Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письма из Русского музея Солоухина. Проблематика и публицистические приемы.

Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин (1924 — 1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». Владимир Солоухин родился в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы вовладимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. В начале 60-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему встретили широкий общественный отклик.

Художественно-публицистические очерки В.А.Солоухина «Письма из Русского музея» отличаются масштабностью историко-философского фона, многоголосием, использованием фольклорно-этнографического, историко-бытового материала, богатством ассоциативного (звукового, живописного, смыслового) мышления. Главной мыслью этого произведения является ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Рассуждения о духовной жизни человечества звучат в трагической тональности: усиливается непреходящее чувство тревоги о будущем страны.

В центре внимания писателя находится эстетическая природа творчества древнерусских и русских художников. Но эстетические проблемы искусства, рассмотренные В.А.Солоухиным, – цветовые и композиционные проблемы, проблемы художественных образов, проблемы взаимоотношения литературной и художественной сторон произведения искусства, проблемы индивидуальности и типизированности художественных образов – неизменно подчиняются нравственным проблемам.

Следует отметить, что в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» нравственные проблемы - проблему отношения человека к произведениям искусства, проблему нравственного воспитания людей – писатель рассматривал наряду с проблемами сохранения произведений искусства и приобщения современного человека к культурному наследию прошлого. Разнообразие поставленных автором проблем объединяется одной, центральной темой – темой искусства.

Произведение делится на тринадцать частей, каждая из которых несет свою идею. Все части объединены лирическим «я» писателя, который воспринимал современника как продолжателя многовековой историко-культурной эволюции.

Предметом исследования в Русском музее для В.А.Солоухина стали произведения изобразительного искусства. Перед нами открывается удивительный мир живописи. Писатель говорит и о других видах искусства, но более полно и обстоятельно речь идет о живописи: начиная от истоков древнерусской иконописи – и заканчивая модернистскими и постмодернистскими живописными течениями. Виды и жанры произведений искусства непосредственно связаны писателем с различными периодами исторического развития общества. По мнению В.А.Солоухина, в разные периоды исторического развития общества функциональная роль искусства была различной. Повествователь дает оценку различным явлениям в области искусства.

Изобразить исторический процесс развития искусства на протяжении нескольких веков В.А.Солоухину помогает использование в художественно-публицистических очерках «Письма из Русского музея» анализа отдельных крупных явлений культуры. Открыв свое исследование анализом иконописного мастерства Андрея Рублева, Дионисия и Симона Ушакова, Владимир Алексеевич Солоухин не только отмечает особенности художественного стиля каждого из перечисленных иконописцев, но и соотносит их творчество с исторической эпохой, находит типичные черты или определяет новаторские черты, в дальнейшем ставшие основополагающими для иконописания. Для В.А.Солоухина великие художники Древней Руси и России ХVIII-ХХ веков стали своеобразными вехами в истории отечественной культуры.

В процессе исследования темы искусства в художественно-публицистических очерках В.А.Солоухина возникла необходимость найти систему однозначных понятий и отношений, позволяющих описать структуру произведений писателя шестидесятых годов, установив на уровне концепции – модели ее компоненты и существующие связи, разработать средства фиксации этих составляющих в их качественных характеристиках. С этой целью были обозначены границы временных и пространственных плоскостей произведений В.А.Солоухина. Временные плоскости, различные по протяженности, постоянно пересекаются. Реальная пространственная плоскость художественно-публицистических очерков «Письма из Русского музея» - Русский музей. Условное пространство – мир древнерусской и русской культуры – единое для обоих художественно-публицистических очерков. Пространственные плоскости, реальная и условная, находятся в тесном взаимодействии и позволяют отметить общие закономерности в развитии русского национального искусства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...