Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мышления в онтогенезе. Сравнительный анализ допонятийного и понятийного мышления по Веккеру.

Развитие мыслительной функции младенца проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. К 8-10 мес. ребенок способен решать пространственные задачи. Способен обобщать практический опыт решения задачи переносить способ действия на сходную ситуацию.

Преддошкольный период: к 2 годам проявление первичной инструментальной формы мышления, намечается переход к репрезентативному мышлению посредством представлений, т.о. создаются предпосылки собственно мысли тельной деятельности. Начинают складываться характеристики мыслительной деятельности – способность к обобщению, переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения, умение решать конкретные задачи путем активного экспериментирования. Важную роль играют речь и практическая деятельность.

Дошкольный возраст. Развитие наглядно-действенного мышления и появление наглядно-образного мышления, развитие умений устанавливать связи между отношениями и предметами. К 6 годам – появление логического мышления.

Возраст 7-11 лет – переломный в интеллектуальном развитии. Развитие вербально-логического мышления и его операций (классификация, систематизация, сравнение, различение, обобщение).

 

Жан Пиаже предложил когнитивную теорию развития мышления. В центре концепции – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой. Внешняя среда постоянно изменяется – субъект существует независимо от среды, стремится установить равновесие со средой, путем совершения определенных действий. Пиаже выделяет 2 механизма адаптации к среде: ассимиляция (субъект приспосабливает внешнюю среду к себе, изменяя её) и аккомодация (субъект приспосабливается к внешней среде).

Познавательное развитие идет за счет интериоризации предметных действий - они постепенно превращаются в умственные операции. Развитие интеллекта – процесс вызревания операциональных структур (понятий). Высшая форма познавательного развития - логическое мышление, является результатом синтеза ассимиляции и аккомодации.

Стадии развития (см предыдущий вопрос)

Допонятийное мышление

1. Наглядно-действенное (предметно-действенное) – целенаправленно планируемо, подкреплено различного рода мотивами, обладает собственной структурой. В онтогенезе преобладает у ребенка до 2-3 лет (через практическое действие с объектом). От рождения до 2-3 лет

2. Наглядно-образное – появляется в 2-3 года и доминирует до 6-7 лет. При допонятийном мышлении оперирование понятиями носит случайный неосознанный характер и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности (с помощью образных представлений). Предмет мысли ребенка – предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка – птица, потому что летает», «эффект Пиаже» - если пластилиновый шар смять в лепешку, то ребенок считает, что в лепешке пластилина больше, т.к. она занимает большую площадь).

Характеризуется: эгоцентризмом, т.е. невозможностью абстрагироваться от субъективных отношений,

синкретизмом - поверхностные признаки, не отражающие сущности объединяются в какой-то комплекс.

Понятийное мышление (словесно-логическое - с помощью логических понятий и знаков)

1. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;

2. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

Понятийное мышление появляется с 6-7 лет, основная единица – понятие, в котором отражаются общие и максимально существенные свойства, признаки предметов и явлений. Всегда осознанное и вербализованное мышление. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи.

Характеризуется: децентрация, т.е. умение абстрагироваться, выделять существенные признаки,

критичность (полнота) понимания, включая подтекст.

 

Понятие - единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности.

Понятийное мышление формируется в процессе обучения через практику и опыт: совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Постепенно приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение.

Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказыванию, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.

Понятийное мышление – пронизывает и подчиняет допонятийные виды мышления. Мышление взрослого (абстрактно-логическое) – структура, включающая признаки всех 3 видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Сравнение характеристик видов мышления по Веккеру:

Допонятийное Понятийное
Эгоцентризм – помещение себя в точку отсчета, вследствие этого носитель мысли выпадает из сферы отображения Децентрация – возможность изменять точку отсчета + интеллектуальная децентрация – научный подход, сознательный уход от фиксированной точки отсчета, вследствие чего человек может посмотреть на ситуацию глазами другого человека
Синкретизм – тенденция связывать между собой разнородные явления + преобладание соединительных конструкций Иерархизированность + преобладание конструкций подчинения – причинно-следственные связи, родо-видовые отношения
Трансдуктивный характер связей – движение мысли от частного к частному, минуя общее Индуктивно-дедуктивный характер связей – от частного к общему, от общего к частному
Несовпадение объема и содержания понятий (7 роз, 1 гвоздика, 2 тюльпана ребенка спрашивают: «чего больше цветов или роз?» Ребенок отвечает, что роз) Полное совпадение объема и содержания понятий
Неполнота обратимости операций (из шарика делают лепешку спрашивают: «что больше?» Ребенок отвечает, что лепешка) Сформированность ансамблей обратимых операций: анализ - синтез обобщение - конкретизация
Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу Высший уровень и полнота понимания, понимание переносного смысла
Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов - не понимает, что масса вещества относится к инвариантным характеристикам - растворили сахар в воде для ребенка он исчез Адекватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов

 

Методы исследования понятийного мышления связаны и исследованием вербальных форм мышления. Наиболее распространены бланковые вербальные варианты:

«Сравнение понятий» (существенные признаки) - подсчитывается количество правильно указанных признаков в соответствии с групповой лингвистической нормой.

«Исключение лишнего», «Аналогии» - в этих и аналогичных методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать. Снижение и искажение уровня обобщения является одним из самых показательных признаков при диагностике мышления.

"Классификации"

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...