Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии:

♦ человек должен изучаться в его целостности;

♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

♦ переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

♦ человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

♦ человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

♦ человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я.

Абрахам Маслоу(1908 - 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил:

Более эффективное восприятие реальности - беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боится неоднозначных решений)

Принятие себя, других, природы - нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон)

Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих) Птерпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо

Центрированность на проблеме - приверженность задаче, призванию

Независимость (потребность в уединении) - неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости Пбогатство и полнота дружбы

Автономия (независимость от культуры и окружения) - полагается на свой потенциал и источники роста и развития

Свежесть восприятия - оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни

Вершинные переживания - экстатические состояния, которые переживаются в

♦ кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой

Общественный интерес - стараются помочь другим стать лучше

Глубокие межличностные отношения - в дружбе, любви (но с равными)

Демократичный характер - нет предубеждений, с удовольствие учатся

Разграничение средств и целей - наслаждаются средствами (физическимиупражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие)

Философское чувство юмора - доброжелательное, не высмеивающее

Креативность - естественная и спонтанная креативность, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника

Сопротивление окультуриванию - находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее

Высшие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения низших. Категории мотивов:

-Дефицитарные - нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены

-Мотивы роста (метапотребности) - нацелены на повышение напряжения

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Карл Роджерс(1902-1987) - амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я концепцию,представленную динамикой соотношения Я реального и Я-идеального.

По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:

1) „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,

2) „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.

Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).

Характеристики полноценно функционирующего человека: Открытость переживанию - противоположна беззащитности, человек не боится воспринимать, он не искажает и не отрицает воспринятое и пережитое. Люди стремятся к тем переживаниям, которые оцениваются как Я-интенсифицирующие, и избегают Я-отрицающие.

Экзистенциальный образ жизни - жить полно и насыщенно в каждый момент существования, личность формируется из переживаний, а не переживания подстраиваются под личность

Организмическое доверие - поступать в соответствии с внутренним ощущением «Я поступаю правильно», а не по нормам, советам

Эмпирическая свобода - жить так как хочешь без ограничений и запретов, свобода выбора

Креативность - в идея, проектах, действиях; креативный человек член общества, но не его пленник

Единственная реальность, с точки зрения человека, - субъективная = личный мир переживаний человека. Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:

1. Потребность в позитивном внимании - ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли

2. Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) - уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание Пребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции

3. Безусловное позитивное внимание - не за что-то, а просто потому, что он есть.

Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией. Если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:

- Искажения восприятия - несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)

- Отрицания восприятия - уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс)

Слишком большое несоответствие приводит к личностным расстройствам и психопатологии

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...