Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и др.)

 

Рассматривает движушие силы человеческой деятельности как нечто первично заложенное внутри человека, а не формирующееся из его изменяющихся и развивающихся взаимоотношений с миром. Поэтому источники человеческой деятельности, ее мотивы представляются как идущие из темных глубин организма, совершенно иррациональные, бессознательные силы, находившиеся вне контроля интеллекта.

История возникновения психоанализаначалась с того, как в 1880 году австрийский врач З.Фрейд и его коллега Й.Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), что привело к смягчению симптомов. Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. Так как удовлетворение влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними могут стать как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства.

Согласно топографической модели уровней сознания в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.

Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

 

Согласно концепции Фрейда о стадиях психосексуального развития, все люди в неизменном порядке, независимо от культурного уровня, проходят 4 стадии психосексуального развития: оральную (0-18мес.), анальную (18мес.-3 года), фаллическую (3-6 лет) и генитальную (от зрелости до смерти). Между шестью годами и юностью – период, когда половой инстинкт находится в латентном, скрытом состоянии. Задача психоаналитической процедуры усматривалась в том, чтобы раскопать в раннем детстве различные слои, где возникают те сексуальные нарушения, которые становятся источником невроза.

Особое место отводилось «эдипову комплексу»: ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, воспринимая родителя одного с ним пола как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

В 1923 Фрейд выделил три основных структуры психики: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида.

Теория лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря контакту врача и пациента - "перенесению". Травматогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, однако в ослабленной форме, достижимой для рационального анализа. Целью психоаналитической терапии является переключение влечения от неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.

Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов – «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины – определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» – совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

 

Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

 

В 30-е гг. XX века возник неофрейдизм, представителями которого являются К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм, Э.Эриксон. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги - "коренная тревога" и стремление к ее преодолению (К.Хорни), "межличностное поле" (Г.Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества - "бегство от свободы" (Э.Фромм). Однако все эти разнородные механизмы "социальной" детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется противостояние между личностью и ее социальным окружением.

На его становление повлияли идеи К.Юнга и особенно А.Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности.

В теории Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувстватревоги и стремлению к безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого или отчужденного от общества).

Хорни выделяет три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих типов отношений складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытающаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии - перестройка межличностных взаимоотношений.

Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а главным образом социальными факторами. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному обществу с его противоречиями и личности при тоталитаризме. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С этим связано образование различных типов характера, возникновение неврозов. Фромм критикует западное общество, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера - рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от других людей и от природы.

Неофрейдизм во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.

 

Роль психоанализа:

Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...