Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВАСОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 3 ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА.. 8 Лекция 1. Понятие трудового права. 8 Понятие труда, трудового права. 8 Предмет трудового права. 10 Метод трудового права. 12 Задачи, роль, функции и принципы трудового права. 13 Сфера действия трудового права. 16 Отграничение трудового права от смежных отраслей права. 17 Система трудового права, система трудового законодательства, система науки трудового права. 20 Контрольные вопросы по теме №1. 22 ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА.. 23 Лекция 2. Источники трудового права. 23 Понятие источников трудового права, их отличие от актов применения норм права. Особенности Классификация источников трудового права. 25 Виды источников трудового права. 27 Действие нормативных правовых актов, Единство и дифференциация норм трудового права. 33 Контрольные вопросы по теме №2. 34 Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.. 35 Лекция 3. Правоотношения по трудовому праву. 35 Понятие и классификация правоотношений Трудовое правоотношение. 38 Понятие, стороны и содержание трудового правоотношения 38 Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. 39 Отличие трудового правоотношения от смежных Правоотношения, связанные с трудовыми правоотношениями 41 Контрольные вопросы по теме №3. 48 ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА.. 49 Лекция 4. Субъекты трудового права. 49 Понятие и классификация субъектов трудового права. Их правовой статус. 49 Гражданин (работник) как субъект трудового права. 50 Наниматели как субъекты трудового права. 54 Профессиональные союзы как субъекты трудового Контрольные вопросы по теме №4. 61 ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ.. 62 Лекция 5. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения 62 Понятие социального партнерства и его значение. 62 Принципы социального партнерства. 63 Стороны, органы, система социального партнерства. 64 Организационно-правовые формы социального партнерства. 65 Понятие коллективного договора, порядок его заключения. 67 Понятие соглашения, порядок его заключения. 71 Ответственность сторон за невыполнение коллективного договора, соглашения. 73 Контрольные вопросы по теме №5. 74 Дополнительная литература. 75 ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.. 76 Лекция 6. Правовое регулирование содействия Законодательства о занятости населения. 76 Понятие занятости населения. 79 Субъекты, содействующие занятости населения. 81 Правовой статус безработного. 92 Правовая организация трудоустройства. 99 Государственные гарантии и компенсации в области занятости населения. 101 Контроль за соблюдением законодательства Контрольные вопросы по теме №6. 114 ТЕМА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.. 115 Лекция 7. Трудовой договор. 115 Понятие и значение трудового договора. 115 Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда. 116 Стороны трудового договора. 118 Содержание трудового договора. 121 Срок трудового договора. 122 Заключение трудового договора. 125 Порядок заключения трудового договора. 125 Гарантии права на труд отдельных категорий Ограничения при приеме на работу. 131 Установление предварительного испытания. 134 Изменение трудового договора. 136 Перевод на другую работу. 136 Понятие перевода и перемещения. Виды переводов. 136 Перевод на другую постоянную работу. 137 Временный перевод на другую работу. 138 Изменение существенных условий труда. 141 Прекращение трудового договора. 143 Понятие прекращения трудового договора. 143 Основания прекращения трудового договора, их классификация 144 Расторжение трудового договора по инициативе работника 146 Основания и порядок расторжения трудового Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. 159 Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях 162 Оформление увольнения работников. 168 Отстранение от работы.. 169 Контрольные вопросы по теме №7. 170
ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ, КОНТРАКТОВ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Лекция 8. Особенности трудовых договоров, контрактов и правового регулирования труда отдельных категорий работников. 174 Контракт как вид трудового договора. 174 Контракты с отдельными категориями работников. 182 Контракты с руководителями сельскохозяйственных организаций негосударственной формы Трудовые договоры с отдельными категориями работников. 209 Контрольные вопросы по теме №8. 218 ТЕМА 9. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ПОСТРАДАВШИХ Лекция 9. Особенности регулирования труда Правовое регулирование труда работников, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.. 220 Особенности регулирования труда работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, и приравненных к ним 221 Особенности регулирования труда работников, проживающих (работающих) на территории радиоактивного загрязнения. 224 Контрольные вопросы по теме №9. 228 ЛИТЕРАТУРА.. 230 ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА Понятие труда, трудового права Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека. Труд означает сознательную волевую деятельность людей, направленную на создание материальных и культурных ценностей путем воздействия на предметы окружающей их природы. Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права является не только показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики. В зависимости от экономического положения участников труда (т.е. отношения к средствам производства), различают две формы труда: · самостоятельный труд (труд собственников) · наемный труд (труд несобственников) Существует также смешанная форма, которая предполагает труд собственников и несобственников. При самостоятельном труде (труде собственников) отсутствуют трудовые отношения и совместный (коллективный) процесс труда. Свое право на труд граждане могут реализовать в самых различных формах, но в большей мере применяется наемный труд, при котором гражданин приобретает статус работника и вступает в определенное общественное отношение с нанимателем. Данный труд регулируется нормами трудового права. Трудовое право как самостоятельная отрасль выделилась в свое время из гражданского, частного права. Название отрасли права ''трудовое право'' означает, что оно связано с трудом, с реализацией гражданами своей способности к труду. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений. В свою очередь трудовое право можно определить как самостоятельную отрасль, представляющую собой систему общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования трудовых и связанных с ними общественных отношений. В настоящее время трудовое право является одной из отраслей белорусского национального права, которому присущи следующие характерные черты: 1. это самостоятельная отрасль права, т.к. обладает своими специфическими предметом и методом правового регулирования; 2. является одной из важнейших отраслей права, регулирующей трудовые отношения наемных работников, в которые вступает большинство населения республики. Нормы трудового права непосредственно затрагивают жизненно важные права и интересы значительной части граждан; 3. это одна из сложнейших отраслей права. Трудовая деятельность наемных работников является очень многообразной, что связано с различиями в производственных условиях, наличием большого числа профессий, специальностей, должностей. Все это обуславливает существование обширного законодательства в данной сфере общественных отношений, в том числе отраслевого и локального, действующего в масштабах соответственно отдельных отраслей и отдельных предприятий, учреждений, организаций (нанимателей); 4. имеет широкую сферу действия (ст.ст. 3, 4, 5 ТК РБ), т.е. нормы трудового права применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор (на предприятиях, в учреждениях, организациях, обществах, товариществах, кооперативах независимо от наименования и форм собственности (их объединениях и обособленных подразделениях); у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица; граждан, которым законодательством предоставлено право заключения трудового договора с работниками); 5. это очень динамичная отрасль права, ее нормы постоянно изменяются и дополняются, поскольку непрерывно изменяются общественные отношения, ею регулируемые. Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Предмет, метод, основные принципы трудового права Республики Беларусь, его функции и тенденции развития определяются нормами трудового законодательства и отражают его суть. Предмет трудового права Как всякая отрасль права трудовое право имеет определенный предмет регулирования. Предмет трудового права отвечает на вопрос, какие виды общественных отношений регулируются нормами трудового права. Предметом трудового права являются две группы общественных отношений: 1) собственно трудовые отношения и 2) связанные с ними отношения. Трудовые отношения возникают между работником и нанимателем и характеризуются специфическими чертами, по которым их можно отличить от других видов отношений: · носят личный характер; · строятся на возмездных началах; · имеют, как правило, длящийся характер – не прекращаются после выполнения работы; · касаются выполнения определенного рода работы (квалификация, специальность); · как правило, предполагают включение работника в определенную систему организации труда, существующую у нанимателя; · предполагают подчинение работника нанимателю; · предполагают обязательное социальное страхование. К отношениям связанным с трудовыми относятся: (ст.4 ТК) · профессиональная подготовка работников на производстве; · деятельность профсоюзов и объединений нанимателей; · ведение коллективных переговоров; · взаимоотношения между работниками (их представителями) и нанимателями; · обеспечение занятости; · контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде; · государственное социальное страхование; · рассмотрение трудовых споров. Метод трудового права Под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Метод трудового права состоит из следующих специфических способов правового регулирования труда: · Характер установления норм трудового права и условий труда. Специфичным является сочетание централизованного и локального регулирования. Посредством централизованного регулирования устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы государственной власти и государственного управления. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные правовые акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер. С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени в организациях, льготы и преимущества работникам из фондов предприятия, графики отпусков… · Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Договорной способ – главная его особенность состоит в том, что установленное на основе договора отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Рекомендательный способ регулирования предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Договорной и рекомендательный способы на практике нередко сочетаются с государственно-властным (императивным) способом регулирования (меры дисциплинарной ответственности, материальной ответственности, увольнение по определенным в законе основаниям). · Участие работников самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы) в правовом регулировании общественных отношений в сфере труда. · Способы защиты и обеспечения выполнения трудовых обязанностей. Специфика их состоит в специальном порядке рассмотрения трудовых споров (с участием органов, образуемых в организациях – КТС) и в своеобразии правовых средств принуждения правонарушителей к надлежащему исполнению трудовых обязанностей (посредством институтов дисциплины труда, ответственности работников и материальной ответственности работников и нанимателей). · Единство и дифференциация правового регулирования труда. Сфера действия трудового права Сфера действия трудового права очень широкая. В соответствии со ст.3 ТК РБ оно регулирует отношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь. Ст.5 ТК устанавливает особенности применения ТК РБ к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий граждан. Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников (военнослужащих, государственных служащих и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Исходя из ст. 6 ТК не подпадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления: 1. обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений; 2. обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Трудовое правоотношение Понятие, стороны и содержание трудового правоотношения Трудовое правоотношение – это юридическая связь работника и нанимателя, в которой работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям соответствующей квалификации и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставить обусловленную трудовым договором работу, своевременно оплачивать его труд и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами и соглашением сторон. Понятие трудового правоотношения указывает, что это двустороннее правоотношение, его субъектами являются работник и наниматель. Обязательной предпосылкой возникновения трудового правоотношения является наличие у субъектов трудовой правосубъектности (трудовой право- и дееспособности). Содержание трудового правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников. По своей правовой природе трудовые правоотношения являются сложными. В отличие от простых они включают ряд правомочий, корреспондирующих им обязанностей и могут быть разделены на отдельные простые, например, на правоотношение по оплате труда, рабочему времени и времени отдыха. В каждом из них отдельному правомочию субъекта соответствует обязанность другой стороны, например праву работника на заработную плату корреспондирует обязанность нанимателя выплатить ее работнику. Содержание трудового правоотношения определяется трудовым договором и распространяющимися на работника вследствие его заключения трудовым законодательством, коллективным договором и соглашением. Понятие и содержание трудового правоотношения и трудового договора не идентичны. Это две взаимосвязанные, но разные правовые категории. Содержанием трудового правоотношения являются все трудовые права и обязанности его субъектов в данной правовой связи. Содержанием же трудового договора являются его условия. Именно эти условия определяют содержание (права и обязанности) трудового правоотношения, возникшего в результате данного трудового договора. Понятие занятости населения Правовое определение занятости закреплено ст. 1 Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г., который трактует занятость как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). В юридической литературе под формами занятости понимают установленные законом или не противоречащие ему сферы деятельности, где граждане реализуют право на труд. Такие формы можно определить из перечня граждан, которые считаются занятыми (ст. 2 Закона о занятости): – работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах; – зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности); проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; – обучающиеся по очной (дневной) форме обучения в учреждениях образования; – осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом; – занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок. Наряду с основными формами занятости, различают виды занятости, используемые в качестве организационных форм привлечения в общественное хозяйство рабочей силы из «дополнительных» источников, т.е. из числа лиц, уже имеющих занятие или источник дохода. К числу этих видов занятости относятся: труд с режимом неполного рабочего времени; сверхурочная работа, совместительство. Легальное определение безработицы дано в ст. 1 Закона о занятости от 15 июня 2006 г. безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу. Одной из задач правового регулирования в сфере занятости является ''обеспечение занятости''. В юридической литературе обеспечение занятости определяется каксовокупность осуществляемых государственными и иными органами и организациями экономических, социальных, правовых и организационных методов, способов, мер и мероприятий, способствующих удовлетворению гражданами личных и общественных потребностей в сфере труда. Правовой статус безработного Определение понятия безработного дано в ст. 1 Закона о занятости. Так, безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней; Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их постоянному месту жительства органами государственной службы занятости населения при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет паспорт или свидетельство о рождении; трудовую книжку или документ, ее заменяющий; диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессиональной подготовке и переподготовке; справку по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, с указанием среднемесячной заработной платы (дохода) за последние два месяца работы, количества оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей); декларацию о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь; военный билет и справку военкомата с указанием размера денежного довольствия по штатной должности на день увольнения — для уволенных из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь; копии свидетельства о рождении ребенка, удостоверения инвалида — для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов до 18 лет; справку об освобождении — для освобожденных из мест лишения свободы; справку о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку — для выпускников учреждения образования; рекомендации медико-реабилитационных экспертных комиссий — для получающих пенсии по инвалидности; медицинское заключение — для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 г. Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане (ч.3 ст.3 Закона о занятости): – не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лег; – отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; – проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь; – представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; – обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы. Одна из основных задач службы занятости - подыскать безработному подходящую работу. Определение понятия «подходящей работы» дано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы. Законом о занятости определено, что подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда нарабочем месте не соответствуют требованиям техники безопасности и производственной санитарии; – предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина. При определенных условиях, а также для некоторых категорий безработных требования подходящей работы понижаются. Так, по истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных: – впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности); – стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года); – прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 4,5,7 – 9 статьи 42. пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины; – обратившихся в органы государственной службы занятости населения после занятия предпринимательской деятельностью; – выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности); направленных органами государственной службы занятости населения на обучение иотчисленных из учреждений образования за виновные действия; – обратившихся в органы государственной службы занятости населения после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ; – состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения более 12 месяцев. Следует учесть, что безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы. Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных. Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности. Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности. Определенными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и необладающие статусом безработного. Следует отметить, что действующий Закон о занятости отдельными статьями устанавливает права всех граждан в области занятости населения, а специальных статей, содержащих в концентрированном виде перечень прав и обязанностей безработных нет, но их можно определить исходя из содержания данного Закона. Так, к правам безработных относятся право на: – бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации сучетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития; – получение пособия побезработице, стипендии в период обучения по направлению органов государственной службы занятости населения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; – компенсацию в соответствии сзаконодательством материальных затрат в связи с направлением органами государственной службы занятости населения на работу (обучение) вдругую местность; – бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу инаправлении на обучение; – возможность участия в оплачиваемых общественных работах; – содействие ворганизации предпринимательской деятельности. Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных: · самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию · являться по вызову службы занятости для получения направления на работу (учебу); · в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости; · информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт; · для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости. Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае: – признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных данным Законом); – направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; – подачи им письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости населения; – неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин; – попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем; – назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии повозрасту, за выслугу лет; – отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения; – переезда безработного на другое постоянное место жительства; смерти безработного; истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного; – осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению; – направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Безработные, снятые с учета на основании неявки их более 3-х месяцев без уважительных причин, при обращении в органы государственной службы занятости населения могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода содня предыдущей регистрации, а снятые с учета на основании переезда на другое постоянное место жительства – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия с учета. ТЕМА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР Лекция 7. Трудовой договор Основные понятия: трудовой договор; значение трудового договора; стороны трудового договора; работник, наниматель, содержание трудового договора; необходимые условия трудового договора, дополнительные условия трудового договора; срок трудового договора; заключение трудового договора; необоснованный отказ в приеме на работу, ограничения при приеме на работу; предварительное испытание; перевод, перемещение, производственная необходимость, простой, существенные условия труда; прекращение трудового договора, высвобождение работника; основания прекращения трудового договора; выходное пособие; отстранение от работы. Стороны трудового договора Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Нанимателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, работником - только физическое лицо, гражданин. 1. Работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст.1 ТК). Трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 16-летнего возраста. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы (ст. 272 ТК). Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.04.2000 N 9. Несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда законодательством предусмотрены определенные гарантии. (сокращенная продолжительность рабочего времени, запрещение работы в ночное время и привлечения к сверхурочным работам, запрещение заключения письменного договора о полной материальной ответственности и др.). Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (ст.1 ТК) Наниматель как субъект трудового права выступает прежде всего как работодатель, представляющий гражданам (работникам) работу, осуществляющий оплату их труда. Чтобы быть участником в трудовых правоотношениях, наниматель должен быть способным: 1) предоставить работу; 2) оплатить труд работника; 3) нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта его участия в трудовых и иных отношениях, регулируемых трудовым правом. Нанимателями являются предприятия, учреждения, организации, общества, товарищества, кооперативы независимо от наименования и форм собственности (их объединения и обособленные подразделения), индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками. Нанимателями могут быть также филиалы и представительства юридического лица, которые являются обособленными подразделениями юридического лица, в том случае, если учредившее их юридическое лицо предоставит им такое право. Полномочия нанимателей, являющихся юридическими лицами, осуществляются их органами, которые в соответствии с положениями (уставами) могут быть коллегиальными и единоличными. К числу коллегиальных органов управления относятся правления, советы, дирекции и т.п. В качестве единоличного органа управления могут являться директора, управляющие, и т.п. В уставах (п |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |