Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прекращение деятельности коммерческого банка

Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации.

При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам. В устав банка и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые уточнения. Все документы, сроки которых не истекли, передаются в установленном порядке правопреемнику.

Ликвидация коммерческого банка происходит в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению общего собрания учредителей, если банк является неплатежеспособным.

Принудительная ликвидация коммерческого банка может осуществляться по решению ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии за нарушения коммерческим банком банковского законодательства или в связи с неплатежеспособностью коммерческого банка и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

 

Общие положения открытия (закрытия) банковских подразделений

Банк может открывать (закрывать) 2 класса своих структурных подразделений:

1. территориально обособленные от головной конторы внешние подразделения (ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст. 22, ФЗ «О Центральном банке» ст. 75; Указание № 421-У от 24.11.98 г. ЦБ РФ):

  • филиалы – обособленное подразделение, созданное в соответствии с законами и нормативными правовыми актами ЦБ РФ, вправе проводить от имени создавшего банка все или часть операций (сделок), разрешенных этому банку лицензией, полученной от ЦБ РФ (число филиалов не лимитировано; операционная деятельность банка может быть сосредоточена именно в филиале(ах), а не в головной конторе);
  • представительства – обособленное подразделение, созданное в соответствии с законами и нормативами ЦБ РФ, вправе представлять и защищать интересы банка на определенной территории, но не имее права проводить банковские операции (число не лимитируется).

Внешние подразделения банка:

- создаются (ликвидируются) решением органа управления банка в соответствии с Уставом; обязательное решение о внесении изменений или дополнений в устав принимает очередное (годовое) общее собрание участников банка;

- не являются юридическими лицами, действуют на основании положений, утверждаемых головным банком; их руководители назначаются руководителем банка и действуют на основании выданных им доверенностей.

2. территориально обособленные от головной конторы или филиала внутренние подразделения:

  • операционные кассы вне кассового узла банка (филиала)
  • обменные пункты (пункты обмена валют)
  • дополнительные офисы – обособленное подразделение банка или филиала банка, созданное в установленном нормативными актами ЦБ РФ порядке, вправе проводить от имени банка (филиала) все или часть операций (сделок), разрешенных лицензией банка; не имеет отдельного баланса, не может сам открывать счета для ведения операций (число офисов банка не лимитировано) – Инструкция № 75, разъяснение ЦБ РФ № 26-0/112 от 11.11.1996 г., разъяснение ЦБ РФ № 5-ОР от 19.12.2000 г.).

 

Порядок закрытия филиала

Схема реализации Решения о закрытии филиала, принятое полномочным органом управления банка:

  1. не позднее 30 дней с даты принятия решения о закрытии филиала банк в письменной форме уведомляет всех известных кредиторов закрываемого филиала, сообщив им номер корсчета банка (корреспондентского субсчета его другого филиала), на который перечисляются остатки средств со счетов закрываемого филиала;
  2. в течение 10 дней после направления последнего уведомления, передачи активов и пассивов филиала на баланс головной конторы или другого своего подразделения банк уведомляет об этом обслуживающее его ТУ БР, приложив также копию решения о закрытии филиала и передаточный акт;
  3. ТУ БР, получив эти документы в 2-недельный срок рассматривает их и направляет свое заключение по этому вопросу в центральный аппарат БР, который в течение 10 рабочих дней:

- вносит запись о закрытии филиала (дата записи – дата закрытия филиала) в Книгу государственной регистрации КО;

- направляет телеграфное сообщение с соответствующей информацией всем своим ТУ (которые обязаны в течение 3-х рабочих дней уведомить все кредитные организации на подведомственных территориях), а также банку, закрывшему филиал. Если на основе закрываемого филиала предполагается открыть дополнительный офис, то эта информация включается в это же телеграфное сообщение.

 

 

Открытие и закрытие филиалов банков на территории иностранных государств регламентируется разделами 1, 2, 9 Инструкции БР № 76-И от 24.08.98 г. «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства».

Зарубежный филиал – это обособленное подразделение банка, созданное и действующее по законодательству РФ и нормативным актам ЦБ РФ, по законодательству и нормативным актам органа банковского надзора страны местонахождения, расположенном на территории иностранного государства:

- имеет право проводить от имени создавшего его банка все или часть операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ;

- признается резидентом РФ,

- не может являются юридическим лицом (не имеет УК, имущественные права),

- может быть наделен имуществом КБ и денежными средствами на определенный банком срок (при наличии разрешения ЦБ РФ);

- действует на основании положения, утвержденного создавшим его банком;

- по обязательствам, вытекающим из его деятельности, отвечает всем своим имуществом создавший его банк (обладающий генеральной лицензией и специальным разрешением ЦБ РФ).

 

Разрешение на создание зарубежного филиала российского банка в офшорной зоне выдает ЦБ РФ только при наличии двустороннего соглашения между ЦБ РФ и органом банковского надзора соответствующей страны:

- Указание № 500-У от 12.02.1999 г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»,

- положение 1 «Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и/или не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны);

- Указание № 606-У от 13.07.1999 г. «О формировании резерва под операции кредитных организаций РФ с резидентами офшорных зон».

Закрытие зарубежного филиала:

  1. по решению уполномоченного органа управления банка, принятому:

- по его инициативе,

- по предложению ЦБ РФ,

- по требованию органа банковского надзора страны местонахождения филиала,

  1. в связи с ликвидацией банка.

Банк, получивший от органа надзора своего зарубежного филиала требование закрыть филиал, обязан:

- в течение 3 дней уведомить об этом ЦБ РФ,

- принять решение о закрытии филиала и не позднее следующего рабочего дня известить об этом ЦБ РФ;

- не позднее 30 дней с даты принятия решения в письменной форме уведомить всех кредиторов банка, обслуживаемых в закрываемом филиале, указав сведения о номере корсчета банка, на который перечисляются остатки средств со счетов закрываемого филиала. Стороны вправе требовать досрочного удовлетворения требований по обязательствам филиала (если это указано в договоре или в законодательстве, применимом к отношениям сторон). Требования по обязательствам банка, отраженные в балансе закрываемого филиала, удовлетворяются в соответствии с законодательством;

- обеспечить перевод остатков средств со счетов филиала на корсчет банка или корреспондентский субсчет другого филиала банка (после получения письменного подтверждения органа надзора страны местонахождения филиала об отсутствии с его стороны претензий к закрываемому филиалу, об удовлетворении требований по обязательствам банка, отраженных на балансе закрываемого филиала, и о выплате всех обязательных платежей, в т.ч. уплату налогов);

- прохождение процедуры исключения зарубежного филиала банка из Книги государственной регистрации кредитных организаций и внесения в специальный реестр зарубежных филиалов банков сведений о закрытии филиала.

 

Открытие и закрытие представительства банка в РФ (стр. 235).

 

Открытие и закрытие представительств банков на территории других государств (разъяснение № 48-Т от 2.02.1999 г., ст. 35 Закона «О банках и банковской деятельности»).

 

Открытие и закрытие операционной кассы вне кассового узла осуществляется по решению органа управления, руководителя КБ (филиала КБ).

КБ уведомляет ТУ БР, обслуживающее его и по месту открытия операционной кассы, которое в течение 2 недель с даты получения уведомления или сообщения об изменении почтового адреса операционной кассы проверяет техническую укрепленность и оборудование операционной кассы и направляет банку свое заключение о возможности начала ведения операций.

КБ (филиал), закрывающий операционную кассу, в 10-дневный срок после принятия решения уведомляет об этом оба ТУ БР.

 

Открытие и закрытие дополнительных офисов банков и филиалов банков происходит аналогично открытию и закрытию операционных касс вне кассового узла. Отличие: уведомления о закрытии дополнительного офиса должны быть направлены в ТУ БР в течение 3 рабочих дней с даты его закрытия.

 

Открытие и закрытие обменных пунктов банков (филиалов) – регламентируется Положением БР № 22 от 10.05.94 г. «О порядке регистрации обменны пунктов уполномоченных банков (разделы 1,2,4):

  1. обменный пункт открывается на основании приказа по банку (при возможности ведения валютообменных операций не позднее дня, следующего за днем издания приказа);
  2. одновременно с началом работы обменного пункта банк направляет в ТУ БР по месту своего нахождения заявление с просьбой зарегистрировать указанный пункт (по адресу в заявлении);
  3. ТУ БР, получив заявление, в 30-дневный срок проверяет соответствие обменного пункта требованиям Инструкции БР № 21 от 25.01.1994 г. «О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории РФ» (этот срок исчисляется с даты вручения получателю заявления банка о регистрации его обменного пункта);
  4. соответствие обменного пункта требованиям Инструкции ЦБ № 21 подтверждается актом проверки обменного пункта.
  5. ЦБ РФ обязано:

- в течение этого срока зарегистрировать обменный пункт банка в Книге регистрации обменных пунктов по территории ТУ БР;

- в этот же или на следующий после регистрации рабочий день направить банку при сопроводительном письме «Свидетельство о регистрации обменного пункта»;

При несоответствии обменного пункта требованиям Инструкции № 21 (по акту) ТУ БР письменно извещает банк об отказе в регистрации обменного пункта. Банк обязан прекратить валютообменные операции в пункте в день получения такого письма.

  1. банк обязан в течение 5 дней с даты окончания срока регистрации письменно уведомить ТУ БР по месту своего нахождения и соответствующий департамент БР (если в течение срока регистрации банк не получил ни свидетельства о регистрации, ни письма с отказом в регистрации обменного пункта);
  2. банк вправе заявить к регистрации более 1 обменного пункта в ТУ БР по место своего нахождения.

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

О РЕГИСТРАЦИИ ОБМЕННОГО ПУНКТА № ________________

 

Выдано банку ________________________________(полное наименование) в том, что его обменный пункт №___________зарегистрирован Главным управлением Банка России по _____________________________________(наименование ТУ БР) по адресу _____________________

Надзор за деятельностью обменного пункта № ____________осуществляется ГУ БР по ____________

_____________________(наименование ТУ БР и его адрес).

Нарушение обменным пунктом № ____________установленного Банком России порядка организации работы обменных пунктов на территории РФ, а также предписаний Банка России влечет за собой закрытие обменного пункта №__________ и ответственность банка в соответствии с законодательством РФ.

Начальник ТУ БР

____ ____________________г.

Печать

 

Регистрационный номер обменного пункта состоит из 2 чисел, записанных через дефис: 1-е число – номер регистрационной записи в Книге регистрации; 2-е число – порядковый номер обменного пункта банка, присвоенный в порядке очередности регистрации каждого следующего обменного пункта одного и того же банка на территории, подведомственной соответствующего ТУ БР.

 

Закрытие обменного пункта:

1. аннулирование свидетельства о его регистрации,

2. внесение записи в Книге регистрации обменных пунктов на основании:

- письменного заявления банка о прекращении операций в обменном пункте,

- приказ по ТУ БР о закрытии обменного пункта, изданного на основании актов и материалов проверок обменных пунктов;

- на основании приказа по ЦБ о приостановлении права банка проводить операции с наличной иностранной валютой;

- на основании приказа по ЦБ о лишении банка лицензии на проведение операций в иностранных валютах;

- на основании приказа по ЦБ об отзыве у банка лицензии.

3. ТУ БР в течение 5 рабочих дней извещает банк (после внесения записи в Книгу регистрации обменных пунктов) об этом, а банк обязан закрыть свой обменный пункт.

 

 

Реорганизация банка

ГК РФ (ст. 57),

ФЗ «О Центральном банке РФ» (ст. 75),

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО» (п.1,ст.1,3,4, 11, 17; п.2, ст.32, ст. 33);

ФЗ № 144 от 8.07.1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 14)

Указание ЦБ РФ № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»

Указание ЦБ № 951-У от 12.04.2001 г. «Об особенностях реорганизации кредитных организаций по решению АРКО»

Инструкция ЦБ РФ № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (пп. 1.1., 1.3)

Критерии необходимости и порядок предъявления требования о реорганизации КБ

П. 1-3, ст. 17 «Основания назначения временной администрации» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО»:

  • банк не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
  • банк допустил снижение СК по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;
  • банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%.

Также применимы:

  • Инструкция БР № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве) КО» (пп. 1.1, 1.3);
  • Указание БР № 766-У «О критериях определения финансового состояния КО» (категории проблемных банков):

- наблюдается одной из оснований в ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО»;

- один неустраненный факт нарушений Правил ведения б/у или недостоверной финансовой отчетности;

- не представляется информация о деятельности или финансовом положении банка, препятствия получения органами банковского надзора, физическими и юридическими лицами полной и достоверной информации о деятельности или финансовом положении банка (отсутствие транспарентности);

- систематически (2 и более раза в течение 12 месяцев) не выполняются требования ТУ БР и взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечение срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению этих недостатков.

3-я группа банков – испытывают серьезные финансовые трудности:

- не выполняют нормативы достаточности СК (Н1 не ниже 5%, и/или мгновенной Н2, текущей Н3 ликвидности);

- допустили нарушения порядка обязательного резервирования сроком более 3 рабочих дней и/или 2 случая нарушений за последние 3 месяца при расчете размера обязательных резервов;

- не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, расчет размера обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на 5 рабочих дней;

- систематически (2 и более раза в течение последних 6 месяцев) задерживавшие представление требуемых форм отчетности до 5 рабочих дней.

4-я группа банков – находятся в критическом финансовом положении (затяжные, острые проблемы и внешние признаки банкротства):

- не удовлетворяют денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательные платежи, в т.ч. перед БР, в течение 1 месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;

- не выполняют норматив достаточности СК;

- допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более 1 месяца и/или более 2 случаев нарушений за последние 6 месяцев) не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.

 

Реорганизация проводится:

- в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка;

- в случае если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

ЦБ РФ вправе потребовать от банка:

- начала осуществления мероприятий, направленных на финансовое оздоровление;

- замену руководителей (назначение временной администрации);

- проведение реорганизации (в форме слияния или присоединения).

«Реорганизация» не тождественна «финансовому оздоровлению»:

«финансовое оздоровление банка» наступает, когда банк финансово несостоятелен и ему необходимо восстановление состоятельности.

КБ, его участники и ЦБ РФ обязуются проводить меры по реорганизации, в следующих случаях (ст.4 Закона):

  • на протяжении последних 6 месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования отдельных кредиторов или выполнить обязательные платежи в срок до 3 дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корсчетах;
  • по этой же причине не удовлетворяет требования отдельных кредиторов или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;
  • допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов;
  • нарушает норматив достаточности собственного капитала;
  • нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%.

 

Основания к реорганизации:

  • банк не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корсчетах;
  • банк допустил снижение СК по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;
  • банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • имеется хотя бы один неустраненный факт нарушений Правил ведения бухгалтерского учета и представления недостоверной отчетности;
  • не обеспечивается представление информации о деятельности или финансовом положении банка, или допускаются действия, препятствующие получению органами банковского надзора, физическими и юридическими лицами полной или достоверной информации о деятельности либо финансовом положении банка (отсутствии транспарентности);
  • систематически (2 и более раза в течение года) не выполняются требования ТУ БР или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечение срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению этих недостатков;
  • не выполняют нормативы достаточности СК (при этом Н1 не ниже 5%), и мгновенной Н2 или текущей Н3 ликвидности;
  • допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более 3 рабочих дней или 2 случая нарушений за последние 3 месяца при расчете размера обязательных резервов, или задержали расчет размера обязательных резервов и систематически задерживают представление требуемых форм отчетности более 5 дней.

 

Требование о реорганизации банка и его предъявление.

Это предписание ЦБ РФ, составленное и предъявленное банку ТУ БР, которое затем и будет контролировать его исполнение, и в течение 5 дней со дня получения:

  • руководитель исполнительного органа КБ должен:

- обратиться в органы управления КБ (совет директоров, общее собрание) с ходатайством о необходимости реорганизации банка;

- инициировать процесс (ст.11 Закона) и в течение 10 дней возникновения этих обстоятельств обратить в высшие органы управления КБ с ходатайством (если эти обстоятельства не могут быть устранены исполнительными органами банка);

- ходатайство должно содержать рекомендации о форме (слияние, присоединение), характере и сроках проведения реорганизации;

- в течение 3 календарных дней с момента направления ходатайства извещает об этом ЦБ РФ;

  • органы управления КБ должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить ЦБ РФ о принятом решении и должны:

- в течение 3 календарных дней с момента принятия направить извещение в ЦБ РФ:

при положительном решении органы управления должны:

- обозначить форму реорганизации,

- полное наименование и юридический адрес банка, участвующего в реорганизации;

- приложить документы, подтверждающие созыв общего собрания участников реорганизуемых банков (+ дата, место проведения и перечень вопросов повестки дня), другие сведения;

  • если решение не принято в срок, то руководитель исполнительного органа должен обратиться в ЦБ РФ с ходатайством с информацией:

- причины основания для подготовки ходатайства, дата обращения в органы управления банка, их полное наименование, юридический и почтовый адрес;

- подтверждающие документы (копии ходатайства и решения органов).

ТУ БР составляет и направляет банку требование по типовой форме (приложение 3 к Инструкции № 84):

 

ТРЕБОВАНИЕ БАНКА РОССИИ

О РЕОРГАНИЗАЦИИ КБ

________________________________________________

полное наименование банка

 

Руководителю банка

Копия: органам управления банка

 

 

В связи с _____________________(указываются основания) Вам надлежит принять решение о реорганизации банка (в форме слияния или присоединения) и представить в ТУ БР _________________________ (наименование ТУ) в срок не позднее 30 дней с момента получения настоящего требования план мероприятий по реорганизации банка.

Учитывая, что основанием для предъявления настоящего требования явилось ___________________________________, территориальное учреждение БР рекомендует Вам следующую форму реорганизации __________________________.

Проведение реорганизации банка должно обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее ____ ________________ ___г. (указывается срок, не противоречащий требованиям законодательства), а также обеспечить финансовую устойчивость банка, к которому происходит присоединение, либо банка, возникающего в результате слияния (выполнение пруденциальных норм деятельности и обязательных резервных требований, погашение задолженности по кредитам БР).

В соответствии с п.3. ст. 12 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» на период до представления в ТУ БР документов, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами БР для реорганизации банков (либо до устранения указанных выше оснований) для ________________________________________(полное наименование банка) вводится запрет на ________________________________________________________________________________________ (информация о вводимых запретах и ограничениях).

С момента предъявления настоящего требования Вам надлежит представлять в ТУ БР дополнительно к отчетности, установленной нормативными актами БР, еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за отчетной неделей, отчетность по следующим формам:

- оборотная ведомость (форма № 101),

- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 (форма № 311).

Руководитель ТУ БР

 

___ ________________ ____г.

Печать

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...