам журналист: «Газета стала моей судьбой, счастливым браком по любви». Телезрителей Василий Песков радовал передачей «Окно в природу», которую вел на протяжении пятнадцати лет.

Сборник документальных очерков «Шаги по росе» - это книга про настоящих, добрых, сильных людей. Своим творчеством Василий Михайлович славит людей труда, показывает отношение человека к родной земле. Герои этой книги прокладывают каналы и воздвигают заводы, строят дома и сажают яблони. Они первооткрыватели, первопроходцы, люди дела, слова и мечты.

Статья «Дочь коммуниста» посвящена девятнадцатилетней девушке Гале, которая живет в деревне по Костромой. Девушка год назад окончила школу и пошла работать в совхоз. Галина – дочь директора совхоза. Песков показывает, что директор Евгений Сергеевич не злоупотребляет служебным положением, он «настоящий коммунист». Относится к дочери со строгостью и не дает поблажек. Он живет жизнью совхоза, часто помогает решать дела совхоза наравне с остальными. Например, он получил водительское удостоверение и сам с легкостью может сменить место шофера трактора, если он устал. Песков отмечает, что «При огромном хозяйстве не часто директорской голове часы для отдыха выпадают». Его жизнь состоит из «хождений по трудным местам». Он был директором МТС, секретарем, председателем колхоза, в сорок лет окончил семилетку. В общем, идеальный коммунист, «хороший человек».



События рассказа разворачиваются в молодом совхозе, в огромном хозяйстве, который образован путем объединения четырех запущенных колхозов.

Главная героиня рассказа Галя не стремиться уехать в город, она видит будущее в совхозе. Она «скромная, веселая, умная», любит историю, кино, вышивку и книги. Трудовая жизнь девушку не пугает. Она начинающий свиновод, у нее двести «чумазых воспитанниц». Она познает свиноводство, думает как лучше разместить лагерь, следит за больными и слабыми свиньями, проверяет аппараты для кормления. Василий Михайлович, не единожды отмечает, что Гале приходится трудно из-за того, что ее отец директор. На селе, подруги в школе, приезжие часто говорят: «А правда ль, у тебя батька директором? … Работка…». На работе отец не строит отношения с дочерью по родственным связям, он ищет выходы, инструменты для лучшей работы совхоза. Евгений Сергеевич не афиширует трудовые успехи Гали, а наоборот, с помощью ее успехов улучшает работу совхоза, более рационально использует средства совхоза. Областной начальник похвалил Галю и выделил свинарнику, который она обслуживает, двадцать тонн кормов, а Евгений Сергеевич посчитал, что телятам корм нужнее.

Отец считает, если будет желание, то дочь может продолжить обучение в городе. «Учиться будет желание – учись! Но прежде покажи, к чему руки способны.». Девушка старательная, любит учиться, а возможность получать образование есть у всех, оно общедоступно.

Галину Макеичеву любят в деревне за ее отношение к труду. Она пример для подражания. Односельчане отзываются о ней только положительно: «настоящий герой», «Девка что надо!».

Фотокарточка, помещенная в статье, полностью показывает, раскрывает образ деревенской девушки Галины. На фото изображен портрет Гали с открытым, светлым лицом и лучезарной, доброй улыбкой. Снимок потрясает своей глубиной, жизненностью.

Прочитав этот рассказ, можно с легкостью понять сельскохозяйственную политику того времени. Н.С. Хрущев проводит реформы структуре сельского хозяйства, вводит комплекс мер по выводу сельского хозяйства из продолжительного кризиса и печать, радио, телевидение ежедневно рассказывают о напряженном труде работников совхозов, колхозников, освещают соревнование за высокие урожаи, предоставляют слово передовикам и новаторам. Все преобразования в системе сельского хозяйства отразились в материалах СМИ того периода и статья В.М. Пескова «Дочь коммуниста», опубликованная в газете «Комсомольская правда» в 1960 году, не стала исключением.

Василий Михайлович Песков на примере хозяйственного руководителя совхоза, коммуниста Евгения Макиечева, ответственно относящегося к работе, прекрасно показал советский народ, живущий в совхозе, чудесные нравы и стремление народа развивать систему колхозов и совхозов в Советском Союзе. Быть коммунистом – это почетно, недаром статья названа «Дочь коммуниста». У образцово-показательного коммуниста – такая же примерная дочь. Быть дочерью коммуниста – достойно. Она стремиться работать в команде, на первое место не ставит свою жизнь, свой комфорт. Общее дело, общие достижения, отношение коллектива – ключ к успешной жизни и дальнейшей карьере.

Журналист в своем рассказе «Дочь коммуниста» пропагандирует инструмент территориального управления народным хозяйством страны – появление совхозов. Он проиллюстрировал на конкретном примере одной

деревни Палкино Костромской области процесс комплексного подхода развития сельскохозяйственных территорий.

 

Вопросы культурного наследия в русской советской и зарубежной журналистике. Статьи Г. П. Федотова «Будет ли существовать Россия?» и Л. М. Леонова «Послесловие Зарядью».

Георгий Петрович Федотов – философ, историк, литературный критик, публицист. В 1929-1930 был соредактором «Вестника РСХД».

Федотов критиковал «денационализирующее западничество» разночинской интеллигенции. В статье «Будет ли существовать Россия?» противопоставил ей «творческую, национальную» интеллигенцию, относя к ней и журналистов.

Статья «Будет ли существовать Россия?» была опубликована в «Вестнике РСХД» в Париже в 1929 г. Автор разглядел опасность для России, прежде всего, в забвении самого имени «Россия», т.к. страна стала называться СССР. «Россия становится географическим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой». Также его беспокоит укрепление национального самосознания бывших еще вчера полудикими народов, которые начинают отворачиваться от России. Федотов приводит статистику, что великороссов в СССР числится всего 54%, т.е. большинство начинает превращаться в меньшинство.

Федотов говорит, что «мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в ее черты, вырывать в ее земле закопанные клады. Мы должны знать ее историю, любить ее героев, ценить памятники литературы и искусства». Наше национальное сознание должно быть сложным, в соответствии со сложной проблемой новой России. И по мнению Федотова это самосознание должно быть одновременно великорусским (а для Украины малорусским), русским и российским.

Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос «Будет ли существовать Россия?», Федотов отвечает: «Это зависит от нас. Буди! Буди!».

Леонид Максимович Леонов - русский советский писатель, прозаик и драматург, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Леонов вел активную общественную деятельность как борец за мир. Выступал в защиту природы; активно участвовал в обществе охраны памятников истории и культуры.

Статья «Послесловие Зарядью» была опубликована в газете «Московский большевик» 1 мая 1941 г. Главная тема статьи – преобразование старой Москвы в Москву новую, современную. Леонов затрагивает проблему исчезновения исторических зданий, улиц, районов и т. д. Но он выступает отнюдь не против преобразований.

Итак, Зарядье – исторический район Москвы. В 1930-х годах начался массовый снос застройки Зарядья. И когда на месте очередного снесенного здания планировали построить второй дом Совнаркома, Леонов написал такую статью, в которой рассуждает о судьбе Зарядья, да и всей Москвы.

Автор представляет Зарядье с одной стороны, как совершенно убогое место на окраине Москвы, но с другой – как старый исторический район, пусть не богатый и не передовой, но довольно своеобразный. «Не случалось, видно, в Зарядье великих событий. Испокон веков оно было задним двором парадной Москвы, обширной мастерской простонародного ширпотреба».

Леонов считает, что Зарядье начало умирать еще до Октября, оно нищает с каждым годом. Поэтому «мы без сожаления переворачиваем эту обветшалую страницу старой Москвы». Но он считает, что для сохранения воспоминаний об исторической Москве каждый год можно снимать фильм с одних и тех же точек обзора, чтобы запечатлеть все перемены в столице. «Фильм покажет нашим детям, чем было раньше сердце их родины и как преобразилось оно, и как богатее ее городское хозяйство, как ширятся улицы и множатся дома».

Леонов считает, что запечатлевать моменты истории необходимо, потому что мы живем в эпоху всё убыстряющихся перемен. И таким образом, можно создать историю города «с птичьего полета и глазами гиганта-народа, живущего вечно».

Москва, по мнению Федотова – не только географическое обозначение. Вокруг Москвы зреет наше национальное самосознание.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...