Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная психология (Дж.Миллер, У.Найссер и др.)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX века как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризмаотрицание роли внутренней организации психических процессов.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Предмет и метод психологии. Основной областью исследований в психологии стала познавательная сфера личности. Поведение человека теперь рассматривается как детерминированное, прежде всего его знаниями, Знания многие когнитивисты понимают как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ.

При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон).

Официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6 апреля 1956 года. В этот день в «Психологическом обозрении» появилась статья Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» - первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению.

Центральная для когнитивной психологии проблема — переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира.

Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процесс восприятия и образования понятий, мышление и психология развития.

Найссер Ульрих - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии, директор Центра когнитивной психологии. Найсер определил познание как процесс, при котором «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности.» Т.о. когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

1967 – опубликовал книгу «Когнитивная психология»

Восприятие и другие познавательные процессы – это не просто операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром, и такое взаимодействие не просто информирует субъекта, но и трансформирует его (Найссер, 1981). В этом случае сворачивается не телесная конструкция, а вынесенная вовне когнитивная активность.

Теория восприятия Найссера. Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации строго определенного вида, и таким образом, управляют его текущей двигательной активностью. Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному.

Восприятие - конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. Понятие перцептивного цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема - одна из фаз активности - связывает субъекта с окружающей средой. Термин "восприятие" относится ко всему циклу, а не к отдельной его части.

Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Схема:

1) принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности

2) изменяется под влиянием этой информации

3) направляет движения и исследовательскую активность.

С биологической точки зрения схема - часть нервной системы.

Функции схем:

1) Формат - определяет, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было ей дать адекватную интерпретацию.

2) План сбора информации об объектах и событиях (наиболее важно при восприятии движений головы и глаз).

3) Схема как исполнитель плана - это структура действия. Активность схемы не зависит от внешнего источника энергии.

4) Мотивы - это более широкие схемы, работающие в более крупном масштабе.

5) Схема как генотип - она делает возможным развитие по некоторым определенным направлениям, но конкретный характер этого развития определяется только взаимодействием со средой.

 

Жан Пиаже(1896 - 1980) - швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий .

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...